Новости
Подробно


«Они утверждают, что я проставил оценки по предметам, которые никогда не преподавал. Физкультура, информатика...»

15.03.2024, 23:28

«Наверняка до суда я не доживу», - обратился сегодня профессор Анатолий Макаров, которому вменяют несколько эпизодов взяток, полученных якобы от студентов КФУ. Два месяца под стражей серьезно отразились на здоровье 62-летнего арестанта: теперь он плохо слышит и стал медлительным. Смягчить меру пресечения преподавателю просят и адвокаты, и прокуратура, но следствие стоит на своем, утверждая, что тот может давить на свидетелей. При этом в суде звучат занятные детали из материалов дела: студенты заявили, что сдавали Макарову физкультуру и информатику, но никакого отношения к этим дисциплинам он никогда не имел. Вступился за коллегу и директор филиала КФУ Георгий Котиев. 

АДВОКАТЫ:

«СЛОВ О ТОМ, ЧТО ДЕНЬГИ ПРЕДНАЗНАЧАЛИСЬ МАКАРОВУ, ТАМ НЕТ. ВЫ ВВОДИТЕ СУД В ЗАБЛУЖДЕНИЕ»

Анатолия Макарова сегодня доставили в зал суда, где рассматривали ходатайство следствия, которое просило оставить профессора в СИЗО еще на месяц. Причина стандартная – не все процедуры завершены: например, нужно время, чтобы изучить телефонные разговоры подозреваемого и выписки банковских счетов. При этом смягчить меру пресечения Макарову нельзя, считает следствие: якобы может оказать давление.  

«Они утверждают, что я проставил оценки по предметам, которые никогда не преподавал. Физкультура, информатика...»

Представитель Следственного комитета озвучил на заседании, какую работу провели с момента ареста. По его словам, был допрошен свидетель Раджепов, который подтвердил, что передал 50 тысяч рублей Макарову через Абдулаева. Это тот самый студент, гражданин Туркменистана, который по версии следствия, собирал деньги с однокурсников и передавал преподавателю. Адвокаты тут же возразили. 

– Мы изучали материалы. Они просто говорят, что передавали Абдулаеву. Слов о том, что деньги предназначались Макарову, там нет. Вы сейчас вводите суд в заблуждение, - выступил Руслан Губаев, защитник заключенного. 

– Нет, я суд в заблуждение не ввожу, - ответил следователь. - В ходе исследования письменных документов, я думаю, суд самостоятельно сможет решить данный вопрос... Насколько я помню, со слов Раджепова и иных свидетелей по уголовному делу, такие показания имеются, денежные средства предназначались именно для закрытия зачетов и экзаменов по предметам и дисциплинам, преподаваемым Макаровым.

«Они утверждают, что я проставил оценки по предметам, которые никогда не преподавал. Физкультура, информатика...»

Адвокаты акцентировали внимание еще на одной детали. Студенты заявили, что «покупали» оценки по «Теории государства и права», «Философии», «Информатике и информационным технологиям». Однако Макаров не преподает такие дисциплины, и это подтверждается его должностной инструкцией. Более того, все они являются гражданами Туркменистана, но от услуг переводчика во время допроса отказались. Правозащитники считают, что могли быть языковые неточности.

Здоровье профессора – еще один довод, который приводят в суде адвокаты. Они рассказали, что на допросах Макаров неоднократно жаловался на самочувствие, и это зафиксировано в протоколах. У 62-летнего профессора есть хронические заболевания, и одно из них входит в перечень, который запрещает заключение под стражу. 

- В справке четко написано, что по состоянию здоровья он нуждается в наблюдении врача. Ему регулярно нужны медицинские препараты и дополнительное обследование, - выступил Ильдар Нигматуллин.

«Они утверждают, что я проставил оценки по предметам, которые никогда не преподавал. Физкультура, информатика...»

Правозащитники настаивали, что условия содержания в изоляторе не могут обеспечить Макарову надлежащий уход и квалифицированную медпомощь. К примеру, врачи рекомендуют ему соблюдать диету, но о правильном питании в СИЗО не может идти речи. 

- Естественно, никто в следственном изоляторе ему не обеспечит диету. Мы видим, что спустя два месяца он стал совсем по-другому себя вести: заторможенный, плохо слышит... С нашим подзащитным не провели ни одного следственного действия.

Макаров, заявили адвокаты, готов ограничить себя в общении и жить без интернета, но без лекарств и врачей никак.

