Новости
Подробно


«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

13.03.2024, 20:03

«Ислам – это не просто надеть платок. Это работа над собой»,  говорит Гузель Валишина, известная в Набережных Челнах дизайнер свадебной мусульманской одежды, дочь имам-мухтасиба Альфас хазрата. Ее никах-студия «Хыял» работает уже десять лет и владелица отмечает, что из года в год количество верующих растет, молодежь держит уразу, надевает платки и все чаще отказывается от свадеб, делая упор только на никах. В священный месяц Рамадан Chelny-biz.ru решил выяснить, откуда веет трендом на ислам, сложно ли не надеть платок, если твой папа хазрат и почему на важные переговоры мусульманкам приходиться звать мужей.

О БИЗНЕСЕ

«В ОСНОВНОМ Я КОНТАКТИРУЮ С ЖЕНЩИНАМИ, НО НА СЕРЬЕЗНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ БЕРУ МУЖА»

Гузель, бытует такое старомодное мнение, что мусульманка должна быть в тени своего мужа. Тем не менее сейчас мы видим, что женщины в платках ведут блоги, активно занимаются бизнесом, выступают как коучи… Что изменилось за последнее время?

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

– По исламу и женщина, и мужчина вправе развиваться. Раньше, видимо, не было таких направлений, в которых мы могли бы себя реализовать. Человек должен идти в ногу со временем. Саморазвитие в исламе есть, просто это должно быть с разрешения мужа. Естественно, это все должно быть очень скромно. Про ведение блогов двоякое мнение. Есть свои запреты. Например, по исламу нельзя, чтобы мусульманка открывала шею (по правилам нужно оставлять только овал лица), краситься. Мы действуем пока так, как чувствуем. Дай Аллах, мы все станем праведными и придем к этому.

– Насколько сложно вести бизнес женщине в платке?

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

– Я в этой сфере почти 10 лет. Когда начинала, у меня даже не было конкурентов. Не было цели открывать магазин платьев на никах. Все пришло постепенно, к этому подтолкнули меня клиентки. В основном я контактирую с женщинами, но на серьезные переговоры беру мужа. Он в этих вопросах даже более компетентен, грамотен. Поэтому в таких случаях я всегда за спиной супруга. К тому же сейчас почти все процессы онлайн.

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

– Не могу не спросить про отца, имам-мухтасиба Альфас хазрата. В одном из своих интервью на эту тему вы сказали, что на какой бы должности он ни был, шить за вас он не будет. Все же помогал?

У папы своя сфера, у него ответственная работа. Отец поддержал мое начинание. И даже то, что мы сейчас находимся в здании при мечети – благодаря ему. Я не кричу направо и налево, что я дочь хазрата. Мы стараемся сами решать свои проблемы, такое воспитание. Первое время, когда я только начинала, выезжала на оформление платков. По сути, студия не нужна была. Потом поняла, что нужны платья. Это осознание еще подкрепила поездка на показ в Казань. При мечети «Нур-Ихлас» было старое здание, где размещался родник. Оно не обогревалось и не использовалось. Вот тогда была большая просьба папе выделить его мне. С таким страхом подошла к нему, мне было неудобно, казалось, все думают обо мне плохо. Папа, естественно, не отказал. Своими силами мы сделали ремонт в двух небольших помещениях. В одном кроили и шили. Там не было отопления, ходили в валенках и перчатках.

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

– Ваша студия называется «Хыял», то есть «мечта». Как раз тогда зародилась эта мечта?

– Да, это случилось, когда я съездила на показ в Казань. Знакомая посоветовала: «Гузель, тебе тоже надо туда! Что ты, семь платьев не сошьешь, что ли?!». Ну раз надо, так надо. Я сшила платья, назвала свою коллекцию «Хыял». Когда мы сделали ремонт, стали думать о названии студии. Тут мама предложила назваться «Хыял». Вот тогда я поняла, что эта действительно была моя мечта, к которой меня подтолкнули другие люди.

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

– Знаю, что первое свадебное платье вы сшили для сестренки. С тех пор через вас прошло много изделий. Какие запомнились больше всего?

