Новости
Подробно


«Нематериальная» культура

09.08.2013, 18:51

Сегодня в Картинной галерее открылась выставка «Челнинский сувенир». Это уже девятая по счёту попытка найти «фирменный» символ города. И она, похоже, не увенчалась успехом: в номинации «Идея челнинского сувенира» победила работа «Челнинский пряник», вид которого неминуемо заставляет вспомнить тульского брата-близнеца.

«МЫ ПИШЕМ СВОЮ ИСТОРИЮ САМИ»

В большом зале Картинной галереи развернулась конкурсная выставка – на ней представлены работы дизайнеров, проектировщиков, мастеров декоративно-прикладного искусства. В этом году конкурсной комиссией было отсмотрено более 500 работ.

 - Наш город, конечно, не имеет серьёзной исторической основы. Но мы пишем свою историю сами, - говорит главный архитектор города Ольга Никитина во время вступительной речи. - Новые города не лишены духовности, как принято считать. Жалко, что сегодняшняя выставка является только ярмаркой идей. Нужно уже переходить к хорошей торговле.

Среди победителей в разных номинациях были изделия с гравировкой по камню, шамаиль, сувенирные куклы в национальных костюмах, продукция из дерева. Говоря о сувенирах для Челнов, мэр Василь Шайхразиев призвал не бояться непостоянства и новизны.

- Мне кажется, что сейчас не нужно искать ту изюминку, которая осталась бы на века, - сказал он. - Сегодня мир слишком быстро меняется. Утром что-то создали, в обед это стало шедевром, а вечером о нём уже забыли. С этим бороться бесполезно, это наш образ жизни.

Мэр также выразил готовность со стороны муниципалитета выкупить определённый пакет сувенирной продукции у победителей на городские и спонсорские деньги.

«НЕТ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЗВЕНА»

Однако, мастера не разделяют оптимистического настроя властей. У Светланы Дияровой, например, своя мастерская с дизайнером, фотографом, мастерами и художником. Предприниматель признаётся: они работают в основном на «северное направление», изготавливают продукцию для других городов – за счёт этого и выживают. Челнинской «сувениркой» они занимаются мало, реализовывают её чаще всего на выставках-ярмарках, часть отдают для продажи на ж/д вокзал.

 - Мой муж в прошлом работал заведующим отделом прикладного творчества на Севере – там народные промыслы до сих пор на очень высоком уровне. А когда мы переехали сюда, нас уже два года не видно и не слышно, - говорит Светлана. - Вот если бы был в Челнах салон, где можно было выставить промыслы, там и можно было бы работать. Выставки «Челнинский сувенир» недостаточно. Здесь мастера выставляются, а заказов у них всё равно нет. Самое важное - нет промежуточного звена между администрацией и нами. Мы не знаем, как представить свою продукцию. Не знаем, как сделать так, чтобы администрация начала давать заказы, увидела нас, чтобы её заинтересовали наши разработки.


По словам мастера-керамиста, содержание собственной мастерской обходится недёшево. При этом труд ремесленником стоит относительно недорого – все сувениры доступны рядовому покупателю.

 - Привыкли, что народные промыслы – это любительское, самодеятельное творчество, - говорит Светлана Диярова. - А ведь мы могли бы обучать этому ремеслу…. Но пока к народному промыслу не относятся как к настоящей работе.

«МАСТЕР НЕ ДОЛЖЕН САМ ИСКАТЬ СЕБЕ ПЛОЩАДКУ ДЛЯ СБЫТА»

Лидия Ломакина, директор ООО «Гильдия мастеров», ещё будучи председателем гильдии мастеров города обращалась к мэру с просьбой создать «лавочку челнинских сувениров при мэрии или в музее истории». Но – безрезультатно.

 - Как ни странно, у нас в городе нет центра народного творчества, где можно было бы представить сувенирную продукцию,- говорит Лидия Ломакина. – Все изделия хранятся по домам. На таких выставках мы показываем сувениры, потом убираем их - и купить их больше негде. На площадке перед картинной галереей было бы хорошо создать такой художественный салон – люди знали бы, куда в городе идти за сувенирами.

По мнению Лидии Ломакиной, это поможет поднять и челнинский туризм.

 - Раньше я работала экскурсоводом по совместительству. В начале 90-х годов мы привозили до 40 групп теплоходами в Челны, - говорит она. – Сейчас у нас закрыта пристань, и все теплоходы проходят мимо – в Елабугу. Туристы удивляются, когда проплывают мимо такого города как наш, и не могут заглянуть внутрь. А ведь это взаимосвязано – туризм и сувенирная продукция. Если одного звена не хватает – развития нет. Поэтому мы топчемся на месте. Сувениров много, но нет туристов.

Ещё одна проблема – реализация сувенирной продукции.

 - У нас нет мастерских, - рассказывает Лидия Ломакина. - Есть ГЦДТ, есть отдельные клубы, но все они разобщены. Нужно единое начало. Раньше роль такого центра выполняла гильдия мастеров при торгово-промышленной палате, но нас распустили полтора года назад из-за финансовых трудностей.

По словам экс-председателя гильдии мастеров города, сувенирная продукция – это, вообще-то, выгодный бизнес. Но пока мастера сами ищут себе площадки для сбыта, пока ездят на Универсиаду и другие мероприятия по договорённости с иногородними коллегами и без участия муниципалитета – никакого развития не будет.

Анастасия Карабанова

Комментарии

Оставьте первый комментарий