ДИРЕКТОР ФИЛИАЛА КФУ:

«АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ МАКАРОВ НЕ СПОСОБЕН ОКАЗЫВАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ»

За Макарова, как выяснилось сегодня в суде, заступился и директор филиала КФУ Георгий Котиев. Адвокаты представили характеристику на профессора за его подписью. Котиев пишет, что коллега проявил себя «как эффективный руководитель, объединивший вокруг себя десятки кандидатов и докторов наук, аспирантов и докторантов». 

Фото: пресс-служба НЧИ КФУ
Фото: пресс-служба НЧИ КФУ

Вот некоторые выдержки:

«Под его руководством провели 10 международных конференций и научных мероприятий, на которые приезжали ученые из США, Германии, Китая, Казахстана и других стран, а также более 20 конференций всероссийского уровня, что позволило формировать имидж Челнов и республики, как исследовательского центра с богатым научным потенциалом. 

˂…˃

Именно высокий авторитет профессора Анатолия Николаевича Макарова внес свою значительную лепту в создании в городе научной культуры, уважения к традициям научных школ, связи поколений и научного наставничества. 

˂…˃ 

Кадры, подготовленные профессором, повышают научно-педагогический потенциал университета, города и региона, делая его научным и культурным центром. 

˂…˃

Анатолий Николаевич Макаров не способен оказывать психологическое давление на сотрудников и обучающихся Набережночелнинского института КФУ»

Фото: пресс-служба НЧИ КФУ
Фото: пресс-служба НЧИ КФУ

Правозащитники акцентировали внимание судьи на последнем абзаце и приложили внушительную стопку грамот. 

– Это только часть, чтобы не засорять, не загромождать материалы дела. Анатолий Николаевич - очень уважаемый человек не только в Набережных Челнах, Казани, он знаменит в Москве, Санкт-Петербурга, Казахстане. 

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ:

«АБДУЛАЕВ, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ НА СВОБОДЕ, ОГОВОРИЛ МЕНЯ»

Анатолий Николаевич выглядел более уставшим, чем два месяца назад, и заметно похудевшим (фотографии к публикации использованы из архива, с предыдущего заседания, поскольку сегодня суд установил запрет на фото- и видеосъемку). Все заседание, пока шли споры между следствием и адвокатами, он сидел поникшим, но несколько оживился, когда ему дали слово. Он все так же не признает вину и утверждает, что заявитель оговорил его. 

«Они утверждают, что я проставил оценки по предметам, которые никогда не преподавал. Физкультура, информатика...»

– Продлевая срок содержания под стражей, следствие преследует только одну цель: оказать на меня давление и получить признательные показания. Абдулаев, который находится на свободе, оговорил меня.  

Студента, который дал показания против профессора, действительно, не стали заключать под стражу. Байрамгелди Абдулаеву избрали запрет определенных действий. Молодой человек находится на свободе, ему всего лишь нельзя пользоваться интернетом и выходить из дома после девяти вечера.

– Только потому, что дал показания, которые требовали следователи, сотрудники полиции. Это не справедливо! Студенты, которых допросили, утверждают, что я проставил им оценки по предметам, которые никогда не преподавал. Физкультура, информатика... Нужно проверить подчерк. Я их не принимал! По протоколу допроса (их там шесть человек), они передавали деньги Абдулаеву. Как он решил вопрос, я не знаю, - добавил Макаров. –  У меня обострились заболевания. Слух пропал. С каждым днем здоровье ухудшается, наверняка до суда я не доживу. Если будет принята мера пресечения без содержания под стражей, я обязуюсь выполнять все требования следователя, являться вовремя в суд, выполнять все ограничения. Оказывать давление или совершать другие противоправные действия – это не в моих правилах. 

«Они утверждают, что я проставил оценки по предметам, которые никогда не преподавал. Физкультура, информатика...»

Гособвинение в очередной раз (а это уже третье заседание с момента задержания) поддержало адвокатов. Но следователь стоял на своем: якобы заслуги Макарова никто не обесценивает, но все это не имеет никакой роли. Итог - СИЗО до 17 апреля. 

- Прокуратура возражает, адвокат возражает, по месту работы указывают, что он никакого психологического давления оказывать не может. Мы не согласны c судом, - прокомментировал после заседания Руслан Губаев. Он сообщил что решение будет обязательно обжаловано. И добавил: слова профессора о том, что он боится не дожить до суда, имеют под собой основания. 

