Новости
Подробно


«Самое страшное – сами колебания. Они приводят к нервозности на рынке»

04.02.2016, 12:36

В интервью Chelny-biz.ru руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» прогнозирует только через год-полтора реальный эффект от девальвации рубля для челнинского завода. Олег Афанасьев рассказал, как «палка о двух концах» стимулирует экспорт в дальнем зарубежье и щекочет нервы партнеров в России, почему не критичны колебания доллара в три-пять рублей, и как «КАМАЗ» борется с попытками поставщиков взвинтить цены на материалы.

«ЭТО ЯРКИЙ ПРИМЕР ТОГО, КАК ЭФФЕКТИВНО ДЕВАЛЬВАЦИЯ РАБОТАЕТ НА НАС»

– Олег Петрович, как на экономике «КАМАЗа» отражаются значительные колебания курсов валют, которые мы наблюдаем с начала года?

– Поскольку у компании есть и закупки, и продажи в валюте, колебания курса рубля – настоящая палка о двух концах. Давайте разберемся с продажами. Конечно, рост курса доллара и падение рубля положительно сказываются на стоимости автомобиля в экспортном варианте. Повышается конкурентоспособность на азиатских рынках, африканских, латиноамериканских, где покупатели, скажем так, достаточно небогатые и заинтересованы в первую очередь в недорогой и надежной технике, каковой и является наш КАМАЗ.

В прошлом году мы нарастили экспортные продажи именно в дальнем зарубежье более чем в два раза. Это яркий пример того, как эффективно девальвация работает на нас. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Несмотря на двукратный рост продаж в дальнем зарубежье, в ближнем мы «просели», потому что в этих странах тоже произошла девальвация национальных валют.

Традиционно более половины экспорта «КАМАЗа» приходилось на страны ближнего зарубежья: Казахстан, Украину, Азербайджан, Армению и т.д. Там произошло падение внутренних рынков даже больше, чем в России. В том же Казахстане, который был для нас главным зарубежным направлением, рынок грузовиков обвалился более чем на 60%. Украина по понятным причинам вообще перестала быть территорией сбыта. Поэтому в целом в 2015 году экспортные продажи «КАМАЗа» остались на уровне позапрошлого года. И эффект девальвации как раз позволил нам сохранить эти позиции.

– Первые недели 2016 года «КАМАЗ» провел в корпоративном отпуске. Все это время страна следила за стремительным подорожанием доллара. Он может сиюминутно изменить объемы зарубежных контрактов?

– За одну-две недели работы оценить тенденции 2016 года нельзя. Надо понимать, что если на внутренних рынках у нас длина контракта составляет 2-3 месяца (от заказа до изготовления), то на зарубежных рынках может доходить от полугода до двух лет. Поэтому говорить о том, что мы сегодня же получим какой-то эффект, невозможно.

Рынок грузовиков всегда отличался от других автомобильных тем, что продать грузовики на внешних рынках – лишь пол задачи, важно их там обслужить. Когда мы выходим на какой-то азиатский или латиноамериканский рынок, мы не можем просто так завтра начать продавать автомобили. Нам важно организовать там сервисную службу, а это занимает, поверьте, не менее полутора лет.

Реальный эффект от девальвации рубля на экспорте в дальнее зарубежье мы получим где-то в ближайшие год-полтора. При этом сиюминутный эффект тоже возможен, как это случилось в 2015 году. Например, во Вьетнаме у нас были готовая дилерская сеть, сервисные службы, сборочное производство. Вот там эффект девальвации дал быстрый результат: в прошлом году продажи со 150 автомобилей выросли до 500.

«В ПРОШЛОМ ГОДУ НАМ БЫЛИ СОВЕРШЕННО НЕПОНЯТНЫ ДЕЙСТВИЯ НЕКОТОРЫХ ПОСТАВЩИКОВ»

– Как часто меняется конечная цена автомобиля, выставленная в долларах?

– Ценовая политика не такая прямолинейная. Да, у «КАМАЗа» есть достаточно серьезные закупки в валюте, которые отражаются на себестоимости автомобиля, но цена в долларах остается примерно одинаковой. В контрактах, как правило, мы не называем фиксированные однозначные цены. Каждый контракт на рынке заключается по разным условиям, это тоже влияет на цены.

– Вы упомянули второй конец палки – закупки. Можно предположить, что цены на материалы и комплектующие меняются часто.

Безусловно, девальвация рубля негативно сказывается на стоимости комплектующих. Не только тех, которые мы покупаем за рубежом (а их не так много, потому что достаточно высока степень локализации производства), но и тех комплектующих, которые закупаем здесь, в России. В них очень высокая составляющая зарубежных компонентов, материалов. Вот в чем проблема.

Но благодаря нашей работе с поставщиками стоимость контрактов не увеличивается прямолинейно курсу доллара или евро. За счет объемов, условий сотрудничества удается снижать цены. Но, конечно, в любом случае, динамика есть.

