20:37, 18 Апреля
Новости
Подробно


«Сейчас все города конкурируют за инвесторов. Будем друг друга держать в тонусе»

01.12.2016, 18:08

Набережные Челны теряют свою уникальность как ТОСЭР: десять городов в России уже получили статус и готовы принимать резидентов в свой «налоговый рай». Некоторые из них – в нескольких часах езды от Челнов, еще одна ТОР назревает под боком. Намерения мэра Нижнекамска Айдара Метшина стремительно воплощает Радмир Беляев, экс-чиновник автограда. Челны пока впереди других городов в части развития ТОР, отметил в начале недели Наиль Магдеев (сегодня статус резидента выдали шестой компании), но и другие города набирают обороты. Так, Нижнекамск уже сейчас заявляет об инвестициях в 30 млрд рублей, а Челны на эту сумму рассчитывают только к 2026 году. Что думают о войне за резидентов власти Тольятти, почему чиновники Челнов замалчивают имена инвесторов, и какой выхлоп от всей этой ТОРомании наш город-пионер получил за год – в материале Chelny-biz.ru.

«ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В ТАТАРСТАНЕ – САМЫЙ ЛУЧШИЙ»

В Набережных Челнах сегодня определили шестого по счету резидента территории опережающего социально-экономического развития. Им стала немецкая компания «Полихим Системс», планирующая инвестировать в проект по производству полиуретановых систем 68 млн рублей, создав при этом 31 рабочее место. Ожидаемый срок окупаемости проекта – четыре года. При этом, как сообщает пресс-служба мэрии, в перспективе резидента – строительство завода по производству полиэфиров. Такая продукция востребована в автомобилестроении, строительстве, ЖКХ, мебельном производстве и в обувной промышленности.

По такому случаю сегодня в Челны приехала правительственная комиссия во главе с премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым. По словам гендиректора компании Фридриха Егера, с 2014 года он объездил все регионы России, рассмотрел площадки особых экономических зон. Татарстан убедил бизнесмена самыми привлекательными условиями.

– Инвестиционный климат в Татарстане – самый лучший, – заявил сегодня Фридрих Егер, упомянув при этом удобную логистику, наличие сильной нефтехимической отрасли, а также кадровый потенциал.

Основная сырьевая база для производства – продукция «Нижнекамскнефтехима». Еще одним фактором для принятия решения в пользу Набережных Челнах стало то, что город находится посередине между Москвой и Новосибирском, что весьма удобно для транспортировки сырья.

Впрочем, эта компания вполне могла бы открыться и в Нижнекамске, если бы город успел с получением статуса. Так же, как фабрика клюшек Даниса Зарипова, которая потребляет нижнекамское сырье.

Члены комиссии дали положительное заключение и единогласно решили включить ООО «Полихим Системс» в число резидентов ТОСЭР.

– Очень интересное предприятие. Надо посмотреть пути применения продукции в авиастроительной отрасли. Объем рынка по данному виду очень большой, – резюмировал Ильдар Халиков.

«ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ЗАВОДОВ – ЭТО «ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ» ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА»

Напомним, что в Челнах на сегодняшний день работает пять предприятий-резидентов ТОР: «ХайерЭлектрикалЭпплаенсис РУС» – китайская компания, выпускающая холодильники Haier, АПК «Камский», занимающийся переработкой мяса и производством колбасных изделий, КМК «ТЭМПО» – металлургический завод по производству строительной арматуры, завод по металлообработке «Техноанод» и единственный в России производитель хоккейных клюшек из композитных материалов завод «ЗаряД». По словам мэра Наиля Магдеева, на этих предприятиях в общей сложности работают 1200 человек, а сумма инвестиций на данный момент составила порядка 10 млрд рублей.

План на 2017 год – десять новых резидентов. Это не считая шести потенциальных, уже заявившихся. Заинтересованность к «налоговому раю» автограда высказали китайские инвесторы: первый – производитель дорожной техники, второй – телевизоров.

