, 30 Мая
Новости
Подробно


«КАМАЗу» дешевле было бы создавать условия для притока специалистов извне. Это простой вариант»

06.04.2023, 22:11

Набережные Челны сегодня стали площадкой для масштабного семинара-совещания о развитии передовых инженерных школ (ПИШ). Собрались руководители 30 учреждений со всей России. Одно из них развивает «КАМАЗ», и опыт автогиганта рассматривают как наиболее сложившийся: проект внедрен в непосредственной близости от «заказчика», то есть производства. Глава Минобрнауки Валерий Фальков, который приехал на мероприятие, отметил высокую погруженность автозавода в процесс – драйвером выступает сам генеральный директор предприятия. Сергей Когогин же заявил, что готов больше инвестировать в инженерное образование и именно в Челнах, хотя дешевле и быстрее пойти другим путем – «создать условия для притока специалистов извне».

О давней кадровой проблеме, о том какие ресурсы нынче нужны и чего «КАМАЗ» ждет от образовательных учреждений, в которые обещает вкладываться - подробности.

«КАМАЗ» И СИТУАЦИЯ

«МЫ ЗАПЛАТИМ И БОЛЬШЕ, ЕСЛИ ПОНАДОБИТСЯ, ЭТО НЕ ВОПРОС»

Делегация, которую созвали сегодня в автоград, работала в течение дня, на панельную дискуссию, куда приехали Валерий Фальков и Рустам Минниханов, пригласили и СМИ. Центральным докладчиком стал Сергей Когогин. Глава автогиганта, по инициативе которого в Челнах появилась инженерная школа, сегодня является ключевой фигурой в рамках российской промышленности, и понятно, что его выступление несет особо важную значимость. Когогин рассказал, как предприятие пережило санкции, почему нужно смотреть годы вперед и для чего делает акцент на местный кадровый ресурс.

«КАМАЗу» дешевле было бы создавать условия для притока специалистов извне. Это простой вариант»

В самом начале выступления глава автогиганта обозначил, что «КАМАЗ» всегда ставил задачу быть технологически независимым предприятием, и прошлый год показал, насколько это было оправдано – завод без значительных потерь пережил уход зарубежных партнеров.

– Когда нам помахали ручками все партнеры, мы перенесли их уход и не простояли ни одного дня. И за короткий период времени глобальные задачи решили, для того чтобы обеспечить все тот же выпуск «КАМАЗа», но с максимальной локализацией и переходом на восточных партнеров — Китай и Индию.

Когогин рассказал о «генетике» предприятия и города – ценность, которую не просто нельзя рушить, а напротив – нужно поддерживать и развивать. Глава компании делает упор на местное население, но пока что - очень высокий отток молодежи.

«КАМАЗу» дешевле было бы создавать условия для притока специалистов извне. Это простой вариант»

– Сегодня мы можем за короткий промежуток времени создавать новый продукт и идти вперед. Залог нашего успеха – это наш трудовой коллектив. В Набережных Челнах есть очень позитивные особенности. Город создан людьми, которые легки на подъем, приехали со всего Советского Союза, с хорошей генетикой. Мы здесь добились того результата, который достигнуть, наверное, было невозможно. Только в ГК «КАМАЗ» сегодня более 58 тысяч работников. За период кризисного года мы не сократили сотрудников, напротив – численность увеличилась. Чтобы развиваться дальше, мы обязаны, в первую очередь, работать с трудовым коллективом, готовить кадры. Мы стремимся начинать эту работу еще на школьном уровне. Несколько лет назад мы организовали инженерные классы в школах. В прошлом году был первый выпуск, и 85% выпускников поступили на технические специальности в вузы. Одна из проблем, которую мы сегодня решаем, – значительная часть талантливой молодежи (а у нас, я считаю, очень хорошее среднее образование), к сожалению, покидают наш город. Тем самым создается проблема. Для «КАМАЗа» дешевле было бы создавать условия для притока специалистов извне. Это простой вариант – обеспечить их жильем, достойной зарплатой, интересной работой и все. Но это наш город, в котором мы работаем. Набережные Челны навсегда останутся центром для «КАМАЗа», какие бы предприятия мы ни присоединяли. И какая социально-культурная среда создана для наших сотрудников – для нас это так же важно, как и наше производство. И образование занимает, наверное, строчку №1. Мы будем стремиться делать многое с точки зрения создания новых продуктов, опережения времени. Но без вашей помощи, без высших учебных заведений это сделать сложно. Я и команда «КАМАЗа» очень сильно рассчитываем на движение передовых инженерных школ. Мы, наверное, одни из первых в стране, кто горячо поддержал это начинание. Общий объем финансирования, который был выделен по соглашению за нами, – 600 млн. Мы заплатим и больше, если понадобится, это не вопрос. Главное – чтобы она развивалась и давала то, что мы сегодня хотим с точки зрения развития скорости проектирования, подготовки персонала. Мы уверены, что молодежи, кто будет работать и учиться в ПИШ, будет интересно.

