, 28 Сентября
Новости
Подробно


«Поставщик нам говорит: «Сегодня у меня курица стоит 70 рублей, а завтра 100 рублей». На вопрос «почему?» он отвечает: мол, корм я закупил импортный»

26.01.2015, 21:44

Торговые сети Набережных Челнов в полной мере почувствовали отток покупателей и сокращение среднего чека – продукты продолжают дорожать с невероятной скоростью. По официальным данным исполкома, за последний месяц увеличилась цена на колбасные изделия (22-40%), рыбу (10-58%), а также овощи и фрукты – рост составил в среднем до 40%. Некоторые ритейлеры в попытке удержать клиентов идут на понижение собственных наценок, однако в то же время ряд сетей настойчиво пытается сохранить свой плюс. Разница в цене на один и тот же товар настолько существенная, что покупатели теперь курсируют по городу в поисках самого дешевого. Портал Предпринимателей провел собственный анализ и выяснил, что, к примеру, цена на огурцы может разниться в 2 (!) раза. Объяснить, что происходит в Челнах на рынке продуктового ритейла согласился собственник ТД «Дуслык» Ринат Сулейманов.

«МЫ ЧУВСТВУЕМ, ЧТО ЛЮДИ СТАЛИ МЕНЬШЕ ПОКУПАТЬ, ИДЕТ СОКРАЩЕНИЕ СРЕДНЕГО ЧЕКА»

За последний месяц, с 23 декабря 2014 по 23 января 2015 года, специалисты зарегистрировали рост розничных цен на основные социально-значимые продукты: молоко, «кисломолочку» и хлеб. В начале января подорожали молокопродукты торговой марки «Вкусняево», производимой ОАО «Алабуга соте». Рост составил от 5% до 8,3% в магазинах федеральных сетей. Заметно выросли розничные цены на хлеб и булочные изделия. Объясняется это тем, что с 15 января ЗАО «Челны-хлеб» повысило оптово-отпускные цены на 10%.

- Мы на самом деле озадачены повышением цен от поставщиков, - говорит Ринат Сулейманов, собственник торгового дома «Дуслык», владеющего сетями «Закамье» и «Тэмле». - С другой стороны мы постоянно слышим заявления Правительства о том, что будет регулирование цен. Что касается нашей сети, мы пока не входим в конфликт с нашим покупателем, стараемся практически на все социально-значимые продукты уменьшать торговую наценку. Но бесконечно эта ситуация продолжаться не может. Потому что в убыток себе мы тоже торговать не можем.

Специалисты по мониторингу отслеживают динамику цен в магазинах Челнов, подразделяя их на три группы: федеральные сети (ФС), республиканские (РС) и городские. К первой относятся «Лента», METRO, «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка+», «Бахетле», «Магнит», ко второй – «Челны-хлеб», «Пятерочка», «Эссен» и «Камилла», в третью группу входят магазин в 105-м универсаме, «Кентавр», сети «Славный», Fresco, «Подсолнух», «Закамье» и «Тэмле». Интересно, что наибольший рост стоимости товаров наблюдается в республиканских сетях. Так, подорожали мука высшего сорта (на 6,7 - 22% в «Магните» и «Ленте», на 26,5% - в РС), крупа рисовая (от 12% в ФС, до 17% в РС), чай черный байховый (от 5,8% в ФС, до 18,7% в РС), макаронные изделия (от 5,5% в ФС, до 7,8% в РС), соль (от 4,7% в ФС, до 10,7% в РС), говядина (на 6,9% в РС).

- Федеральные сети имеют более жесткие договоры с поставщиками о повышении цен, - говорит Ринат Сулейманов. - Зачастую они штрафуют их или не принимают изменений цен в сторону повышения. Поэтому на какой-то период у федералов появляется преимущество перед региональными сетями. Последние меньше защищены, у них менее жесткие договоры. Но если говорить о перспективе, то я думаю, что через какое-то время цены в федеральных сетях по социально значимым продуктам догонят цены в региональных магазинах.

