, 17 Июля
$ 62,8280
€ 70,8574
Предложения банков
Новости
Подробно


«Почему с нами-то никто не разговаривает?! Мы обо всем узнаем из СМИ»

19.04.2019, 11:00

Два старейших завода стройиндустрии Набережных Челнов - 50-летние ЗЯБ и ЗСК - оказались в подвешенном состоянии от плана властей освободить эти земли в центре города и отдать под жилье. Идея, публично озвученная Наилем Магдеевым два года назад, обретает реальные очертания. В исполкоме созрел и улетел в Москву проект, архитекторы рисуют картинки будущего, и даже строители вроде Мунира Гайнуллова говорят о редевелопменте, как неизбежности. Учитывая то, как Наиль Магдеев, в отличие от бывших глав, взялся на изъятие земель в Орловке под Московский проспект, не приходится сомневаться, что и до этой территории он однажды доберется. А топ-менеджеры заводов удивлены, что все планы обсуждаются без них и без главных бенефициаров предприятий - гендиректора ПСО «Казань» Равиля Зиганшина и главы холдинга «Ак Барс» Ивана Егорова.

«ПРОЦЕДУРА НЕПРОСТАЯ, НЕ БЫСТРАЯ. ЗАТРАТЫ МОГУТ ИЗМЕРЯТЬСЯ МИЛЛИАРДАМИ»

Редевелопмент, реновация, развитие застроенной территории - такие термины применяют сегодня к возможному высвобождению промышленной зоны в центре города, вдоль проспекта Набережночелнинский. Озвученный в 2017-м план Наиля Магдеева за пять-семь лет вывести заводы и начать возводить жилье все чаще всерьез воспринимаются строительным сообществом Челнов и бизнесом.

– Это территория, в принципе, привлекательная под жилую застройку. Есть разные способы по тому, как использовать данную территорию. Но там сегодня есть действующее производство («КамгэсЗЯБ» - ред.). Нужно ли оно вот в такой территории? Уже сегодня в таких мощностях нет необходимости, – заявлял ранее мэр города. – Больших строек Советского Союза уже нет. Хорошо, если все эти мощности будут загружены, но сегодня это не так. Поэтому эта территория привлекательна для жилищного строительства.

«Почему с нами-то никто не разговаривает?! Мы обо всем узнаем из СМИ»

Заинтересованными лицами в бизнес-среде чаще всего называют ГК «Профит» Марселя Мингалимова, для которого якобы готовят земли.

С точки зрения закона, власти могут приступить к процессу хоть сегодня. Освобождение земель было запланировано еще генпланом 2006 года. Эта же задача ставится разработчику нового документа - КГАСУ. Параллельно исполком, как стало известно Chelny-biz.ru, создал проект и добивается его включения в общероссийскую программу «Развитие застроенных территорий». Тогда можно будет рассчитывать на федеральное финансирование. Документы еще в 2018 году направили в Москву, но ответа еще нет.

- Процедура непростая, не быстрая. Затраты могут измеряться миллиардами. Могу с уверенностью сказать, что в будущем когда-нибудь эти производства обязательно будут вынесены из центра города, - комментировал Chelny-biz.ru Ленар Сальманов, глава Службы градостроительного развития. - Как это будет реализовываться, мы пока сказать не можем. Нужно договариваться с собственниками и найти пригодную территорию для запуска заводов.

«Почему с нами-то никто не разговаривает?! Мы обо всем узнаем из СМИ»

В предварительную концепцию вошли обустройство набережной, строительство трамвайных путей и дорог, вынос железнодорожной ветки, строительство ливневой канализации и очистных сооружений, реконструкцию сетей освещения и главное – возведение многоквартирных домов.

В конце марта еще один вариант реновации района вокруг ЗЯБ представили на слушаниях проектов выпускников КГАСУ, приглашенных Ринатом Абдуллиным в пику архитектурному сообществу города, которое «занимается больше демагогией, разговорами». Молодой челнинец Ильдар Ильдарханов предложил сделать эту зону новым центром города, озеленить, наполнить досуговыми объектами.

«ИВАНА МИХАЙЛОВИЧА БЕСПОКОИТ ЭТОТ ВОПРОС. ПРИГЛАСИТЕ НАС, ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ»

В зоне предполагаемого редевелопмента находятся два крупных производства - ООО «КамгэсЗЯБ» (дочерняя компания ПАО «Камгэсэнергострой») и «Завод силикатного кирпича», подконтрольный семье Равиля Зиганшина, главы ПСО «Казань». Руководители обеих компаний в целом одобряют идею выноса промышленных объектов из центра города. Во многих моментах это для них даже выгодно. Но топ-менеджеры удивлены тем, что власти города не обсуждают планы с собственниками заводов.

