Новости
Подробно

«Меня лично, и не только меня, нагло обокрали. Я в третий раз сюда прихожу, а что толку?»

17.01.2017, 18:59

«Почему, когда ленточки перерезать, они косяками бегают, а когда у нас возникла такая ситуация, посидеть, послушать, в каком мы говне варимся – никого рядом нет?» – возмущались сегодня предприниматели Набережных Челнов на штабе по поддержке пострадавших клиентов Татфондбанка и ИнтехБанка. Бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов заметил, что он уже во второй раз приехал «повариться» с челнинцами. Рассказал о принятых за месяц решениях и ответил на новые вопросы. Их было много, о некоторых проблемах Нагуманов узнал впервые. Как «решалы» помогают «вытащить» деньги из ТФБ, как подопытный Татарстан попытается изменить законы, и что общего у бизнесменов с динозаврами – выслушал корреспондент Chelny-biz.ru.

«МЫ ЧТО, ВМЕСТО РАБОТЫ ДОЛЖНЫ ИЗУЧАТЬ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ЗАКОНОВ? БИЗНЕС ТАК НИКОГДА НЕ ПОЙДЕТ!»

Тимур Нагуманов в начале встречи отчитался, что почти на все вопросы, озвученные в прошлый раз, предприниматели получили ответы. Он сообщил, что в ближайшее время, до пятницы, ожидаются первые результаты по рассмотрению обращений предпринимателей и юрлиц на комиссии УФНС в Казани. Напомним, налоговая обещала в индивидуальном порядке не принимать санкции к бизнесу, чьи налоговые платежи зависли в банках. Аналогичная ситуация с Пенсионным фондом.

Таким образом, решение проблемы должно превратиться в отработанный механизм. Кроме того, с Рустамом Миннихановым согласовано создание проектной группы на базе Совета по предпринимательству при президенте РТ, которая займется выработкой системных решений относительно ситуации с банками.

– На самом деле сейчас у нас в Татарстане накапливается уникальный опыт по решению текущих актуальных проблем, – пояснил Нагуманов. – Наша задача – выработать пакет нормативных документов, чтобы те проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, и которые мы «разруливаем» в ручном режиме, в дальнейшем решались в автоматическом режиме и с минимальными потерями для бизнеса. Коллеги из налоговой говорят, что это очень актуально, ведь сегодня им приходится придумывать правила игры на ходу.

Порядка 10 бизнесменов уже включились в эту работу. Планируется провести первое заседание, собрать все предложения и проанализировать их. Таким образом, Татарстан невольно берет на себя роль «подопытного», что не сильно воодушевило собравшихся в зале предпринимателей. Вопросы посыпались один за другим.

– Вы утверждаете, что после прошлого приезда решили все вопросы, которые вам задавали, – начал Сергей Сироткин, руководитель ООО «Фортуна». – Я задал конкретный вопрос: почему со всех ТФБ снял оплату «клиент-банка», который работал реально пять дней в декабре? Это мошенничество! Мне позвонили, я отсканировал договор, отослал, на этом все закончилось. А сейчас с меня еще за расчетно-кассовое обслуживание в декабре взяли. Январь пройдет, мы же не можем счет закрыть. Нам за него тоже платить. Этот вопрос и не озвучили, и не решили. То, что вы сейчас рассказали, расходится с делом.

Сергей Сироткин


– Эта фраза про уникальный опыт... Мы что, вместо того, чтобы работать, должны изучать подводные камни законодательства? Бизнес так никогда не пойдет! – возмутился Рустам Гилязев, руководитель клиники «Прозрение». – Надо его обезопасить. Нормально решили проблему – 1,4 миллиона людям дали, чтобы они молчали и спокойно сидели. А работать как? Кто будет зарабатывать? Как будет двигаться экономика? Это наши оперативные деньги, которыми мы работаем. У меня зависло 4,5 миллиона, 22 миллиона я должен банку, ничего не меняется.

– Я написал претензию в Татфондбанк еще 9 числа, – продолжил тему бизнесмен Дмитрий Третьяков. – Суть – платежи отправлены, но не дошли. Мне пришел ответ: «В связи с поступлением большого количества платежей в конце года банк осуществляет оптимальное распределение переводов для того, чтобы все клиенты на равных условиях могли осуществить свои обязательства перед контрагентами». То есть банк сам распределил средства на моем счету. Как это может быть? Для чего мы вообще работаем? Мы зарабатываем деньги, платим налоги, зарплату, рискуем потерять деньги в одном банке, и законодательно мы не защищены ни перед каким другим банком.