– Среди потенциальных инвесторов есть машиностроительный завод, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, есть предложения по выпуску светодиодов. Планируемый объем инвестиций составит около 2,5 миллиардов рублей, будет создано еще 450 рабочих мест, – отметил Магдеев на днях в интервью общественно-политическому порталу «Вверх». – Надо понимать, что полной независимости от «КАМАЗа» у города никогда не будет. Задача ТОСЭР в том, чтобы сделать эту зависимость частичной. Поэтому открытие новых высокотехнологичных заводов – это «второе дыхание» для нашего города.

По словам рулевого автограда, за 10 лет существования ТОСЭР планируется создать 10 тыс. новых рабочих мест, привлечь около 38 млрд рублей инвестиций, взрастить квалифицированных специалистов и построить новые дороги.

«НА КОНКРЕТНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЕСТЬ СВОИ «ЛОКОМОТИВЫ». В НАШЕМ СЛУЧАЕ ЭТО «НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ», В ЧЕЛНАХ – «КАМАЗ»

Очевидно, что появление все новых и новых ТОР приведет к конкуренции между городами за наиболее интересные инвестиционные проекты. Некоторые из них – в нескольких часах езды от Челнов: Тольятти (5,5 часов, 400 км), Белебей (4 часа, 280 км), Кумертау (7 часов, 533 км), Нижнекамск (чуть более 40 минут и менее 50 км).

Соседи начинают тянуть одеяло на себя? Не случайно, челнинские чиновники теперь стараются публично не называть потенциальных инвесторов, ссылаясь на города-конкуренты.

Так, в соседнем Нижнекамске, где свет ТОР только-только забрезжил на горизонте, на получение статуса резидента уже рассчитывают восемь компаний, которые планируют на всех создать 2 тыс. рабочих мест и инвестировать свыше 30 млрд рублей (!). И это в то время, как в Челнах к плановым показателям по инвестициям в 38 млрд рублей рассчитывают подойти лишь к 2026 году!

Самым крупным проектом, который может войти в «налоговый рай» Нижнекамска, является компания «СафПэт» (производство терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата) с суммой инвестиций 27 млрд рублей. Здесь будет создано 1030 рабочих мест. 2,5 млрд планируется вложить в промышленный парк «Нижнекамск», который будет рассчитан на 10 резидентов, в «Преттль-НК» (производство кабельно-жгутовой продукции) – 1,1 млрд рублей. Чуть меньше инвестиций заявляют такие компании, как «Айпласт» (производство пластиковых контейнеров для ТБО, складских лотков и др.) – 356,6 млн, «Синтекс 2» (мебельное производство) – 150 млн, Нижнекамский хладокомбинат (производство кондитерских изделий) – 120 млн, «Гермат РТИ» (переработка резинотехнических изделий) – 100 млн и ЗПМ «Бакелит» (производство трубной изоляции и профилей из вспененного полиэтилена) – 30 млн.

– Вчера мы рассмотрели все эти проекты. Единогласно все они поддержаны, – отметил замруководителя исполкома Нижнекамска Радмир Беляев. – Они будут включены в каталог инвестиционных проектов Нижнекамского района.

Заявку на получение статуса ТОСЭР Нижнекамск планирует направить в Фонд развития моногородов в декабре. Как скоро там решат вопрос, прогнозировать сложно. Впрочем, как отмечает Беляев, о конкуренции с Челнами речи не идет.

– Вообще никакой конкуренции здесь быть не может. У Нижнекамска есть своя специфика работы, связанная с нефтехимией: большинство местных предприятий заняты в сфере переработки полимеров, производством пластмассовых изделий. Концепция Набережных Челнов – это в основном машиностроение и автокомпоненты, – считает чиновник. – У каждого города есть своя специфика и свой инвестор. Вообще программа ТОСЭР предполагает стимулирование промышленных компаний и внешних партнеров для инвестирования в конкретную территорию. А на конкретных территориях есть свои «локомотивы» – крупные предприятия. В нашем случае – это «Нижнекамскнефтехим», в Челнах – «КАМАЗ».

