«Воспринимайте как есть! Никакой озлобленности. Аплодисментов не будет. Жалоба -как подарок», – морально готовил президент Татарстана Рустам Минниханов глав муниципалитетов. Сегодня на девятом расширенном заседании Совета по предпринимательству бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов (чьи полномочия президент продлил еще на пять лет) представил результаты исследования делового климата в Казани, Челнах и районах республики: кто в передовиках, а кто в аутсайдерах, и как настроен сегодня бизнес. Ситуация, констатировал Нагуманов, критическая. Половина предпринимателей заявляет о колоссальной нагрузке из-за проверок. Свой пример привел и модератор встречи – директор Chelny-biz.ru Денис Марганов.
Как бизнесменам «рубят головы» вместо того, чтобы «прописать рецепт», почему ТОСЭР вдруг стала угрозой промпаркам, и как применить метод «тайного покупателя» во власти – в материале Chelny-biz.ru по итогам заседания.
«КТО-ТО СХОДУ ОБИЖАЕТСЯ, ОБВИНЯЕТ НАС В НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ, А КТО-ТО НАЧИНАЕТ КОНСТРУКТИВНО РАБОТАТЬ С ЭТИМИ ЦИФРАМИ»
Главной темой дня должен был стать доклад Тимура Нагуманова о деловом климате в муниципалитетах.
– Я хочу сразу сказать коллегам: воспринимайте это как есть! – предупредил президент РТ Рустам Минниханов. – Никакой озлобленности быть не должно, нам надо исправлять ситуацию. Аплодисментов не будет. Жалоба - как подарок. Надо исходить из этого и постараться отреагировать не агрессией, а действиями, которые будут менять настроения бизнеса. Заранее предупреждаю. Тимур, ты уверенно все докладывай. Твои полномочия на пять лет мы продлили. Не волнуйся, никто тебя кроме меня снять не может, – заметил Минниханов, вызвав смех в зале.
Нагуманов представил свежие индексы деловой активности и настроений бизнеса, а также сравнил их с данными октября 2017 года. В опросе участвовали 8100 предпринимателей на местах – 2600 человек в Казани, 1200 в Набережных Челнах и по 100 в каждом районе. Они отвечали на вопросы о деловой активности, настроениях, динамике продаж и пр. Около 60% – представители микробизнеса с оборотом до 60 млн в год, 11% – «миллиардники».
– Значение индекса выше 50 означает, что ситуация улучшается. От 45 до 50 – ситуация не развивается, но и не ухудшается. Ниже 45 – негативная динамика, – пояснил Нагуманов. – Что касается индекса настроений, то в этом году 52% ответили, что за полугодие условия ведения бизнеса ухудшились. В прошлом году средняя цифра была на 10% выше. Эту негативную тенденцию на федеральном уровне подтверждают многие другие исследования. Индекс настроений бизнеса упал сразу с 43 до 37 пунктов. Лидером падения стал Азнакаевский район (обвалились сразу на 22 пункта).
Только в пяти районах настроения бизнеса за год улучшились: в Буинским, Заинском, Тукаевском, Аксубаевском и Нижнекамском.
Набережные Челны не попали и в десятку. Автоград с результатом 40,2 (ниже прошлогоднего на 6,7%) занял 11-ю строчку. В результате по динамике изменений настроений бизнеса Челны упали на 23-ю позицию. Тукаевский район тем временем прибавил 0,3%. Соседний Нижнекамск показал результат на 0,2% выше. Казань на 16-й строчке, столица потеряла 4%.
Деловая активность, которая является прямым следствием настроений, в республике, понятно, тоже упала.
– В прошлом году деловую активность оценивали на уровне 48, в этом она упала до 43 пунктов. Ели эта тенденция сохранится, то к следующему году по Татарстану упадет до 37 пунктов, – прогнозирует омбудсмен. – Значит, количество компаний, закрывающих, сокращающих бизнес, превысит количество тех, кто развивает. А это уже критическая ситуация.