Ангелина Самцова

Комментарии
16.03.2024, 08:52

Это какой то беспредел.
16.03.2024, 09:41

Карим

Котиев тоже хитрый тип! Держит возле себя «гиену» советника, который фактически управляет филиалом
16.03.2024, 20:09

Да, новому директору не помешало бы узнать личность советника получше, хотя бы почитать комменты в интернете про его дела
18.03.2024, 09:29

Котиев Г.О. отличный руководитель! Грамотный, вдумчивый, настоящий профессионал и ученый! А вникать во все сплетни и дрязги не его уровень, он действует и говорит конкретно, по факту.
16.03.2024, 09:57

Что же вы делаете???? Неужели совести не остались у вас. , господа судьи и следователи??? Вы же сознательно , физический и психологическим давлением уничтожаете человека.. Какой он преступник??? Следственные действия можно вести переводя Макаров под домашний арест.. Вы же это сами прекрасно знаете. Неужели чей то заказ важнее человеческой жизни??????????
16.03.2024, 10:30

ночной мэр

нет человека - нет проблемы. домашний арест с запретом использования средств связи разве не исключает риска оказания давления на свидетелей? следствие и процесс превратились в очевидный всем фарс. уже прокуратура встала на сторону Макарова, но суд и следователь живут в другой реальности. где все еще по понятиям
16.03.2024, 23:44

Согласен. Он что, находясь под ограничениями, поедет угрожать туркменам?
16.03.2024, 11:24

Полный беспредел..Поймали главного взяточника??Что творят.Нет совести
16.03.2024, 11:46

Ужасно это все. Почему Бастрыкин не реагирует? Почему адвокаты в Москву не жалуются?
16.03.2024, 12:54

Почему не создаются условия для больного. Где Конституция??? Он давно заработал к себе международное уважение. Не позорьте страну!!!
16.03.2024, 14:23

Приговор подразумевает только лишение свободы, а суд похоже уверен, что будет сидеть, поэтому и не выпускают. СИЗО 1:1,5 годам. Дадут УДО и освободят в зале суда.
16.03.2024, 14:46

Заслуги профессора не имеет никакой роли,а слова чужестранцев имеют. Следователю надо дорости умом, чтобы понять заслуги профессора!
16.03.2024, 15:08

А почему глав районов не хватаете у них свои бизнесы на подставных людей! Управляющие компании например? Объекты недвижимости?
16.03.2024, 18:48

бычков

все комментарии написаны одним -двумя человеками) строчят по заказу
16.03.2024, 20:13

Удивительно , почему нет до сих пор слово МЭРа . Он же наш .
16.03.2024, 21:16

А в СИЗО упрятали и держат не по заказу?
16.03.2024, 23:55

Бычков,он и в Африке бычков.
17.03.2024, 07:40

Это вы для кого пишете такое???
17.03.2024, 10:00

Вадим

ДА, по эмоциональному стилю изложения - один и тот же
16.03.2024, 21:55

Поживший

Как он может оказывать воздействие, если будет находиться дома? Он что, главарь банды убийц? Даже если он и виноват (что ещё нужно доказать), то почему к нему отношение как к убийце, застигнутом на месте преступления? Ещё ничего не доказано, а человек уже за решёткой
17.03.2024, 10:24

В это время Ганиев где-то попивает коктейль на Мальдивах, вот чью деятельность нужно досконально проверять.
17.03.2024, 10:25

1

Ганиева и его подружку Мерзон проверьте
17.03.2024, 11:20

Раджепов передавал деньги ( если передавал ещё) не Макарову, а Абдулаеву, как и все остальные " свидетели", а отдал ли Абдулаев Макарову- под большим вопросом, может себе оставил, но перед сокурсниками не сознается, поэтому будет утверждать, что отдал. У следствия есть неопровержимое доказательство передачи денег Макарову, или только со слов Абдулаева? Мало ли что один человек может наговорить на другого, тем более имея корыстный интерес.Если нет свидетеля прямой передачи денег, нет видеофиксации и деньги не были заранее помечены, то о чем вообще речь? Мне вон сосед бабки должен, сейчас скажет, что передал мне долг через другого соседа, который мне ничего не передавал и что, следствие, ( если обращусь) будет считать только со слов должника, т.е.бездоказательно ,что он мне долг отдал, так что ли? Абсурд какой-то.
17.03.2024, 20:00

