, 3 Декабря
Коронавирус. Заражено: 263 862 263 человека. В России: 9 703 107. В Татарстане: 38 524. В Челнах: 5 230
Новости
Подробно


«Приехали VIPы, ленточку разрезали, все в ладоши похлопали. А что дальше – никто не видит»

04.11.2021, 19:30

Строительный бум на социальные объекты – школы, садики, театры, больницы – обернулся внезапной проблемой для Набережных Челнов. У идеальных с виду объектов «гниет» начинка. Речь об инженерных коммуникациях: вентиляции, кондиционировании, пожарной сигнализации и проч. Сложные системы, на которые тратятся миллионы, «за копейки» обслуживают «всякие ИП Пупкины», сетуют строители-монтажники. Суммы, которые выделяются из бюджета на техобслуживание, не соответствуют реальным затратам, да их еще и роняют «ниже пола» во время торгов. А страдают в итоге директора и главврачи – именно им приходится «бодаться» с победителями тендеров и взывать к помощи установщиков, у которых нет ни ресурсов, ни рвения работать бесплатно. Chelny-biz.ru разбирался в проблеме и выслушал всех – кто устанавливает оборудование, кто участвует в торгах и обслуживает, и тех, кто эксплуатирует.    

КТО УСТАНАВЛИВАЕТ

«СЕРЬЕЗНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРЕБУЕТ ДЕНЕГ, А ЗАНИМАТЬСЯ ПОДПИСАНИЕМ БУМАЖЕК И СОЗДАВАТЬ ВИДИМОСТЬ РАБОТЫ – НЕ НАШ ПУТЬ»

Проблему поднимают предприниматели, которые занимаются установкой сложного инженерного оборудования. Они столкнулись тем, что их то и дело просят что-то починить в сданных недавно объектах.

«Приехали VIPы, ленточку разрезали, все в ладоши похлопали. А что дальше – никто не видит»

– Приехали VIPы, ленточку разрезали, все в ладоши похлопали, пресса написала – все молодцы! А что дальше – никто не видит. Через какое-то время нам звонят: «Ребята, у нас что-то не работает, не знаем, что делать, куда бежать. Приезжайте, помогите». И мы едем, – рассказывает Павел Евдокимов, руководитель ГК «Инжиниринг+». – Мы устанавливали оборудование во многих учреждениях, и без должного обслуживания оно ломается. Проблема в том, что в госучреждениях все проходит через тендеры, где главный критерий – цена. И выиграть может любой «ИП Пупкин» со штатом один человек без каких-либо документов, подтверждающих, что он способен выполнить необходимые работы. И вот такой «предприниматель» берет и роняет цену. Мы в таких тендерах не участвуем, потому что не можем конкурировать. Если вначале цена еще устанавливается вполне приемлемая и разумная, то этот «ИП Пупкин» роняет ее в три раза!

В итоге страдают садики, поликлиники, школы…

– Где-то мы еще можем помочь, где-то уже поздно – оборудование ломается, если его неправильно эксплуатировать, не обслуживать. В некоторых учреждениях фильтры годами не чистили, не меняли! Там земля кусками из них вываливается! А это ведь элементарная работа! Но когда обслуживают непрофессиональные работники, по факту ничего не делается. Да, они выиграли тендер за небольшие деньги. А какая разница, за какую сумму они предложили свои услуги, если в итоге ничего не делают? Директора этих учреждений даже проверить не могут, профессиональный ли у них подрядчик. К сожалению, как правило, это «профессионалы» по выигрыванию тендеров – от обслуживания вентиляции до электрики, от систем безопасности до кондиционеров. Они убеждают директоров, главврачей: если что-то не работает - это вина монтажников. Тогда вызывают нас. И мы видим, что этот «Пупкин» даже не понимает, как что работает. Он приезжает на полчаса в месяц, чтобы бумаги подписать, что он тут был и что-то сделал. Вот и вся деятельность!

«Приехали VIPы, ленточку разрезали, все в ладоши похлопали. А что дальше – никто не видит»

Нужно комплексно решать вопрос, уверен предприниматель. Ужесточать критерии, формировать «черный список» таких «умельцев», получить обратную связь от директоров…

– Я ни в коем случае не говорю, что мы должны обслуживать эти объекты. Мы просто хотим, чтобы нас не дергали, чтобы все хорошо обслуживалось и работало, – подчеркивает Павел Евдокимов. – Проблему надо как-то решать, объектов строится все больше и больше, снежный ком нарастает.

Евгений Чернов, директор ООО «Параллакс Поволжье», согласен с коллегой. Компания специализируется на проектировании, строительстве и сервисном обслуживании инженерных систем. В числе ее объектов – татарский драмтеатр, ДК «Энергетик», МЦ «Нур», инфекционная больница, мегашколы, заводы Haier и др.

«Приехали VIPы, ленточку разрезали, все в ладоши похлопали. А что дальше – никто не видит»

Чернов обозначил четыре аспекта проблемы.