По индексу активности бизнеса Челны на 22-й строчке с показателем 43,3 – это минус 6,8%. По динамике изменения этого показателя город скатился на 34-ю строчку. Соседний Нижнекамский район напротив, показал наилучший рост – прибавив 4,8%.
– В прошлом году, когда мы рейтинг презентовали, отношение коллег было разное, – заметил Нагуманов. – Кто-то сходу обижается, обвиняет нас в некомпетентности, а кто-то начинает конструктивно работать с этими цифрами. Это то, что говорят ваши бизнесмены, как минимум 100 человек из каждого района. Пример Нижнекамска, Альметьевска, где коллеги очень детально вникали, приезжали, общались. Были приняты меры. Ситуация в этих районах теперь выглядит лучше. Важна динамика. Закон Красной королевы: надо очень быстро бежать, чтобы остаться на месте.
Нагуманов сообщил, что глава Нижнекамска уже пригласил его команду в гости анализировать свежие итоги. Резюмируя доклад, уполномоченный по правам предпринимателей сообщил, что прогноз по республике негативный – снижение настроений и активности бизнеса продолжатся и в следующем году. Рустам Минниханов предложил не обсуждать рейтинг, а каждому главе проанализировать итоги. Глава автограда Наиль Магдеев, отметим, присутствовал на заседании совета.
«ПОЧЕМУ-ТО ГОСУДАРСТВО МНЕ ВСЕГДА ЗВОНИТ С ПОЗИЦИИ УГРОЗЫ»
Поводом для дальнейшей дискуссии стали данные Нагуманова об административном давлении на бизнес. 51% опрошенных предпринимателей заявили о колоссальной нагрузке проверок (в 2017 году – 59%). Если в прошлом году беспокойство вызывали действия налоговой, Роспотребнадзора и экологов, то в этом – опять же ИФНС, пожнадзор и экологи.
Модератор заседания Денис Марганов рассказал о проблеме на своем опыте:
– Я больше 10 лет занимаюсь предпринимательством. Сегодня мы делаем IT-компанию, которую выводим на мировые рынки. У нас открыты офисы в Европе, в Москве, производство находится в Набережных Челнах. За последние полтора месяца мне поступило пять звонков, и все карательные. Звонят из налоговой, говорят: «Почему-то у тебя по одному из предприятий сократилась отгрузка по налогам. Приди-ка ты и объясни, почему так происходит». Звонят из Центра занятости: «Ты разместил объявление о наборе персонала. Мы тебя штрафуем, потому что ты нам не сообщил». Звонят из отдела статистики: «Мы тебя оштрафуем, если ты не расскажешь, сколько человек у тебя работают». Я на самом деле ведь не против, но почему-то государство мне всегда звонит с позиции угрозы…
К обсуждению подключились другие предприниматели. Основатель академии футбола «Витязь» Рустам Исмаилов посетовал на то, что не нашел контакта с руководителями большинства городов и районов республики, зато обрел поддержку своего социального бизнеса в Башкирии.
– Не могли бы вы назвать районы, куда обращались, – спросил Минниханов у предпринимателя. – Я этих глав просто не буду принимать. Тех глав, к кому вы обращались и не нашли понимания, мы просто полгода не будем принимать, – предложил президент, вызвав смех в зале.
– Это почти все кроме Казани, – ответил Исмаилов.
Совладелец сети «Покровские пекарни» Тагир Ахмеров предложил развивать наставничество в сфере предпринимательства.
– Важно использовать опыт авторитетных людей. Нам надо сформировать группу, наделить полномочиями, – согласился президент. – За последние 10 лет мы много чего изменили: создали КИП «Мастер», «Химград»… Есть районы, где главы активно занимаются, а есть районы, которые думают, что это та игрушка, которая нужна президенту, премьеру, каким-то министрам. Мы будем двигать эту работу. Но очень важны положительные примеры. Форму наставничества надо как-то продумать. Дөрес итеп киңəш бирү (правильный совет – ред.) – дороже денег даже.
