Уголовное дело о долгах бывшего начальства перед сотрудниками скандального ПК «Камский» – некогда одного из крупных совхозов Тукаевского района – стартовало в районном суде. В списке 39 потерпевших, на скамье подсудимых двое: отец и сын - Фоат и Ильдар Вилдановы. На первое слушание не явился ни один из потерпевших, что, по мнению бывших председателей говорит о том, что люди ущемленными себя не считают. Члены кооператива, которые пришли на заседание в качестве слушателей, уверены в обратном и утверждают, что люди просто запуганы и боятся последствий. Тем временем продолжается расследование другого уголовного дела, в отношении Фоата Вилданова, а в Арбитражном суде Татарстана идет рассмотрение дела о банкротстве сельхозпредприятия. Конкурсное производство на днях продлили до марта 2020 года.
«ОН МНЕ ЗВОНИТ: «ИЛЬДАР АБЫЙ, Я НЕ СЧИТАЮ СЕБЯ ПОТЕРПЕВШИМ»
Первое дело в отношении экс-руководителей скандального ПК «Камский» дошло до суда. На скамье подсудимых – отец и сын Фоат и Ильдар Вилдановы. Оба сейчас под подпиской о невыезде. Ранее заведенное уголовное дело на 68-летнего Вилданова-старшего пока в разработке, до обвинительного заключения еще не дошло. А вот дело о невыплате зарплаты стартовало на днях. Правда, забегая вперед, скажем, что заседание сразу же перенесли, несмотря на возражения подсудимых. В первую очередь, из-за отсутствия потерпевших.
О новом деле по ч. 2 ст. 145.1. УК РФ стало известно в феврале этого года. Тогда еще на неустановленного менеджера ПК «Камский» по подозрению в умышленной невыплате зарплаты персоналу в течение двух месяцев. Поводом для возбуждения дела стали материалы проверки прокуратуры Тукаевского района.
На заседание явились подсудимые и слушатели – члены производственного кооператива: представитель конкурсного управляющего (ПК «Камский», напомним, сейчас в процедуре банкротства) Фания Аглямова и экс-глава Малошильнинского сельского поселения Геннадий Харитонов, представляющий интересы своих родителей.
– Мои родители с первого дня основания колхоза, потом совхоза, а потом кооператива работали на этом предприятии. Я представляю их интересы. Отца, к сожалению, уже нет, – рассказал Chelny-biz.ru Харитонов. – Остальные члены кооператива, которые проживают сейчас в Малошильнинском сельском поселении, интересуются, что происходит, звонят. Поэтому я приехал сюда в качестве слушателя, чтобы донести до членов кооператива всю информацию.
Заседание планировалось провести в большом зале здания районного суда, однако количество участников оказалось в разы меньше заявленного. Ни один из 39 потерпевших так и не пришел.
– Потерпевшие у нас отсутствуют, – констатировала судья Елена Гебель. – Секретарь попыталась выяснить, почему. Буквально два–три человека получили направленные судебные повестки. Почему не пришли – не знаю. Свои обязанности я, как судья, и секретарь – выполнили. Повестки мы направили. Кто-то совсем не получает их, кто-то получил, но не пришел.
Согласно данным суда, большинство повесток пылится на почте, за ними просто никто не явился. Загвоздка возникла еще и в том, что не прошло пяти дней с момента получения повесток подсудимыми. Судья подняла вопрос о возможности рассмотрения уголовного дела в таких условиях.
– Ваша честь, надо отложить, дабы не нарушать право подсудимых, которые получили повестки недавно. Все-таки по закону у нас пять дней. Чтобы они потом не сказали, что несвоевременно были извещены, – заметил старший помощник прокурора Тукаевского района Ильдар Рамазанов.
– Нет, мы так не скажем! – вставил Вилданов-младший. – Зачем?
– Кроме того, не явился ни один из потерпевших. Непонятно, по каким причинам. Дабы не нарушать их право, я считаю невозможным начать рассмотрение без указанных лиц и прошу отложить судебное заседание.
– Я, ваша честь, тоже хочу вопрос задать, – встал Ильдар Вилданов. – Кто здесь потерпевший в этом деле?! Когда все работники поголовно даже написали в полицию объяснения, что претензий не имеют никаких к Вилдановым. Вот Муштаков Сергей, вы фамилию назвали…
– Ильдар Фоатович, мы конкретный вопрос решаем, – остановила судья. – Разберемся без потерпевших? Или надо их еще раз вызвать?
– Конечно, разберемся! Вызывать не надо. Вот, допустим, Рауф Сайфуллин, его тоже позвали в качестве потерпевшего. Он мне звонит: «Ильдар абый, я не считаю себя потерпевшим».
Адвокаты все же советовали своим подзащитным не быть такими категоричными и согласиться с тем, чтобы отложить процесс.
– Откладывать не будем, рассмотреть надо сегодня! – настаивал Вилданов-старший. – Я до сих пор не понял, кто потерпевшие. Никто себя потерпевшим не считает.
– Раз потерпевшие не признают себя потерпевшими, пусть они сюда придут и заявят об этом лично, и тогда уже будет решаться вопрос по-другому, – поддержала ходатайство прокурора адвокат Ильдара Вилданова, и ее коллега был с ней солидарен.
В итоге суду придется отправить повестки всем 39 потерпевшим еще раз. Кстати, каждая стоит по 100 рублей, а с уведомлением 150. То есть суду это обойдется в 3900–5850 рублей.