– Первое – это вопрос финансирования. Бюджетным учреждениям, как я понимаю, на техобслуживание инженерных систем выделяются небольшие суммы, которые не могут покрыть стоимость работ с учетом регламентов и требований завода-изготовителя оборудования. Есть определенные требования к эксплуатации в течение гарантийного срока. Но цена контракта в конкурсной документации не позволяет проводить все необходимые работы. Возможно, этого достаточно для соблюдения отчетности, каких-то минимальных требований и подписания актов, – предполагает руководитель. – Второе – низкое финансирование на ремонтные работы. Допустим, на объекте случается поломка, которая не является гарантийным случаем либо происходит после истечения гарантийного срока. Как правило, оборудование просто перестает работать и висит мертвым грузом, даже если его можно починить. Либо руководители ищут помощи у поставщиков, в том числе, обращаются к нам с просьбой исправить поломку бесплатно. Мы не можем не реагировать, ведь это соцобъекты с массовым пребыванием людей. Мы стараемся идти навстречу, но это серьезные расходы для нас. Если речь идет о гарантийном случае, мы, конечно, выполняем все обязанности, предусмотренные договором.

Еще один немаловажный фактор – квалификация персонала, которому в руки попадает сложное современное оборудование. Есть случаи, когда его даже не включают – не умеют пользоваться.

– Зачастую в учреждениях нет сотрудников с соответствующими знаниями и навыками. Вероятно, специалистам необходимого уровня не могут предложить высокую зарплату. Когда в учреждениях работает персонал с низкой квалификацией, а обслуживанием занимается компания «Рога и копыта», которая работает «за пять копеек», решить проблему требуют от нас – якобы это мы что-то сделали не так при строительстве. Победители тендеров на обслуживание не хотят нести никакие расходы и, бывает, просто переводят стрелки.

«Приехали VIPы, ленточку разрезали, все в ладоши похлопали. А что дальше – никто не видит»

Действительно, отмечает Евгений Чернов, часто победителями торгов становятся компании, которые не имеют ни квалифицированного персонала, ни необходимых ресурсов для выполнения работ, а просто демпингуют.

– Мы не можем конкурировать с такими. Мы понимаем, что серьезное, регламентное обслуживание требует денег, а заниматься подписанием бумажек и создавать видимость работы – не наш путь. Необходимо повышать требования к отбору участников. Проблема с обслуживанием инженерных систем реальная, и ее необходимо решать комплексно.

КТО ОБСЛУЖИВАЕТ

«ПО СУТИ, ЛЮБОЙ ЖЕЛАЮЩИЙ МОЖЕТ ХОТЬ ЗАВТРА ОТКРЫТЬ ИП И УЧАСТВОВАТЬ В ЛЮБОМ АУКЦИОНЕ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛЮБОЙ ТЕХНИКИ»

Обслуживающие организации, которые работают на рынке Набережных Челнов, также жалуются на «нечистых» конкурентов и недостаточное финансирование.

– Выделяются очень скромные средства на обслуживание, а оборудование на объектах дорогостоящее и, соответственно, требует внимания, – говорит директор ООО «Техно Холдинг» Эмиль Камилов. – Второй момент – действует закон «О контрактной системе», проводится аукцион на обслуживание. Проблема в том, что заказчик не может предъявить требования к исполнителю. По сути, любой желающий может хоть завтра открыть ИП и участвовать в любом аукционе на обслуживание любой техники. Закон не подразумевает предъявление дополнительных требований к исполнителю. Получается, что организации, у которых среднесписочная численность 0 человек, зарегистрирована два месяца назад, не имеет ни одного исполненного контракта, может участвовать в любых аукционах. Единственный критерий, в котором могут конкурировать участники торгов, – деньги. Отправил простейшую заявку, прикрепил документы, предложил меньше и выиграл. А как он дальше будет исполнять – другой вопрос… Мы участвуем в тендерах. Где-то снижаем цену и берем заказ, где-то отступаем.

«Приехали VIPы, ленточку разрезали, все в ладоши похлопали. А что дальше – никто не видит»

Все контракты небольшие, говорит предприниматель. Обслуживание вентиляции – примерно от 100 до 300 тыс. рублей в год. «Благодаря» ушлым конкурентам происходит значительное падение этой цены – снижение может дойти до 50%. На носу декабрь, будет много тендеров и опять будет много ИПшников, которые открылись вчера.

– Где-то треть тендеров уходит таким ИП. Из года в год ситуация разная. Бывает наплыв участников из Удмуртии, Башкирии. Организации, как мы, у которых есть определенный опыт, выполненные контракты, просто не могут конкурировать по деньгам. Насколько я понимаю, у них вообще нет последней цены, они просто падают до последнего. Возникают ситуации, когда мы участвуем в аукционе, проигрываем какому-то неизвестному товарищу, проходит январь–февраль, в марте нам звонят: «Придите, пожалуйста, давайте с вами работать». Потому что этот победитель ни разу не появился за три месяца. Это стандартная ситуация. К сожалению, мы ничего не можем с этим сделать, пока не будут внесены какие-то поправки в законодательство. Насколько я знаю, разговоры об этом идут, хотят вводить требование о подтверждении компетенций исполненными договорами. Но это все пока вилами по воде писано.

