«Мы работали в абсолютно непригодных для жилья и работы условиях», - вспоминает предприниматель из Набережных Челнов Рустам Гатин, куратор нашумевшей полевой кухни. Шестеро ребят из автограда под его руководством работали в разрушенном Лисичанске 2,5 года - это почти тысячу дней. Ежедневно его команда кормила мирное население подшефного города пятью тысячами порций каши. Всего за время пребывания приготовили 1,5 тысячи тонны еды.
Волонтеры успевали не только кормить людей: они привезли на реабилитацию в Челны 19 детей-инвалидов, а одну девочку из Лисичанска готовят к отправке в Москву на пластическую операцию. Куратор проекта рассказал Chelny-biz.ru несколько историй, которые произошли на СВО и изменили судьбы нескольких семей.
УСЛОВИЯ
«ТЕ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ МЫ БЫЛИ, НЕ ПОЗВОЛЯЛИ НАМ РАЗВЕРНУТЬСЯ В МЕНЮ. НЕ БЫЛО ПРОТОЧНОЙ ВОДЫ, ОТОПЛЕНИЯ, ГАЗА, ЭЛЕКТРИЧЕСТВА»
- Когда началась спецоперация, имея такие знания, опыт и ресурсы, я не мог оставаться в Челнах. Во время частичной мобилизации по просьбе руководства города мы кормили призывников. А после согласования с правительством Татарстана нас отправили в город Лисичанск с населением в 100 тысяч человек, но на тот момент жителей осталось всего 10 тысяч. Нас там уже ждали, - вспоминает куратор проекта «Полевая кухня» Рустам Гатин. - Те условия, в которых мы были, не позволяли нам развернуться в меню. Не было проточной воды, отопления, газа, электричества. Мы работали в абсолютно непригодных для жилья и работы условиях, но мы ведь уже 15 лет занимаемся полевыми кухнями, поэтому привыкли ко всему. Часто были вынуждены готовить на улице. Там была вода, но не в тех объемах.
Команда работала между линией фронта и тылом. Кормили людей в Лисичанске, в соседних поселках Приволье и Новодружеске. Всего было 10 точек развоза еды. На раздаче их каждый день ждали тысячи человек. По словам Гатина, за 2,5 года не было ни одного случая «антисанитарного» случая, хотя и работали повара в жестких условиях.
- Постарались до минимума сократить санитарные риски во время приготовления еды. Привозили и получали только проверенную воду. Не брали от жителей ни еду, ни воду. Следили за тем, чтобы наши полевые кухни были закрыты – я по этому поводу очень переживал, - вспоминает он. - Самое главное, что мы вернулись живыми и здоровыми, никто не погиб. Готовили кашу с халяльной тушенкой - открывали по 500 банок в день. Варили четыре вида – гречку, перловку, пшено и гречку с пшеном.
К слову, поездку, продукты, командировочные оплачивал муниципалитет Челнов. В целом в проект было вложено 100 млн рублей.
- Каждый месяц к нам выезжала фура с 20 тоннами продукции, готовили 75 тонн горячей еды. Раздавали на руки 500 граммов каши, - рассказывает Рустам Гатин. – Для сравнения, в Челнах в год готовим пять тысяч тонн еды сразу. Полевые кухни топили круглосуточно, воду привозили через день, бензином заправлялись почти каждый день.
Подъем в четыре утра, ранний выезд на базу, в шесть утра начинали топить кухни, открывать тушенку и к обеду уже все было готово.
- Там действительно происходит переосмысление, начинаешь ценить блага цивилизации и по-другому к ним относиться. Когда людям только на час дают электричество, и они быстро начинают заряжать свои приборы или готовить еду - это навсегда в памяти останется, - рассказал он.
Приехав домой, предприниматель в очередной раз убедился, что то, чем он занимается – дело по душе.
- Ничего не хочу менять, не потому что ленюсь, потому что это мое любимое дело. Я – стратегический партнер города, Тукаевского района, республики. Знать, что ты нужен своему городу и стране – это намного дороже денег, - поделился он.
В Челнах у Гатина есть еще один благотворительный проект - «Приют человека», который не был закрыт даже после его отъезда в зону СВО. Нуждающихся здесь кормят по субботам и воскресеньям, после майских праздников добавят пятницу. Пятый год «Приют человека» дислоцируется возле Органного зала. Здесь раздают одежду, книги, лекарства.
- Мы не разводим бездельников и тунеядцев, а возвращаем людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общество. Если люди приходят, значит им нужна помощь. Сотрудничаем с наркодиспансером, силовыми структурами, - пояснил куратор проекта.
