Реализация «мусорной реформы» в Набережных Челнах в тупике. Бизнес обвиняет власти в создании системы региональных операторов-монополистов, которые вытеснили частных переработчиков с рынка. «Если говорить прямо – это провал мусорной реформы», – откровенно заявляет финансовый директор «ПромИндустрия» депутат Николай Атласов. Сегодня компания вынуждена убрать с городских улиц часть своих контейнеров по раздельному сбору, которые с большой надеждой начали устанавливать 10 лет назад.
В более радужных тонах пытается представить картину региональный оператор, отчитываясь о частичной сортировке отходов. Однако общественность видит лишь рост тарифов и расширение полигонов: «Фактически происходит скрытый саботаж инициативы», – утверждает общественный инспектор по охране окружающей среды Артем Леонов.
Экоактивисты фиксируют отсутствие реальных изменений, а управляющие компании признают, что без действенных механизмов мотивации населения к сортировке отходов реформа обречена на провал.
Между тем, пока стороны конфликта обвиняют друг друга, проблема накопления отходов становится все более острой. Без пересмотра подходов к управлению отходами существует реальный риск окончательного перехода к модели простого захоронения мусора вместо его переработки.
ЧТО ПРОИСХОДИТ
«МЫ ЖЕ НЕ МОЖЕМ У КАЖДОГО КОНТЕЙНЕРА ПОСТАВИТЬ ОХРАННИКА…»
Текущая ситуация с системой раздельного сбора мусора в Челнах терпит крах – «Проминдустирия» вынуждена убрать с городских улиц 35 контейнеров по раздельному сбору мусора (всего их было установлено 172). Причин демонтажа, как оказалось, несколько.
– В последнее время стали возникать различные проблемы, которые мешают нам сохранять это направление работы. Некоторые недобросовестные жители стали сбрасывать в наши контейнеры обычный бытовой мусор. Административная инспекция за это стала выписывать нам штрафы. Но мы же не можем у каждого контейнера поставить охранника, который бы контролировал, чтобы в него сбрасывали только отсортированные отходы, – отмечает финансовый директор компании депутат Николай Атласов. – Также некоторые наши контейнеры стали объектами вандализма – их периодически разрисовывают, из-за чего нам также выписывают штрафы за нарушение эстетического вида. Появились также люди, которые стали предъявлять претензии, что на наших контейнерах надписи только на русском языке. В результате сложилась неблагоприятная ситуация, когда проще убрать эти контейнеры, чем пытаться кому что-то доказывать.
Проект для компании больше был «имиджевым», нежели прибыльным. Как отмечает Атласов, инициатива осуществлялась на добровольной основе, но ряд проблем сделал ее поддержку невыгодной. Таким образом из-за экономической нецелесообразности фирма вынуждена постепенно сворачивать проект раздельного сбора мусора.
Попытки ввести селективный сбор отходов в Челнах начались еще в 2015 году, когда в автограде был установлен первый контейнер для раздельного сбора мусора возле школы №44. Новшество заключалось в том, что собранные отходы планировали отправлять не на свалки, а на вторичную переработку. Основная задача инициативы – снизить нагрузку на городские полигоны.
Планы развития проекта включали установку подобных контейнеров во всех школах и микрорайонах города. Инициаторами экологического проекта выступили Картонно-бумажный комбинат и компания «Проминдустрия» в рамках акции «Зеленая улица». Впрочем, глава КБК Андрей Фомичев в этом году на коллегии Минпромторга РТ признал, что имеется большая брешь в системе обращения с ТКО. По его словам, сегодня большая часть потенциально ценных отходов отправляется на свалки вместо того, чтобы быть переработанным и приносить доход.
В январе 2019 года в стране запустили новую систему обращения с отходами. Тогда, к примеру, было введено понятие региональных операторов (в Челнах им стала компания «Гринта»), изменились принципы расчета тарифов (в него вошли сбор, транспортировка, сортировка, обезвреживание и захоронение отходов). Как отмечает сам Атласов, система принесла челнинцам больше проблем, чем пользы. Еще тогда будучи депутатом горсовета, он высказывался о повышении тарифов на вывоз ТКО, которое не улучшило качество услуг, а лишь создало новые сложности.
