, 16 Июля
$ 62,2934
€ 72,4659
Предложения банков
Новости
Подробно


«ДИАС получил деньги за снос дважды, потом якобы вывел на однодневки»

08.05.2018, 18:40

Всплывают новые подробности о «грехах» руководителей муниципального ДИАСа. Второе уголовное дело заведено на бывшего директора компании Рината Шарафиева, который возглавлял Дирекцию инжиниринга и аудита строительства до Искандера Ахметова, тоже угодившего в уголовку за скандальное «колесо обоРзения» в парке Победы. Шарафиева и его бывшего подчиненного подозревают в хищении во время строительства трамвайной линии – последнего мегапроекта Василя Шайхразиева в Челнах, который оброс скандалами. По некоторым данным, серая схема использовалась при нашумевшем демонтаже киосков и магазинов вдоль путей. О том, как делались деньги на рельсах, кто мог поживиться на потерях бизнеса, и причем здесь экс-мэр автограда – в материале Chelny-biz.ru.

«ИЗВИНИТЕ, Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ, НИЧЕГО НЕ МОГУ СКАЗАТЬ»

Информация о новом уголовном деле на руководителя МКП «ДИАС» всплыла на днях, хотя оно было возбуждено в Главном следственном управлении МВД еще в марте. Само МВД, кстати, до сих пор не раскрывает деталей, информацию опубличил депутат горсовета Сергей Яковлев через свой «Живой Журнал».

Он же, кстати, зимой писал о других сомнительных фактах в деятельности МКП «Дирекция инжиниринга и аудита строительства», которые проверяют правоохранительные органы. По данным депутата, в 2013–2015 годы МКП «ДИАС» заключило муниципальные контракты с ООО «Строй-Сервис R» на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд: строительство и приведение в нормативное состояние набережной Камы в парке Прибрежный, набережной Тукая, строительство универсальных площадок, капремонт здания ДЮСШ «Яр Чаллы» и ремонт двух квартир в домах 14/09 и 45/01. По всем шести объектам от имени ООО «Строй-Сервис R», как писал Яковлев, оформлены акты о приемке выполненных работ на сумму 28,1 млн рублей. Фактически директором предприятия и учредителем являлся Раис Закиров, начальник производственно-технического отдела того же МКП «ДИАС», а значит, подчиненный главы муниципальной компании Рината Шарафиева.

«ДИАС получил деньги за снос дважды, потом якобы вывел на однодневки»

Депутат с сожалением комментировал Chelny-biz.ru, что в этих фактах УБЭП не нашло состава преступления для возбуждения уголовного дела. Зато в процессе проверки, когда отслеживалось движение денежных средств по счетам, вылезли другие факты. Нарушения нашлись при строительстве другого высокобюджетного объекта в Челнах – новой трамвайной ветки в 2014 году.

– По моему обращению в возбуждении уголовного дела отказали. И я в этот раз удивился, что что-то нашли, – заметил депутат горсовета.

Подробности уголовного дела МВД пока официально не выдает. Как удалось выяснить Chelny-biz.ru из собственных источников, подозреваются нарушения не при строительстве самой ветки, а при скандальном демонтаже торговых точек, попавших под снос, и благоустройстве освободившихся площадок под ними.

По некоторым данным, ДИАС, якобы, смог получить за эти работы двойную плату из бюджета, из разных источников. Расходы на демонтаж и прочее изначально были предусмотрены в смете, но потом ДИАС обратился к экс-мэру Набережных Челнов Василю Шайхразиеву, чтобы получить дополнительные средства из бюджета (субсидию) на покрытие затрат сверх сметы.

«ДИАС получил деньги за снос дважды, потом якобы вывел на однодневки»

– ДИАС получил деньги два раза, из двух источников, в том числе и государственные деньги. А потом эти средства были выведены на фирмы-однодневки, – сообщил источник, знакомый с ходом дела.

Не исключено, что речь идет об указанной ранее компании Закирова. Впрочем, у него их было много.

Сам Раис Закиров не стал комментировать Chelny-biz.ru уголовное дело.

– Извините, я ничего не знаю, ничего не могу сказать, – ответил он, услышав вопрос, и положил трубку.

С Ринатом Шарафиевым на момент публикации связаться не удалось. Он по-прежнему значится официальном сайте города советником директора ДИАСа, хотя не работает там с 2015 года. Как и Закиров.

«ДИАС получил деньги за снос дважды, потом якобы вывел на однодневки»

Шарафиев покинул пост директора в марте 2015 года. Он возглавлял муниципальную компанию с мая 2012-го. Сегодня нет никаких официальных данных о его месте работы. Шесть компаний, где он был учредителем либо директором, прекратили деятельность, три из них реорганизовались. Последняя фирма закрылась год назад, в мае 2017 года. Это ООО «СМУ 71», которое занималось электромонтажными, санитарно-техническими и прочими строительно-монтажными работами. В 2011 году закрылись ООО «Инжиниринг-Центр», ПКФ «Тан-92 М». В 2006-м – ООО «СУМиСТ-Т», ООО «СУМиСТ», ООО «СМУ-71».