ЗЕМЛЯКИ В ЛИСИЧАНСКЕ
«НЕКОТОРЫЕ В КВАРТИРАХ КОСТРЫ ЖГЛИ, ЧТОБЫ СОГРЕТЬСЯ»
- Мы общались с людьми и видели их горе – к этому невозможно привыкнуть, - вспоминает он. - Один-два раза в неделю я объезжал наши точки и выходил к людям и общался с ними: все ли устраивает, хватает ли еды, мяса.
Приходили земляки, которые переехали в Лисичанск когда-то из Татарстана: Актаныша, Лениногорска, Альметьевска. Ребята разговаривали на татарском с ними, возили газету «Шахри Чаллы». Договорились с челнинской редакцией, которая выдавала старые номера пачками.
- Хоть маленькие радости, но все же. Некоторые в квартирах костры жгли, чтобы согреться. Воды, канализации, отопления, электричества нет, туалет на улице. Некоторые на балконе ставили генераторы с микрообогревателем. Дома пытались включить газовую горелку, конечно, и взрывы были. Люди замерзали, умирали, - поделился собеседник. – Приезжая на разные точки, я старался запоминать людей, а тут однажды я заметил, что нет знакомой бабушки. Оказывается, она замерзла в своей квартире. Там ветер, холодно, сыро.
ДЕТИ С ДЦП
«ВЗРОСЛЫЙ СЫН-ИНВАЛИД ЛЕЖАЛ В ХОЛОДНОЙ КВАРТИРЕ. ОНИ ДАЖЕ ВО ВРЕМЯ ОБСТРЕЛОВ НЕ МОГЛИ СПУСТИТЬСЯ В ПОДВАЛ»
Однажды к Гатину подошла женщина, которая плакала и никак не могла успокоиться. Привел ее охранник на базу. Женщина попросила помощи: ее 19-летнему сыну-инвалиду с ДЦП нужны были подгузники.
- Взрослый сын-инвалид лежал в холодной квартире. Они даже во время обстрелов не могли спуститься в подвал, потому что мать поднять его не могла. Для него подгузники жизненно необходимы, потому что морозно. В итоге мы нашли ей пару упаковок памперсов, привезли. Познакомившись, выяснили, что муж бросил ее много лет назад с ребенком. В семье еще растет 13-летняя дочь, с ними живет бабушка. И вот они вчетвером в двухкомнатной квартире. Я предложил ей поехать с сыном на реабилитацию в Челны. Правда, затея моя, вызвала большие сомнения, - вспоминает он. – Так, в Лисичанске появился человек, который на протяжении полутора лет обеспечивал подгузниками 15 семей - это предприниматель из Челнов Артур Тагиров. Каждый месяц благодаря его поддержке, я увозил туда полкузова УАЗика средств гигиены.
В Челнах Гатин познакомился с президентом благотворительного фонда «Дети ДЦП» Танзилей Егоровой, которая сообщила, что готова принять бесплатно парня, который нуждается в реабилитации.
- Это был толчок к нашему мощному проекту «Свои дети Лисичанск-Челны». Депутат горсовета Раиль Минегалиев сказал, что возьмет на себя все расходы по транспортировке больных. Руководитель санатория «Жемчужина» Елена Шуралева приняла всех детей с ДЦП из Лисичанска бесплатно. Для нашего проекта она выделила бессрочно два номера на семью в санатории с пятиразовым питанием, - поделился собеседник.
В результате жительница Лисичанска оформила документы, а их вывоз на территорию России был целой «спецоперацией».
- Покупали билеты в специальное купе для инвалидов, носили на руках, перевозили в санаторий. Через нас прошли 19 детей-инвалидов с семьями, которые пробыли на реабилитации от трех недель до семи месяцев. Каждого из них мы сопровождали, - отметил он. – Позже к нам начали подключаться партнеры-друзья. Исполнительный директор Центра лечебной педагогики «Чудо-Дети» Ася Кислова тоже участвовала в нашем проекте. К ней мы привозили детей с аутизмом. «Дентал-форте» сообщили, что будут лечить детям бесплатно зубы. Подключились офтальмологи из «Челны-оптика», которые проводили диагностику зрения и выдавали очки. Клиника «Прозрение» предложила операции на глаза. Магазины бесплатно раздавали одежду. Парикмахеры, массажисты начали мамам детей делать косметические процедуры. КДМЦ, БСМП Набережных Челнов подключились на уровне руководителей. На протяжении двух лет мы возили в Челны детей-инвалидов, и победой можно назвать то, что одному из ребят сняли диагноз аутизм, а один их них начал ходить. У нас даже есть видео и фото.
