Новости
Подробно

«Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства»

26.08.2025, 21:02

В суде Набережных Челнов приступили к рассмотрению резонансного дела профессора местного филиала КФУ Анатолия Макарова. В его деле 13 эпизодов. Бывшему директору института предъявляют служебный подлог, получение взятки и мелкое взяточничество. Окончательное обвинение сильно разнится с тем, которое ему предъявляли на начальных этапах. Больше нет, к примеру, эпизодов получения взятки в крупном размере – именно из-за этой статьи Макаров провел три месяца в СИЗО.

На первое заседание профессор и его защита пришли во всеоружии: принесли грамоты от высокопоставленных лиц и ведомств, справки, собственноручно написанные заявления от очевидцев разговора Макарова и, как считает следствие, его подельника – бывшего студента из Туркменистана, который якобы признался, что оговорил челнинского ученого. 

Сегодня в суде гособвинитель зачитал лишь половину того, что предъявляют Макарову. На это ушло около часа. Следствие считает, что за небольшие суммы, полученные через посредника, Макаров проставлял зачеты и экзамены студентам даже без их фактического присутствия.

Ни один из озвученных эпизодов, ни и тех, которые прозвучат в следующем заседании, Макаров не признает. Более того, заявил в суде, что сам намерен оспорить приговор в отношении бывшего студента – того самого, который, как утверждает сторона обвинения, собирал деньги с одногруппников и нес их профессору. К тому же просит возбудить против него уголовное дело по факту мошенничества.

С чем в итоге до суда дошло следствие и на чем настаивает сам профессор разбирался Chelny-biz.ru.

ЗАСЕДАНИЕ

«МАКАРОВ СОВЕРШИЛ ПРЕСТУПЛЕНИЯ УМЫШЛЕННО С ЦЕЛЬЮ ЛИЧНОЙ НАЖИВЫ…»

В суде Набережных Челнов сегодня прошло первое заседание по уголовному делу профессора Анатолия Макарова. Ему вменяют восемь эпизодов служебного подлога, четыре – получения взятки и один – мелкое взяточничество.

«Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства»
 

Перед оглашением обвинительного заключения Макаров и его адвокат Ильдар Мусавиров представили несколько ходатайств о приобщении документов, которых нет в деле. В их числе, к примеру, благодарность президента Татарстана за значительный вклад развития науки и подготовки высококвалифицированных специалистов, за заслуги образования профильного министерства, почетные грамоты Министерства экономики РТ и администрации города, удостоверение звания академика Академии экономических наук Казахстана и др. Приобщили к материалам уголовного дела и характеристику от директора КФУ – ныне покойного Георгия Котиева. Помимо этого, Макаров принес две справки. Первая – о наличии у него на иждивении сына-студента. Вторая медицинская – о наличии заболевания. Кроме того, сторона защиты ходатайствовала о возврате уголовного дела прокурору. Причина – якобы есть существенные противоречия в показаниях свидетелей.

 

«Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства»

 

В суде просили также учесть апелляционную жалобу профессора на приговор по делу бывшего студента из Туркменистана Байрамгелди Абдулаева –именно он, по версии следствия, был связующим звеном между студентами-иностранцами и Анатолием Макаровым. Посредник, к слову, уже заслушал приговор, получив полтора года условки. Профессор же намерен добиться более жесткой меры в отношении экс-студента. Как считает сторона защиты, молодой человек собирал деньги с иностранных учащихся, обещая передать их профессору. На самом же деле вполне вероятно, что средства оставлял у себя, тем самым наживаясь на имени профессора. Параллельно сторона защиты подала заявление о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос. Адвокат указал – решение по заявлению о возбуждении дела может иметь косвенное отношение к делу его подзащитного.

– На данный момент оно принято прокуратурой, находится на проверке в Автозаводском отделе и у прокурора города, – указал Мусавиров.

Документы приобщили к материалам уголовного дела. Их предстоит оценить.

«Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства»
 

Последним, но не менее интересным ходатайством от стороны защиты стали собственноручно написанные заявления от двух очевидцев разговора Макарова и Абдулаева. Беседа произошла, когда обоих везли на назначение меры пресечения, и, как уверяет защита, бывший студент якобы признался, что его вынудили дать ложные показания против профессора. Мусавиров просил суд вызвать этих лиц в качестве свидетелей со стороны защиты. Заявление также приобщили к делу. Будут ли в итоге допрашивать очевидцев пока неизвестно.

«Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства»
 

Помощник прокурора Челнов Ксения Самарина успела огласить обвинительное только по шести эпизодам. На это ушло около часа. Все они касаются сдачи экзаменов непосредственно Макарову. Все это время обвиняемый слушал стоя.