Вы знаете, что мы поменяли систему работы с поставщиками. Заключаем длительные контракты, смотрим, какова у наших поставщиков зависимость от зарубежных комплектующих. В прошлом году, например, нам были совершенно непонятны действия некоторых поставщиков, когда доллар подскочил в два раза. Бывали случаи, когда в продукции партнеров доля импортных компонентов составляла 10%, а нам цену повышали в два раза! Просим объяснить – не могут. С такими поставщиками мы расстаемся. В этом году подобного уже не происходит, потому что люди понимают: с «КАМАЗом» так работать нельзя, мы крупный покупатель, поэтому для нас цены сдерживают.

«КУРС РУБЛЯ, КОНЕЧНО, ВАЖЕН, НО НЕ КРИТИЧНО. КРИТИЧНЫ САМИ КОЛЕБАНИЯ»

– Накануне опубликовали прогноз экспертов о том, что в феврале рубль укрепится по отношению к доллару на 10 рублей…

– Что касается колебаний курса рубля в целом, вы знаете, наши экономисты и генеральный директор всегда говорят: важно, не каков курс рубля к доллару или евро, а важно, чтобы он был стабильным. В этих колебаниях самое страшное – сами колебания. Потому что они заставляют людей нервничать. Люди начинают притормаживать поставки, не договариваются о будущих контрактах, выжидают, когда же курс рубля стабилизируется. Все боятся на этом потерять что-то. Поэтому для промышленности, для «КАМАЗа» курс рубля, конечно, важен, но не критично. Критичны сами колебания, которые приводят к нервозности на рынке. Скачки с 75 рублей до 80 и обратно – это уже несущественно. Существенно было, когда доллар подскочил с 40 до 60 рублей или, как в конце прошлого года, с 60 до 80. Три рубля, пять рублей роли уже не играют, потому что примерно понятно, что курс будет от 70 до 80. Еще раз повторюсь, что это влияет не на предприятие, а на покупателей.

Для справки:

По итогам 2015 года «КАМАЗ» реализовал 29 тыс. грузовиков, в том числе 22 тыс. на внутреннем рынке. По сравнению в 2014 годом продажи упали на 25%, на внутреннем рынке снизились на 32%.

Бизнес-план компании на 2016 год предусматривает продажу 32 тыс. автомобилей. 25 тыс. из них планируется реализовать на российском рынке, 7 тыс. – в зарубежье. В 2016 году прогнозируется чистая прибыль ПАО в размере 51 млн руб. при выручке 112,1 млрд руб.

В этом году компания автогигант планирует увеличить долю свою долю на российском рынке грузовиков до 55%, в 2017 году – до 56%, в 2018 году – до 57%. По прогнозам маркетологов, реализация в 2017 году составит 40,2 тыс. автомобилей, в 2018 году - 50,2 тыс.

Лилия Павлова

Не теряйте связь с новостями.
Telegram
Комментарии
04.02.2016, 14:07

сложно быть дилером камаза, когда такие скачки на валютном рынке. тем более сам камаз ужесточает правила игры
04.02.2016, 14:20

если бы зарубежье составляло 99% продаж КАМАЗа, было бы круто
04.02.2016, 14:31

КАМАЗ непотопляемый. дай бог здоровья команде Когогина
04.02.2016, 14:43

согласен с Афанасьевым. не столько курс рубля, сколько эти скачки усугубляют. если руководитель может работать в кризисных условиях, ему по барабану, он выкарабкается. но когда вот так доллар скачет туда-сюда, то непонятно, как выстривать работу
04.02.2016, 19:24

Сергей Анатольевич

Камаз на экспорт - фикция. Сколько лет уже экспортные объёмы держутся в диапазоне 5-7 тыс. машин? Около 15. И что? Увеличения объёмов-то нет. Почему? Да потому, что за рубежом не только маны и скании продают - есть сотни других производителей грузовиков, у которых цены намного ниже, качество не хуже и производства ближе к потребителю. Что делать? Да уволить весь закостеневший топ-менеджмент завода, перестать заглядывать в кошелёк государству, придумать сто способов выживания завода в случае невостребованности грузовиков и реализовать несколько из них. Сложно? Ок, освободите место!
05.02.2016, 09:50

Я соглашусь с Сергеем Анатольевичем. Если такая огромная разница в зарплате топ-менеджеров с ИТР и рабочими КАМАЗа будет присутствовать, то будет базису завода очень тяжело. Они себя не тронут, а проведут последнюю (смертельную) оптимизацию с помощью "специалиста" по этому вопросу и "умоют руки". Если ведущий инженер с окладом в 11 тыс. рублей думает о том, как ему прокормить свою семью, то топ-менеджеры будут думать о "деловой команде" Навратила... Как много на КАМАЗе несправедливости ...