Основные проблемы реформы, которые отмечает Атласов – прекращение финансирования раздельного сбора опасных отходов, приостановка установки новых контейнеров для вторсырья, появление регионального оператора, как посредника, а также рост тарифов при отсутствии улучшений.
У «Гринты» на первом этапе неоднократно возникали конфликты с администрацией города и представителями предпринимательского сообщества. Суть противостояния заключалась в разногласиях по поводу оплаты услуг по вывозу мусора. Регоператор пачками предъявлял иски к городским организациям, тогда досталось и местным школам. Компания настаивала на том, что образовательные учреждения, как и любые другие юридические лица, обязаны оплачивать услуги по установленным нормативам. По мнению оператора, долги отдельных потребителей не должны влиять на тарифы для добросовестных плательщиков. Администрация пыталась договориться с оператором о переходе на систему оплаты по фактическому объему отходов, но безуспешно.
На фоне продолжающихся споров региональный оператор предпринял попытку изменить общественное мнение через экологическое просвещение. В 2019 году в городе стартовал масштабный проект по сбору отработанных батареек среди школьников.
БИЗНЕС
«ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ПРЯМО – ЭТО ПРОВАЛ МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ»
Атласов считает, что реформа обращения с отходами в принципе потерпела полный крах в России. По его словам, вместо создания эффективной системы переработки власти пошли по пути создания региональных операторов-монополистов, которые вытеснили с рынка частных переработчиков мусора.
– Когда мы в 2015 году начинали разворачивать кампанию по продвижению раздельного сбора отходов, расчет был на то, что мы сможем встроиться в систему, чтобы затем полноценно развивать эту сферу, – рассказал Николай Атласов. – Я очень хорошо изучил продвинутые европейские практики, например, финскую модель. Так вот, там компании сортирующие и перерабатывающие отходы получают часть тарифных отчислений, позволяющие сделать их бизнес рентабельным. В нашем случае, когда в 2019 году началась «мусорная реформа», сделали по-другому – создали региональных операторов-монополистов, которые по факту вытеснили с рынка переработчиков отходов. Результат, который мы за эти годы получили, виден всем: у нас так и не появилось полноценной переработки отходов, так как нет их раздельного сбора. И сейчас единственное чем занимаются власти – строят полигоны для захоронения отходов, то есть пришли к тому же, отчего пытались уйти, начиная реформу. Если говорить прямо – это провал мусорной реформы.
Эксперт констатирует масштабный провал пятилетней реформы обращения с твердыми коммунальными отходами. Несмотря на амбициозные планы и значительные инвестиции, ключевые проблемы отрасли остаются нерешенными, а ситуация во многих регионах продолжает ухудшаться.
– Я считаю, что «мусорная реформа» в целом провалилась в масштабах всей России, потому что с 2019 года, когда реформа стартовала, проблемы в сфере ТКО так и не решены, – считает Атласов. – Одна из главных проблем, которая не решена, – нехватка инфраструктуры по переработке ТКО. Ее должны были построить, регионы отчитывались о заключении контрактов на их строительство, но в итоге ввели в строй считанные единицы объектов. Но самое главное, перерабатывающие предприятия, которые создают из отходов сырье для последующего передела, никак не встроены в процесс обращения с ТКО. Они как бы существуют отдельно. Как результат – сохраняется в масштабных объемах полигонное захоронение. И это ведь не только про Татарстан, но и про большинство других регионов.
– Насколько я помню, ни на уровне правительства РФ, ни на уровне депутатов не было серьезных обсуждений итогов этой программы. Пару раз «мусорная реформа» обсуждалась в Совете Федерации, но по итогам этих обсуждений кардинальных мер не принималось. Однако итогов отработки указанного федерального проекта не обсуждали даже сенаторы. А ведь надо же понимать, как сработали ответственные лица на федеральном уровне и в регионах. В Татарстане тоже никто эту тему не обсуждал, хотя известно, что у нас по всем целевым показателям в рамках «мусорной реформы» провал. С этого года запустили новый федеральный проект, а предыдущий так и остался без обсуждений и выводов, – пояснил финансовый директор компании. – К сожалению, для «мусорной реформы» не нашлось такого принципиального депутаты, как депутат Государственной Думы Жанна Рябцева, которая на местах инспектировала исполнение проектов «Оздоровление Волги» и «Оздоровление Байкала». Она выявила множество нарушений, по многим из которых завели уголовные дела. Если бы Жанна Рябцева проинспектировала исполнение проекта «Комплексная реформа обращения с отходами», думаю, уголовных дел было бы столько же, а то и более.