Заказчику очень тяжело расторгнуть договор в одностороннем порядке и включить недобросовестного поставщика в соответствующий реестр, говорит Камилов. Остается либо терпеть, либо как-то договариваться с поставщиком, либо привлекать другую организацию и как-то вкручиваться.

КТО ЭКСПЛУАТИРУЕТ

«ЕСЛИ У НАС СЛУЧАЕТСЯ КАКАЯ-ТО ПОЛОМКА, ОНИ ПРИХОДЯТ, СМОТРЯТ, ЧТО-ТО ДОЛГО ПЫТАЮТСЯ ИСПРАВИТЬ, НО В ИТОГЕ НИЧЕГО»

Проблема есть, подтверждает директор школы №30 Алена Каримова. Это, к слову, первая из новых школ в Челнах, она открылась в 2016 году. За это время администрация столкнулась с разными проблемами по обслуживанию инженерных систем.

«Приехали VIPы, ленточку разрезали, все в ладоши похлопали. А что дальше – никто не видит»

– У нас установлено очень сложное оборудование. Сложнее, чем в других новых школах, у нас немного другой проект. Вся слаботочная система каким-то образом переплетена и зависит друг от друга. Поэтому обслуживать нашу школу очень сложно тем организациям, которые не имеют представления о работе этого оборудования, – рассказала Chelny-biz.ru директор. – Организации, которые выигрывают аукционы, не понимают всю сложность задачи, с которой им предстоит столкнуться, не понимают, что они не в состоянии с ней справиться, потому что не хватает необходимых знаний и навыков. Если у нас случается какая-то поломка, они приходят, внимательно смотрят, что-то долго пытаются исправить, но в итоге ничего. Ничего, понимаете? – делится руководитель.

В мегашколе №42 ситуация не такая. По крайней мере, пока.  

– У нас сейчас все оборудование работает исправно. Школа новая, и работы как таковой для обслуживающей организации нет. Специалист приходит, осматривает. Мы поменяли датчики противопожарной системы, для вентиляции закупили фильтры, меняем их, – рассказал директор Вадим Матюшин. – Финансирования, которое выделяет городской бюджет, на сегодня достаточно, потому что глобальных проблем нет. Когда через определенное время начнутся поломки, тогда будем смотреть. Компания, которая устанавливала оборудование, выставила большую сумму для обслуживания, чем заложено в бюджете. Кто готов был обслуживать за эту сумму – они и выиграли. Есть законодательство о контрактной системе, мы не можем его нарушать.

«Приехали VIPы, ленточку разрезали, все в ладоши похлопали. А что дальше – никто не видит»

Школе №30 повезло меньше. У нее был заключен договор на ТО вентиляции с компанией «Евросервис». Сейчас его расторгают по обоюдному согласию.

– Каждый раз, когда возникает проблема, нам приходится обращаться к генподрядчику, который строил нашу школу, к Ильнару Ленаровичу Гайсину. Я ему благодарна, он ни разу не отказал в помощи, хотя уже и гарантийный срок вышел – нам шестой год. Тем не менее, рабочие приходят и исправляют неполадки, – говорит Алена Каримова. – Я понимаю, что они не могут бесконечно приезжать и решать наши проблемы. В идеале было бы, если бы вентиляцию обслуживала та же организация, которая ее и монтировала. По сути, только она и знает, как это делать. Но эти организации выставляют совсем не ту цену, которую мы можем себе позволить, исходя из выделенных лимитов.

Директор отмечает, что помимо срочных ремонтных работ обслуживающая организация должна выполнять ревизию оборудования, менять часть деталей с определенной периодичностью. А расходные материалы – это тоже затраты. При этом на обслуживание такого большого хозяйства из городского бюджета выделяется весьма скромная сумма. А после аукциона она падает еще. Хотя участники видят, какой объем работ их ждет.

«Приехали VIPы, ленточку разрезали, все в ладоши похлопали. А что дальше – никто не видит»

– Мы очень серьезно подходим к техзаданию на аукцион. Там очень скрупулезно все прописано – какое оборудование, какие действия и с какой частотой мы ожидаем от обслуживающих организаций. Техзадание у нас составлено грамотно. Они же под все это подписываются! Они видят прекрасно, но на авось участвуют в торгах. А потом: тут пришли сделали вид, что поработали, там руками развели, тут какую-то деталь купить не могут… - констатирует директор.

Администрация не сдается – заставляет подрядчика работать, ведет переговоры, взывает к совести. Но не понимает, почему она должна этим заниматься, если есть четко выстроенная система. Вероятно, она выстроена недостаточно четко.

Фото: nabchelny.ru, president.tatarstan.ru, открытые источники

Chelny-biz.ru