«Почему с нами-то никто не разговаривает?! Мы обо всем узнаем из СМИ»

- Сама идея хорошая, федеральная программа - это замечательно. Но мы обо всем узнаем из СМИ. Почему с нами-то никто не разговаривает? - задается вопросом Фарит Дирдизов, директор ООО «КамгэсЗЯБ». - Куда переносить завод? Его же где угодно не поставишь! Он большой, особые требования по коммуникациям. Ивана Михайловича Егорова (гендиректор «Холдинговой компании «Ак Барс» - ред.) беспокоит этот вопрос. И в первую очередь, социальная сторона. Здесь работают 475 человек, из них 103 - ИТР. Это же почти 500 семей! Пригласите нас, давайте обсудим, - обращается руководитель завода к исполкому города. - Хотя бы на том уровне, какие нам потребуются мощности по электричеству, газу, воде.

Сегодня «КамгэсЗЯБ» занимает 28 га в географическом центре Набережных Челнах. Приблизительно такие же площади потребуются и в случае переселения, считает Фарит Дирдизов. Он затрудняется ответить, есть ли в округе Набережных Челнов территория, которая подошла бы для строительства завода с нуля.

«Почему с нами-то никто не разговаривает?! Мы обо всем узнаем из СМИ»

- В том-то и проблема, что этот вопрос не изучался. Нам необходимо много газа, воды, электричества, нужна канализация с высокой пропускной способностью. Не везде в промышленных зонах города есть газ. А если брать пар с ТЭЦ, то бетон станет золотым, - говорит Дирдизов. - Желательно, чтобы железная дорога была. Здесь она у нас своя. Мы в неделю по 20 вагонов цемента завозим. Щебень с Урала везем. Машинами не навозишься! Представляете, какой себестоимость будет!

В качестве аргумента директор приводит прошлогоднее ЧП на железнодорожном перегоне Сидоровка - ЗЯБ. 9 августа из-за ливней и размыва земляного полотна с путей сошли тепловоз и три вагона с цементом для ООО «КамгэсЗЯБ». Восстановительные работы длились больше месяца, а предприятие несло убытки. Из-за поставки грузов автомобильным транспортом затраты завода выросли процентов на 15.

Сам переезд (если до этого дело дойдет) времени займет не много, предполагает Фарит Дирдизов:

- Если деньги есть, можно быстро построить цеха. Сейчас ведь используются новые легкие конструкции, сэндвич-панели. Не нужно такого строительства, как в 70-е годы. Мы видим, как в городе быстро поднимают новые заводы. Важно, чтобы федеральная программа предусматривала расходы не только на снос объектов и благоустройство территории, а именно на перенос заводов, на возмещение расходов владельца. Не так дорого стоят сами здания, сколько инженерные сети, если их придется прокладывать.

«Почему с нами-то никто не разговаривает?! Мы обо всем узнаем из СМИ»

У завода «КамгэсЗЯБ», который лихорадит более десяти лет, немало планов по наращиванию объемов и модернизации производственных линий. И все они находятся в подвешенном состоянии, поскольку нет ясности с переездом.

- В целом тяжелые времена, но объемы мы нарастили, за прошлый год примерно на 100 млн рублей (до 700 млн). В этом хотим выйти на оборот в миллиард рублей. Планируем перейти на двухсменку, персонал набираем. Объемы сбыта растут, - поясняет директор завода. - С нами работают такие крупные компании, как «Евростиль», «УКС Камгэсэнергострой», «Комфортное жилье», другие застройщики Татарстана. С Удмуртией начали сотрудничать. Мы единственные в регионе производим усиленные плиты перекрытий, которые необходимы для садиков и школ. Все строители берут у нас. Идем к тому, чтобы запустить производство облицовочного кирпича. На данный момент мы выпускаем все необходимое для домостроения кроме него: железобетон, газобетон, брусчатку.

Важно понимать, что на заводе лежит и определенная социальная нагрузка. Котельная предприятия отапливает около 25 объектов в этом районе, включая дома, казначейство, бассейн «Дулкын», спорткомплекс «Витязь», колледж и прочие.

«Почему с нами-то никто не разговаривает?! Мы обо всем узнаем из СМИ»

Сейчас «КамгэсЗЯБ» урегулирует земельный спор с исполкомом Челнов. Еще в 2016 году муниципалитет в одностороннем порядке расторг договор аренды участка в 27 га, на котором стоит имущественный комплекс завода из 30 зданий. Исполком потом долго судился с Управлением Росреестра по Татарстану, которое отказывалось регистрировать прекращение аренды. Тем временем администрация успела отсудить у предприятия более 3,5 млн рублей неосновательного обогащения за пользование участком без договора. Кроме того, осенью 2018 года исполком выиграл у завода другой иск о расторжении договора на участок под мазутным хозяйством на улице Лермонтова и взыскании 770 тыс. рублей долга.