Учредитель сети «Тюбетей» Султан Сафин предложил применить практику «тайного посетителя» на уровне муниципальных властей.
– Мы в сети еженедельно делаем «тайного гостя», который оценивает нашу работу – вкусный очпочмак сделали или нет. Может, эту практику перенять власти? Может быть, власть сама будет пробовать брать землю в аренду или что-то еще, оценивать на себе, как на самом деле это тяжело, – предложение встретили аплодисментами.
– Власть иногда берет землю. Очень много. И очень успешно реализует, – посмеялся президент. – Но не для производства, а для перепродажи. У нас такие факты, к сожалению, очень часто. Я считаю, что самому попробовать какой-то процесс – это правильно.
Основатель сети магазинов «Букет столицы» Евгений Сеньковский предположил, что ревизоры, обладающие необходимыми компетенциями, могли бы консультировать предпринимателей, а не «рубить головы».
– Когда приходишь к врачу, он выписывает рецепт. Например, на меня вместо подсказки, что не так, какие изъяны, подали в суд. И теперь в суде я должен искать рецепт лечения. Это напоминает Средневековье, – считает бизнесмен. – Если пациент приходит с болью в голове, самый простой вариант для наших чиновников – отрубить эту голову, хотя можно было бы дать таблетку.
– Наверное, считают, у вас, как у дракона, несколько голов, – улыбнулся президент и заметил, что зачастую много «косяков» и со стороны бизнеса.
За всех глав муниципалитетов объяснялся глава Альметьевска Айрат Хайруллин:
– Я теперь понял, почему я здесь сижу. Придется отдуваться за всех коллег. Говоря о контрольно-надзорной деятельности, мы полностью поддерживаем позицию, которую реализуют сейчас на федеральном уровне, – риск-ориентированный подход, баланс интересов бизнеса и угрозы жизни и здоровья клиентов, жителей. Если в 2017 году мы каждый выписывали малому и среднему бизнесу за нарушение санитарных требований, и таких штрафов набиралось на 3 млн, то по итогам первого полугодия был один единственный штраф на 5 тыс. рублей, а все остальные ограничились предупреждениями. И я не скажу, что в Альметьевске стало хуже, грязнее. Если говорить о федеральном контроле, мне видится, что нарушения тоже должны быть переведены на риск-ориентированный подход. Например, существует план эвакуации с предприятий. Его может не быть вовсе, либо он может висеть, но не утвержден руководителем. Для контролера это – одно и то же. Все события в Кемерово выпукло показали последствия моратория на проверки малого и среднего бизнеса.
«В ОДНОМ ИЗ ПРОМПАРКОВ ТОЛЬКО ЗА ПОЛГОДА ШЕСТЬ ИНВЕСТОРОВ УШЛИ В ДРУГИЕ РЕГИОНЫ»
После дискуссии Денис Марганов предложил заслушать спикеров рабочих групп. Их на этот раз было четверо. Директор челнинского промышленного парка «Развитие» и парка «Нижнекамск» Константин Пучкин рассказал об острой конкуренции между парками и ТОСЭР. По словам Пучкина, первые теперь проигрывают в борьбе за резидентов. Масштабные инвестпроекты охотнее идут в ТОР либо ОЭЗ ради налоговых льгот и таможенных преференций. Так, в одном из промпарков за полгода шесть инвесторов ушли в другие регионы.
– Наиболее частая проблема – предоставление земельного участка инвестором, – обратил внимание Пучкин. – Сегодня существуют два механизма – торги и решение главы субъекта федерации. Если мы пропускаем инвесторов через торги, это долго, отсутствуют гарантии получения именно того участка, который нужен, вырастает цена. Передача земли без торгов наиболее оптимальна, но если посмотреть внимательно на критерии отбора, то начинаются проблемы. Требования: заполнение парка более чем наполовину, подтверждение 30% собственных средств инвестора (не только имеющихся, но и планируемых). Управляющая компания просто не сможет, потому что таких резидентов просто нет. Необходимо снизить требования по заполняемости хотя бы до 20%, подтверждение собственных средств – только по имеющимся инвесторам.