«СЕМЬЯ ВИЛДАНОВЫХ ЗАРПЛАТУ ГОДАМИ НЕ ПЛАТИЛА И НЕ СОБИРАЛАСЬ ПЛАТИТЬ, ТОЛЬКО КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ПОГАШАЕТ ЕЕ»
Члены кооператива с заявлением Вилдановых о том, что потерпевшим себя никто не признает, не согласны. Люди боятся, говорят они. Как рассказывают работники, накануне заседания суда к ним приезжали сотрудники полиции с готовым бланком заявления, чтобы люди расписались, что они не имеют претензий к Вилдановым.
«Прошу вас рассмотреть уголовное дело без моего участия, к Вилданову Ф.Г. и Вилданову И.Ф. претензий не имею. Ранее данные показания подтверждаю. Материальный ущерб возмещен. На примирение согласен», – написано в бланке на имя мирового судьи.
– Сотрудниками полиции Тукаевского района оказывается давление на потерпевших, просят подписать заявление о примирении. Народ возмущен и боится полиции, – рассказал Chelny-biz.ru представитель работников ПК Ильнур Аглямов. – Вот так в Малой Шильне делается правосудие.
На сегодня работники кооператива, который сейчас в ведении конкурсного управляющего, продолжают работать в соответствии с договорами, выполняют работы на территории ПК «Камский». Так, на полях этой осенью велись работы по уборке урожая. Когда началось конкурсное производство, поля уже были засеяны, и урожай убирали уже под руководством конкурсного управляющего Наиля Ахметзянова.
– Он весь урожай собрал, сдал на элеватор, погасил налоги, долги по зарплате. Текущая зарплата в итоге погашена, осталась реестровая зарплата, которая будет погашаться по мере реализации имущества, – рассказала Фания Аглямова. – Семья Вилдановых зарплату годами не платила и не собиралась платить, только конкурсный управляющий погашает ее сейчас.
Производственный кооператив «Камский» – некогда одно из крупнейших сельхозпредприятий Тукаевского района. Образован в декабре 1998 года, 21 год назад. Уже полгода предприятие в процедуре банкротства, которое инициировала налоговая в мае 2018-го. На днях, 16 декабря, суд продлил срок конкурсного производства на три месяца – до 20 марта 2020 года. Отчет управляющего планируется заслушать 13 марта. До банкротства, с марта 2017 года, председателем был Фоат Вилданов. Еще раньше, с февраля 2012 года – его сын Ильдар Вилданов. Согласно отчетности на конец 2017 года, баланс предприятия составлял 131,2 млн, выручка – 37 млн (падение на 26%), чистый убыток – 4,2 млн.
«ПАРАЛИЗОВАНА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬХОЗКООПЕРАТИВА. ЕСТЬ ВСЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕДПОЛАГАТЬ, ЧТО ЭТО ИМЕЕТ ЗАКАЗНОЙ ХАРАКТЕР»
Проблемы ПК «Камский» сами Вилдановы, напомним, называли рейдерским захватом и связывали с политической деятельностью семьи. Один из сыновей председателя кооператива Ильшат Вилданов был депутатом Малошильниского сельского поселения и входил в «оппозиционный блок» по отношению к Геннадию Харитонову. Он в свое время подал в органы заявление, по которому было возбуждено уголовное дело на Харитонова, и дал показания против экс-главы. Кроме того, отец и сыновья называли инициатором волнений в самом кооперативе действия Фании Аглямовой. По их мнению, сватья Харитонова якобы сама претендовала на должность председателя ПК «Камский».
Фоат Вилданов в 2016 году неоднократно обращался в правоохранительные органы для защиты нарушенных, по его мнению, прав руководителей, членов ПК «Камский» и самой организации. В августе 2016 года он написал бизнес-омбудсмену РТ Тимуру Нагуманову о «вопиющих фактах незаконного давления» на руководство кооператива.
«Парализована производственная деятельность сельхозкооператива. Техника, ГСМ, финансовые средства, корма, скот, собранный урожай и в поле – все под арестом! Есть все основания предполагать, что это имеет заказной характер», – заявлял Вилданов.
На письмо тогда отреагировал прокурор Татарстана Илдус Нафиков, поручил проверить ситуацию в «Камском». В 2017 году Фоат Вилданов пришел к главе СУ СКР по Татарстану Павлу Николаеву с жалобой на рейдерский захват ПК «Камский». Однако в итоге появилась уголовка на самого Вилданова. Как ранее сообщал Chelny-biz.ru, мужчину подозревают в выводе имущества организации и оформлении в свою собственность. По некоторым данным, Вилданов это же имущество, в том числе транспорт, сдавал кооперативу, чем вогнал ПК «Камский» в долги. Вдобавок в счет погашения якобы забрал у предприятия земельные участки. Летом стало известно, что горсуд арестовал имущество ПК «Камский» в рамках уголовного дела. Под запретом тогда оказались несколько земельных участков, сельхозтехника и автомобиль.
Что касается рассмотрения уголовного дела о невыплате зарплаты, оно продолжится 27 декабря. Суд рассчитывает начать выслушивать потерпевших и свидетелей. С учетом их количества сложно спрогнозировать, насколько все это затянется.
Анна Перебаскина
Фото: Chelny-biz.ru, radikal.ru, melekesskie-vesti.ru, sobory.ru