«Ислам – это не просто надеть платок. Это работа над собой», – говорит Гузель Валишина, известная в Набережных Челнах дизайнер свадебной мусульманской одежды, дочь имам-мухтасиба Альфас хазрата. Ее никах-студия «Хыял» работает уже десять лет и владелица отмечает, что из года в год количество верующих растет, молодежь держит уразу, надевает платки и все чаще отказывается от свадеб, делая упор только на никах. В священный месяц Рамадан Chelny-biz.ru решил выяснить, откуда веет трендом на ислам, сложно ли не надеть платок, если твой папа хазрат и почему на важные переговоры мусульманкам приходиться звать мужей.
О БИЗНЕСЕ
«В ОСНОВНОМ Я КОНТАКТИРУЮ С ЖЕНЩИНАМИ, НО НА СЕРЬЕЗНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ БЕРУ МУЖА»
– Гузель, бытует такое старомодное мнение, что мусульманка должна быть в тени своего мужа. Тем не менее сейчас мы видим, что женщины в платках ведут блоги, активно занимаются бизнесом, выступают как коучи… Что изменилось за последнее время?
– По исламу и женщина, и мужчина вправе развиваться. Раньше, видимо, не было таких направлений, в которых мы могли бы себя реализовать. Человек должен идти в ногу со временем. Саморазвитие в исламе есть, просто это должно быть с разрешения мужа. Естественно, это все должно быть очень скромно. Про ведение блогов двоякое мнение. Есть свои запреты. Например, по исламу нельзя, чтобы мусульманка открывала шею (по правилам нужно оставлять только овал лица), краситься. Мы действуем пока так, как чувствуем. Дай Аллах, мы все станем праведными и придем к этому.
– Насколько сложно вести бизнес женщине в платке?
– Я в этой сфере почти 10 лет. Когда начинала, у меня даже не было конкурентов. Не было цели открывать магазин платьев на никах. Все пришло постепенно, к этому подтолкнули меня клиентки. В основном я контактирую с женщинами, но на серьезные переговоры беру мужа. Он в этих вопросах даже более компетентен, грамотен. Поэтому в таких случаях я всегда за спиной супруга. К тому же сейчас почти все процессы онлайн.
– Не могу не спросить про отца, имам-мухтасиба Альфас хазрата. В одном из своих интервью на эту тему вы сказали, что на какой бы должности он ни был, шить за вас он не будет. Все же помогал?
– У папы своя сфера, у него ответственная работа. Отец поддержал мое начинание. И даже то, что мы сейчас находимся в здании при мечети – благодаря ему. Я не кричу направо и налево, что я дочь хазрата. Мы стараемся сами решать свои проблемы, такое воспитание. Первое время, когда я только начинала, выезжала на оформление платков. По сути, студия не нужна была. Потом поняла, что нужны платья. Это осознание еще подкрепила поездка на показ в Казань. При мечети «Нур-Ихлас» было старое здание, где размещался родник. Оно не обогревалось и не использовалось. Вот тогда была большая просьба папе выделить его мне. С таким страхом подошла к нему, мне было неудобно, казалось, все думают обо мне плохо. Папа, естественно, не отказал. Своими силами мы сделали ремонт в двух небольших помещениях. В одном кроили и шили. Там не было отопления, ходили в валенках и перчатках.
– Ваша студия называется «Хыял», то есть «мечта». Как раз тогда зародилась эта мечта?
– Да, это случилось, когда я съездила на показ в Казань. Знакомая посоветовала: «Гузель, тебе тоже надо туда! Что ты, семь платьев не сошьешь, что ли?!». Ну раз надо, так надо. Я сшила платья, назвала свою коллекцию «Хыял». Когда мы сделали ремонт, стали думать о названии студии. Тут мама предложила назваться «Хыял». Вот тогда я поняла, что эта действительно была моя мечта, к которой меня подтолкнули другие люди.