У меня была идея дизайна одного платья. Я была в декрете. Шила его на балконе. С AliExpress заказала кружева и просто накинула на это платье. Сестренка увидела, ей понравилось, по фигуре село. Вместе с ней по подолу пустили кружева, надели яркий платок, корону, украшения. Это было первое платье. Тогда пришло понимание, что в принципе я могу создавать образы. Было платье для невесты Радика Юльякшина (более известного под псевдонимом Элвин Грей – ред.) Инзили. Я с ней лично знакома не была. Оказалось, что ранее она участвовала в конкурсе «Татар кызы» и у нас подбирала наряд. Потом через какое-то время она написала мне, что приедет за платьем только к нам. Был случай, когда сотрудница укоротила изделие, которое должны были забрать завтра. Я была на выезде и, когда вернулась, поняла – платье длиной чуть ли не как туника. Оказалось, швея перепутала места иголок и отрезала большой кусок. Мне пришлось за ночь раскроить новую вещь, сшить, украсить. Я сравнивала каждый миллиметр, на глаз добавили ту длину, которую ей подгибали. Слава богу, клиентка ничего не заметила.

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

О ВЕРЕ

«НЕ МОЖЕШЬ ПОКА ЧИТАТЬ НАМАЗ, НАДЕНЬ ПЛАТОК. ЭТО ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ»

– Вы работаете в этой отрасли давно, замечаете, что все больше молодых сейчас делают только никах?

– Да. Я всегда спрашиваю невесту: «Почему так решили?», «А свадьба будет?». Из 100 половина точно скажет, что будет только никах. Думаю, что дальше–больше. К никаху более трепетное отношение. Люди сейчас тянутся к религии.

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

– Как вы считаете, почему?

– Общество стало развиваться, мы видим в соцсетях, как живут мусульмане в других странах. Как женщины в платке могут красиво и стильно одеваться. Если бы этого не было, наверное, шло бы тяжелее.

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

– Многие осуждают, если, например, девушка держит уразу, но не надела платок, не читает намаз

– Любое проявление в сторону ислама ты можешь сделать так, как желаешь. Никто не знает, что будет завтра. Возможно, ты наденешь платок и уже через три дня станешь читать намаз. Потому что, когда ты начинаешь изучать ислам, твоя душа очищается, ты открываешься, наполняешься… Если этого не случилось, возможно, ты снимешь платок, и я с таким тоже сталкивалась. Я не против любого проявления. Не можешь пока читать намаз, надень платок. Это лучше, чем вообще ничего не делать. Действуйте по своей интуиции.

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

– Вы ведь и сами не сразу надели платок? Все пришло со временем или все-таки заставляли?

Первое время было. Когда папа только пришел в ислам, мне было 13-14 лет. Ему хотелось, чтобы мы вовремя пришли к этому. Потом ведь переходный возраст, начнутся сложности… Сейчас я его понимаю. Папа отправил меня в медресе. Я не хотела. Отучилась там, но платок не надела. После школы ходила без платка, намаз не читала, но религия всегда была в моей душе. Со временем, выйдя замуж, осознала, что так жить не хочу. Было какое-то опустошение: я ведь жила с этими знаниями. Поняла, что во мне живет какая-то двуличность. Я была не на своем месте. Винила папу, что меня заставили делать то, что не хочу. Когда надела платок, сначала читала намаз только с утра и вечером. Потом влилась. Все приходит со временем. Ислам – это не просто надеть платок. Это работа над собой.

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

– Многие сейчас держат уразу. Это стало модно или причина в другом?

Не хотелось бы, чтобы это было только модой, пусть это будет велением души. Раньше информацию об исламе можно было услышать только в мечетях, сейчас об этом говорят в соцсетях. Думаю, что это тоже повлияло. Когда мы ходили в школу в платках, никто не говорил, что мы мусульманки. Нас называли «монашками». Было обидно, могли стянуть с тебя платок, толкнуть, обидеть. Сейчас такого нет. И даже маленькие дети понимают, что они – мусульмане.

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

– Как воспитываете свою дочь?

– Мы не навязываем. Это ее выбор. Моя задача – дать воспитание, толчок, чтобы она сама к этому пришла. Не хочу заставлять.

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

– Сейчас активно появляются молельные комнаты в медучреждениях, административных и торговых центрах. Точки общепита предлагают халяльные блюда. Чего нам не хватает в целом для того, чтобы достичь максимально цивилизованного уровня?