Гособвинитель зачитала версию обвинения – Анатолий Макаров совершил преступления умышленно, из корыстных побуждений, с целью личной наживы и осознавая общественную опасность своих действий, желал наступления общественно-опасных последствий. Также обвинение считает, что профессор в силу своего должностного положения имел реальную возможность совершить инкриминируемые ему деяния.

«Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства»
 

Во всех оглашенных шести эпизодах посредником выступает Байрамгелди Абдулаев, который, как позже выясниться, неплохо знал русский и помогал землякам и другим иностранным студентам коммуницировать с профессором. Первый эпизод датируется сентябрем 2022 года. По версии следствия, студент второго курса юридического факультета Акмалжон Усмонов не обладал достаточными знаниями, чтобы успешно сдать зачет по экономике, но хотел продолжить обучаться в КФУ Челнов. С вопросом о получении положительной оценки без проверки знаний он обратился к Адбулаеву, тот в свою очередь – к Макарову. Последний якобы за пять тыс. рублей готов был решить вопрос, поставив в зачетке положительную оценку. Деньги, как утверждает следствие, были переданы посреднику в здании института, а дальше в кабинете 435 они попали в карман к профессору. При этом, подчеркивает сторона обвинения, Усмонов даже не присутствовал на зачете.

«Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства»
 

Второй эпизод датируется весной 2023-го. Студенту первого курса экономического факультета Оразсахету Бабаеву необходимо было пересдать экзамен по экономической теории. В своих силах он не был уверен, поэтому обратился к Абдулаеву. Считается, что за «удовлетворительно» в зачетке профессор попросил три тыс. рублей. На улице Бабаев передал Абдулаеву 4,5 тыс. Полторы тыс. тот забрал себе, остальное – отдал Макарову. Студент также не присутствовал на экзамене.

В тот же период по той же «схеме» произошел третий эпизод. Студент первого курса по специальности «Государственное и муниципальное управление» Багтыяр Джумакулов не мог сдать экзамен по экономической теории. И в этом деле посредником выступал Абдулаев. Цена вопроса – три тыс. рублей. Необходимую сумму Джумакулов передал в рестоклубе. Анатолий Макаров в результате поставил в зачетке и экзаменационном листе «тройку» без проверки знаний и присутствия студента.

«Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства»
 

Четвертый эпизод также касался первокурсника, но обучающегося на экономическом факультете. Идрисбаб Русланов в апреле 2023 года обратился к Абдулаеву с вопросом помочь решить вопрос о проставлении положительной оценки за экзамен «Экономическая теория». Сумма взятки все та же – три тыс. Русланов тоже передал деньги посреднику в рестоклубе. Абдулаев отдал деньги Макарову в кабинете вуза. Профессор поставил «удовлетворительно» за экзамен, на который студент не пришел.

Получили тройки за экзамены на пересдаче зимней сессии в апреле и братья Максату и Шахназару Халтаджовы, заплатив через Абдулаева Макарову по три тыс. рублей. Дисциплина – «Экономическая теория». Их также не проверили на знания предмета – студентов не было на экзамене. Они стали пятым и шестым эпизодом в деле профессора.

МАКАРОВ

«СОЗДАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО КТО-ТО НАМЕРЕННО НАСТРАИВАЕТ СТУДЕНТОВ ПРОТИВ МЕНЯ, ОРГАНИЗУЕТ ЭТУ КАМПАНИЮ НЕДОВОЛЬСТВА»

Громкое задержание Анатолия Макарова, профессора и бывшего директора филиала КФУ произошло в январе 2024 года – в канун его вылета в командировку в Москву. Тогда сообщалось, что показания против педагога дал его бывший студент из Туркменистана – Байрамгелди Абдулаев. Последний якобы передавал Макарову деньги, полученные от студентов для решения вопросов по учебе. Сам Абдулаев, кстати, в этом году получил полтора года условно с испытательным сроком на два года. Молодому человеку в итоге предъявили несколько эпизодов посредничества во взяточничестве.

«Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства»
 

Что касается Макарова, то его задержание произошло как раз до того, как он готовился обнародовать факты о методах работы бывшего руководителя филиала КФУ. В декабре 2023-го профессор побывал в редакции Chelny-biz.ru, где на протяжении часа рассказывал, как преподавателей выживали из вуза, как студентов якобы заставляли писать жалобы и за что ему грозили судом. Профессор тогда рассказал, что после реорганизации вуза был неудобным сотрудником, как и многие другие его коллеги. Той же позиции Макаров придерживается и сегодня, правда, конкретных фамилий, кто именно «заказал» профессора говорить не спешит.

– Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства, – сегодня комментирует Анатолий Макаров процесс. – Но я уверен в своей правоте и в том, что действую профессионально и честно.

«Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства»
 

После нескольких месяцев, проведенных в СИЗО, профессору удалось смягчить меру на домашний арест, а после – на подписку о невыезде (это произошло в связи с тем, что статьи по его уголовному делу были переквалифицированы). Ученый в итоге вернулся к работе в КФУ, где продолжает вести преподавательскую деятельность в качестве профессора кафедры производственного менеджмента НЧИ КФУ. Он также был восстановлен в должности главного редактора всероссийского научного журнала по экономике. Профессор стоял у истоков издания – с 2008-го года

Вернемся же к предъявленному обвинению. Макаров, как и прежде, отрицает свою вину. Сегодня после оглашения первой части предъявленного обвинения, профессор встретился с журналистом. Были подготовлены документы, которые Макаров приносил и в суд: копия заявления о возбуждении уголовного дела в отношении Байрамгелди Абдулаева, расшифровка диалога с ним, который произошел в конвое, а также работы иностранных студентов – тех самых, которые фигурируют в уголовном деле. Анатолий Макаров подчеркивает, что все учащиеся сдавали письменные работы. В то время, как следствие считает, что они лишь передавали деньги через посредника и даже не приходили на экзамен и зачет.

«Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства»
 

– Некоторые ребята заявили, что не посещали экзамены, однако были обнаружены их письменные работы, в журналах зафиксированы посещения. Все студенты имели возможность сдать экзамены в установленные сроки согласно регламенту и обеспечены необходимые условия для получения знаний и баллов, – сказал профессор.

Так, одна их таких работ, которую показал Анатолий Макаров, принадлежит Акмалжону Усмонову. Студент института ходил на семинарские занятия и выполнял задания по учебе. Он набрал 22 балла по практическим занятиям, которые указаны в журнале преподавателя, учитываемые для контроля знаний и зачета. По итогам двух пересдач в июне набрал еще 35 баллов (минимальная сумма баллов для положительной оценки по регламенту составляет 56 баллов), таким образом получив достаточное количество баллов для положительной оценки. Макаров не согласен с его показаниями. Во-первых, разнятся даты. Усмонов якобы пришел не 16 сентября, а 26 сентября и пересдал работу. К тому же имеется проверенная цветным карандашом зачетная письменная работа, где указаны набранные баллы и ее положительная оценка.

«Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства»
 

В следующем эпизоде, который прояснил Макаров, фигурирует студент первого курса Оразсахет Бабаев, который не мог сдать предмет «Экономическая теория». В протоколе допроса указано, что на пересдачу по добору баллов он приходил неоднократно. Как утверждает сам Макаров, изначально в материалах дела фигурировал экзаменационный лист однофамильца студента – Оруна Бабаева. Показания Оразсахета менялись несколько раз, как и постановления в отношении Макарова. Изначально там был указан предмет «Философия», который профессор и вовсе не вел. Следователи, по словам Макарова, поменяли предмет на «Экономику». После не совпадала и дата, ее исправили тоже.

Нашлось что сказать профессору и по эпизоду с Багтыяром Джамакуловом. В протоколе допроса от апреля прошлого года он отмечал, что передал три тыс. студенту Одымырадову. В протоколе же очной ставки от мая 2024-го заявил, что лично передал Абдулаеву 2,5 тыс. По словам профессора, друг Джамакулова в коридоре суда признался ему, что он подписал готовый протокол под давлением. Его показания также менялись в зависимости от обстоятельств: сначала он якобы передал деньги другому студенту, а после на дополнительном допросе сказал, что передавал их лично.

«Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства»
 

Указал Макаров и на противоречия в показаниях Идрисбаба Русланова.

Что касается бывшего студента Абдулаева, который фигурирует в деле профессора в качестве посредника, то Макаров отмечает, студент выполнял роль переводчика, так как хорошо знал русский.

– Мы с ним тесно общались, он рассказывал о своей жизни. Иногда я помогал Абдулаеву материально: давал небольшие суммы (две-три тысячи рублей). На просьбу о 30 тысячах рублей я ответил отказом, о котором во время очной ставки сообщил и сам Абдулаев, – рассказал Анатолий Макаров. – Это сложное дело, в котором много нестыковок и противоречий. Я надеюсь, что справедливость в итоге будет установлена. Я искренне не понимаю такого отношения со стороны студентов. Они позволяют себе высказывать совершенно неуважительные и необоснованные претензии в мой адрес. Хотя я не сделал ничего плохого, всегда действую строго в рамках установленных правил: принимаю экзамены согласно регламенту, никого не ущемляю. Да, я провожу пересдачи три-четыре раза – хотя даже не обязан это делать. Каждый студент, который хотел исправить оценку, имел такую возможность. Я не отказывал никому, не отворачивался от просьб объяснить материал или помочь разобраться в сложных темах.

«Создается впечатление, что кто-то намеренно настраивает студентов против меня, организует эту кампанию недовольства»

Следующую часть обвинительного заключения Макаров выслушает только в конце октября – до этого времени судья будет в отпуске.

Chelny-biz.ru

 

 

 

 

Комментарии

Оставьте первый комментарий