, 16 Января
Коронавирус. Заражено: 321 025 930 человек. В России: 10 747 125. В Татарстане: 44 072. В Челнах: 5 760
Новости
Подробно


«Негативно на продажах КАМАЗов может сказаться ситуация в Сирии и Афганистане»

01.03.2016, 09:09

Послезавтра, 3 марта, совет директоров «КАМАЗа» подведет предварительные итоги исполнения бизнес-плана на 2015 год. До каких целей автогигант доехал, до каких нет, понятно по опубликованному недавно отчету компании за 12 месяцев. Реализация грузовиков на российском рынке снизилась на 30%, еще на 10% упали объемы продаж запчастей. Компенсировать экспортом спад на внутреннем рынке автогиганту, понятно, не удалось, но все же, показатели по продажам за рубеж выросли на 7,5%. Правда, сильнее всего подвел, казалось бы, надежный рынок Казахстана, где на фоне девальвации национальной валюты продажи челнинских грузовиков обрушились вдвое. Аналитики предприятия отмечают, что на экспортную ситуацию в этом году могут повлиять военный конфликт в Сирии (если перемирие не установится) и ухудшение политической ситуации в Афганистане.

НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ДОЛЯ АВТОЗАВОДА ВЫРОСЛА С 45,6% ДО 57,6%

Большинство показателей «КАМАЗа» по итогам 12 месяцев 2015 года, отраженного в ежеквартальном отчете автозавода, оказалось хуже прошлогодних результатов. На основном рынке сбыта – российском, где автогигант из Набережных Челнов представлен в двух классах грузовых автомобилей (полной массой 14-40 тонн и 8-14 тонн), терпит неудачи. По итогам года на рынке России ПАО «КАМАЗ» реализовало 22 645 грузовых автомобилей, что на 30,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Так, согласно отчету, удалось продать 22 321 грузовик полной массой 14-40 тонн и 324 среднетоннажных автомобиля.

По итогам года доля челнинского автозавода на российском рынке тяжелых грузовиков выросла с 45,6% до 57,6%. Далее нишу занимают автомобили иностранного производства (22,3%), затем «Урал» (13,7%), «МАЗ» (6%) и «АвтоКрАЗ» (0,4%). При этом доля реализации ПАО «КАМАЗ» на отечественном рынке по итогам года составила 79% от общего объема продаж автомобилей и сборочных комплектов.

В целом же совокупный объем российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн сократился на 45,1% – до 38,7 тыс. штук. Динамика продаж на рынке тяжелых грузовых автомобилей в отчетном периоде во многом определялась снижением инвестиций в основной капитал, деловой активности, а также, как отмечается в отчете, ухудшением спроса на товары инвестиционного назначения.

Меж тем, несмотря на сложность ситуации и падения спроса, компания делает основной акцент на разработке и сертификации нового модельного ряда автомобилей КАМАЗ. Отмечается, что по своим потребительским свойствам и техническим характеристикам новое поколение грузовиков не уступает аналогичной продукции ведущих мировых производителей. Основными преимуществами новых моделей является применение современных узлов и агрегатов, наличие широкого круга опций, облегчающих процесс управления автомобилем и повышающих безопасность.

Среди основных новинок можно назвать современную модификацию магистрального тягача КАМАЗ-5490 с автоматизированной коробкой передач, а также совместные детища с немецким Daimler – седельный тягач КАМАЗ-65206 и бортовой магистральный автомобиль КАМАЗ-65207. Кроме того, компания разрабатывает широкий модельный ряд шасси и автомобилей в качестве транспортной базы для спецтехники, а также саму спецтехнику. На шасси КАМАЗ свои спецнадстройки уже устанавливают более чем 250 заводов, а число моделей зашкаливает за 1,5 тыс. Например, ООО «КРАН Центр «КАМАЗ», совместное предприятие челнинцев и австрийского концерна PALFINGER AG, приступило к производству спецтехники на полноприводных шасси КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-65111, предназначенной для выполнения лесохозяйственных и лесозаготовительных работ. «Дочка» компании, Туймазинский завод автобетоновозов, освоил новую производственную линию по выпуску мусоровозов Zoeller.