– Радует, что сейчас понимают, что такое ислам. Кафе халяль стало намного больше, даже сети быстрого питания делают на этом акцент. Это, конечно же, большой плюс. На большее мы, наверно, уже не можем рассчитывать, но, думаю, для нашей страны этого вполне достаточно. Не думаю, что у нас когда-нибудь во время азана все бежали в мечеть, с работы отпускали. Для мусульманок есть студии красоты, косметологические клиники с халяльными процедурами. Мужчин туда не впускают. Раньше с этим, конечно, было сложнее. Сейчас можно покрасить брови халяльными методами, сделать уколы витаминов или халяльный маникюр. Все это развивается. В Казани, конечно, это более распространено.

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

– Реально ли соблюдать правила ислама, когда жизнь расписана по графику: кружки, работа, дом, хобби?

– Я взяла в привычку до уразы подготавливать себя к этому: уменьшаю порции, пью больше воды. Поэтому у меня нет сложностей. И потом, мне нравится, что у меня есть работа, где время просто летит. Я даже в обычное-то время не успеваю воды попить…

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

– Мне кажется, женщинам сложнее держать уразу. На ней быт, дети...

– Сложнее все: и уразу держать, и намаз читать. Когда дети, дом на тебе, если еще тебе приходится вести бизнес. Наша студия возле мечети, но иногда я так ухожу в работу, что даже не слышу азана. Бывает, ставлю напоминания, но иногда или звук на телефоне убавлен, или он остался в другой комнате и мне приходится сломя голову бежать. Но ведь я не специально растягиваю время. Лучше сделать попозже, чем вообще не сделать.

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

О МОДЕ

«ЕСТЬ МНОГО СТЕРЕОТИПОВ, ЧТО МУСУЛЬМАНКАМ НЕЛЬЗЯ НОСИТЬ БРЮКИ, ОБТЯГИВАЮЩУЮ ОДЕЖДУ. НО ВСЕ МОЖНО СТИЛИЗОВАТЬ»

– Раньше на никах, как правило, надевали длинное платье в цветочек или брючный костюм, ну и платок. Сейчас это образ с иголочки, продуманный до мелочей. Традиционная мода и исламская соприкасаются?

– Если говорить о платьях на никах, то тренды от модных кутюрье и мусульманские идут в разных направлениях. Что касается повседневной одежды, поскольку мы сейчас перешли на обычную одежду (можем позволить, к примеру, брюки палаццо, объемные жакеты), то мусульманки могут одеваться в любых шоурумах. Все смешалось. Раньше, когда жили в пустынях, женщины кутались, закрывая все. Тогда было так. Мы идем в ногу со временем и не знаем, до чего дойдем. Главное – оставить скромность, которая нам свойственна, и красоту. Есть много стереотипов, что мусульманкам нельзя носить брюки, обтягивающую одежду. Но все можно стилизовать. Это принесла мода. И это нормально. Конечно, должна быть грань, не стоит забывать, кто мы.

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

– Нет желания заняться повседневной одеждой для мусульманок?

– Хочу включить в ассортимент повседневную одежду, но не хочу уходить от основной своей продукции – нарядные вечерние платья. Моя задача - быть не как все, чтобы товар был единичный.

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

«Многие держат уразу. Не хотелось бы, чтобы это было только модой»

Лилия Хамитова

Комментарии
14.03.2024, 08:46

Молодец ведущая, было интересно это интервью. У нас у знакомых сын уже три раза никах делал, естественно, с разными жёнами, собирается на четвёртый. А есть ли у мусульман какой-то реестр учёта количества никахов у человека, например, у нас же есть ЗАГС. Говорить, что молодёжь стала серьёзно относиться к никаху, поэтому предпочитает читать никах вместо свадьбы, сомнительно, низкий уровень доходов населения -вот причина отсутствия свадеб, понятно, что у кого есть свободные деньги, они организуют свадьбу. В Узбекистане на правительственном уровне рассматривают вопрос о запрете выдачи кредитов на проведение свадеб, поскольку население и в миллионах оформляет кредиты, а выплатить не может.
14.03.2024, 12:44

Так и делают многие просто никах, потому что бедно живут на свадьбы нет денег.
15.03.2024, 15:38

гос пошлина за регистрацию брака 350 рублей. куда уж дешевле. А никах - это просто обряд. он, как и свадьба не имеют отношения к сочетанию браком. Не имеют никакой юридической силы. Покупать блестящие платочки и сумочки ради обряда, который вообще ничего не дает тем более глупо, если денег мало.
16.03.2024, 14:58

Действительно, странно. На никах тоже денег много уходит. А в ЗАГС сходить - дорого, нету средств. Где логика?! Без официальной регистрации это сожительство
18.03.2024, 09:34