Отметим, что в лидерах по инфляции оказались колбасные изделия, показав рост от 22 до 40%, в зависимости от вида и ассортимента. Кроме того, от 10% до 58% подорожала рыба мороженая, копченая и соленая. Специалисты отмечают, что подорожание по группам товаров, которые представлены в широком ассортименте, связано не только с фактическим повышением цен, но и с заменой товара внутри группы. Овощи и фрукты по традиции показывают существенный рост. Картофель, лук репчатый, капуста белокочанная, морковь, огурцы и томаты продаются по цене, которая выше на 6,3%-40%, чем была в прошлом месяце. Особенно сильно подскочила цена на капусту (до 60%) и огурцы (45%). Фрукты, кроме апельсинов, также стали менее доступны потребителям – рост цен составляет от 3,6% до 40%, больше всего подорожал виноград. Столько ощутимый скачок цен на овощную и фруктовую исполком объясняет сезонностью. Однако не нужно понимать правила игры между поставщиками и ритейлерами, чтобы сделать иной вывод.

- Мы чувствуем, что люди стали меньше покупать, - говорит владелец ТД «Дуслык». – идет сокращение среднего чека. Сейчас покупатели стали очень избирательны и аккуратны в выборе определенных продуктов. Что касается такого большого разброса цен по одним и тем же продуктам в разных сетях, то тут тоже есть свое объяснение. Некоторое преимущество имеют те сети, которые закупили определенное количество продукции впрок, они могут позволить себе незначительно повысить цену. Как только у них закончатся старые запасы, и они вынуждены будут покупать по новым прайсам. Могу сказать, что кто-то пользуется ситуацией и зарабатывает на повышении цен. Но в ближайшее время, думаю, покупатель сам определит, куда ему выгодно ходить и поймет, какие сети заботятся об их благосостоянии, а какие на сегодняшний день являются спекулянтами.

«ВРЯД ЛИ РОСТ ЦЕН БУДЕТ ТАКИМ ЖЕ АКТИВНЫМ, НО ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ БУДУТ УМЕНЬШАТЬСЯ»

Портал Предпринимателей самостоятельно проанализировал цены на некоторые продукты в торговых сетях федерального, республиканского и городского уровней, представленных в Набережных Челнах. Результаты по состоянию на 26 января показали, что действительно разброс цен невероятен. Поставщики, конечно же, везде разные, сорт продукции тоже может отличаться (томаты обычные/сливовидные, огурцы короткоплодные гладкие/пупырчатые), однако вряд ли сейчас это интересно потребителю, который думает в данной ситуации о своем кошельке. Вероятно, в нынешней положении для большинства потребителей огурцы – это просто огурцы, помидоры – это просто помидоры. Поэтому сразу предупредим, что стопроцентное попадание в сравнительном анализе по овощам (страна происхождения, сорт) сделать невозможно, но тем не менее. Еще одна ремарка: цены не всегда зависят от статуса магазина – «премиум» или «у дома».

Согласно мониторингу нашего издания, яйца первой категории дешевле всего можно приобрести в «Тэмле» (4,9 руб./шт.) и «Магните» (5,5 руб./шт.), дороже они обойдутся в «Эссен Green» 6,3 руб./шт.) и METRO (6,93 руб./шт.). Подорожавшие за последний месяц бананы практически во все торговые сети завозятся из Эквадора. Самую выгодную для покупателя цену предлагают в «Магните» (54,4 руб./кг) и «Ленте» (54,99 руб./кг), в «Челны-хлебе» и «Эссен Green» аналогичный товар продают за 68,90 руб. и 65,6 руб., соответственно. И, наконец, стоимость гречневой крупы, за которой особенно внимательно следят власти и надзорные органы, достигает 72 рубля в METRO («Мистраль», 900 г.), 72,39 руб. – в «Ленте» («Мистраль», 900 г.), 104 руб. – в «Эссен Green» («Мистраль», 900 г.), 59,9 руб. – в «Тэмле» («Алтайский край», 1 кг), 47,2 руб. – в «Магните» («Алтайская сказка», 800 г.), 46,5 руб. – в «Челны-хлеб» («Мудрая хозяйка», 900 г.).