Дмитрий Третьяков


«ВЫ ПЕРСОНАЛЬНО В СУД ПОЙДЕТЕ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ?» – «ПОЧЕМУ НЕТ? ГОСУДАРСТВО ЗА КОПЕЙКУ ИДЕТ, И Я МОГУ ПОЙТИ»

После этой очереди вопросов, которые предприниматели принесли на штаб, Тимур Нагуманов взялся отвечать.

– Я хотел бы, чтобы вы правильно поняли фразу про опыт. Он не позитивный, а очень негативный. Та ситуация, в которой мы вместе с вами оказались, никого не радует. Мы все получаем опыт, как быть в такой ситуации. Мы надеемся, что он не пригодится. Но уж если мы с вами его выработали, то его нужно закрепить. Это не решит вашу персональную проблему. Но в дальнейшем, если такое повторится, бизнесу будет жить проще. Эта ситуация – огромнейший удар. Дай Бог, чтобы была санация.

Относительно не дошедших налоговых платежей, напомнил бизнес-омбудсмен, каждый случай комиссия будет рассматривать индивидуально.

– Сегодня нет другого механизма, кроме как рассмотрение на комиссии и зачет налоговых платежей в случае положительного решения. Я думаю, что большинство решений будет положительным. Я, кстати, ожидаю, что по налоговой возможны и отрицательные решения по некоторым юридическим лицам, – немного озадачил бизнес Нагуманов. – Мы к этому сейчас готовимся, готовимся идти в суды вместе с предпринимателями.

Что касается продолжающихся списаний за рассчетно-кассовое обслуживание, вопрос уже рассматривался, но пока положительного решения нет. Де-юре владельцы счетов обязаны оплачивать рассчетно-кассовое обслуживание.

– На днях мы сможем оказать вам консультацию по этому вопросу. Но, знаете, идти судиться сейчас по этому поводу с банком вроде бы не совсем целесообразно, – высказался омбудсмен. – Для большинства эта сумма настолько незначительная, что судебные издержки…

– Как это незначительная?! 35 тысяч юрлиц! – возмутился Сергей Сироткин. – Умножьте на тысячу рублей, сколько будет? 35 миллионов!

– Сергей Николаевич, вы персонально в суд пойдете по этому вопросу?

– Почему нет? Государство за копейку идет, и я могу пойти.

«К ЭТОЙ СИТУАЦИИ НЕ МЫ ПРИВЕЛИ ТАТФОНДБАНК, ОН САМ СОЗДАЛ ЕЕ. И НАЗЫВАТЬ ЭТО ФОРС-МАЖОРОМ – ЭТО НИЗОСТЬ»

Интересный случай рассказал штабу предприниматель Сергей Каринин. Руководство Татфондбанка, по его словам, принуждает клиентов рассматривать сложившуюся ситуацию как форс-мажор.

– К этой ситуации не мы привели Татфондбанк, он сам создал ее. И называть это форс-мажором – это низость, – заявил бизнесмен.

– Я не видел нигде в официальных заявлениях, что это форс-мажорная ситуация. Видимо, это персональное мнение самих сотрудников банка, – заметил Нагуманов. – Мы эту информацию доведем до АСВ, до временной администрации. Это некорректно просто, это не форс-мажор! Ни для банка, ни для вас. Хотя для вас в некоторых ситуациях это было бы выгодно.

У директора компании «Биформ» Вячеслава Бородулина в ТФБ «зависло» 5 млн, и в то же время у него оформлен кредит на 15 млн.

– В третий раз я сюда прихожу, и никто не говорит: кто виноват в этой ситуации? – потребовал ответа предприниматель. – Почему Путин говорит, что средний и малый бизнес – это основа основ, и его надо беречь, а здесь, в Татарстане, десятки тысяч предпринимателей грохнули по лбу?! – чуть переведя дух, предприниматель перешел к делу. – Давайте сделаем взаимозачет по кредиту, я успокоюсь. Меня лично (и не только меня), я считаю, просто нагло обокрали. Вы приезжаете во второй раз, я в третий прихожу, а что толку? Мне нужны деньги, чтобы рассчитываться по налогам, по зарплате.

– У меня 22 миллиона кредит, четыре с половиной миллиона «висит», – подхватил тему Рустам Гилязев, – этот взаимозачет юридически невозможен, верно? Так вот, я сейчас хочу перекредитоваться в другом банке. Но мое имущество – клиника, которую я построил – сегодня в залоге у ТФБ. Новый банк тоже просит залог, а перезаложить свой объект я не могу. Даже перейти в другой банк под другой кредит я не могу, мой объект стал заложником. Я хочу уйти от этого банка, не дожидаясь, будет санация или нет. У него уже нет никакой репутации.

