«Люди не понимают, что происходит», «Продажи встали», «Постараемся выкарабкаться, но уровень жизни сильно упадет», - в таком духе отзываются предприниматели Набережных Челнов о новых реалиях. Шок от политических событий и взрывного роста валюты уже прошел. Бизнес начал действовать. Кто с чем сталкивается, что предпринимает и на что рассчитывает, руководители рассказали Chelny-biz.ru.
АВТОСАЛОНЫ
«УРОВЕНЬ ЖИЗНИ БУДЕТ ПАДАТЬ. СТАВКУ НАДО ДЕЛАТЬ НА ПОДЕРЖАННЫЕ АВТОМОБИЛИ»
Владимир Апраксин, совладелец салона «Диалог Авто»:
- Пока очень мало информации от автопроизводителей. Только HAVAL сообщил, что завтра начнет выставлять счета с ростом на 20%. Другие дистрибьюторы молчат.
В выходные мы продали довольно много машин. В субботу еще не поднимали цены, чем люди и воспользовались. В воскресенье уже продавали чуть дороже. Не приостанавливали продажи, как некоторые конкуренты.
Дефицит автомобилей возможен. Думаю, сложности будут какие-то. Вопрос в том, что сейчас будет всплеск продаж автомобилей, потому что люди хотят сохранить деньги. А что дальше? Сохранится ли покупательская способность или нет? Кредиты очень поднялись с повышением ключевой ставки. Людей в салоне уже сегодня стало меньше.
По запчастям пока нет проблем. Как правило, у всех компаний есть запас на месяц-два. На данный момент не было заявлений, что кто-то перестает поставлять запчасти в Россию.
У нас в основном китайские бренды, мы надеемся, что с ними не будет проблем. По европейским – я не готов отвечать.
Что толку сейчас паниковать?! От этого лучше не будет. Мы понимаем, что ставку надо делать на подержанные автомобили. Надеемся, что китайские бренды, которые и так были более конкуренты по цене, станут еще более востребованными. Мы понимаем, что уровень жизни будет дальше падать, надеемся, что предлагаемые нами бренды станут более востребованы.
ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНА
«ВСЕ НАШИ ЗАКУПКИ – ПРИМЕРНО 95% – ЕВРОПЕЙСКИЕ»
Айдар Зарипов, руководитель стоматологической клиники «Эксперт»:
– Товары в первый же день взлетели по цене на 50%. Многие поставщики прекратили отгрузку вообще. Потому что им остановили отгрузки. Все ждут, какая будет итоговая цена. Отгрузки сегодня идут плюс 50%. Следующие закупки будут дороже.
Как быть с пациентами, мы не знаем. Им будет сложно. Скорее, придется сглаживать ситуацию и за свой счет работать.
Стоматологическая клиника работает с 2010 года. В 2014 году уже переживали трудное время. Доллар тогда вырос в два раза, цены резко поднялись в три раза. Мы тогда все сгладили, в основном за свой счет. Просто очень сильно маржинальность упала.
Что делать, пока, если честно, не знаем. Наблюдаем за ситуацией. Все пытаются потратить те деньги, которые есть. У людей паника. Мы не первый год переживаем такие дрязги. Постараемся выкарабкаться, но уровень жизни сильно упадет. Нынешний кризис, наверное, будет один из самых болезненных. Потому что все наши закупки – примерно 95% – европейские. Стоматологи практически не работают с российскими производителями, потому что качество в разы уступает заграничным аналогам. Правительство говорит о необходимости перехода на импортозамещение. Да, что-то можно заменить на Корею, но полностью это не перекроет потребности. Качество упадет. Приходится держать товарный запас на полгода. Но больше мы не можем: есть сроки годности. Всего тоже не предусмотришь.
IT-УСЛУГИ
«ОЧЕНЬ СИЛЬНО БЕСПОКОИТ, ЧТО БУДЕТ С ИНТЕРНЕТОМ В РОССИИ»
Александр Гольдфайн, руководитель студии XLABS резидент ИТ-парка:
- Мы занимаемся автоматизацией бизнес-процессов и разработкой сайтов. Во время локдауна 2020 года очень сильно возросла нагрузка в первые же недели: сразу несколько клиентов стали активно переделывать свои интернет-магазины, чтобы сделать из них основной канал продаж. Это было логично и понятно в условиях закрытия традиционных магазинов. Можно сказать, что тот кризис мы пережили в плюс.