Отметим, что по плану Нижнекамска на 2017 год, согласно инвестиционным проектам потенциальных резидентов ТОСЭР, количество рабочих мест составляет 244, инвестиций – 6,3 млрд рублей.

«ЭТО МОБИЛИЗУЕТ И ТОЛЬЯТТИ, И ЧЕЛНЫ БЫТЬ БОЛЕЕ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ К БИЗНЕСУ»

Пока Нижнекамск поражает амбициозными планами, на пятки Челнам наступает город-близнец Тольятти. На минувшей неделе здесь было положено начало пополнению ТОР резидентами: правительство Самарской области утвердило порядок вступления компаний в местный «налоговый рай». Как рассказал Chelny-biz.ru руководитель департамента экономического развития мэрии городского округа Тольятти Дмитрий Богданов, есть порядка 40 потенциальных резидентов – проекты, которые город прикладывал к заявке для обоснования создания ТОСЭР. Теперь с ними начнется предметный разговор. Он также заметил, что интересы Тольятти и Челнов с точки зрения привлечения инвестпроектов пока не сталкивались.

– Мы работаем с определенным пулом резидентов. Пока это преимущественно проекты, создаваемые инвесторами нашего региона. Безусловно, наверное, на более активной стадии реализации ТОР в наших городах, могут появиться инвесторы, которые будут рассматривать разные варианты. Но это только пойдет на пользу и мобилизует и Тольятти, и Челны быть более внимательными к бизнесу, – считает Богданов. – Я бы хотел подчеркнуть два важных момента. Во-первых, между Тольятти и Челнами подписано соглашение о партнерстве, то есть мы фактически города-партнеры. В рамках этого соглашения мы обмениваемся делегациями, коллеги из Челнов помогали нам в работе над определенными документами для присвоения статуса ТОР, мы помогали какими-то советами. Мы понимаем, что у нас есть направления, где мы могли бы быть друг другу полезны, и уже работаем в этих направлениях.

И второй момент – безусловно, сейчас все регионы и города между собой в какой-то степени конкурируют за инвесторов, за интересные проекты, за человеческие ресурсы, в конце концов. В данном случае конкуренция между сильными развивающимися городами, мне кажется, положительно повлияет в целом на инвестиционную привлекательность в нашей стране, в наших регионах. И мы будем друг друга держать в тонусе и стараться создать для бизнеса более комфортные условия. От этого, я думаю, все только выиграют.

«МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ ТОЛЬЯТТИ УСТАНОВЛЕН ВДВОЕ НИЖЕ – 20 МЛН»

Пока наибольший интерес к ТОР, действительно, проявляют, как правило, местные компании. Но в Челнах, например, уже появился Haier, и президент РТ Рустам Минниханов сам настойчиво зазывает в автоград иностранные компании, привлекая их выгодными условиями, готовыми промплощадками и личным авторитетом. Такая активная работа пока не развернулась в других получивших заветный статус городах.

– Тольятти только недавно получил статус ТОР, в отличие от Челнов, которые стали первыми, – отметил Дмитрий Богданов. – Но Челнам потребовалось длительное время для того, чтобы разработать нормативную базу, поэтому в ТОР пока не так много резидентов. Понятно, что нам проходить всю эту историю проще. Тольятти больше и по численности населения (здесь проживает более 700 тысяч человек), и по площади, и по определенным ресурсам город более крупный, поэтому с какой-то точки зрения каким-то инвесторам, может быть, Тольятти будет более интересен.

При этом, у Тольятти есть веский аргумент в свою пользу. Минимальный объем капитальных инвестиций для предприятий, вступающих в ТОР «Челны», установлен на уровне 50 млн рублей, а в Тольятти ниже более чем вдвое – 20 млн.