Помимо этого, Атласов отмечает выросшие платежи для населения, но при этом качество вывоза мусора не улучшилось.
– Один из крупных провалов в рамках мусорной реформы – это провал в строительстве МСЗ (мусоросжигающий завод – ред.). Удивительно, освоены огромные суммы денег, но никто не понес ответственности, – считает он. – Ну и еще один момент – это тарифная политика для населения. Люди увидели лишь возросшие тарифы, но не увидели каких-то серьезных улучшений в вывозе отходов.
Глава торгово-промышленной палаты Набережных Челнов Фарид Башаров присоединился к мнению Николая Атласова и отметил, что система оплаты остается несправедливой – расчет ведется по площади помещений, а не по реальному объему отходов.
– Ситуация с обращением отходов в нашем городе вызывает серьезную озабоченность. Изначально реформа задумывалась как система, направленная на максимальную переработку отходов, но на практике мы получили лишь перераспределение потоков мусора между двумя региональными операторами, – отмечает Башаров. – Особенно тревожит то, что бизнес, занимавшийся переработкой пластика и других отходов, постепенно уходит с рынка. Вместо развития перерабатывающих мощностей мы видим лишь увеличение тарифов для предпринимателей. Оплата рассчитывается по площади помещений, а не по реальному объему отходов, что абсолютно несправедливо.
По словам главы ТПП, примером абсурдности текущей системы служат случаи, когда небольшим торговым точкам Челнов начисляют платежи за якобы производимые тонны отходов. Даже медицинские учреждения получают счета, исходя из фантастических нормативов – семь кг отходов на каждого пациента.
– Как человек, который сам старается сортировать отходы, могу сказать: найти в городе пункт приема пластика становится все сложнее. Установленные во дворах контейнеры для сортировки используются неправильно, а инициативы по созданию пунктов приема вторсырья постепенно сворачиваются. При этом региональный оператор, собирая немалые деньги с населения, не создает необходимую инфраструктуру, – считает он. – К примеру, скандинавская модель переработки отходов демонстрирует хорошие результаты. Так, в Финляндии сортируется более 90% всех отходов, где каждая категория – от органических отходов до пластика и стекла – собирается отдельно и направляется на переработку.
Ситуацию нужно менять немедленно, пока не стало слишком поздно, подчеркивает спикер.
– Мы не имеем права оставлять будущим поколениям отравленную землю. Необходимо срочно исправлять ситуацию, пока не стало слишком поздно, – подытожил глава ТПП.
О серьезных проблемах в реализации «мусорной реформы» в автограде заявляет и гендиректор УК «Жилкомсервис» Андрей Павлов. По его словам, существующая система обращения с отходами находится в тупике из-за отсутствия действенных механизмов мотивации населения и законодательной базы.
– Я считаю, что без законодательного закрепления и обязательной сортировки ситуация вряд ли изменится. Вижу, что люди просто привыкли выбрасывать отходы в мусорокамеры, не задумываясь о сортировке, – считает Павлов. – Что касается раздельного сбора – идея хорошая, но нужна серьезная мотивация для населения. В советское время была отличная система с приемкой стеклотары, металлолома, бумаги – люди были заинтересованы сдавать отходы. Сейчас такой мотивации нет, поэтому и сортировать никто особо не хочет.
Для решения кризиса, считает гендиректор УК, необходимы комплексные меры: введение обязательной сортировки с контролем исполнения, создание удобной инфраструктуры для сдачи вторсырья, организация специальных площадок для частного сектора и повышение экологической грамотности населения. Однако пока ситуация остается непростой, а новые механизмы мотивации практически отсутствуют.
– Пока же ситуация остается сложной. Люди привыкли к старому порядку, а новых механизмов мотивации практически нет. Нужна комплексная работа всех участников процесса: властей, управляющих компаний и самих жителей, – считает он.
