00:05, 27 Апреля
Новости
Подробно


«Мы считаем неприемлемым, что детей перевозят на автобусах, исчерпавших свой ресурс»

11.07.2017, 15:58

«КАМАЗ» и «ГАЗ» сделали накануне совместно заявление – автопроизводители объединились против использования старых (старше 10 лет) автобусов для перевозки детей. Они рассчитывают, что федеральные чиновники пересмотрят отсрочку, которую вот уже в пятый раз предоставили турфирмам и транспортным компаниям, и введут-таки запрет, который должен был начать действовать еще три года назад. «Мы не можем оставаться безучастными к проблемам детской смертности на российских дорогах», – заявил гендиректор автогиганта Сергей Когогин. Российский союз туриндустрии в ответ упрекает автопром, что тот не способен обеспечить компании нужной техникой, а транспортники тем временем вовсю обновляют автопарк как могут, чтобы не быть застигнутыми врасплох. Почему производители техники только сейчас забили тревогу, на что рассчитывают, и связано ли это с проблемами в продажах автобусов – попытался разобраться Chelny-biz.ru.

«НЕТ НИКАКОЙ ГАРАНТИИ, ЧТО АВТОМОБИЛИ СТАРШЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ВОЗРАСТА БЕЗОПАСНЫ»

Накануне два крупнейших российских производителя коммерческой техники выступили с совместным заявлением:

«ПАО «КАМАЗ» и «Группа ГАЗ», учредители и участники некоммерческого партнерства «Объединение автопроизводителей России», выражают обеспокоенность очередной отсрочкой законодательного запрета на использование автобусов старше десяти лет для перевозки детей, которая вводится вопреки принятым в мире нормам безопасности», – заметили компании и указали на «критические последствия» пролонгации.

Как «родилось» это совместное заявление – Chelny-biz.ru пояснил руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев.

– Поводом послужило выступление представителей туриндустрии, которые сказали, что если сейчас запретить автобусы старше 10 лет, то возникнут проблемы. Мы с этим не согласны. «КАМАЗ» и «Группа ГАЗ» решили высказать свою позицию по этому поводу, – рассказал он. – Мы, и не только мы, но и все автопроизводители, неоднократно говорили о том, что в России надо принимать меры по выводу из оборота тяжелого автотранспорта, автобусов, грузовиков старше определенного возраста. Начать надо, грубо говоря, с 20 лет, потом снизить до 15 и так далее. Потому что нет никакой гарантии, что автомобили старше определенного возраста безопасны. Мы понимаем, что для многих людей это важный или даже единственный источник дохода, что многие фирмы на этом живут. Но первый этап, на наш взгляд, который нужно решать обязательно, это автобусы. Это очень серьезная проблема, что подтверждается чуть ли не ежедневно авариями с участием пассажирского автотранспорта.

Конечно, не всегда виновата техника, отметил Афанасьев, но факт остается фактом – парк автобусов в России один из самых старых в мире.

«ВВЕДЕНИЕ ЗАПРЕТА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОБУСОВ СТАРШЕ 10 ЛЕТ К КОНЦУ НЫНЕШНЕГО ГОДА СНОВА ДАМОКЛОВЫМ МЕЧОМ ПОВИСНЕТ НАД ГОЛОВОЙ ТУРБИЗНЕСА»

Постановление, о котором идет речь, председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал 17 декабря 2013 года. Документ утвердил «правила организованной перевозки группы детей автобусами». Третий пункт, который как раз касается срока службы транспорта, должен был вступить в силу спустя полгода (180 дней) со дня его официального опубликования (с 24 декабря 2013 года). Компании, занятые в перевозках детей, получили, таким образом, отсрочку.

Правило дословно следующее: «Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

Однако полугодовая отсрочка оказалась недостаточной. В итоге ее по представлению Министерства транспорта РФ перенесли уже пять раз. В последний – еще на полгода, до 1 января 2018-го. Как сообщил Российский союз туриндустрии (РСТ), этому решению предшествовали письма вице-президента РСТ Юрия Барзыкина заместителям председателя правительства Ольге Голодец и Виталию Мутко, министру промышленности и торговли Денису Мантурову, министру транспорта Максиму Соколову, министру культуры Владимиру Мединскому, а также пресс-конференция с участием представителей РСТ и транспортных компаний. Они заявили, что «если «возрастной ценз» будет введен, с 1 июля автобусные перевозки детских групп остановятся по всей России».

«Введение запрета на использование автобусов старше 10 лет к концу нынешнего года снова дамокловым мечом повиснет над головой турбизнеса», – указано в релизе союза.

