Всплывают новые подробности о «грехах» руководителей муниципального ДИАСа. Второе уголовное дело заведено на бывшего директора компании Рината Шарафиева, который возглавлял Дирекцию инжиниринга и аудита строительства до Искандера Ахметова, тоже угодившего в уголовку за скандальное «колесо обоРзения» в парке Победы. Шарафиева и его бывшего подчиненного подозревают в хищении во время строительства трамвайной линии – последнего мегапроекта Василя Шайхразиева в Челнах, который оброс скандалами. По некоторым данным, серая схема использовалась при нашумевшем демонтаже киосков и магазинов вдоль путей. О том, как делались деньги на рельсах, кто мог поживиться на потерях бизнеса, и причем здесь экс-мэр автограда – в материале Chelny-biz.ru.
«ИЗВИНИТЕ, Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ, НИЧЕГО НЕ МОГУ СКАЗАТЬ»
Информация о новом уголовном деле на руководителя МКП «ДИАС» всплыла на днях, хотя оно было возбуждено в Главном следственном управлении МВД еще в марте. Само МВД, кстати, до сих пор не раскрывает деталей, информацию опубличил депутат горсовета Сергей Яковлев через свой «Живой Журнал».
Он же, кстати, зимой писал о других сомнительных фактах в деятельности МКП «Дирекция инжиниринга и аудита строительства», которые проверяют правоохранительные органы. По данным депутата, в 2013–2015 годы МКП «ДИАС» заключило муниципальные контракты с ООО «Строй-Сервис R» на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд: строительство и приведение в нормативное состояние набережной Камы в парке Прибрежный, набережной Тукая, строительство универсальных площадок, капремонт здания ДЮСШ «Яр Чаллы» и ремонт двух квартир в домах 14/09 и 45/01. По всем шести объектам от имени ООО «Строй-Сервис R», как писал Яковлев, оформлены акты о приемке выполненных работ на сумму 28,1 млн рублей. Фактически директором предприятия и учредителем являлся Раис Закиров, начальник производственно-технического отдела того же МКП «ДИАС», а значит, подчиненный главы муниципальной компании Рината Шарафиева.
Депутат с сожалением комментировал Chelny-biz.ru, что в этих фактах УБЭП не нашло состава преступления для возбуждения уголовного дела. Зато в процессе проверки, когда отслеживалось движение денежных средств по счетам, вылезли другие факты. Нарушения нашлись при строительстве другого высокобюджетного объекта в Челнах – новой трамвайной ветки в 2014 году.
– По моему обращению в возбуждении уголовного дела отказали. И я в этот раз удивился, что что-то нашли, – заметил депутат горсовета.
Подробности уголовного дела МВД пока официально не выдает. Как удалось выяснить Chelny-biz.ru из собственных источников, подозреваются нарушения не при строительстве самой ветки, а при скандальном демонтаже торговых точек, попавших под снос, и благоустройстве освободившихся площадок под ними.
По некоторым данным, ДИАС, якобы, смог получить за эти работы двойную плату из бюджета, из разных источников. Расходы на демонтаж и прочее изначально были предусмотрены в смете, но потом ДИАС обратился к экс-мэру Набережных Челнов Василю Шайхразиеву, чтобы получить дополнительные средства из бюджета (субсидию) на покрытие затрат сверх сметы.
– ДИАС получил деньги два раза, из двух источников, в том числе и государственные деньги. А потом эти средства были выведены на фирмы-однодневки, – сообщил источник, знакомый с ходом дела.
Не исключено, что речь идет об указанной ранее компании Закирова. Впрочем, у него их было много.
Сам Раис Закиров не стал комментировать Chelny-biz.ru уголовное дело.
– Извините, я ничего не знаю, ничего не могу сказать, – ответил он, услышав вопрос, и положил трубку.
С Ринатом Шарафиевым на момент публикации связаться не удалось. Он по-прежнему значится официальном сайте города советником директора ДИАСа, хотя не работает там с 2015 года. Как и Закиров.
Шарафиев покинул пост директора в марте 2015 года. Он возглавлял муниципальную компанию с мая 2012-го. Сегодня нет никаких официальных данных о его месте работы. Шесть компаний, где он был учредителем либо директором, прекратили деятельность, три из них реорганизовались. Последняя фирма закрылась год назад, в мае 2017 года. Это ООО «СМУ 71», которое занималось электромонтажными, санитарно-техническими и прочими строительно-монтажными работами. В 2011 году закрылись ООО «Инжиниринг-Центр», ПКФ «Тан-92 М». В 2006-м – ООО «СУМиСТ-Т», ООО «СУМиСТ», ООО «СМУ-71».