«КАМАЗу» дешевле было бы создавать условия для притока специалистов извне. Это простой вариант»

Когогин подчеркнул, что, безусловно, важна инфраструктура, когда есть задача о развитии кадрового потенциала. Он рассказал Фалькову, как в Челнах наконец-то построили театры, и теперь там ажиотаж. Как яркое доказательство тому, что в промышленные города тоже нужно вкладываться разносторонне.   

– Когда мы говорим о том, что может оставить современную молодежь в нашем городе, понимаем, что кроме высококачественного образования, интересной и достойно оплачиваемой работы, нужно создавать социальную среду. Совместно с правительством Татарстана мы эти вопросы решаем, – заметил Когогин и поблагодарил республиканское и федеральное правительство за поддержку развития социальной среды в городе – строительство школ, спортобъектов, театров. – В новых театрах в прошлом году в три раза подняли цены и на три-четыре месяцы вперед были проданы билеты на спектакли. Вот какая потребность была! Без этих мелочей невозможно говорить о качественной работе, потому что нужна не только зарплата, важна вся среда. 

«КАМАЗу» дешевле было бы создавать условия для притока специалистов извне. Это простой вариант»

«КАМАЗ» И ОЖИДАНИЯ

«МЫ ХОТИМ ОТ УНИВЕРСИТЕТОВ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРОЕ ОСНОВАНО НА СОВЕРЕМЕННЫХ МЕТОДАХ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ»

Переходя от частного к общему, «генерал» автогиганта обозначил важность технологического суверенитета для страны.

– Я не очень верю, что нашу страну можно выключить из развития и изолировать. Это сложно. Но разворот на восток неизбежен. К счастью, восточные партнеры имеют достаточно высокий уровень развития технологий. На прошлой неделе я был в Китае. Посмотрел заводы в области производства агрегатов для автомобилей. Отмечу, что я объехал, скажем так, всю Европу и значительную часть США среди наших партнеров. И такого, как в Китае, я там не видел. Причем изменения здесь произошли за короткий промежуток времени. Последний раз на этом заводе я был в 2017 году. На начало 2023 года уровень автоматизации у них составляет 95–97%, людей на производстве нет вообще. ИТ-системы управления внедрены на самом высоком уровне.

«КАМАЗу» дешевле было бы создавать условия для притока специалистов извне. Это простой вариант»

В рамках технологического суверенитета важна независимость в ИТ-сфере, отметил Когогин. Значительная часть компаний уже имеет собственные софты по управлению предприятием. Более того, сейчас идет активное сращивание ИТ-компаний с промышленными предприятиями - «айтишники» массово приходят в автопром. Даже туда, где ранее старательно от этого открещивались. Объемы инвестиций в отрасль говорят о том, что все движется вперед, а люди верят в цифровое будущее, подчеркнул Когогин.

«КАМАЗу» дешевле было бы создавать условия для притока специалистов извне. Это простой вариант»