Как сообщил Chelny-biz.ru Фарит Дирдизов, новые документы на участки оформляются, конфликт исчерпан.

«ПЕРЕЕЗЖАТЬ БУДЕТ ТЯЖЕЛО И ДОРОГО, НО ДЕВАТЬСЯ НЕКУДА»

Рядом на 18 га вдоль проспекта Набережночелнинский находятся корпуса Завода силикатного кирпича, который по-прежнему позиционирует себя как крупнейший поставщик стройматериала для восточного Татарстана. На производстве занято 220 человек. На территории стоят производственные корпуса и котельная.

«Почему с нами-то никто не разговаривает?! Мы обо всем узнаем из СМИ»

С 2016 года предприятие существует в форме ООО, зарегистрированного в Менделеевске. 100-процентным владельцем является ООО «Интеко» Светланы Зиганшиной, супруги депутата Госсовета и гендиректора ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. Сам бизнесмен числится в истории соучредителей. Находившейся здесь же Комбинат строительных материалов Зиганшиных с 2017 года находится в стадии ликвидации.

Директор ЗСК Владимир Чайков подтвердил, что исполком не обращался к руководству предприятия. По его мнению, переговоры о выселении должны вестись на уровне конечного собственника - Равиля Зиганшина.

- Переезжать будет тяжело и дорого, но деваться некуда, если будет решение освободить центр города. Впрочем, сейчас построить новый завод не так сложно, не как раньше. Используются корпуса легкого типа, сэндвич-панели. Строительство обойдется примерно в 250 млн, - рассуждает Владимир Чайков. Построенные полвека назад корпуса и большая территория являются серьезной нагрузкой на компанию. - Можно ужаться, нам такие площади уже не нужны. Если мы, например, купим еще одну немецкую линию, то основной корпус можно было бы в два-три раза уменьшить. Наше оборудование уже практически самортизировалось, надо обновлять. Планы по модернизации, конечно, стоят.

«Почему с нами-то никто не разговаривает?! Мы обо всем узнаем из СМИ»

По мнению директора ЗСК, подходящая территория для завода может быть найдена в районе БСИ.

- Электричество, газ, вода обязательны. Железная дорога - вообще было бы отлично, - перечисляет требования к участку Чайков. - Сейчас железной дорогой мы не пользуемся, только автомобильным транспортом. Потому что подать вагон с узловой станции Круглое Поле до нас обходится дороже, чем пригнать из Челябинска в Челны. Сначала по камазовской железной дороге, потом КамГЭСа. И с каждым нужно согласовать, каждому заплатить!

Основными заказчиками ЗСК сегодня являются те самые компании, которые в будущем могут стать претендентами на его земли: «Евростиль», «Домкор», «Профит», «Прикамская строительная компания», «Стройтраст». Силикатный кирпич активно используется при строительстве школ и детсадов в Челнах (только в этом году девять объектов). Кроме того, завод работает с рядом других застройщиков Татарстана и Поволжья.

Земельные отношения предприятия с исполком города, кстати, тоже не гладкие. Участок площадью почти 18 га от остановки «Орловка» до улицы Нариманова арендует ИП Хачанян Динария Равилевна (в девичестве Зиганшина). Она задолжала более 3 млн рублей, и исполком в январе 2019 года отсудил деньги под угрозой расторжения договора аренды.

«Почему с нами-то никто не разговаривает?! Мы обо всем узнаем из СМИ»

С 2013 года на данный участок существовал другой договор с множественностью лиц на стороне арендатора, Зиганшина к нему присоединилась. К сентябрю 2017 года предпринимательница задолжала городу более 1,1 млн рублей. Дело дошло до суда, но после платежа исполком отозвал свой иск. Тогда же в сентябре старый договор расторгли. Правда, по нему остался непогашенный долг в 911 тыс. рублей, и набежали пени. Новый договор аренды на 49 лет заключили 28 сентября 2017 года. Летом в 2018-м Динария Зиганшина сама подала на исполком и потребовала изменить условия оплаты. Суд встал на ее сторону, документ переписали. Но затем и по этому договору набежал долг более 5 млн. Иск города был предъявлен на меньшую сумму – 3,2 млн. Муниципалитет дело выиграл, судя по материалам дела, арендатор не стал оспаривать решение.

На территории реновации есть и другие частные объекты, в том числе небольшие производства. Но их переселение, по мнению бизнесменов, не должно вызвать стольких проблем, сколько перенос ЗЯБ и ЗСК.

Лилия Павлова