Его бывший подчиненный Раис Закиров сегодня является директором и соучредителем ООО «Стройград М». Компания была создана в феврале минувшего года и специализируется на строительстве жилых и нежилых зданий. Также в его послужном списке руководство ООО «Строй-Сервис R», которое упоминалось в публикации Яковлева. Компания была создана в 2014 году, как раз во время строительства трамвайной ветки, и перестала существовать в марте 2018 года. Закиров был ее учредителем. В тот же период он выступил соучредителем ООО «Стройград Ком» – еще одной компании, работавшей в сфере строительства. Она закрылась в апреле 2016 года. Закиров также учредил в 2015 году ООО «Металлстрой+», которое специализировалось на производстве строительных металлоконструкций. Сейчас его директор и учредитель – Марат Хабибулин. Дольше всех просуществовало частное предприятие Закирова «Айва», с 1994 года по 2017-й. На этом фоне теория Якловлева о фирмах-однодневках, которые создавались под нужды ДИАСа видится вполне правдоподобной.

«ДЛЯ МЕНЯ ЭТО ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ УДАР. БИЗНЕС НА ОСТАНОВКЕ ПРИНОСИЛ МНЕ СТАБИЛЬНЫЙ ВЫСОКИЙ ДОХОД»

«ДИАС получил деньги за снос дважды, потом якобы вывел на однодневки»

Новую трамвайную ветку протяженностью чуть больше 6 км запустили в конце 2014 года. Ее строительство было заложено еще в первый генплан автограда, однако реализовать проект удалось только во времена прежнего мэра Василя Шайхразиева. Это был его последний мегапроект в Челнах. Сдача новых путей проходила уже при Наиле Магдееве. В строительство вложили более полумиллиарда рублей республиканских средств, реализовали проект за девять месяцев.

Стройка сразу породила конфликт между бизнесом и властью: новую ветку прокладывали по территории, где стояли торговые киоски и ларьки. Урегулировать вопрос мирным путем, увы, удалось не всем. Исполкому пришлось решать вопрос через суд. Так, последний павильон был снесен по решению суда лишь в начале сентября – почти полгода спустя после начала строительства. В итоге кто-то из предпринимателей получил денежную компенсацию за недвижимость, кто-то – новые земельные участки, а кто-то остался ни с чем. Бизнесменам пришлось покинуть и разобрать свои объекты на остановках «Челныгорстрой», «Орловка», «Электротехников», «Медгородок», «КамПИ». Освободившиеся участки были заасфальтированы, здесь появились остановочные павильоны.

«ДИАС получил деньги за снос дважды, потом якобы вывел на однодневки»

– Переезд, безусловно, сильно ударит по моему карману. Мало того что сам переезд – затратное дело, так я еще теряю самую прибыльную торговую точку, а вместе с тем и гарантию большого дохода в будущем, – комментировал Chelny-biz.ru в пик строительства путей предприниматель Марат Баймурзин, владелец объекта на «Электротехников». – Для меня это очень сильный удар. Бизнес на остановке приносил мне стабильный высокий доход.

Выходит, что на потерях бизнеса сумели поживиться строители, приближенные к власти.

Еще несколько конфликтов было связано непосредственно с путями. В ходе работ было выявлено, что генподрядчик объекта, компания «Транссервсис ЛТД» Михаила Кулиша, приступила к реализации проекта без конкурса. По этому поводу ФСБ Челнов даже обращалось в УФАС по Татарстану. Впрочем, сам топ-менеджер компании объяснял произошедшее острой необходимостью: якобы эти формальности только затянули бы строительство трамвайной ветки, поэтому работу он начал на свой страх и риск.

«ДИАС получил деньги за снос дважды, потом якобы вывел на однодневки»

А вот Наиль Магдеев, тогда работавший в должности руководителя исполкома,  комментировал вопрос крайне неохотно: отвечать за проступки, совершенные до него, «неправильно и некрасиво», отмечал новый глава города.

Несколько раз шум вокруг стройки поднимал депутат Владимир Васев, который заявлял, что рельсы не соответствовали ГОСТу, что строители экономили на шпалах и гравии. По подсчетам Васева, сумма хищений на закупке дешевых материалов могла превышать 100 млн рублей.

– Фактически, это не подтверждено ничем. Ковырять гвоздиком шпалу – это не является экспертизой, – комментировал после громкого заявления коллеги депутат Сергей Кулиш, сын директора ООО «Транссервсис ЛТД». – Это нужно понимать. А на глаз определять коэффициент уплотнения щебня – это тоже не экспертиза. Поэтому голословно заявлять такие вещи не нужно.

«ДИАС получил деньги за снос дважды, потом якобы вывел на однодневки»

По обращению Васева правоохранительные органы, кстати, проверяли пути: изучили документы (паспорта, проекты, свидетельства, документы о лабораторных исследованиях и т.д.), опросили членов комиссии, принимавших объект, участников строительства. Признаков состава преступления органы не обнаружили и в итоге отказали в возбуждении уголовного дела.

Не исключено, что новые подозрения, павшие на руководство ДИАС, дойдут до реального обвинения.

«ДИАС получил деньги за снос дважды, потом якобы вывел на однодневки»

Chelny-biz.ru