– Вся промышленность сегодня будет вынуждена вести огромный объем работ по научным исследованиям и разработкам за очень короткий период времени. Способны мы или не способны это сделать? Ответ будет такой: кто не способен, тот будет отходить на второй или на третий план. Мы со своей стороны можем гарантировать финансовую поддержку этих работ. Можем гарантировать, что мы вместе с вами будем обсуждать: «А что будет завтра?». В промышленности невозможно жить сегодняшним днем, надо видеть на 10–15 лет те процессы, что будут происходить. Чтобы прийти через 15 лет к новым решениям новых задач, надо было работать еще вчера. Такие направления как водород, батареи – это сегодня открытая книга для всего мира, не только для нашей страны. Если будут изобретения в этой области, продукт поднимет промышленность нашей страны и в целом наши возможности занять достойное место в мире. Если мы этим не будем заниматься, то тогда, к сожалению, будем работать не сами, а покупать продукт, произведенный за пределами нашей страны, – сказал Когогин. - Куда пошел мир – мы с вами уже понимаем. Это новая энергетика, новый технологический уклад как в производстве, так и в технологиях будущего. До того, как появятся новые полноценные источники энергии с большей отдачей, вряд ли мы привнесем в нашу жизнь что-то инновационное. Тем не менее, постоянное улучшение с огромной скоростью необходимо, - сказал Когогин и немного порассуждал как поменять позиции страны на мировой экономической арене. -  Насколько быстро мы это сделаем – зависит от того, как у нас будет с технологическим суверенитетом, и как мы вообще будем представлены в мировом распределении труда. Мы еще не отстали в этом вопросе окончательно, но такая промышленная компания, как наша, вряд ли сможет совершить резкий рывок без вузовской науки. В научно-техническом центре «КАМАЗа» сегодня работают 2200 человек – здесь, в Москве, в Санкт-Петербурге. Конечно, если мы будем консолидировать численность НТЦ и продолжать наращивать экспериментальную базу, нам это позволит как-то работать. Но срок жизни продукта в нашем бизнесе – приблизительно 15 лет. Мы не можем позволить себе содержать в НТЦ 6–8 тысяч человек, но платить за разработки мы можем и очень рассчитываем на вузовскую науку. С МГТУ имени Баумана, например, мы имеем НОЦ «КАМАЗ-БАУМАН». Там построено хорошее здание, работает большое количество человек. Ведем несколько серьезных проектов и очень довольны тем, как работает кафедра колесных машин. Проводим исследования, разбираемся в будущем совершенно нехарактерных для «КАМАЗа» продуктов. И я рад сказать, что у нас все получается. Ни один проект мы не положили на полку. И без использования ресурсов университетов российская промышленность (не только «КАМАЗ») необходимых результатов скорости разработок не достигнет.

«КАМАЗу» дешевле было бы создавать условия для притока специалистов извне. Это простой вариант»

Возвращаясь к теме профессиональной подготовки кадров, он четко обозначил, чего предприятие ожидает от учебных заведений. Главное – студенты должны знать, что будет нужно от них завтра и послезавтра. Учиться «с опережением».

– Мы хотим от университетов образования, которое основано на современных методах управления производством, современных технологиях, чтобы студент, приходя после университета, сразу мог работать в каком-нибудь промышленном секторе. К сожалению, так бывает не всегда. Но существенные изменения происходят. Разительная разница, например, была с выпускниками «бауманки» и других университетов. Как-то мы с Рустамом Нургалиевичем смотрели в нашем филиале КФУ общежитие после ремонта, в каждую комнату заходили, и студенты 3–5 курсов говорили, что работают на «КАМАЗе». Они еще на этой стадии идут на производство и понимают, чего от них сегодня ждут. Поэтому учиться они должны с опережением того, что нужно сегодня. Как сориентировать учебную программу – это наша с вами задача.

«КАМАЗу» дешевле было бы создавать условия для притока специалистов извне. Это простой вариант»

МИНИСТР И ОЦЕНКА

«ЕСЛИ БРАТЬ ВСЕ 30 ШКОЛ, «КАМАЗ» – ПЕРЕДОВИК ПО ОБЪЕМУ ИНВЕСТСРЕДСТВ. ТУТ И ЛИЧНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ СЕРГЕЯ КОГОГИНА И ВСЕЙ ЕГО КОМАНДЫ»

После продолжительной дискуссии Валерий Фальков и Рустам Минниханов пообщались с региональными и федеральными СМИ. Глава Татарстана признался, что не ожидал таких увлекательных обсуждений и даже почерпнул для себя многое. Он отметил, что все три инженерные школы, созданные в Татарстане, подкреплены хорошей базой и индустриальными партнерами.

- Хочу поблагодарить министра за то, что наша республика сумела получить три передовые инженерные школы. Но у нас аппетит был больше. И не просто из-за того, что мы так хотим. Во-первых, мы - крупный промышленный центр, индустриальная республика. И мы не видим дальнейшее развитие без передовых инженерных школ. Сегодня мы находимся в Челнах. Это центр, связанный с машиностроением, индустриальный партнер – «КАМАЗ». Все очень серьезно. В этом направлении «КАМАЗ», конечно, уже работал с нашим вузом, но ПИШ позволяют создать ту инфраструктуру, которая необходима для серьезных исследований. Второе и самое главное – люди. Эти студенты уже интегрируются в проблемы, которые есть на предприятиях, - поделился Минниханов. - Но самое главное, что я, оказывается, был не готов к тому, что будут такие интересные обсуждения. Многое для себя понял. Школы друг у друга учатся, а я как руководитель региона увидел, насколько важно сблизить науку и вузы с нашими индустриальными партнерами. А ПИШ – это самый короткий путь, чтобы достичь результатов с учетом сегодняшней изоляции наших предприятиях от западных технологий.