АКТИВИСТЫ
«ФАКТИЧЕСКИ ПРОИСХОДИТ СКРЫТЫЙ САБОТАЖ ИНИЦИАТИВЫ»
По мнению общественного инспектора по охране окружающей среды Артема Леонова, за шесть лет действия реформы реальных результатов она не принесла. Экоактивист отмечает, что рамках республиканской программы «Наш двор» во дворах города были появились более 200 специализированных площадок, однако на них так и не были установлены контейнеры – ни для раздельного, ни для общего сбора мусора.
– При этом региональные операторы публикуют статьи о том, что люди якобы не хотят пользоваться раздельным сбором, хотя на самом деле контейнеры просто не были установлены, – отмечает Артем Леонов. – Ситуация дошла до того, что построенные площадки начали демонтировать. На мой взгляд, проблема кроется в отсутствии заинтересованности городских властей в развитии раздельного сбора. Нет никакой пропаганды на уровне исполкома. Региональный оператор также не ведет активную работу в этом направлении. Фактически происходит скрытый саботаж инициативы.
По словам экоактивиста, в то же время в других регионах, например, в Казани, раздельный сбор внедряется постепенно: ликвидируются мусоропроводы, устанавливаются желтые контейнеры для вторичного сырья. В Москве система раздельного сбора работает более эффективно – там есть специализированный транспорт для разных фракций отходов.
– Важно понимать, что без раздельного сбора мы теряем возможность переработки значительной части отходов. Например, бумага и картон составляют 25% от общей массы ТКО. Если они попадают в общий мусор, их уже невозможно использовать вторично, – говорит Леонов. – Для внедрения раздельного сбора необходимы: установка контейнеров у домов, пропаганда среди населения, работа с детьми в школах и детских садах, контроль со стороны властей, поощрение инициативы жителей. Без комплексного подхода и реального желания властей решить проблему все разговоры о раздельном сборе останутся лишь разговорами.
Аналогичного мнения придерживается экоактивистка Тукаевского района Маргарита Лещайкина. Она подчеркивает, в Тукаевском районе сохраняется бестарный сбор мусора, а в Малой Шильне несмотря на обращения так и не организовано раздельный сбор отходов.
– «Мусорная реформа» началась в РФ с 1 января 2019 года. Что сделано за шесть лет в Татарстане? Ничего! Создали региональных операторов, выручка которых должна была пойти на развитие инфраструктуры раздельного сбора отходов (РСО). И что мы видим? РСО нет. Не везде, в Челнах есть даже контейнерные площадки, которые должны строиться за счет муниципалитета. В Тукаевском районе до сих пор мешки вдоль дорог валяются – это называется бестарный сбор отходов. Каждый день по дороге из Малой Шильны в Челны наблюдаю эту пастораль: рядом с богатыми коттеджами мусорные пакеты кучкуются, часто разорванные собаками. Это считается нормой. У меня даже ответ Минприроды РФ есть по этому поводу. Я еще в 2019 году обращалась к «Гринте» с просьбой организовать в нашем микрорайоне Маленькая страна деревни Малая Шильна РСО. До сих пор ничего не сделано.
Регоператор, по мнению экоактивистки, не заинтересована в развитии инфраструктуры раздельного сбора отходов, поскольку получает прибыль без дополнительных инвестиций, в то время как мировая практика показывает эффективность государственного подхода со стимулами для населения, а не просто повышения тарифов.
– В последнее время в СМИ читаю, что якобы во всем виноваты люди, которые вандалят, смешивают отходы, не хотят отказываться от мусоропроводов. Очень удобная причина не создавать инфраструктуру для РСО, только дело не в этом, точнее, не только в этом, – прокомментировала изданию Лещайкина. – Во всем мире этим занимаются государственные предприятия, направляя часть бюджетных средств, но наши хотят на этом делать деньги, поэтому отдают все в частные руки, а ни один бизнесмен не будет вкладываться, если и без расходов деньги текут рекой, поэтому «Гринта» ничего делать не будет. Во всем мире людей стимулируют сдавать вторсырье деньгами и баллами, которые можно потратить на личные покупки. Но наши хотят, чтобы мы продолжали платить по завышенным тарифам за обращение с ТКО и еще дополнительно собирать и сдавать вторсырье за значки и брелоки. Как говорится, нашли дураков. Конечно, таким образом ничего нельзя добиться. За шесть лет даже не смогли законодательно ограничить использование долгоразлагаемой одноразовой упаковки. Мусора становится все больше. В итоге, в прошлом году очень тихо и незаметно провели слушания и увеличили площадь полигона ПЭК в Тукаевском районе на 11,3 гектар (как обычно никаких замечаний и предложений). Судя по отсутствию в заключении упоминания количества опросных листов, их просто не было. И само заключение появилось на сайте района лишь 14 января 2025 года, когда мы по мегасвалке начали писать в прокуратуру (исполком решил резко порядок навести на всякий случай, но все равно срок опубликования был нарушен).