– Знаю, что первое свадебное платье вы сшили для сестренки. С тех пор через вас прошло много изделий. Какие запомнились больше всего?
– У меня была идея дизайна одного платья. Я была в декрете. Шила его на балконе. С AliExpress заказала кружева и просто накинула на это платье. Сестренка увидела, ей понравилось, по фигуре село. Вместе с ней по подолу пустили кружева, надели яркий платок, корону, украшения. Это было первое платье. Тогда пришло понимание, что в принципе я могу создавать образы. Было платье для невесты Радика Юльякшина (более известного под псевдонимом Элвин Грей – ред.) Инзили. Я с ней лично знакома не была. Оказалось, что ранее она участвовала в конкурсе «Татар кызы» и у нас подбирала наряд. Потом через какое-то время она написала мне, что приедет за платьем только к нам. Был случай, когда сотрудница укоротила изделие, которое должны были забрать завтра. Я была на выезде и, когда вернулась, поняла – платье длиной чуть ли не как туника. Оказалось, швея перепутала места иголок и отрезала большой кусок. Мне пришлось за ночь раскроить новую вещь, сшить, украсить. Я сравнивала каждый миллиметр, на глаз добавили ту длину, которую ей подгибали. Слава богу, клиентка ничего не заметила.
О ВЕРЕ
«НЕ МОЖЕШЬ ПОКА ЧИТАТЬ НАМАЗ, НАДЕНЬ ПЛАТОК. ЭТО ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ»
– Вы работаете в этой отрасли давно, замечаете, что все больше молодых сейчас делают только никах?
– Да. Я всегда спрашиваю невесту: «Почему так решили?», «А свадьба будет?». Из 100 половина точно скажет, что будет только никах. Думаю, что дальше–больше. К никаху более трепетное отношение. Люди сейчас тянутся к религии.
– Как вы считаете, почему?
– Общество стало развиваться, мы видим в соцсетях, как живут мусульмане в других странах. Как женщины в платке могут красиво и стильно одеваться. Если бы этого не было, наверное, шло бы тяжелее.
– Многие осуждают, если, например, девушка держит уразу, но не надела платок, не читает намаз…
– Любое проявление в сторону ислама ты можешь сделать так, как желаешь. Никто не знает, что будет завтра. Возможно, ты наденешь платок и уже через три дня станешь читать намаз. Потому что, когда ты начинаешь изучать ислам, твоя душа очищается, ты открываешься, наполняешься… Если этого не случилось, возможно, ты снимешь платок, и я с таким тоже сталкивалась. Я не против любого проявления. Не можешь пока читать намаз, надень платок. Это лучше, чем вообще ничего не делать. Действуйте по своей интуиции.
– Вы ведь и сами не сразу надели платок? Все пришло со временем или все-таки заставляли?
– Первое время было. Когда папа только пришел в ислам, мне было 13-14 лет. Ему хотелось, чтобы мы вовремя пришли к этому. Потом ведь переходный возраст, начнутся сложности… Сейчас я его понимаю. Папа отправил меня в медресе. Я не хотела. Отучилась там, но платок не надела. После школы ходила без платка, намаз не читала, но религия всегда была в моей душе. Со временем, выйдя замуж, осознала, что так жить не хочу. Было какое-то опустошение: я ведь жила с этими знаниями. Поняла, что во мне живет какая-то двуличность. Я была не на своем месте. Винила папу, что меня заставили делать то, что не хочу. Когда надела платок, сначала читала намаз только с утра и вечером. Потом влилась. Все приходит со временем. Ислам – это не просто надеть платок. Это работа над собой.
– Многие сейчас держат уразу. Это стало модно или причина в другом?
– Не хотелось бы, чтобы это было только модой, пусть это будет велением души. Раньше информацию об исламе можно было услышать только в мечетях, сейчас об этом говорят в соцсетях. Думаю, что это тоже повлияло. Когда мы ходили в школу в платках, никто не говорил, что мы мусульманки. Нас называли «монашками». Было обидно, могли стянуть с тебя платок, толкнуть, обидеть. Сейчас такого нет. И даже маленькие дети понимают, что они – мусульмане.