Предполагается, что земельный массив будет выделяться парку в аренду, а потом межеваться для резидентов – в аренду с последующим переходом в собственность после строительства. Рустам Минниханов ответил, что не видит проблем, поручил в течение недели представить предложение.
Вторая проблема промпарков – существенная разница в тарифах на электроэнергию в разных районах РТ и разных парках.
– Если парк подключен по высокому напряжению, то для резидента стоимость – до 3 рублей за кВт. Если же подключен по низкому напряжению, то это примерно 6 рублей за кВт, – пояснил Пучкин.
Рабочая группа предложила выровнять тарифы по промпаркам и субсидирование услуги по передаче электроэнергии управляющим компаниям. Предварительные затраты, по оценке «Татэнергосбыта», – 40 млн рублей в год.
– С профильными министерствами согласовано, необходимо только ваше поручение, Рустам Нургалиевич, – бодро завершил доклад Константин Пучкин, но президент не согласился.
– Есть высокое, среднее и низкое напряжение. Если вы хотите получать по высокому, у вас должно быть потребление такого уровня. Малый бизнес не может по среднему, высокому брать! Для этого надо большое производство с целой системой подстанций! – удивлялся предложению Рустам Минниханов. – Кто из министерства такое заключение дал?
В итоге услышал ответ, что вопрос обсуждали с Комитетом по тарифам, и предложение реализовать можно. Но тему отправили на доработку.
«НАДО ДАТЬ ВРЕМЯ, ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИТЬ КРИТЕРИИ. КАШ ЯСЫЙМ ДИП, КҮЗ ЧЫГАРУ БУЛА ИНДЕ БУ»
Понервничать бизнес заставили новые правила определения санитарно-защитных зон, которые появились с 3 марта этого года. Предпринимателям, которые ввели свои объекты до 15 марта, дают всего год, чтобы разработать проект. Однако, как заявил докладчик – директор ООО «Экотехпроект» Илья Горбунов – за год провести эту работу порой просто нереально. Кроме того, некоторые новые положения противоречат действующему СанПиНу – предприниматели не понимают, каким из документов руководствоваться.
– То есть мы можем замерить не там, не то и в лучшем случае не все, – предупредил Горбунов. – За год 30 замеров еще можно сделать, 50 замеров – невозможно. Они делаются только при определенном направлении ветра.
Проектная группа предложила направить обращение от имени президента Татарстана в федеральный центр с просьбой разъяснить новые правила и продлить сроки.
– Действительно, Минэкономразвития те риски, о которых вы говорите, предвидело и обозначало. К сожалению, это тот самый уникальный случай, когда нас не только не услышали и не поддержали наши замечания, но и приняли решение не проводить оценку регулирующего воздействия, – развел руками Савва Шипов, участвовавший в заседании заместитель министра экономического развития России.
– Давайте мы подготовим письмо на имя Кобылкина (министр природных ресурсов и экологии РФ – ред.), на имя Гордеева (зампредседателя Правительства РФ) и на имя Орешкина (министр экономического развития РФ). Я встречусь. Надо дать время, четко определить критерии. Каш ясыйм дип, күз чыгару була инде бу, – выразился на татарском президент.
«У НАС ОЧЕНЬ МНОГО СТРУКТУР, КОТОРЫЕ ШТАМПИК СТАВЯТ, А ПОТОМ МЫ ОКАЗЫВАЕМСЯ В СЛОЖНОЙ СИТУАЦИИ»
Кадровую проблему озвучила гендиректор ООО «Центр экологического сопровождения» Эльвира Курбанова. После того как Минстрой РФ в 2017 году изменил перечень направлений подготовки специалистов, под ударом оказались специалисты по экологическим изысканиям, которые не соответствуют новым требованиям. В итоге компании не могут включиться в реестр, теряют возможность входа в СРО.