СПАД ФИКСИРУЕТСЯ И НА РЫНКЕ ЗАПЧАСТЕЙ

По сравнению с 2014 годом продажи запчастей сократились на 10%. Сейчас усилия челнинской компании направлены на дальнейшее повышение их качества. В первую очередь проводится целенаправленная работа по увеличению спроса на фирменные запасные части и повышению имиджа ПАО «КАМАЗ» как продавца качественного продукта. Налажена работа по выявлению продавцов, незаконно использующих товарный знак предприятия и продающих контрафактную продукцию, расширяется номенклатура запчастей в фирменной упаковке, имеющей несколько степеней защита, говорится в документе. К слову, сегодня в различных субъектах Российской Федерации на базе официальных дилеров «КАМАЗ» функционируют 102 фирменных магазина компании. К концу 2016 года планируется довести их общее число до 120.

ВЕЯНИЯ КРИЗИСА СИЛЬНЕЕ ВСЕГО ОТРАЗИЛИСЬ НА КРУПНЕЙШЕМ ЭКСПОРТНОМ РЫНКЕ

Компенсируя негативное влияние ситуации на внутреннем рынке, компания увеличила продажи на рынках дальнего и ближнего зарубежья. Как сообщал ранее финансовый директор ПАО «КАМАЗ» Андрей Максимов, рост выручки по экспортным грузовикам составил 19,5% по сравнению с прошлым годом. Возвращаясь к документу «КАМАЗа», стоит отметить, что за 12 месяцев 2015 года за рубеж было экспортировано 4 900 автомобилей – плюс 7,5% к показателю 2014 года (в страны СНГ экспортировано 3 355, в дальнее зарубежье – 1 545 единиц).

А вот по сборочным комплектам деталей (СКД) дела обстоят совсем худо – всего 947 единиц, что на 38% ниже, чем 12 месяцев предшествующего года. Как итог - потери «КАМАЗа» на экспортном рынке составили 3,9%.

Веяния кризиса сильнее всего отразились на крупнейшем экспортном рынке «КАМАЗа» – Казахстане. Продажи здесь сократились вдвое. За 12 месяцев экспортировано 2 029 единиц (1 188 автомобилей и 841 СКД), что на 52,4 % ниже показателей аналогичного периода предыдущего года (4 267 автомобилей и СКД). Состояние экономики Казахстана ухудшалось на протяжении 2015 года. В первую очередь по причине снижения цен на энергоносители, а также на другие основные виды экспортной продукции, включая черные и цветные металлы, уголь. В результате поступление доходов в государственный бюджет сократилось на 40 %. Ухудшил экономику спад спроса на казахстанскую продукцию со стороны основных торговых партнеров, прежде всего, России и Китая. Окончательно с ног сбила девальвация национальной валюты ­– тенге. Ухудшение состояния экономики негативно повлияло на автомобильный рынок Казахстана. По данным Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса, в 2015 году продажи автомобилей в республике сократились на 40,4%, при этом доля «КАМАЗа» на рынке выросла на 9%.

Среди стран СНГ, где основными конкурентами челнинских грузовиков являются МАЗ, КрАЗ, УРАЛАЗ, а также европейские производители (в том числе, подержанные автомобили), следует выделить Туркменистан. В эту республику за 12 месяцев 2015 года была экспортирована большая часть техники – 1 470 автомобилей КАМАЗ (в 2014 году, к примеру, всего 89 автомобилей). В целом по итогам 12 месяцев 2015 года в общем объеме экспорта доля этих стран составила 72%, что значительно ниже показателя аналогичный период 2014 года – 86,7% , отмечается в отчете.

А вот на рынке стран дальнего зарубежья «КАМАЗ», напротив, укрепил позиции – на их долю пришлось 28% продаж. Для сравнения по итогам 2014 года этот показатель составлял вдвое меньше – 13,3% . Среди рынков дальнего зарубежья можно выделить Вьетнам (объем экспорта составил 743 автомобиля), Литву (206 автомобилей и СКД). На страны Ближнего Востока (ОАЭ, Ливан, Иорданию, Саудовскую Аравию, Кувейт) приходится 384 автомобиля и СКД. При этом в отчете «КАМАЗа» отмечается, что негативно на экспорт может повлиять ряд факторов, в первую очередь девальвация национальных валют и снижение покупательской способности в странах Средней Азии, сокращение государственных расходов в странах, бюджет которых зависим от мировых цен на энергоносители (Туркменистан, Казахстан, Ангола, Венесуэла, ОАЭ и прочие страны Ближнего Востока). Помимо этого негативно на продажах за рубеж может сказаться продолжающийся военный конфликт в Сирии, вызванная этим политическая нестабильность в странах Ближнего Востока и ухудшение политической ситуации в Афганистане.