ПЕНСИОНЕР-СЕРДЕЧНИК
«ОДНАЖДЫ ПОДОШЕЛ МУЖЧИНА И УГОСТИЛ ПОМИДОРАМИ. РАЗГОВОРИЛИСЬ. А ПОТОМ ОН СХВАТИЛСЯ ЗА СЕРДЦЕ»
Привезти на операцию в Набережны Челны удалось и одного пенсионера-сердечника.
- Недалеко от базы забор, а рядом люди живут. Однажды подошел мужчина и угостил помидорами, мы взяли ради приличия, но не ели в целях безопасности. Разговорились, он поделился тем, что когда-то работал на предприятии, где мы остановились. А потом неожиданно схватился за сердце, присел. 75-летний мужчина сказал, что есть мысли поехать куда-нибудь сделать операцию на сердце, потому как 50 лет уже мучается, - рассказал Гатин. - Я предложил ему съездить в Челны, он, конечно, не поверил. Полтора месяца еще принимал решение. Мы отправили его диагноз на украинском языке челнинским медикам. Благо, что клиника международного уровня, все перевели и сообщили, что мужчина – их пациент. Через некоторое время ко мне приехал друг – сосудистый хирург из БСМП, я их познакомил. В итоге они уехали в автоград, а пенсионеру провели сложную трехчасовую операцию, которая прошла успешно. Так начал подходить к завершению большой проект «Полевая кухня».
ДЕВОЧКА С ОЖОГАМИ
«ПРИШЛА 13-ЛЕТНЯЯ ДЕВОЧКА С ОЖОГАМИ ЛИЦА И ШЕИ. ВРАЧИ ЕЕ ЗАПИСАЛИ, НО ПОМОЧЬ НИКТО НЕ МОГ»
Перед завершением проекта полевой кухни и отъезда ребят в Челны, Гатину удалось помочь еще одному ребенку. 13-летнюю девочку отправили на пластическую операцию в Москву. Куратор проекта нашел ее через местную школу. Оказалось, что она – сирота, жила с бабушкой. Теперь ее опекун - тетя с тремя детьми. В 10 лет у нее нашли вши, и бабушка начала лечить ее керосином, а рядом горела свеча и все вспыхнуло, огонь перебросился на лицо. Все потушили, но лицо осталось изуродованным.
- Когда врач из Челнов вела прием детей с аутизмом, к ней пришла 13-летняя девочка с ожогами лица и шеи. Врачи ее записали, но помочь никто не мог, - рассказал он. – Мы как-то разговорились с вице-премьером РТ Фанилем Аглуллиным, чтобы согласовать вывоз ребенка из Лисичанска. Именно он предложил отправить девочку в Казань или в Москву. За два дня до отъезда мы решили все вопросы и договорились об отправке ее в Москву, в одну из лучших пластических клиник страны.
БЕСПИЛОТНИКИ
«НАД НАШЕЙ ГОЛОВОЙ СБИВАЛИ ПО 20 ДРОНОВ. МЫ ПЕРЕЕЗЖАЛИ С ОДНОГО МЕСТО НА ДРУГОЕ»
В конце июня прошлого года беспилотник атаковал автомобиль, на котором полевая кухня Рустама Гатина развозила кашу для местных жителей в Лисичанске. «Буханка» получила значительные повреждения – была пробита крыша, выбиты окна. К счастью, пострадавших не было.
- Были прилеты на полевую кухню, которые оставляли огромные воронки. В фильме я об этом тоже рассказываю (документальный фильм «Кормильцы» режиссера Алексея Барыкина, - ред.). Нашу «буханку» разорвало дроном на ходу, благо ребята живы остались, сидели в бронежилетах, термосы изрешетило, двери разорвало. Ребят спасло сиденье и стена. Над нашей головой сбивали по 20 дронов. В целях безопасности мы переезжали с одного место на другое. До нас стояла полевая кухня, в которую вообще прилетел снаряд. Иной раз мы стояли в местах, где до зоны боевых действий оставалось всего два километра. Мы общались с людьми, много было таких, кто хоронил своих родственников в огороде, потому что кладбища заминированы и туда никак не проехать. Возле подъездов могилы. Много людей погибли под завалами в подвалах домов. Мне казалось, что в век информационных технологий такого увидеть уже невозможно, - вспоминает он.
Проект «Полевой кухни» подошел к завершению, ребята дома и готовятся к празднованию Дня Победы.
- Команда полевой кухни поменялась на 99%. У нас свое оружие – черпаки, шумовки, которыми можно спасти тысячи людей. Каждый должен работать с тем, что умеет. Теперь набравшись опыта, мы готовы к любому повороту событий, - подытожил Гатин.
Альфия Андросенко