«Волга-Автодор» из Казани стала основным получателем дорожных контрактов на этот год в Набережных Челнах. Более того, иногородний игрок взял еще несколько лотов у соседей – в Тукаевском районе и Заинске. Только по автограду сумма заказа оценивается чуть ли не в 4 млрд рублей – это 80% от городского объема. Челнинские дорожники сейчас рассчитывают на субподряд, и один контракт им уже перепал – ПАД привлекли к ремонту проблемных переездов. Однако местная контора напрямую в этом году не получила ни один госконтракт. И только один оказался у «РБР 16» Тагира Сунгатуллина.
КАК ЧЕЛНИНЦЕВ ОСТАВИЛИ БЕЗ КОНТРАКТОВ
«Волга-Автодор» из столицы Татарстана в этом году широко развернула свои работы в Набережных Челнах, практически оставив без госконтрактов местных игроков. Дорожники впервые заявились почти на все городские дорожные тендеры. Им достались почти все крупные тендеры, если не сказать, что все. Сегодня рабочие компании трудятся в разных частях города: начиная от проспекта Яшьлек и заканчивая Сидоровкой.
Судя по открытым данным, только с начала 2025 года компания уже получила свыше 20 дорожных контрактов на сумму более чем 7 млрд рублей. А в географию охвата входят столица Татарстана, Пестречинский, Зеленодольский, Буинский, Камско-Устьинский, Тетюшский, Тукаевский, Заинский районы, ну и Набережные Челны. При этом больше половины всей суммы контрактов – объемы из автограда. Челнинским оказался и самый крупный лот в портфеле дорожников на этот год – почти 1,2 млрд получат казанцы на капремонте трех оживленных улиц: Магистральной, Маршала Жукова и центральной улицы поселка Орловка. Кстати, именно на этот тендер в ФАС ушла жалоба от челнинского игрока «РБР 16» Тагира Сунгатуллина. Ее суть заключалась в условиях контракта, которые ставят в заведомо проигрышное положение местных игроков. Сам Сунгатуллин называл обращение в антимонопольную службу не жалобой, а «протестом». Определение поставщика на время приостановили, но вопрос решился в пользу казанцев.
Сунгатуллину все же удалось получить контракт в этом году, но всего лишь один: «РБР16» капитально обновит 3,7 км первой автодороги (Машиностроительная улица) – от Орловского кольца до проспекта «КАМАЗа». Сумма, которая перепадет местному игроку, на фоне объемов казанцев весьма скудна – 400 млн рублей. За Сунгатуллиным остался и капремонт Боровецкого моста, но его обновляют с прошлого года.
В общей сложности «Волга-Автодор» обновит в Челнах свыше 30 км дорог на общую сумму 3,8 млрд, и это притом, что общий бюджет на город в этом году – 4,5 млрд. Помимо основных магистралей в портфеле заказов также подъездные пути на 400 млн рублей и внутриквартальные проезды и тротуары на 500 млн рублей. В списке, например, полотно в районе военкомата Комсомольского района, парка аттракционов, участки остановочных площадок под маршрутные автобусы большой вместимости и др. Обновят казанцы в Челнах и 11 км дорог частного сектора на 300 млн: проезды и улицы в 71 микрорайоне, за 69 микрорайоном и другие. На 580 млн приведут в порядок дороги в промышленной зоне города: Тэцевский, Трубный и Ремонтный проезды, а также обновят 13 перекрестков и трамвайных переездов. Работы по последнему упомянутому контракту уже стартовали – начаты работы на пересечении проспектов Беляева и Сююмбике.
Стоит отметить, что на субподряд казанцы все же взяли Предприятие автомобильных дорог Марата Анисимова. Последние в этом году, увы, не получили ни одного госконтракта напрямую, но Анисимов, вероятно, рассчитывает на более плотное сотрудничество со стороны «Волга-Автодор». Сегодня глава ПАД записал видео на фоне работающей техники на перекрестке, рассказав, что работы по ремонту всех 13 участков будет проводить ПАД. Всего же в списке проблемных перекрестков и переездов, которые ждут обновления: Джалиля – Батенчука, в районе четвертой поликлиники, Казанский – Низаметдинова, Нариманова – Набережночелнинский, Мира – Яшьлек, Королева – Мира, Мира – Р. Беляева, возле ТРЦ «Омега», Сююмбике – Беляева, Московский проспект – Р. Беляева, Х. Туфана – Сююмбике, Сююмбике – Автозаводский, Автозаводский – Московский.
ЧТО ЗАБРАЛИ В СОСЕДНИХ РАЙОНАХ
Большие планы у казанцев и в Тукаевском районе. В рамках контракта на 143 млн обновят участок трассы Набережные Челны – Заинск – Альметьевск, это почти два километра. Еще 10 млн в районе казанцы получат на приведение в порядок подъезда к овощехранилищу и зерносушильному комплексу кооператива «Единство» Минталипа Минеханова в деревне Старые Ерыклы.
