07:13, 27 Июля
Новости
Подробно

«Зачем мне это надо, я лучше меньше заработаю, зато голова не будет болеть»

11.08.2014, 19:09

В ближайшую субботу в Татарстане стартует агитационная кампания в рамках выборов в Госсовет, к участию в ней готовятся игроки медиа рынка Набережных Челнов. Однако из 57 СМИ города на выбор кандидатов - только 17, остальные не заявились к участию в ЦИК, как того требует законодательство. Почему собственники печатных и электронных изданий предпочитают оставаться в стороне в этот, казалось бы, самый прибыльный период? Портал Предпринимателей попытался найти ответ на этот вопрос.

«ЕСЛИ СМИ НЕ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ, ЗНАЧИТ ОНО НЕ СТОЛЬ ВОСТРЕБОВАНО»

В этом году количество средств массовой информации, которые будут освещать предвыборную агитацию гораздо меньше, чем предполагалось. Из 57 СМИ, работающих в Набережных Челнах (данные на май 2014 г. – ред.), будут предоставлять печатную площадь и эфирное время на платной основе лишь 17, из них – 8 газет, 6 радиостанций и три телеканала. В стороне остаются несколько крупных игроков. Среди тех, которым предстоит лишь наблюдать за предвыборными баталиями - рекламное агентство «Медиа Центр», которое является партнером федеральных телеканалов СТС, «Перец» и «Домашний». Руководство компании не подало заявку в ЦИК, объясняя данный шаг условиями, которые диктуют федералы.

- Мы не будем участвовать в освещении предвыборной гонки из-за концепции телеканалов, - говорит владелец РА «Медиа Центр» Аэлита Степанова. – Все они имеют развлекательный характер, не транслируют никаких новостных или аналитических программ. Мы никогда не участвовали в мероприятиях подобного рода именно из-за этого, федеральные компании нас бы за это наказали. Мы не можем нарушать их правила, да и у нас самих никогда не было желания освещать предвыборную кампанию.

Если говорить о печатных СМИ, то в качестве ожидаемого, но незаявленного участника предвыборной агитации оказалась еженедельная городская газета «Челны ЛТД» (в свое время активный участник), среди электронных СМИ – телерадиокомпания «Чаллы-ТВ». В числе наблюдателей также окажется РА «ТРЕНТ», которое занимается размещением рекламных блоков на крупнейших федеральных телеканалах - «Первый», «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «НТВ», «ТНТ Эфир», а также радиостанциях «Хит FM Челны», «Русское Радио Кама», «DFM Челны», «Милицейская волна», «Маяк» и «МИР». Впрочем, в автограде слишком много изданий, считают эксперты, размазывать аудиторию – нет смысла, достаточно будет тех, кто заявился к участию.

- Даже с таким, казалось бы, небольшим количеством СМИ, участвующих в предвыборной агитации в Набережных Челнах, можно организовать достойную предвыборную кампанию для любого кандидата, - считает управляющий партнер агентства массовых коммуникаций «Теория Дарвина» Ленар Файзутдинов. – Единственное, что вызывает у меня сожаление, это отсутствие в списке участников «Полезной газеты». Это издание с одним из самых больших тиражей в городе, и, конечно, оно могло бы быть эффективным с точки зрения агитации.

Тем не менее, участников агитационной кампании ровно втрое меньше, чем могло быть. Новичков по сравнению с предыдущими агиткампаниями практически нет, работать будут в основном опытные СМИ.

- На мой взгляд, если СМИ не принимает участие в предвыборной агитации, значит оно не столь востребовано кандидатами, - говорит генеральный директор холдинга «СТВ-МЕДИА» Абдулхак Батюшов. – Кроме того, участвовать в освещении предвыборной агитации непросто, ответственность СМИ в этот период многократно возрастает. И себя не хочется подводить, и кандидатов, и партию, потому что это чревато, в том числе и судебными исками. Многие СМИ думают: мол, зачем мне это надо, я лучше меньше заработаю, зато голова не будет болеть. Для того чтобы участвовать в подобных делах, нужна подготовка и уверенность.