«КАК КАЖДЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ЗАИНТЕРЕСОВАН В ПРОДАЖЕ СВОЕЙ ПРОДУКЦИИ, ТАК И «КАМАЗ» И «ГАЗ», НАВЕРНОЕ, ТОЖЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ УВЕЛИЧИТЬ ПРОДАЖИ»

Транспортные компании, отметим, более оптимистичны в этом вопросе.

– Все серьезные участники рынка и так занимаются обновлением техники. Постановление давно муссировалось, и в основном все, кто планирует возить детей, уже подготовились. Врасплох вряд ли кого-то застанет его вступление в силу. Останутся, наверное, те, кто «тянул лямку», – высказал свое мнение в разговоре с Chelny-biz.ru генеральный директор ГК «Альтекс», заслуженный работник транспорта Республики Татарстан Ильдар Фахразиев. – У нас, например, автобусы старше 10 лет по пальцам можно пересчитать. Мы ежегодно обновляем технику. И так как в перевозках детей сейчас очень строгие законодательные меры приняты, мы ни в коем случае не привлекаем такую технику. Привлекаются автобусы возрастом максимум три–четыре года. И то, что происходит на дорогах нашей страны (вот и недавний случай в Заинском районе), заставляет нас еще жестче относиться к требованиям к перевозке пассажиров, к обеспечению мер безопасности дорожного движения.

На вопрос, какую именно технику приобретает компания и есть ли среди нее автобусы от «КАМАЗа» и «ГАЗа», Фахразиев ответил, что соотношение российской и иностранной техники в автопарке предприятия примерно 50/50.

– Ежегодно бывают какие-то формы субсидирования для приобретения отечественной техники, мы ими пользуемся, приобретаем автобусы в рамках этих программ, – отметил он.

Может ли совместное заявление автопроизводителей преследовать цель увеличения собственных продаж автобусов – транспортник утверждать не стал. Но заметил, что вступление в силу запрета на эксплуатацию старых автобусов сыграет компаниям на руку.

– Как каждый производитель заинтересован в продаже своей продукции, так и «КАМАЗ» и «ГАЗ», наверное, тоже заинтересованы увеличить продажи. Автопроизводители, наверное, не против воспользоваться каким-то законодательным актом, который может быть рычагом для продаж, если они идут не очень оптимистично, – предположил Ильдар Фахразиев.

«ПРИ ДОЛЖНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕХНИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ ОСОБО НЕ ВЛИЯЕТ, ДЕВЯТЬ ЛЕТ АВТОБУСУ ИЛИ 11»

Что интересно, Российский союз туриндустрии предлагает и вовсе отменить запрет на использование для детских туристических перевозок автобусов старше 10 лет как необоснованный. Ссылаясь на мнение специалистов, здесь заявляют, что никакой зависимости между безопасностью и возрастом автобусов нет.

«Нет объективных данных о том, что после какого-то определенного периода эксплуатация автобуса становится опасной, если машина нормально обслуживалась. Эксперты считают, что на момент принятия постановления в декабре 2013 года доля туристических автобусов старше 10 лет была 70–75%, а сейчас – более 90%».

Такое заявление частично поддерживают и транспортники, но с условием, что компания работает на совесть.

– Насколько год выпуска влияет на безопасность? Лично мое мнение – при должном техническом обслуживании и техническом контроле особо не влияет, девять лет автобусу или 11. При своевременной, в соответствии с регламентом, замене эксплуатационных материалов (таких как шины, например) сертифицированный автомобиль может использоваться и дольше, – высказался Ильдар Фахразиев.

У автопроизводителей свой взгляд на этот вопрос:

«Автобусы, перешагнувшие десятилетний рубеж, независимо от марки производителя и страны выпуска, отстают от современных требований, предъявляемых к эффективности систем торможения, рулевого управления и другим элементам активной безопасности. Запас прочности конструкции старых автобусов снижается в 1,5–2,5 раза, что в свою очередь значительно увеличивает риск внезапного выхода из строя узлов и агрегатов».

В доказательство «КАМАЗ» привел данные ГИБДД, согласно которым число жертв среди детей-пассажиров в автобусных перевозках с января по май 2017 года выросло почти на 23%.

– Мы не можем оставаться безучастными к проблемам детской смертности на российских дорогах, росту числа аварий с участием старого автотранспорта и готовы оказать содействие в обновлении автопарка для перевозки детей, – заявил по этому поводу гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. – Имея в активе производство современной техники для пассажирских перевозок, «КАМАЗ» обладает достаточным кадровым и производственно-техническим потенциалом, чтобы в короткие сроки полностью покрыть потребность образовательных учреждений в новом транспорте.

