Новости
Подробно

«Узнав, что сюда едут голодные дети, челнинцы вышли их встречать. Детей разместили в школе. Здесь они прожили практически всю войну»

01.09.2025, 07:00

Юбилей в этом году отмечает старейшее учебное заведение Набережных Челнов – школа №1. Ее истоки берут свое начало еще с церковно-приходской школы, здание которой находилось на месте современного жилого комплекса «Междуречье», а на месте города было село Бережные Челны. В День знаний Chelny-biz.ru представляет материал об истории первой средней школы города. Хранитель традиций, руководитель школьного музея Шамиль Галеев, бережет и постоянно пополняет уникальный фонд, отражающий вехи развития учебного заведения. За свою историю школа стала свидетелем многих событий: в начале Великой Отечественной войны она приютила у себя белорусских детей, ее ученики ставили концерты и писали письма солдатам в военном госпитале в Тарловке, а в лихие 90-ые помогала социализировать ребят. Об истории школы, длиною в 90 лет – в материале редакции.

ИСТОРИЯ

«ОДИН ГОД ПРОУЧИЛСЯ И ВСЕ – В ЖИЗНЬ ПОШЕЛ. СЕЙЧАС 11 ЛЕТ УЧАТСЯ»

Средняя школа №1 находится в 10 комплексе поселка ГЭС. Но так было не всегда. В 1861 году в селе Бережные Челны, в районе современного жилого комплекса «Междуречье» при церкви Ильи Пророка открывается приходская школа, которую стали посещать 32 ученика.

– Это было первое образовательное учреждение, основанное на территории, где впоследствии возник город. Поэтому мы воспринимаем его как родоначальницу нашей школы, – начал повествование руководитель музея и его хранитель Шамиль Галеев.

«Узнав, что сюда едут голодные дети, челнинцы вышли их встречать. Детей разместили в школе. Здесь они прожили практически всю войну»

Будущий город стал разрастаться. Теперь это село Бережные Челны, где недалеко от Никольской церкви на Первой Камской улице, которую потом переименуют в Красную, в 1914 году построят новое здание.

В ней начали работать два учителя – Татьяна Андреевна и Татьяна Павловна. Заведовал школой священник Николай Алфеев. К этому времени учащихся было уже 90. С того периода в музее хранится свидетельство – его выдавали выпускникам после года учебы в церковно-приходской школе.

– Один год проучился и все – в жизнь пошел. Сейчас 11 лет учатся, – отметил Галеев.

После революции школа была отделена от церкви. Учебному заведению дали название школы первой ступени имени революционерки Розы Люксембург. В это время среди учителей работали Татьяна Платонова, Евгения Ивыгина, Анна Кирилова и другие.

«Узнав, что сюда едут голодные дети, челнинцы вышли их встречать. Детей разместили в школе. Здесь они прожили практически всю войну»

В 1930 году село Набережные Челны Татарской АССР с населением более девяти тыс. человек преобразовали в город. Количество учеников выросло, поэтому был открыт еще один филиал. Здесь обучались дети 5-8 классов. Город разрастался. В 1934 году было построено дополнительно новое двухэтажное деревянное здание. В этот же год учебное учреждение получает статус первой средней общеобразовательной школы №1 города Набережные Челны, а позже и имя болгарского революционера, политического и партийного деятеля Георгия Димитрова. Рядом был заложен Ленинский сад. Его достопримечательностью был памятник Владимиру Ленину. Позже здесь школьников принимали во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина, а пионерская дружина школы носила имя героя молодогвардейца Олега Кошевого.

«Узнав, что сюда едут голодные дети, челнинцы вышли их встречать. Детей разместили в школе. Здесь они прожили практически всю войну»

– Первые в городе ученики получили аттестат зрелости в 1937 году. А в 1940 год было построено двухэтажное кирпичное здание школы, которое стало вторым домом для многих коренных челнинцев. Учебное учреждение функционировало до 1977 года. Школа попала в зону затопления и была снесена, а мы переехали в новое типовое здание в 10-ом комплексе в старой части города, – рассказал Галеев.

Первым директором средней школы был Александр Локтев. Должность он занимал с 1934 по 1960 года. В музее школы до сих пор хранятся его личные вещи. К примеру, письмо с фронта с засушенным цветком – его передали родственники директора.

«Узнав, что сюда едут голодные дети, челнинцы вышли их встречать. Детей разместили в школе. Здесь они прожили практически всю войну»

Интересная судьба оказалась и у второго директора школы – Льва Иванова.