«Волга-Автодор» забрала и лоты по обновлению подъездных путей к СНТ. Так, спустя годы ожидания отремонтируют разбитую дорогу в элитное садовое общество «Прибрежный». Полотно, которое находится в аварийном состоянии, обещал привести в порядок еще Фаил Камаев, экс-глава Тукаевского района. Дорога, кроме того, является единственной ведущей к садовым обществам «Орбита-2», «Бриз», «Бриз-2» и к поселку Алан. Здесь должны обновить 3,5 км на 63 млн рублей (протяженность проблемного участка составляет 5,5 км, скорее всего, остальную часть забюджетируют вторым этапом). Также компания получила контракт на ремонт дороги к СНТ «Дубрава» – здесь предстоит обновить один километр с ценником в 20 млн.
Основной объем всех работ должны завершить в этом году.
КТО ДЕЛИЛ РЫНОК РАНЬШЕ
Приход такого игрока на челнинский рынок, нужно сказать, впервые. Традиционно дорожные контракты уходили местным. Если раньше основным генподрядчиком всех масштабных обновлений был трест «Камдорстрой», то с его уходом с рынка на арене остались лишь ПАД и «РБР 16». Именно «Камдорстрой» капитально обновлял в Челнах основные проспекты - Мира, Московский, Сююмбике, Нариманова, Абдуллы Алиша, Набережночелнинский, Мусы Джалиля, Альметьевский тракт, дороги в промзоне и др. Он же обновлял дворы в рамках президенткой программы.
В 2020 году у АО «Трест Камдорстрой» начались серьезные проблемы, связанные с финансовым положением. В компании объясняли трудности тяжелым для нее 2020-м годом: произошло резкое удорожание материалов, нарушилось авиасообщение из-за COVID-19. В апреле 2021 года налоговая и АКИБАНК подали заявления о банкротстве «Камдорстроя». В 2020-м из-за компании произошла задержка работ по «Нашему двору». Трест был на субподряде у ПАД. Тогда из 131 двора лишь 120 закончили в срок.
– Нас, к сожалению, подвел подрядчик «Камдорострой». Но это уже наша проблема, не проблема жителей. Мы поставили задачу до 15–20 июня программу прошлого года закрыть, – спустя год рассказывал мэр Наиль Магдеев. – И параллельно начали работу по 88 дворам, которые попали в программу в этом году. Более чем на 20% они уже выполнены. Сегодня есть понимание, как работать, с кем работать, с кем не работать. Многие себя показали достойно, но некоторые показали себя не очень правильно – подвели нас, не завершили в установленные сроки – в летний, осенний период – работы, которые должны были выполнить. В этом году надеемся, что никаких форс-мажорных обстоятельств не будет, и переходящих объектов тоже не будет.
Что касается «РБР 16», то именно она спасла от банкротства «Камдорстрой». В 2022 году трест был на субподряде у «РБР 16», которая, в свою очередь, была на подряде у «Алексеевскдорстроя». «Камдорстрой» участвовал в строительстве платной трассы Шали – Бавлы.
– Это первое подобное тесное взаимодействие «Камдорстроя» и «РБР 16» на одном объекте. Первая отвечает за дорогу, вторая – за мосты и искусственные сооружения, – в 2023 году рассказывал Тагир Сунгатуллин.
В том же году «Камдорстрой» вел работы в районе Соснового Бора на трассе Казань – Екатеринбург. Там компания выполняет небольшой объем на субподряде у «Самаратрансстрой». Тем не менее, несмотря на то что компания «РБР16» усилила свои силы за счет треста, обыграть игрока покрупнее ей все же не удается.
Что касается компании «Волга-Автодор», то, судя по официальным данным, она принадлежит бизнесмену Андрею Черкасину. Однако в СМИ всплывает и другая фамилия в привязке к конторе – Игоря Куляжева, заместителя руководителя исполкома Казани. Официальных подтверждений о том, что он имеет отношению к крупнейшему дорожному игроку, безусловно, нет. Но, к примеру, в столице Татарстана идет судебный процесс над его бывшей супругой – Инессой Куляжевой. Ее обвинили в вымогательстве у экс-мужа 5 млрд рублей: якобы женщина требовала доли в предприятиях, которые принадлежали Куляжеву, и в их числе называлась «Волга-Автодор». Свидетели обвинения, как и сам чиновник, связь с компанией, естественно, отрицают.
Лилия Хамитова
Сергей
Житель
Артур
Житель
Раушания
Вадим
Вадим
Микель
Горожанка
Эдуард Миннахметович
Евгений
Алия