Дело же тут не в деньгах. Это нужно людям скорее для души. Никах совершается не для гос органов, а для самих людей. Им это важно.
14.03.2024, 09:42

1. " папа отправил меня в медресе. Я не хотела" , "Сейчас я его понимаю" - понимаю что ? Что надо заставлять ? 2. – Как воспитываете свою дочь? – Мы не навязываем. Это ее выбор. Моя задача – дать воспитание, толчок, чтобы она сама к этому пришла. Не хочу заставлять ... короче говоря ,дочь в обычной школе что ли?
14.03.2024, 09:49

А никах делают до оформления брака в ЗАГСе или после?
14.03.2024, 12:14

Вместо.
14.03.2024, 10:22

После никаха разбегаются и один из супругов остаётся ни с чем. Обязательно брак нужно регистрировать в Загсе.
14.03.2024, 14:32

Для суда никах не является юридически оформленным браком. В жизни бывает всякое -человека может просто не стать , люди могут просто разойтись и юридически никто никому никто по итогу.
22.03.2024, 11:19

Верно, одно другому не мешает. Загс нужен, это релии нашего мира.
14.03.2024, 12:13

Никах без регистрации брака в ЗАГСе-это возврат в прошлое средневековье, ущемление гражданских прав женщин и детей, родившихся вне брака. Ведь никах не имеет никакой юридической силы,как для государства, так и для совершивших никах. Почему не сделать обязательным для совершения никаха, наличие свидетельства о браке, как при венчании в православной церкви, ведь хазрат, совершая никах, не может знать, связаны ли брачующиеся ещё с кем нибудь законным браком или никахом.
14.03.2024, 14:14

верное замечание!
15.03.2024, 09:32

Никах возврат в прошлое говорите. А как же понять русских, которые годами живут и рожают детей без официального брака через ЗАГС? Таких тоже полно сейчас. Так что никах и другие мусульманские обычаи здесь не причём. Никах должен быть до того, как жених прикоснётся к невесте, а не после ЗАГС, свадьбы с поцелуями и брачной ночи. Таковы правила и каноны религии. И без ЗАГСа теперь отцы могут устанавливать отцовство и ребенок такой же как и остальные живёт с свидетельством о рождении, где указан отец. Другой вопрос: дети рожденные без ЗАГСа даже больше получают от государства - мама, как мать-одиночка, доходы сожителя не учитываются и поэтому получают многие пособия и зарплату сожителя. А те, кто в браке или разведены, даже при минимальной зарплате не могут получить пособия, так как законный отец/бывший муж или не платит алименты/не дает справки о зарплате и т.п. препятствия со стороны отца. Так что, на деле даже наоборот: ущемление прав идёт у детей рожденных в официальном браке. Вот ведь как законы повернули! Тут уж думаешь, кого поддерживает государство, как оно сохраняет институт семьи?!...
15.03.2024, 10:03

Баширов

Что значит русские и мусульманские ? Это примерно как - "эти люди и женщины живущие тут... " . Вы уж теплое с зеленым то не путайте .
15.03.2024, 13:12

09:32 Только русские живут и рожают в гражданском браке? Не надо ля-ля, люди всех национальностей живут и рожают в безбрачии и татары не исключение. Речь шла о религии. В православии церковь не будет совершать обряд венчания без регистрации в ЗАГСе, а для совершения никаха, не требуется свидетельства о заключении брака- вот в чем разница. Гражданские права женщин после никаха чем защищены? Ничем. "Никах должен быть до того, как жених прикоснётся к невесте..". А как происходит на самом деле- все прекрасно знают. Ничего не мешает, после регистрации брака в ЗАГСе, провести никах, а потом празднование свадьбы и брачная ночь. Даже в совершении никаха вы видите выгоду- мать становится матерью-одиночкой и будет получать пособия на ребёнка. Кораном разве разрешено, путем обмана получение данной прибыли, выгоды ? Это так унизительно, для женщины любой национальности, при наличии мужа, считаться матерью-одиночкой. А те женщины, которые не могут родить по состоянию здоровья, как защищены никахом?Вот в том то и вопрос. Ни разу не слышал, чтобы православная церковь, в отличии от мечети, призывала к гражданскому браку, коим по-сути является никах.
15.03.2024, 15:33