– Давайте по перекредитованию вопрос посмотрим отдельно, с коллегами из Гарантийного фонда РТ. У них опыт большой. Может быть, они продумают эту схему. На самом деле впервые такой вопрос возник, – заметил Нагуманов, сделав отметку у себя.

«ДИНОЗАВРЫ ВЫМЕРЛИ НЕ ПОТОМУ, ЧТО ОНИ В ЧЕМ-ТО ОШИБЛИСЬ, А ПОТОМУ ЧТО СРЕДА ОБИТАНИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ»

Интересную аналогию привел замдиректора ООО «МеталлТехКомплект» Андрей Балта – он сравнил предпринимателей с динозаврами, которых поставили под угрозу вымирания.

– У нас есть сейчас два уровня решения проблем. Первый – оперативный: зачисление платежей в налоговую, нашим контрагентам и так далее. И второй – работа проектной группы по подготовке законодательных инициатив. Есть какие-то конкретные проектные решения, которые вы подготовили? – поинтересовался он. – Если посмотреть на историю Земли, динозавры вымерли не потому, что они в чем-то ошиблись, а потому что среда обитания изменилась. Центробанк создает определенные условия для работы бизнесменов. Мы платим налоги, формируем стабилизационный фонд. Почему не сделать так, чтобы ЦБ отвечал за своих подопечных, которым он раздал полномочия, которым выдал лицензии? Если Центробанк не будет отвечать, то у нас, у динозавров, среда обитания будет такая, что мы будем постоянно вымирать. Мы считаем, что имеем право на поддержку.

– Проектная группа только начинает работать, поэтому результатов пока еще нет. Мы как раз собираем идеи и предложения, я приглашаю вас включиться в эту работу, – ответил Нагуманов. – Необходимо эти идеи прорабатывать с коллегами из госорганов и выходить на какие-то решения. Информация о работе проектной группы будет появляться на сайте Совета.

«ПОЧЕМУ, КОГДА ЛЕНТОЧКИ ПЕРЕРЕЗАТЬ, ОНИ КОСЯКАМИ БЕГАЮТ, А ПОСИДЕТЬ, ПОСЛУШАТЬ, В КАКОМ МЫ ГОВНЕ ВАРИМСЯ – НИКОГО РЯДОМ НЕТ?»

Речь на заседании зашла и о его целесообразности в принципе. Нужно ли собираться – напрямую спросил сам омбудсмен. Бизнесмены подтвердили, что обратная связь должна быть, но предложили внести корректировки.

– Почему мы не видим рядом с нами в этой ситуации депутатов? – задал вопрос Рустам Гилязев. – Почему, когда ленточки перерезать, они косяками бегают, а когда у нас возникла такая ситуация, посидеть, послушать, в каком мы говне варимся – никого рядом нет? Это ошибка системная, и мы будем каждый раз наступать на эти грабли.

– Вы хорошую тему затронули, – согласился омбудсмен. – Я хочу отметить опыт Набережных Челнов. Мы с Наилем Гамбаровичем в прошлый раз вместе пришли на эту встречу и, как вы выразились, поварились с вами. Он один из немногих руководителей муниципалитетов, кто так активно подключился. В принципе, все ситуацию мониторят, я со многими главами на связи. Но Наиль Гамбарович выступил передовиком. Насчет депутатов Госдумы – у нас уже есть с несколькими договоренность, что они подключатся к работе в рамках рабочей группы Совета. Что касается депутатов Госсовета, Фарид Хайруллович (Мухаметшин, председатель Госсовета РТ – ред.) поддержал инициативу и сказал, что поручит своим коллегам подключиться. На сегодня эту встречу я никого из депутатов не приглашал. Если такая необходимость есть, можно пригласить. Но депутаты Госдумы, Госсовета вряд ли вам ответят на конкретные вопросы…

«СЕЙЧАС, Я УВЕРЕН, НИ С КОГО НИ ОДИН ВОЛОС НЕ УПАДЕТ, ВИНОВНЫХ НЕ НАЙДУТ… «А МЫ ХОТИМ КРОВИ!»

Бизнесмены попросили омбудсмена дать правовую оценку ситуации в целом.