Напомним, что власти Челнов усилили контроль над ценовой политикой торговых сетей еще летом прошлого года, когда были введены санкции на ввоз в страну определенных товаров из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. В поле зрения специалистов исполкома попали 17 точек, в том числе магазины федеральных и местных торговых сетей. Власти опасались резкого повышения цен на продукты питания, и уже тогда местные ритейлеры отмечали, что ситуация на продовольственном рынке ведет именно к такому нежелательному исходу: некоторые российские поставщики, воспользовавшись дефицитом, повысили стоимость продукции. Удорожание коснулось мяса птицы и свинины, колбасных изделий. Чуть позже, в ноябре-декабре 2014 года, местным торговым продуктовым сетям пришлось столкнуться с новой проблемой – резким ростом курса иностранных валют. Результатом стало повышение цен примерно на 10%, которое коснулось в первую очередь товаров премиум-класса. Тогда местные ритейлеры констатировали снижение спроса на эту продукцию. В конце ноября исполком Набережных Челнов сообщил о значительном повышении цен на гречневую крупу в торговых сетях автограда. По официальным данным, рост в отдельных магазинах составлял до 62%.

- В федеральных сетях повышение составляет от 5,9%, а в республиканских сетях – до 62%, - сообщила тогда Порталу Предпринимателей начальник отдела потребительского рынка и услуг Раиса Султанова. – По 22 рубля гречневую крупу можно купить в магазинах федеральных сетей, это старое поступление, в несетевых точках цена доходит до 62 рублей. Мы ежедневно мониторим цены, в том числе на гречневую крупу, отправляя результаты в Минпромторг. На их основании ведет свою работу антимонопольная служба.

Сейчас же, подчеркнем, гречка в некоторых магазинах продается более чем за 100 рублей.

По информации Министерства промышленности и торговли РТ, рост цен на гречневую крупу зафиксирован у поставщиков крупы ООО «Мистраль-трейдинг», ООО «Ресурс», ООО «Ангстрем», ООО «Агро Альянс». По мнению Татарстанского УФАС России, объективных причин для резкого повышения цен нет. Специалисты провели проверку в торговых сетях и выявили нарушителей. Среди них оказались ООО «Агроторг» («Пятерочка+»), ЗАО «Тандер» («Магнит»), ЗАО «ТД «Перекресток», ООО «Метро кэш энд керри» и другие. В отношении этих компаний антимонопольная служба возбудила дело по признакам нарушения закона «О защите конкуренции».

- Когда мы спрашиваем у поставщиков, почему они повышают цены, каждый называет свою причину, - говорит Ринат Сулейманов. – Материалы импортные, рост курса иностранных валют и так далее. Кто-то, может быть, просто на волне этих настроений повышает цены, зарабатывая на этом. Мы не являемся производителями и поэтому вынуждены соглашаться на те условия, которые нам выдвигает поставщик. Иначе он просто перестанет поставлять нам данный продукт. Условно говоря, поставщик нам говорит: «Сегодня у меня курица стоит 70 рублей, а завтра 100 рублей». На вопрос «почему?» он отвечает: мол, корм я закупил импортный, поэтому 30 рублей добавил. Мы говорим, что не будем брать у него, и у нас появляется пустая полка. К нам покупатель придет за курицей и ее не увидит. Чтобы такого не случилось, мы вынуждены принять предложенную нам цену. Естественно, чтобы не потерять покупателя, сеть идет на уменьшение уровня своего дохода, предоставляя заниженные наценки.

По словам Рината Сулейманова, такой резкий скачок цен со стороны поставщиков наблюдался в конце 1990-х годов, в последний раз - в 2008 году, когда часть поставщиков закрывали свои производства. Что касается сегодняшней ситуации, то резкое повышение цен началось после того, как Центробанк повысил ключевую ставку в декабре прошлого года. Некоторые производители повышали цену раз в неделю. Сейчас эта тенденция не наблюдается, но ритейлеры считают, что в ближайшем будущем рост цен продолжится.

- Я предполагаю, что финансовое состояние многих людей не будет позволять им распоряжаться своим бюджетом по своему желанию, как они могли это делать в 2012-1014 годах, - подытоживает Ринат Сулейманов. - Вот этого мы опасаемся. Вряд ли рост цен будет таким же активным, но доходы населения будут уменьшаться. То есть проблема даже не в том, что в магазинах повышаются цены на продукты, а в том, что доходы населения не то, что увеличиваются, а наоборот - падают.

Портал Предпринимателей