– Лев Григорьевич Иванов окончил школу в 1941 году. У него был выпускной вечер. Как раньше водилось, он пошел встречать рассвет на Каму. А в четыре часа началась война. Видите, как все драматично. Он прошел войну, потом закончил пединститут и стал у нас работать директором, – рассказал Галеев.

ВОЙНА

   «ГОРОД, КОТОРЫЙ ИХ СОГРЕЛ, СОБРАЛ И ПРИЮТИЛ»

В Великую Отечественную войну, по воспоминаниям учительницы истории Валентины Суровой, ученики школы ездили в госпиталь для военных в Тарловке.

– Наши ученики постоянно, даже зимой, ездили туда с концертами, помогали писать письма раненным военным, которые не могли сами. У нас были свои поля, участки, где росли свекла, морковь, картошка, – рассказал Галеев.

«Узнав, что сюда едут голодные дети, челнинцы вышли их встречать. Детей разместили в школе. Здесь они прожили практически всю войну»

Еще одна история военного времени – приезд беженцев из Белоруссии, которых эвакуировали в период бомбардировок. В это время дети отдыхали в лагерях, из-за начавшейся войны их посадили в эшелон, а после на теплоход.

– Буквально под бомбами их вывезли, в чем попало… в майках, в трусиках. Из-под Орши на теплоходе в сентябре утром их привезли сюда, в Челны. Практически весь город, узнав о том, что сюда едут дети, легко одетые и голодные, вышли их встречать. Детей разместили в деревянном здании школы. Здесь они прожили практически всю войну, – рассказал Галеев.

После большая часть вернулась в Минск, а для тех, чьи родители погибли, был построен интернат. К слову, в этом здании сейчас находится Дом детского творчества №15.

«Узнав, что сюда едут голодные дети, челнинцы вышли их встречать. Детей разместили в школе. Здесь они прожили практически всю войну»

– Позже эти дети уже взрослыми приезжали к нам в Набережные Челны, чтобы посмотреть город и ту школу, где прошли их юность, детство. Город, который их согрел, собрал и приютил во время Великой Отечественной войны, – отметил сотрудник музея.

В музее есть экспозиция, рассказывающая про учителей прошедших Великую Отечественную войну и вернувшихся вновь в школу.

ОБУЧЕНИЕ

«ОНИ ОДЕТЫ КАК ПОПАЛО, НО ДЛЯ НИХ ТО, ЧТО ИХ ФОТОГРАФИРУЮТ – СОБЫТИЕ»

Сохранилось в музее и несколько атрибутов школьного кабинета: парта советских времён, дневник 1948-1949 года и учебник по ИЗО. Книга – личная вещь Шамиля Галеева. Хранитель музея – и сам выпускник школы №1. На вопрос: «Чему учили в те годы», отвечает: «Добру и честности».

Помимо учебы у детей была и внеурочная деятельность: хор, танцевальный кружок, автокласс, военная начальная подготовка. С подачи первого директора Александра Локтева был организован учительский хор. Галеев отмечает, каждая новая исполненная песня была интересна, ею жили.                                         

– В то время довольствовались предельно малым. Вы посмотрите, какие они счастливые на первых фотографии! Там есть детишки 1934-годов. Они одеты как попало, но для них то, что их фотографируют – событие. Они фотоаппарат не видели никогда в жизни, – подчеркнул Галеев. 

«Узнав, что сюда едут голодные дети, челнинцы вышли их встречать. Детей разместили в школе. Здесь они прожили практически всю войну»

Вспомнил руководитель музея и время в начале 90-х. Тогда школа работала в очень большой нагрузке, детей привозили учиться на автобусах из рабочих поселков в пригороде Челнов.
– Мы практически в три смены работали: начинали с восьми утра и до восьми вечера, – рассказал Галеев.

Руководитель музея отлично помнит 90-е годы, в беседе он отмечает, что сложности были, особенно в воспитательной работе. Детей от влияния плохих уличных компаний спасали школьные кружки. Шамиль Галеев тогда руководил школьным ансамблем.

«Узнав, что сюда едут голодные дети, челнинцы вышли их встречать. Детей разместили в школе. Здесь они прожили практически всю войну»

– Вот таким образом в 90-е годы ребята, которые ходили на кружки, отвлекались от тех проблем, которые можно увидеть в сериале «Слово пацана», – отметил Галеев.

УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКИ

«ОТ БЫВШЕГО УЧЕНИКА С САМЫМИ СЕРДЕЧНЫМИ ЧУВСТВАМИ»

В 60-годы, когда началось строительство Нижнекамской ГЭС, в Набережные Челны приезжали семьями. Тогда желающих стать учителем было много. Мужчины строили электростанцию, а женщины, если имели профессию учителя, устраивались в школы.

«Узнав, что сюда едут голодные дети, челнинцы вышли их встречать. Детей разместили в школе. Здесь они прожили практически всю войну»

– Раньше-то учителя работали 25 лет и уходили на пенсию. Эти учителя были корифеями, как говорят в науке. Во-первых, у них было знание, а во-вторых, они умели работать с детьми, – рассказал Галеев.

Известными выходцами средней школы №1 стали заслуженный строитель ТАССР и РФ Марат Бибишев, генеральный директор УКС «Камгэсэнергострой» Альберт Петров, заместитель ген. директора ОАО «Камгэсэнергострой»» Ирек Галеев, депутат Госсовета РТ Светлана Захарова, поэт, председатель Татарстанского отделения Союза российских писателей Николай Алешков. В образовательном учреждении учились и будущие спортсмены. Среди них – российский ралли-гонщик команды «КАМАЗ-мастер» Антон Шибалов и капитан ФК «КАМАЗ» Руслан Аюкин.

«Узнав, что сюда едут голодные дети, челнинцы вышли их встречать. Детей разместили в школе. Здесь они прожили практически всю войну»

Из школы выпустились будущие профессора и учителя: директор школы №1 с 1994 по 2012 годы Роза Бикова, профессор КамПИ, доктор технических наук Олег Тарабарин, заслуженный деятель РТ и РФ, профессор Рустам Дебердеев и доктор технических наук Наиль Чемборисов.

Среди известных выпускников депутат городского совета и бывший заместитель нескольких мэров Набережных Челнов ныне покойная Флера Андреева. Учился в школе №1 и бывший председатель городского суда Радик Хамитов.

В музее школы хранится футболка, подаренная Русланом Аюкиным. На ней надпись: «Родной школе №1. С юбилеем!». Ее футболист подарил музею на 90-летие учебного учреждения. Среди экспонатов есть книги, подаренные поэтом Алешковым. На странице с его краткой биографией и стихотворением есть запись от 1986 года: «Родной школе №1 им. Димитриева от бывшего ученика с самыми сердечными чувствами».

«Узнав, что сюда едут голодные дети, челнинцы вышли их встречать. Детей разместили в школе. Здесь они прожили практически всю войну»

Память о выпускниках практически всех лет хранится в альбомах. Традиция собирать материал по каждому выпуску в школе появилась, когда музей только-только открывался. Первый датирован 1937 годом. Идея создания музея принадлежит бывшему директору школы, заслуженному учителю ТАССР Юрию Корневу. Он возглавлял учебное заведение в течение 25 лет. Традиция в школе продолжает жить и по сегодняшний день, появляются новые альбомы с выпусками нашего времени.

Сегодня школу возглавляет Альфат Сабиров. По его словам, музей – излюбленное место среди учеников.

– Музей – это любимое место наших учеников. Мы делаем на этом акцент. В прошлом году поставили экран. В каком школьном музее, например, такой экран есть? Мы поставили экран, потому что сейчас это актуально, это цифровизация. Все фильмы, которые у нас делают Шамиль Камильевич с учениками, мы показываем детям тоже, – делится Сабиров. – Конечно, спасибо Шамилю Камильевичу. Он уж у нас командует полностью, он все это делает, но мы со своей стороны, конечно же, стараемся тоже оказывать содействие. Это не секрет, этот школьный музей у нас первый в городе. На любых конкурсах всегда первое место. Я, по крайней мере, сам лично не видел еще в других школах такого уровня, чтобы музей был.

«Узнав, что сюда едут голодные дети, челнинцы вышли их встречать. Детей разместили в школе. Здесь они прожили практически всю войну»

«Горит» музеем и его руководитель, Шамиль Галеев.

– Мне дает это стимул жить. Я благодарен руководству, директору особенно. Работаю в благоприятных условиях, иду сюда с радостью, – рассказывает Галеев. – Чем глубже ухожу в эту историю, самому интереснее, во-вторых, просто загораешься уже этим, хочется сделать по-современному, чтобы музей был смотрибельным, и чтобы молодежь с интересом смотрела. Самое главное – чтобы и история была правдивой.

Ильнара Миннебаева

Комментарии

Оставьте первый комментарий