«МЫ НИКАК НЕ МОЖЕМ КОНТРОЛИРОВАТЬ, СКОЛЬКО АВТОБУСОВ ПРОДАЕТСЯ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ. И ЭТО НАСТОЛЬКО МАЛЕНЬКИЙ РЫНОК, ЧТО ОН ПРОСТО НЕ ПРИНЦИПИАЛЕН ДЛЯ НАС»

По данным компании, эта цифра сегодня составляет порядка 11 тыс. автобусов и российские компании имеют компетенции, опыт, технологии и производственные мощности, чтобы полностью покрыть потребность перевозчиков и образовательных учреждений в обновлении автопарка. В то же время пресс-секретарь челнинского автогиганта заявил, что мнение о том, что заявление компании преследует цели увеличения продаж, – ложное. Он заверил также, что изначально ни «КАМАЗ», ни депутат Госдумы РФ Альфия Когогина не имеют отношения к разработке проекта правил перевозки детей, включающего «возрастной ценз».

– Это здравый смысл, который есть в государстве, говорит о том, что автобусы старше 10 лет использовать для перевозки детей нельзя, – отметил он. – Никакой взаимосвязи с продажами автобусов тут нет. Мы никак не можем контролировать, сколько автобусов продается для перевозки детей. И это настолько маленький рынок, что он просто не принципиален для нас. Это я точно могу сказать. Мы смотрим на ситуацию в целом. Как и в ведущих мировых странах, в России должны быть меры стимулирования ограничения эксплуатации старых автомобилей, автобусов. Во многих странах это повышение налогов, есть и прямые запреты. Какая-то форма должна быть обязательно.

По словам Афанасьева, в этом году и в прошлом в компании был серьезный рост продаж автобусов, так что говорить о стимулировании таким образом спроса на них неуместно.

Туроператоры, кстати, ранее пеняли российскому автопрому, что тот не способен обеспечить их необходимой техникой.

«В России автобусы туристического класса практически не производятся, – сообщил РСТ. – Единственная альтернатива – китайские, их ввозится 100–150 в год. Всего, вместе с европейскими, в России в год появляется максимум 200 «молодых» автобусов. А заменить потребуется более 10 тыс. машин, на что при нынешних темпах обновления парка уйдет 50 лет».

Соавтор Сергея Когогина по заявления, президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин с этим «камнем в свой огород» не согласен.

– «Группа ГАЗ» выпускает полный модельный ряд туристических, междугородных и школьных автобусов, которые обеспечивают и безопасность юных пассажиров, и экономичную стоимость эксплуатации для транспортных перевозчиков, – подчеркнул он. – При наличии в стране всех необходимых ресурсов для обеспечения безопасности детских перевозок – и современной техники, и льготных госпрограмм, и проработанной законодательной базы – мы считаем неприемлемым, что детей продолжают перевозить на автобусах, исчерпавших свой эксплуатационный ресурс.

«Группа ГАЗ», кстати, – крупнейший производитель коммерческого транспорта в России. Основной акционер компании – машиностроительный холдинг «Русские машины», входящий в промышленную группу «Базовый Элемент». Объединяет 13 предприятий в восьми регионах России. «ГАЗ» занимает 80% рынка России в сегменте автобусов.

«КАМАЗ» и «ГАЗ» надеются, что после совместного обращения все-таки будет реализована законодательная норма. Отсрочка была введена с 1 июля, но как считают на предприятии, любое решение можно пересмотреть. Тем более что практика отсрочек, которая изначально давала возможность поэтапного обновления парков, себя дискредитировала, ведь обновление застопорилось.

Анна Перебаскина

Фото: rg.ru, ria.ru, veti.ru, kommersant.ru

Комментарии
11.07.2017, 17:00

«Автобусы, перешагнувшие десятилетний рубеж, независимо от марки производителя и страны выпуска, отстают от современных требований, предъявляемых к эффективности систем торможения, рулевого управления и другим элементам активной безопасности" Расскажите мерседесу ману и вольво , что нынешние КАМАЗы лучше их десятилетних моделей))
11.07.2017, 17:27

+100500
19.07.2017, 20:30

А вы сами рискнули бы ездить на таких старых машинах?Я лично нет
11.07.2017, 17:28

так никто говорит про автобусы камаза. Афанасьев четко сказал - рынок слишком маленький. они даже не знают как посчитать, чтобы на что то влиять в данном случае
18.07.2017, 15:33

рынок может и мал, но субсидии, на автобусы для перевозки детей, из недр госбюджета выделяются, и размер этого "маленького рынка" составляет до 2 млрд рублей. И не надо, господа Когогин и Афанасьев, благими намерениями покрывать распил бюджета.
19.07.2017, 20:30

Если у вас нет веры в лучшие побуждения людей - мне вас искренне жаль
12.07.2017, 07:08

В детской футбольной школе "КАМАЗ" автобус,на котором ездят на игры, 10 лет !!!???
12.07.2017, 11:29

Госпадя, и тут футбол приплели....
17.07.2017, 12:13

Дети!!!!!
12.07.2017, 13:18

списать все автобусы старше 20 лет