+ Абсолютно согласна, была у меня подруга у которой родители в свое время развелись чтобы квартиру еще получить- ну так естественно после и не поженились. Все то сходились то расходились. Потому что, как не говори, но наличие штампа в паспорте, общих детей, общего имущества, общих обязательств (ипотека например) и делает семью семьей. А если имущество разное, обязательств общих нет, дети фактически воспитывает "мать- одиночка", что остановит семью от распада... Пойдет с другой никах сделает, если эта надоест. Так что сначало будет матерью-одиночкой на бумаге а потом по факту...
15.03.2024, 16:16

вы все мои слова вывернули и не так поняли. Я разве говорила, что гражданский брак это хорошо и призывала к этому? Нет! Тут важно понимать 2 стороны вопроса: религиозная составляющая и гражданская (не путать с так называемым, гражданским браком). В исламе нет принуждения к официальному браку, то есть к ЗАГСу, но мужчина с женщиной не может и не должен просто так сожительствовать, всё только после никаха. Никах - это религиозный брак, ЗАГС - гражданский. То, что молодёжь сейчас давно в интимных отношениях состоят до никаха, это вопрос не ко мне, а к их совести и воспитанию. Я и не отрицала, что в сожительстве много лет живут как русские, так и татары. Дело в том, что здесь важно понимать религиозную составляющую ислама, где в никахе и после мужчина обязан обеспечивать свою семью и детей. Но вы видите только гражданскую часть вопроса и считаете, что женщина и дети без ЗАГСа (только с никахом) не защищены и потеряны в правах. Это не так. Я ни в коем случае не имела в виду, что нужно жить только никахом, чтоб обманным путём получить прибыль от государства в виде пособий. Но к сожалению, такие люди есть. А это значит, что для них никах ничего не значит, скорее это делалось для родителей, которые настаивали на этом. Мечеть не призывает к гражданскому браку (как вы выразились), мечеть призывает к никаху. Получается, у вас по церкви брака и нет. Насколько мне известно, у вас венчаются только после многих лет супружеской жизни. Могу ошибаться, исправьте! Тут много можно рассуждать, кратко суть я вам описала.
15.03.2024, 17:00

что я узнала из ваших сообщений. Никакой юр силы никах не имеет. Только вера может удержать супругов от ухода. Если супруг все равно ушел, никаких последствий не предусмотрено. Уйдя от одного супруга просто делаешь никах со следующим. А если у одного из супругов уже заключен официальный брак с другим человеком. Получается это никак не проверяется перед никахом, это нормально? А теперь вопрос - если никакой юр силы это все не имеет, зачем нужны вообще все эти расшитые бисером платья и шапочки?
15.03.2024, 18:09

В мечеть не ходят, намаз не читают, а никах делают- наверное потому, что это красивый и модный обряд, сейчас в тренде.
15.03.2024, 18:34

17:00 По исламу, никах можно совершать не ограниченное количество раз и если родные или знакомые не расскажут об этом, то супруги об этом даже не узнают при совершении очередного никаха. Церковь венчает только после бракосочетания в ЗАГСе и венчание должно совершаться один раз в жизни. Может совершиться повторное венчание в исключительных случаях,к примеру смерть одного из супругов и каждый случай рассматривается индивидуально и только с разрешение Святейшего Патриарха. Чина третьего венчания в церкви не существует.
16.03.2024, 16:56

Потому что красиво и что люди скажут!!!
19.03.2024, 11:53

Руслан

Не в курсе, просветите. Действует ли сейчас талак и достаточно ли данного обычая, чтобы расторгнуть никах? Читал в книгах, что раньше был такой порядок. Хотелось бы понять, действительно ли можно три раза сказать нужное слово при свидетелях и разошлись как в море корабли?
16.03.2024, 16:54

Жить в грехе, это сожительство. И национальность тут при чём? У вас разделение людей на нации???
17.03.2024, 10:55

Не верно, сожительство- это грех, а жить в грехе могут и бобыли, да кто угодно, грехов то всяких разных много.
19.03.2024, 17:10

> Никах возврат в прошлое говорите. А как же понять русских, которые годами живут и рожают детей без официального брака через ЗАГС ... А понимать следует так, что брак без ЗАГСа - это и прошлое, и настоящее, и будущее. А никах - это просто прошлое. И всё.
15.03.2024, 15:13

15.03.2024, 13:1

Поддерживаю полностью. прям все с уст сорвали.
25.03.2024, 15:16

Что ни коммент, то специалист по исламу)) самое главное брачный договор, не забывайте)))