«КАМАЗу» дешевле было бы создавать условия для притока специалистов извне. Это простой вариант»

Министр Валерий Фальков в свою очередь назвал главным итогом года сам факт отбора школ. Он напомнил, что участвовало 90 университетов, отобрали только 30. В качестве достижений он также отметил подключение индустриальных партнеров и университетов, а также то, что в школах уже учатся студенты.

- С помощью школ мы решаем две задачи. Во-первых, трансформируем само инженерное образование, ищем алгоритмы, как именно это надо делать, чтобы оно отвечало запросам промышленности и времени. Во-вторых, каждая такая школа участвует в решении инженерных задач. Это чрезвычайно важно потому, что было бы неправильно учить студентов без погружения в реальную инженерную практику. Кроме того, сегодня предприятия находятся в такой ситуации, что мы не можем прервать этот цикл: сначала обучить человека, потом он придет и будет решать задачу, которая перед ним стоит. Нужно все делать очень быстро. Мир очень динамичный. Мы оказались в такой ситуации, что нам нужны нетривиальные решения и неординарные ходы. Мне кажется, что наши передовые инженерные школы сегодня реально включаются. Мы их, конечно, немножко покритиковали за то, что динамики недостаточно, креативности должно быть больше. Но в целом, мы констатируем, что они способны ответить на новые вызовы.

«КАМАЗу» дешевле было бы создавать условия для притока специалистов извне. Это простой вариант»

Фальков оценил опыт Татарстана в реализации программы и особо выделил «КАМАЗ» за «глубокое погружение». Этот опыт уникален и выделяет союз КФУ и предприятия на фоне остальных школ, сказал он.

– В Татарстане три школы, и они все разные. Первая и основная – школа, созданная «КАМАЗом» совместно с КФУ. Ее уникальность в том, что она создана на базе филиала в Набережных Челнах, в непосредственной близости от производства. Я считаю, что это одно из самых глубоких погружений, серьезнейшая вовлеченность. Если брать все 30 школ, то со стороны индустриального партнера «КАМАЗ» – передовик по объему инвестсредств (более 600 млн), личная включенность руководителя предприятия Сергея Когогина и всей его команды. И в постановке задач, и в обсуждении проблем развития школы, и ее наполнения, в том числе ресурсного, и уже даже обсуждение следующего этапа развития.

Фото: rais.tatarstan.ru
Фото: rais.tatarstan.ru

Фальков назвал опыт региона уникальным за счет многогранности ПИШ. Так, в КФУ будут разрабатывать проекты в сфере машиностроения, школа при КНИТУ-КХТИ займется химической промышленностью, а в Иннополисе ИТ-инженерией.

- Многообразие школ, моделей управления и предметных областей - это то, что делает Татарстан уникальным с точки зрения реализации проектов передовых инженерных школ на территории одного субъекта. Такого многообразия школ разных моделей, разных индустрий и разных индустриальных партнеров нет нигде. Я считаю, что этот опыт успешный. Каждая из этих школ имеет свои достижения, вызовы и ограничения. Об этом мы тоже говорим, так как было бы неправильно рапортовать только об успехах, - сказал министр. - В завершении я хотел бы сказать, что такое возможно только в том субъекте, где в качестве одного из приоритетов рассматриваются наука и научно-технологичное развитие. А Татарстан как раз является таким субъектом. Я считаю, что это во многом стало возможным благодаря личному отношению Рустама Минниханова к образованию и современным технологиям. Если первое лицо не уделяет этому должного внимания, то приоритета нет. Если наука и технология рассматривается в приоритете социально-экономического развития, то происходит и событийная повестка, и участие в конкурсах, и привлечение разного рода партнеров. Поэтому вам, Рустам Нургалиевич, отдельное спасибо за поддержку нашего федерального проекта.

Юлия Шестакова

Не теряйте связь с новостями.
Дзен.Новости