По мнению Лещайкиной, Набережные Челны и Тукаевский район не развивают технологии переработки и не стимулируют раздельный сбор отходов, а мегасвалка, которую планируют в нескольких километрах от города – «апофеоз этой ошибочной стратегии».
– Я обо всем этом так подробно говорю, чтобы было понятно – «мусорная реформа» лишь в том, чтобы замести проблемы под коврик: ни Набережные Челны, ни Тукаевский район не занимаются ни технологиями, ни стимулированием бизнеса или физлиц к РСО и переработке вторсырья. Мегасвалка – апофеоз этой ошибочной стратегии! – уверена она. – И не стоит забывать еще и про тогаевский полигон, официально действовавший с 1982 по 2007 годы и неофициально функционировавший еще до 2019 года. Он ведь до сих пор не рекультивирован. Регулярно происходят самовозгорания, опасные процессы продолжают происходить в толщах свалки. Только с начала 2025 года на ней было зафиксировано два пожара. На мой взгляд, если где-то и происходят какие-то перемены к лучшему в плане обращения с ТКО, то точно не в Челнах и Тукаевском районе. У нас слишком «никакая» администрация: и землю продадут, и людей сдадут. В общем, беда это, а не «мусорная реформа».
«ГРИНТА»
«ПРОЕКТЫ ПО РАЗДЕЛЬНОМУ СБОРУ ОТХОДОВ МЫ ПЛАНИРУЕМ МАСШТАБИРОВАТЬ. ВОЗМОЖНО, В ДРУГОМ ФОРМАТЕ»
Региональный оператор «Гринта» отмечает, на данный момент в Набережных Челнах установлены два пункта раздельного сбора ресурсов, один из них уже начал работу (у ТЦ «Королев»), где принимаются на переработку девять фракций вторсырья. К каждой прикреплен сотрудник – в его обязанности входит консультация посетителей по раздельному сбору отходов, проверка на соответствие фракции, учет и взвешивание вторичного сырья, передача его переработчикам.
Как отмечают в компании, при выборе этого формата учитывалась специфика обращения с отходами в Челнах, где в большинстве многоквартирных домов установлены мусороприемные камеры и нет отдельной площадки для отходов.
«Ранее уже был опыт установки контейнеров для раздельного сбора ТКО в Челнах на отдельных площадках, но, к сожалению, население нередко приносило туда отходы, которые не относятся к ТКО. Возникали мини-свалки, – отмечают в компании. – В этой связи мы предусмотрели в пунктах возможность получения консультации от специалистов при сдаче отходов, чтобы обеспечить информированность и повысить качество сортировки, уменьшить сорность. Это необходимо для того, чтобы в момент, когда в республике будет полностью сформирована инфраструктура для раздельного сбора на всех площадках (построены объекты обработки ТКО, организованы предприятия по переработке отходов или извлечению из них полезных компонентов, соответствующие маршруты включены в территориальную схему обращения с отходами), каждый житель знал, как правильно сортировать отходы».
«Гринта» же отмечает, что в дальнейшем проекты по раздельному сбору отходов планируют масштабировать – возможно, уже в другом формате, например, капитальных строений или точек сбора. Все зависит от наличия земельных участков, где люди могут беспрепятственно проехать и сдать вторичное сырье.
При этом в компании отмечают, что отходы, которые забирают мусоровозы попадают на полигон только после предварительной сортировки. В автограде якобы на мусоросортировочных комплексах в среднем ежемесячно отбирают около 43% отходов, которые получают вторую жизнь. Такой высокий показатель в компании объясняют переработкой органических отходов.
Альфия Андросенко
Оставьте первый комментарий