Стоит отметить, что холдинг «СТВ-МЕДИА», в составе которого работают 7 радиостанций («Авторадио», «Радио 7», радио ENERGY, «Брежнев FM», «Юмор FM», «Радио Дача», «LOVE RADIO»), два телеканала («РЕН ТВ - Набережные Челны», «5 канал»), одним из первых обнародовал прайс-листы на агитационные материалы. В руководстве компании Порталу Предпринимателей сообщили, что с момента основания своего первого носителя в 2002 году «СТВ-МЕДИА» принимает участие в освещении всех предвыборных кампаний – федеральных, республиканских и муниципальных. Безусловно, здесь не отрицают мнение экспертов, что с каждым годом активность кандидатов в СМИ снижается, однако для крупнейших игроков рынка – это не повод уходить в подполье.

- Это очень интересная работа, - говорит Абдулхак Батюшов. – В процессе этот интерес постоянно растет. Законодательство о выборах достаточно жесткое и найти в рамках этих законов возможность для креатива – это вдвойне увлекательно. В том числе и поэтому мы постоянно участвуем в освещении предвыборной кампании. Кроме того, мы имеем большой опыт и отлично подготовлены в юридическом плане, поэтому нас эта непростая работа не пугает.

«КАЗАЛОСЬ БЫ, СМИ НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ МОГЛИ ВОСПОЛНЯТЬ ЭТО ПРОСТРАНСТВО, СОЗДАВАЯ ДЛЯ СЕБЯ НОВЫЙ РЫНОК, НО ЭТОГО НЕ ПРОИСХОДИТ»

Среди факторов, влияющих на снижение интереса кандидатов к средствам массовой информации, политтехнологи называют отсутствие порой политической культуры у первых. По мнению Ленара Файзутдинова, большинство выдвиженцев не умеют работать со СМИ: правильно формулировать задачи, создавать информационные поводы, эффективно взаимодействовать с журналистами. Впрочем, и СМИ, которые «пробуют», не всегда подготовлены и удовлетворяют требования предвыборных штабов.

- Иногда и сами СМИ не могут предоставить качественную услугу кандидату, - говорит Ленар Файзутдинов. – Казалось бы, в отсутствие большого количества профессиональных политических консультантов и копирайтеров средства массовой информации Набережных Челнов могли бы восполнять это пространство, создавая для себя новый рынок, но этого не происходит. Некоторые СМИ работают неэффективно, имеют небольшие тиражи, не отвечают требованиям кандидатов, в том числе поэтому к ним не идут.

Отток кандидатов от СМИ в последние годы может быть связан и с тем, что они предпочитают работать в округах непосредственно с избирателями, нежели освещать свою работу через прессу. В то же время крупнейшие игроки медиа рынка Челнов считают такой шаг неоправданным, по их мнению, чтобы агитационная кампания была удачной необходимо и то, и другое.

- Во время выборов в Госсовет кандидату необходимо заручиться поддержкой как минимум 70 тысяч избирателей, - отмечает Абдулхак Батюшов. - Я не знаю, как можно это сделать, не привлекая средства массовой информации. Если же это выборы в Горсовет, где каждый округ насчитывает примерно 7-8 тысяч избирателей, то там просто необходим прямой контакт с людьми. В этом случае, я считаю, работа через СМИ абсолютно неэффективна. Во время выборов в Госдуму РФ очень серьезно работают федеральные каналы и издания, по одномандатникам – республика и город. Там уже нужно захватить 380 тысяч избирателей. Как можно поработать в округе и донести до людей свою позицию без СМИ? Таким образом, чтобы пройти в Госсовет и Госдуму, без средств массовой информации, по моему глубокому убеждению, сработать невозможно, и в них наши местные СМИ принимают активное участие.

Для носителей «СТВ-МЕДИА» выборы в республиканский парламент стоят особняком среди выборов всех уровней и являются наиболее прибыльными, активность кандидатов выше, отсюда и наибольшая доходность для медиа. По словам Абдулхака Батюшова, холдинг не строит какие-то конкретные планы по финансовым итогам в предвыборный период, однако, то, что СМИ остаются в плюсе – это неоспоримо.

- На этот раз расценки на размещение агитационных материалов не сильно отличаются от предыдущих выборов, - говорит Абдулхак Батюшов, – они зависят от носителя. К примеру, стоимость рекламы на наших самых рейтинговых СМИ, а это телевидение, будет достаточно высока, она поднимется примерно на 40-60%. Это связано с тем, что телереклама наиболее эффективна, а самого эфирного времени для агитационных материалов немного. Что касается остальных носителей, это радиостанции, то там цены поднимутся примерно на 20-30%. Мы уже опубликовали свои расценки, с которыми можно ознакомиться на сайте ЦИК РТ и, естественно, мы никаких мер по увеличению или уменьшению стоимости уже не предпринимаем.