– Как воспитываете свою дочь?
– Мы не навязываем. Это ее выбор. Моя задача – дать воспитание, толчок, чтобы она сама к этому пришла. Не хочу заставлять.
– Сейчас активно появляются молельные комнаты в медучреждениях, административных и торговых центрах. Точки общепита предлагают халяльные блюда. Чего нам не хватает в целом для того, чтобы достичь максимально цивилизованного уровня?
– Радует, что сейчас понимают, что такое ислам. Кафе халяль стало намного больше, даже сети быстрого питания делают на этом акцент. Это, конечно же, большой плюс. На большее мы, наверно, уже не можем рассчитывать, но, думаю, для нашей страны этого вполне достаточно. Не думаю, что у нас когда-нибудь во время азана все бежали в мечеть, с работы отпускали. Для мусульманок есть студии красоты, косметологические клиники с халяльными процедурами. Мужчин туда не впускают. Раньше с этим, конечно, было сложнее. Сейчас можно покрасить брови халяльными методами, сделать уколы витаминов или халяльный маникюр. Все это развивается. В Казани, конечно, это более распространено.
– Реально ли соблюдать правила ислама, когда жизнь расписана по графику: кружки, работа, дом, хобби?
– Я взяла в привычку до уразы подготавливать себя к этому: уменьшаю порции, пью больше воды. Поэтому у меня нет сложностей. И потом, мне нравится, что у меня есть работа, где время просто летит. Я даже в обычное-то время не успеваю воды попить…
– Мне кажется, женщинам сложнее держать уразу. На ней быт, дети...
– Сложнее все: и уразу держать, и намаз читать. Когда дети, дом на тебе, если еще тебе приходится вести бизнес. Наша студия возле мечети, но иногда я так ухожу в работу, что даже не слышу азана. Бывает, ставлю напоминания, но иногда или звук на телефоне убавлен, или он остался в другой комнате и мне приходится сломя голову бежать. Но ведь я не специально растягиваю время. Лучше сделать попозже, чем вообще не сделать.
О МОДЕ
«ЕСТЬ МНОГО СТЕРЕОТИПОВ, ЧТО МУСУЛЬМАНКАМ НЕЛЬЗЯ НОСИТЬ БРЮКИ, ОБТЯГИВАЮЩУЮ ОДЕЖДУ. НО ВСЕ МОЖНО СТИЛИЗОВАТЬ»
– Раньше на никах, как правило, надевали длинное платье в цветочек или брючный костюм, ну и платок. Сейчас это образ с иголочки, продуманный до мелочей. Традиционная мода и исламская соприкасаются?
– Если говорить о платьях на никах, то тренды от модных кутюрье и мусульманские идут в разных направлениях. Что касается повседневной одежды, поскольку мы сейчас перешли на обычную одежду (можем позволить, к примеру, брюки палаццо, объемные жакеты), то мусульманки могут одеваться в любых шоурумах. Все смешалось. Раньше, когда жили в пустынях, женщины кутались, закрывая все. Тогда было так. Мы идем в ногу со временем и не знаем, до чего дойдем. Главное – оставить скромность, которая нам свойственна, и красоту. Есть много стереотипов, что мусульманкам нельзя носить брюки, обтягивающую одежду. Но все можно стилизовать. Это принесла мода. И это нормально. Конечно, должна быть грань, не стоит забывать, кто мы.
– Нет желания заняться повседневной одеждой для мусульманок?
– Хочу включить в ассортимент повседневную одежду, но не хочу уходить от основной своей продукции – нарядные вечерние платья. Моя задача - быть не как все, чтобы товар был единичный.
Лилия Хамитова
Баширов
Руслан
15.03.2024, 13:1