– Мы занимали такую позицию с самого начала, – объяснил Богданов. – Тольятти входит в десятку крупнейших промышленных городов страны, и для того, чтобы модернизировать экономику такого крупного города, достаточно серьезно завязанного на автомобилестроении, мы, в первую очередь, делаем ставку на развитие именно субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому мы изначально защищали заявку так (и это было очень непросто), чтобы минимальный объем инвестиций не был сильно завышен.

Добавим, что за 10 лет существования ТОР в Тольятти планируется создать более 460 новых компаний разного уровня и более 22 тыс. рабочих мест.

«ТАКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ, КАК В ЧЕЛНАХ, ПО РЯДУ ПРОИЗВОДСТВ НЕТ НИ У КОГО. ПОНЯТНО, ЧТО МЫ КОНКУРЕНТЫ ДЛЯ ДРУГИХ ГОРОДОВ РОССИИ»

Власти Челнов признают, что конкуренции между городами не избежать, и называют в качестве своих преимуществ промплощадки и высококвалифицированные кадры.

– Таких компетенций, как в Челнах, по ряду производств нет ни у кого, – заявил Chelny-biz.ru мэр города Наиль Магдеев. – Пищевка и переработка у нас самые сильные. Строительство – дай бог, иметь всем такую базу и строителей. Энергетика – сильнее наших специалистов ни у кого нет. Думаю, что с нами трудно будет конкурировать кому-то. У нас определенно наработанная база для этого, готовые стартовые площадки для развития ряда производств. Нет ни у кого такого мощного КИП «Мастер», как у нас. Объективно, у нас под это дело подведена серьезная база: есть кадры, готовые площадки.

В то же время Магдеев упорно не видит конкуренции в ближайших соседях.

– Если говорить о Нижнекамске, думаю, что у них будут развиваться химия, нефтехимия, все, что связано с переработкой. Это на мой взгляд. Челны имеют свою специфику, Зеленодольск – другую. Думаю, что какой-то конкуренции между нами не будет. Хотя понятно, что мы конкуренты для других городов России, – считает мэр.

Заместитель руководителя исполкома по вопросам развития ТОСЭР Эльдар Тимергалиев подчеркивает, что прежде, чем говорить о конкуренции, надо, чтобы инвесторы осознали значимость вступления в ТОР.

– Понятие ТОСЭР появилось относительно недавно, и необходимо его правильно позиционировать перед инвесторами. Если по особой экономической зоне все ясно, то что такое ТОСЭР – многим непонятно. Поэтому необходимо донести до компаний, что значит данный инструмент, – говорит Тимергалиев.

Добавим, что при всех вложенных усилиях влияние резидентов ТОСЭР на экономику Набережных Челнов можно будет оценить только к 2020 году, когда все выйдут на проектную мощность. Пока, как отмечают экономисты исполкома, у компаний-резидентов выручки нет, к тому же они имеют льготы по налоговым отчислениям.

Накануне такой расклад дел возмутил депутатов горсовета. Глава постоянной комиссии Абдулхак Батюшов удивился тому, что от первых резидентов, одобренных еще весной, экономика города не получил ничего, кроме громкого статуса.

– В связи с тем, что данные предприятия только начинают свою деятельность, прибыли нет, налоговых отчислений тоже, – объясняла депутатам начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства Гузель Гилязова. – Мы пока делаем акцент на 2017 год. В основном у них выход на проектную мощность к 2020 году. Отработают они год, и мы увидим их результаты. Но все-таки это будет зависеть от того, как будет работать градообразующее предприятие. Если оно опять снизит свои объемы, то соответственно резиденты ТОСЭР просто перекроют эту разницу. «КАМАЗ» диктует свой темп развития всего города. Сейчас нам нужны крупные прорывные проекты.

Вероятно, за такой прорывной проект Челнам предстоит побороться с конкурентами.

Chelny-biz.ru

Комментарии

Оставьте первый комментарий