Предвыборный коэффициент, стоит отметить, у всех СМИ разный – от 10% и выше. К примеру, медианосители холдинга «Единство» (газеты «Вечерние Челны», «Единство» и др.), который также является постоянным участником предвыборных кампаний, показывают 20-30%.

Напомним, что, в соответствии с п. 6 ст. 60, пп. 2 и 5 ст. 62 Избирательного кодекса РТ, СМИ предоставляют бесплатные и платные печатные площади зарегистрированным партиям (спискам их кандидатов), ведущим избирательную кампанию по общереспубликанскому округу, для размещения предвыборной агитации. В Челнах бесплатную возможность для кандидатов освещать свою программу обязаны предоставить государственные и муниципальные СМИ, которые входят в структуру ОАО «ТАТМЕДИА», – газеты «Челнинские известия», «Шахри Чаллы», «Светлый путь». Среди коммерческих СМИ, которые подали заявки в ЦИК РТ, помимо вышеупомянутых носителей холдингов «Единство» и «СТВ-МЕДИА» - газеты «АвтоCity», «Челнинская газета», «Капитал-Закамье», телекомпания «Эфир – Набережные Челны». Кандидаты смогут обратиться к своим избирателям через эти средства массовой информации с 16 августа по 12 сентября.

Анастасия Абзалова-Цой 

Комментарии
12.08.2014, 08:21

"Полезная газета". Посмотрите дату регистрации издания, и все будет понятно. Нет уже той "Полезной газеты", есть "Полезная газета Набережные Челны"
12.08.2014, 16:55

от полезной уже нет никакой пользы. согласен. и тираж там вряд ли реальный
12.08.2014, 17:19

да вообще от печатных сми уже давно нет пользы. отстают. не могу назвать ни одну газету города сильной и, тем более, нужной. народ инфу черпает из телека и интернета.
12.08.2014, 08:57

ямбург

не понимаю этих медиамагнатов: от живых денег отказываются! А Абдулхак молодец: ничего личного, просто бизнес)))
12.08.2014, 13:41

да какие они медиамагнаты??? если в выборах не участвуют, то что? можно сказать, экзамен не прошли. так уж, мелочь..
12.08.2014, 14:07

согласен с Файзутдиновым - Батюшова и Галеева хватит. у одного газеты, у другого радио и ТВ.
12.08.2014, 14:59

о чем вы пишите? какой кандидат пойдет рекламироваться на СТС, если там нет ничего кроме юмора? причем юмор то и не самый лучший. все же логично. а кому нужен Перец? это еще хуже и не подлежит рассмотрению.
12.08.2014, 15:15

а кому нужен тнт? но они же участвуют. раз участвуют, значит востребован. дело тут ведь не в контенте, а в аудитории. не важно какая она, но она есть и ходит на выборы.
12.08.2014, 15:38

Ирина

а я не удивляюсь тому, что "Челны ЛТД" и другие, тоже сильные, издания не участвуют. В данном случае это говорит о том, что издание как раз дорожит своим именем и своими читателями, так как многим ясно, что предвыборная компания - фикция для толпы (которая не спорю создает %) все давно оплачено и все места распределены, а то что некоторые кандидаты подают в своих программах и печатать и читать бывает стыдно и противно...
12.08.2014, 16:52

причем тут имя, Ирина? издание не отвечает за рекламу, если там стоит отметка "реклама". СМИ - это такой же бизнес. упускать шанс заработать - это на мой взгляд: 1) либо бизнесмен такой бизнесмен, что не понимает, где собака зарыта. 2) либо продукт этого бизнесмена совсем не конкурентоспособен на рынке. получается, что в обоих случаях бизнесмен слаб
13.08.2014, 09:36

по закону да, издание не отвечает, но по моему мнению именно такие "бизнесы" беспринципные и продажные и не вызывают доверие. А про слабость бизнесмена - умный бизнесмен всегда просчитывает наперед последствия своих шагов, а не живет одним днем "каждый сам за себя" а еще чаще "после нас хоть потоп" и если приводить примеры - то именно такие "владельцы" СМИ при малейшем проблеме с законом просто кидают своих рекламодателей и объявляют себя банкротами или перерегистрируются... Так где же здесь бизнес?
13.08.2014, 10:40

Интересно, а с чем связана перерегистрация "Полезной газеты"??? Кто знает, расскажите???