Сейчас пока перспективы туманны. Один клиент попросил досрочно сдать работы по большому проекту, т.к. есть вероятность, что финансирование может быть сокращено, если двигаться по графику. В остальном конкретно по нашим клиентам пока никаких аномалий: ни резкого увеличения каких-то специфических задач, ни замораживания проектов.
Меня очень сильно беспокоит, что будет с интернетом в России. До сих пор никто не пытался строить границы в интернете, а сейчас они активно выстраиваются. Это происходит одновременно с двух сторон: какие-то блокировки ежедневно вводит наше государство, да и иностранные сервисы ежедневно отключаются либо для всех посетителей из России, либо точечно для тех, кто попал под санкции. Все это разрушает целостность интернета. Еще лет 15 назад сайты были самодостаточными и загружались с одного сервера. Сейчас практически все страницы формируются из нескольких источников, многие из которых - иностранные сервисы. Если какой-то из них станет недоступен, то в лучшем случае вы ничего не заметите, а в худшем - пропадет какая-то функциональность, или перестанет работать сайт целиком. Конечно, все это решаемо и исправимо, но в ближайшие недели мы сможем наблюдать, как рушится привычный нам цифровой мир.
ТУРИЗМ
«ТУРОПЕРАТОРЫ НЕ ТОРОПЯТ С ОПЛАТАМИ В НАДЕЖДЕ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ КУРСА»
Екатерина Привалова, соучредитель компании Traveldiscounter:
- Самые большие трудности сейчас из-за резкого скачка валют. Цены на туры операторы могут пересчитывать по два-три раза в день. Сейчас приспосабливаемся под этот ритм. Остатки по приобретенным путевкам тоже оплачиваются по текущему курсу доллара и евро. Так как до летних вылетов еще есть время, туроператоры никого не торопят с оплатами в надежде на стабилизацию курса.
За границей застрявших клиентов нет. Так как Европа два года была для нас закрыта, то и туристов нам нет. Из Доминиканы и Кубы туристы возвращаются по расписанию. Вчера была задержка рейса из Доминиканы в Уфу на несколько часов, но отель разместил туристов, не попросил доплаты.
Обстановка непростая, но хочется отметить, что люди стали активно бронировать курорты Краснодарского края на лето. Туристы боятся, что цены взлетят, а мест свободных в отелях не останется, как это было в 2020 году.
Московские коллеги также переживают по поводу стремительного роста валюты, но сохраняют спокойствие и выжидают дальнейшего развития событий.
МЕБЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС
«ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ В ПЕРСПЕКТИВЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ С СОТРУДНИКАМИ?»
Роман Фатхеев, индивидуальный предприниматель, производитель корпусной мебели:
- Мебельная индустрия сильно привязана к валютному курсу, поэтому ситуация сейчас непонятная. Все комплектующие, в основном, идут из Китая. У нас есть небольшие складские запасы, пока работаем с ними. Закуп не происходит. Поставщики закрыли продажи из-за нестабильного курса. Да и нет смысла в закупке по текущей ставке - цена для конечного покупателя будет очень дорогой. Но поставщики все же понимают сложившуюся ситуацию и идут на уступки. Пытаются найти компромиссные решения, чтобы клиенты получали свою продукцию в установленные сроки.
Магазины, которые занимаются реализацией фурнитуры, тоже обеспокоены. Закрываются, отказываются принимать заявки. Приостановлена отгрузка на самые ликвидные позиции. Причина, на мой взгляд, очевидна. Если ранее они покупали, условно, тысячу петель за 10$ по курсу 80 рублей, то сейчас аналогичный объем необходимо приобретать по 120 рублей за одну валютную единицу. Таким образом, уменьшается количество покупаемого сырья, а производитель терпит убытки.
Все, к тому же, зависит от капитализации людей. На данный момент рынок находится в стагнации. Люди пока сами не понимают, что происходит. Продажи встали. С текущими заказами мы справляемся, все основные заявки скомплектованы. Мы позаботились об этом заранее, поэтому конкретно в текущий момент проблем нет.
Они есть в перспективе: что делать с сотрудниками? Если компания будет страдать, соответственно придется отпускать людей сначала в отпуск, а потом в увольнение.
Какая может быть финансовая подушка у производителя? Все наши запасы - в материалах. Если рынок останавливается, они так и остаются на складах. А кто их купит, если ситуация в стране нестабильная? Поэтому пока прогнозы пессимистичные, но будем следить за тем, как себя в дальнейшем проявит рынок. Пока же мы находимся в панических настроениях. К чему придем - неизвестно.
РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС
«МНОГИЕ БУДУТ ПОВЫШАТЬ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ. ПЛАТИТЬ ЗА ВСЕ БУДУТ НАШИ КЛИЕНТЫ»
Искандар Исмоилов, основатель сети фастфуда Shaurma City:
- Ситуация сейчас нестабильна и сложно предугадать, куда пойдет рынок. Конкретно в нашем бизнесе мы большое внимание уделяем прогнозированию и риск-менеджменту. Это нам сильно помогло, и мы готовы к форс-мажорным обстоятельствам на определенный период.
Сейчас многие будут повышать цены на товары и услуги. Однако платить за все будут наши клиенты. Я считаю это неправильным, ведь мы все оказались в максимально сложных условиях и нельзя зарабатывать друг на друге.
Поэтому мы не будем повышать цены. Сейчас нам важно объединиться и понять положение друг друга. Нам важен каждый клиент, и мы будем делать все возможное для сохранения текущих цен и стандартов качества!
В такое время очень важно не забывать о своих сотрудниках и их семьях. Они доверяют нам, и мы их не подведем. Сохранение рабочих мест и выполнение всех обещаний перед сотрудниками - главный приоритет!
Мы знаем, что многие события не будут зависеть от нас, но мы сохраняем спокойствие и готовы к решениям и изменениям. Уверен, что мы преодолеем этот период. Главное сохранить сплоченность, спокойствие и солидарность.
ОДЕЖДА
«МАЛОМУ БИЗНЕСУ СЕЙЧАС ОДНОЗНАЧНО НУЖНА ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА»
Владелица сети шоурумов Bluzone Елена Романова:
- С прошлого понедельника все поставщики объявили о том, что повышают цены на закупку. На одно изделие - от 150 до 1000 рублей. Это звучит как не существенная сумма, но сильно отражается на конечной стоимости, которую видит покупатель. Закупаем одежду, в основном, у производителей из Италии и Турции. Сегодня пришла поставка на 30-40% дороже. Поставщики подняли цены даже на ту продукцию, которая лежит у них на складах. То есть она уже была в нашем заказе, но цены все равно поднялись. Это, конечно, неприятно. Выходит, что они заранее, чтобы не быть в минусе, решили возместить потери за наш счет.
Мы будем сдерживать цены. У нас всегда есть какие-то акции, но в сложившейся ситуации их, конечно, вводить тяжело. Сейчас, в сезон, когда все меняют зимнюю одежду на весеннюю, в преддверии 8 марта, ожидаем наплыв покупателей. Но поднимать цены все равно не планируем. Будем продавать тот же самый товар не в ущерб себе, но за меньшую прибыль.
Мой шоурум специализируется на одежде больших размеров. Раньше закупка была одинаковой. Что сейчас делают производители? Повышают стоимость больших размеров. Одна и та же футболка может быть с совершенно разной ценой, где большой размер будет на 30% дороже. Производитель старается на этом заработать. Но покупатель видит в магазине три одинаковые футболки и не может понять, с чем связан разбег цен. Мы тоже стараемся сдержать эти цены - акциями, подарками к покупке, чтобы разница не чувствовалась так сильно.
Аренда пока не подорожала. Если это произойдет, мы будем вести переговоры. Думаю, что наши арендодатели пойдут навстречу. К тому же выбор антикризисных решений сейчас обширнее, чем в локдаун. Опыт уже есть. Думаю, что справимся.
Самое главное, чтобы не унывали покупатели. Коллектив тоже не паникует. В первую очередь признались мне, что я надежный руководитель. Будем искать пути решения, чтобы никого не потерять. Ведь паника начинается с одного, перебрасывается на других. Я обычно стараюсь гасить ее на корню. Сама, конечно, в первый день, запаниковала. Но мне мои же сотрудники сказали: «Не переживай, все будет хорошо».
Малому бизнесу сейчас однозначно нужна поддержка от государства. В локдаун, например, на себе я ее не ощутила. Сейчас подходит к концу первый квартал отчетности. Январь-февраль - это мертвые месяцы, когда у нас практически нет прибыли. Поэтому нам хочется конкретики. Уже сейчас нужна помощь правительства по налогам и послабляющие меры по коронавирусу.
Chelny-biz.ru
Александр
Роза
Как
Ильдар
Игорь
Сергей
Раушания
Игорь
Айдар
Да уж!
Nazi