– Этим сейчас занимаются компетентные органы. Уже есть большое количество заявлений от предпринимателей в МВД, следком, прокуратуру, – рассказал он. – Но в период моратория никто не имеет права вмешиваться в деятельность временной администрации, которая сейчас, как врач, проводит анализы и ставит диагноз – что из себя представляет банк. В случае негативном или позитивном те, кто будет дальше заниматься банкротством или санацией, будут давать оценку всем действиям банка. Самое главное сейчас вам – не заваливать суды исками, а фиксировать свои потери. Их можно будет предъявить тем лицам, которые будут признаны виновными. Сейчас этих лиц пока нет.

– И никто не гарантирует, что в следующем банке, каким бы он не был, не случится то же самое, – констатировал Дмитрий Третьяков. – Надо понимать, как работать дальше, куда идти. Наверное, без законодательных актов уже никак. В перспективе мы все равно остаемся незащищены, даже если этот вопрос мы решим.

– От такой ситуации ни один банк не защищен, правильно? По иронии судьбы, у меня в этом году два банка «утонули». 25 лет работал с «Камским горизонтом», потом перешел в Татфондбанк. Так они оба друг за другом, понимаете? – рассказал о своей ситуации предприниматель Закиров. – Я, может, очень просто скажу, может, кто-то смеяться будет, но чтобы такая ситуация не повторилась, я считаю, не должно быть никаких частных банков. В России должно быть 5–10 банков, где основным хозяином будет государство, тогда будет кому отвечать. А сейчас, я уверен, ни с кого ни один волос не упадет, виновных не найдут…

– А мы хотим крови! – с улыбкой добавил Сироткин, вызвав одобрительный смех.

«Я НЕ ВСТРЕЧАЛ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫМ ТАКИМ ОБРАЗОМ УДАЛОСЬ ВЫТАЩИТЬ ДЕНЬГИ. КРОМЕ ТОГО, ЭТО РИСК. ВЫ МОЖЕТЕ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕНЫ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

О практике, когда «решалы» предлагают вернуть деньги за определенные проценты, рассказал Рустам Табульдин, руководитель охранного предприятия «Витязь».

– Стоит ли им доверять? – спросил он совета. – Есть знакомые, которые получали свои деньги за 10%.

– Это как в анекдоте: «Я сам нет, но вот мой знакомый…». Я лично не верю в то, что это эффективно. Я не встречал таких людей, которым таким образом удалось вытащить деньги. Кроме того, это риск, с которым вы сталкиваетесь. Вы можете в дальнейшем быть привлечены к уголовной ответственности, – предупредил Нагуманов. – Схема и операции, которые вам будут предлагаться, и под которыми вы будете ставить подпись, – за них потом вы можете ответить по всей строгости закона.

– От безысходности все варианты рассматриваем, – пожал плечами предприниматель.

– Это можно было до 15-го числа решить. ООО перечисляет деньги на счет ИП внутрибанковским (переводы шли), и все, ИП получает свои 1,4 миллиона, забирает 30%,– обрисовал схему Сироткин.

На что Нагуманов отметил, что сейчас многие «физики» не получают компенсацию из АСВ, потому что они с 6 по 15 число сделали дробление, то есть сумму больше 1,4 млн они, зная о трудном финансовом положении банка, специально переводили на другой счет, чтобы впоследствии «вытащить» деньги частями. Такая судебная практика уже есть.

– То есть защищаться ты не имеешь права. Ты должен поднять лапки и сдаться, – печально прозвучало в зале.

Анна Перебаскина

Комментарии
17.01.2017, 22:49

к сожалению у нас в России предприниматель это бесправная дойная корова ((
18.01.2017, 07:03

Что-то на фото не видно Когогиной. Странно.
18.01.2017, 07:56

А причём тут Когогина? Идите к председателю ТФБ!! Он за это зарплату получал.
19.01.2017, 09:00

Она рьяно собиралась защищать бизнесменов потерявших деньги в ТФБ.
18.01.2017, 08:28

сделали пот потерпевших из предпринимателей.
18.01.2017, 08:59

Самое простое решение - это конфисковать имущество всех директоров, председателей и учредителей банка и раздать пострадавшим. Это с лихвой покроет все долги и будет примером для всех других, как не надо обворовыванием делать эти миллиардные дыры.
18.01.2017, 14:26

Очередная встреча ни о чем. Обворовали людей, зато люди опыт получили - надо этому видимо радоваться.
18.01.2017, 23:56

Омбудсменов развелось, куда не плюнь - попадёшь. Правозащитника - ни одного.
19.01.2017, 01:10

Я знаю чем это закончится - ничем! Государственная пирамида - всем запрещено, а ИМ можно.