– Ранее мы принимали экологов по девяти специализациям, на сегодня список сократился до трех. Получается, две трети специалистов могут остаться без работы, а мы – без сотрудников! – возмутилась Курбанова. – Наши коллеги, которым 45 и более лет, имея качественное инженерное образование, с колоссальным стажем остались за бортом…
Глава Минстроя РТ Ирек Файзуллин признал, что тема непростая. Но в основе приказа – вопрос безопасности.
– Сегодня развелось много фирм, где просто не было вообще необходимых специалистов. Я считаю, что эта мера приведет к качеству работы в этом направлении. Министерство поддерживает приказ, и мы отклонили предложения рабочей группы, – категорично заявил он.
– То есть надо на черном рынке документ купить, да?..– улыбнулся президент.
– На черном рынке не надо, Рустам Нургалиевич. Сегодня его уже не купишь. Есть система переподготовки кадров – два года в магистратуре, – ответил министр.
– Я аттестованный Минстроем РФ эксперт по изысканиям, – вставила докладчица. – Но я как специалист не могу спасти свою фирму, потому что мое образование, получается, тоже не соответствует. Но мы же сдали квалификацию! Это то же самое, что мастеру спорта сдавать ГТО!
– Я услышал, но у нас на самом деле очень много структур, которые штампик ставят, а потом мы оказываемся в сложной ситуации, – ответил Минниханов, но предложил наладить диалог с Минстроем РФ и найти компромисс.
«НАША ЗАДАЧА – АДАПТИРОВАТЬ ТО, ЧТО У НАС СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ. МЫ ЖЕ ЭТО НЕ ДЛЯ КРАСОТЫ, ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЭТО БЫЛО СДЕЛАНО»
О необходимости упростить требования для бизнеса по подключению к системе «ЭРА-ГЛОНАСС» доложил технический директор ООО «Барс» Илья Прохоров. Здесь проблема возникла из-за недавних изменений на федеральном уровне. Теперь все перевозчики обязаны оборудовать машины аппаратурой ГЛОНАСС либо ГЛОНАСС/GPS. Однако в Татарстане уже работают собственные навигационно-информационные системы. Бизнес против того, чтобы тратиться на новое оборудование.
– Мы получили крайнюю степень нервозности на рынке перевозок, – сообщил Прохоров Минниханову. – Еще одно неприятное последствие – утрата доверия бизнеса к властям. На момент создания проектной группы к ней подключились порядка 90% перевозчиков Татарстана. Но вскоре почти все они, махнув рукой, устранились, не веря, что исход будет в их пользу…
– Давайте, не накручивайте! – прервал президент и поднял главу Минтранса РТ Ленара Сафина.
Тот сообщил, что республиканская система работает прекрасно, и сейчас ведется диалог с «ЭРА-ГЛОНАСС». Понимания пока не достигли, но «наверное» компромисс будет найден.
– Не «наверное»! Надо находить! Ну, что это?! – возмутился президент. – Одна и та же система. Люди подключились, деньги заплатили…
Директор службы АО «ГЛОНАСС» Федор Клопотовский, который присутствовал на заседании, рассказал, что сейчас проводится идентификация аппаратуры спутниковой навигации, которая была установлена до вступления в силу постановления, и оно ни в коем случае не говорит о переоснащении, заверил он.
– Наша задача – адаптировать то, что у нас сегодня работает. Мы же это не для красоты, для контроля было сделано. Нам надо встретиться и найти решение, – поручил Минниханов.
Президент подытожил двухчасовое заседание словами благодарности в адрес бизнеса.
– Темы, которые мы обсуждаем, очень важны. Нам необходимо подключиться, организовать работу с федеральными коллегами, – отметил он. – Всем успехов!
Фото: пресс-служба президента РТ, пресс-служба уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РТ
Chelny-biz.ru
Максис
Гость
Неон
Максим