горожанка

Это что же за следователь такой «всесильный»? Ни прокуратура, ни адвокаты, ни общественное мнение ему неуказ!
17.03.2024, 21:54

Не пойман, не вор, где доказуха? Следсвенные действия почему не проведены? 10 суток на это нужно по закону. Следствию нужно истину установить или пресовать пожилого, преподователя интеллигента? Это похоже на заказ, нет? Как бы это дело не стало очень скоро токсичным, Вам подумать нужно обо всем.
18.03.2024, 09:41

Юлия

Нет прямых доказательств, только косвенные, поэтому пусть отпускаю под подписку или домашний арест и "работают", ищут доказательства, а не прохлаждаются, высасывая из пальца какие-то нюансы дела, подгоняя под статью. Если есть доказательства, то почему дело в суд не передают, чего тянут, не на курорте профессор находится, тем более возраст и здоровье дают о себе знать. Это следствие оказывает моральное и физическое давление на Макарова, прикрываясь боязнью якобы давления на свидетелей со стороны профессора.
18.03.2024, 14:28

Странное у нас правосудие: тукаевских чинуш за примерно такую же, но доказанную взятку под домашний арест, а уважаемого преподавателя, фактически по доносу, на нары! А кто с большей вероятностью может на следствие повлиять?! Взяточник-чиновник с его связями, или только предполагаемый взяточник-преподаватель, пожилой уважаемый человек с незапятнанной ранее репутацией! Почему такое разное отношение у суда к, практически одинаковым преступлениям!
18.03.2024, 14:49

Вадим

Откуда вам - диванным пер-ам, знать о наличии или отсутствии доказательств. По заказу воете. Ничего у вас не получится. Дело дойдет до суда, вот там уже будет известною имеются доказательства или нет. Прямые они или криво-косые.
18.03.2024, 14:58

Петров

Вадим ,а чего это вы так топите против профэссора ? А вот если ,как вы говорите " дойдет до суда, вот там уже будет известною имеются доказательства или нет" - не будет ничего -тогда как? п.с. И конечно если сравнивать историю с Бибишевым, где ему 9 лет просили - то как совсем не красиво получается .
18.03.2024, 18:22

Вадиму

До вас, тугодума, видать не дошло, что были изложены вариации содержания и действий в отношении Макарова, в зависимости от его виновности или невиновности, а не утверждение.
18.03.2024, 20:14

Видимо, не сталкивался Вадим еще с нашей судебной системой и следствием! Суду по-барабану виновен ли человек, в данном случае подследственный. Если судья изменит меру пресечения - вспотеет оправдываться почему он так сделал! Не за взятку ли! Судья выносит решение по внутреннему убеждению, учитывая, только учитывая положения Закона. Ему проще приговорить человека, чем вникать в доказательства. Он перестраховывается, и думает, если неправ, вышестоящий суд поправит. А там такие же сидят! Посмотрите процент оправдательных приговоров по стране и все поймете! У следствия же невиновных нет, от слова совсем! Иначе вся их работа будет поставлена насмарку. Палку поставить - главная задача и цель любого следователя, если не упоминать наживу ! А на человека он смотрит, исключительно, как на средство достижения своей цели. Или тюрьма, или бабло! И горе тому, у кого бабла нет или мало!
19.03.2024, 15:38

За что судебный пресс так давит на Макарова? Ни учёные звания, ни авторитет, ни здоровье, ни сохранение человеку жизни, ни что не кладётся на чашу весов Фемиды. Не за 185 тыс. в казну же весь процесс? Алла сакласын!
19.03.2024, 16:57

Горожанин

Сам виноват.
19.03.2024, 19:10

От сумы и от тюрьмы не зарекаются! В нашем государстве эта поговорка, как нигде актуальна!
20.03.2024, 11:23

Суд — орган государственной власти, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке. А у нас на самом деле суд является частью обвинительной системы дающий возможность органам дознания и следствия (прикрывая их лень, недоработу, отсутствие доеазательств), давая им возможность давить на последственного в СИЗО путем скрытых пыток(подсадить в камеру бомжей, тубиков, стукачей для наезда- чтоб быстрее созрел для признания). Если закрыли на 2 месяца и не произвели никаких следсвенных действий- для чего держите понятно. Доказать не можем- добьем и признается?
26.03.2024, 14:14

Да... вот такие студенты учатся. Позор.всем по колу. И выгнать с института.топят профессора, помешал кому то.