Его бывший подчиненный Раис Закиров сегодня является директором и соучредителем ООО «Стройград М». Компания была создана в феврале минувшего года и специализируется на строительстве жилых и нежилых зданий. Также в его послужном списке руководство ООО «Строй-Сервис R», которое упоминалось в публикации Яковлева. Компания была создана в 2014 году, как раз во время строительства трамвайной ветки, и перестала существовать в марте 2018 года. Закиров был ее учредителем. В тот же период он выступил соучредителем ООО «Стройград Ком» – еще одной компании, работавшей в сфере строительства. Она закрылась в апреле 2016 года. Закиров также учредил в 2015 году ООО «Металлстрой+», которое специализировалось на производстве строительных металлоконструкций. Сейчас его директор и учредитель – Марат Хабибулин. Дольше всех просуществовало частное предприятие Закирова «Айва», с 1994 года по 2017-й. На этом фоне теория Якловлева о фирмах-однодневках, которые создавались под нужды ДИАСа видится вполне правдоподобной.
«ДЛЯ МЕНЯ ЭТО ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ УДАР. БИЗНЕС НА ОСТАНОВКЕ ПРИНОСИЛ МНЕ СТАБИЛЬНЫЙ ВЫСОКИЙ ДОХОД»
Новую трамвайную ветку протяженностью чуть больше 6 км запустили в конце 2014 года. Ее строительство было заложено еще в первый генплан автограда, однако реализовать проект удалось только во времена прежнего мэра Василя Шайхразиева. Это был его последний мегапроект в Челнах. Сдача новых путей проходила уже при Наиле Магдееве. В строительство вложили более полумиллиарда рублей республиканских средств, реализовали проект за девять месяцев.
Стройка сразу породила конфликт между бизнесом и властью: новую ветку прокладывали по территории, где стояли торговые киоски и ларьки. Урегулировать вопрос мирным путем, увы, удалось не всем. Исполкому пришлось решать вопрос через суд. Так, последний павильон был снесен по решению суда лишь в начале сентября – почти полгода спустя после начала строительства. В итоге кто-то из предпринимателей получил денежную компенсацию за недвижимость, кто-то – новые земельные участки, а кто-то остался ни с чем. Бизнесменам пришлось покинуть и разобрать свои объекты на остановках «Челныгорстрой», «Орловка», «Электротехников», «Медгородок», «КамПИ». Освободившиеся участки были заасфальтированы, здесь появились остановочные павильоны.
– Переезд, безусловно, сильно ударит по моему карману. Мало того что сам переезд – затратное дело, так я еще теряю самую прибыльную торговую точку, а вместе с тем и гарантию большого дохода в будущем, – комментировал Chelny-biz.ru в пик строительства путей предприниматель Марат Баймурзин, владелец объекта на «Электротехников». – Для меня это очень сильный удар. Бизнес на остановке приносил мне стабильный высокий доход.
Выходит, что на потерях бизнеса сумели поживиться строители, приближенные к власти.
Еще несколько конфликтов было связано непосредственно с путями. В ходе работ было выявлено, что генподрядчик объекта, компания «Транссервсис ЛТД» Михаила Кулиша, приступила к реализации проекта без конкурса. По этому поводу ФСБ Челнов даже обращалось в УФАС по Татарстану. Впрочем, сам топ-менеджер компании объяснял произошедшее острой необходимостью: якобы эти формальности только затянули бы строительство трамвайной ветки, поэтому работу он начал на свой страх и риск.
А вот Наиль Магдеев, тогда работавший в должности руководителя исполкома, комментировал вопрос крайне неохотно: отвечать за проступки, совершенные до него, «неправильно и некрасиво», отмечал новый глава города.
Несколько раз шум вокруг стройки поднимал депутат Владимир Васев, который заявлял, что рельсы не соответствовали ГОСТу, что строители экономили на шпалах и гравии. По подсчетам Васева, сумма хищений на закупке дешевых материалов могла превышать 100 млн рублей.
– Фактически, это не подтверждено ничем. Ковырять гвоздиком шпалу – это не является экспертизой, – комментировал после громкого заявления коллеги депутат Сергей Кулиш, сын директора ООО «Транссервсис ЛТД». – Это нужно понимать. А на глаз определять коэффициент уплотнения щебня – это тоже не экспертиза. Поэтому голословно заявлять такие вещи не нужно.
По обращению Васева правоохранительные органы, кстати, проверяли пути: изучили документы (паспорта, проекты, свидетельства, документы о лабораторных исследованиях и т.д.), опросили членов комиссии, принимавших объект, участников строительства. Признаков состава преступления органы не обнаружили и в итоге отказали в возбуждении уголовного дела.
Не исключено, что новые подозрения, павшие на руководство ДИАС, дойдут до реального обвинения.
Chelny-biz.ru
людмила