«По нашим подсчетам, количество предприятий сервиса, питания и торговли в городе порядка 2,3 тысяч – это сильный рост», - рассказывает Виктор Суворов, отвечая на вопрос серьезного дефицита кадров. При этом специалистов готовит только одно заведение – торгово-технологический техникум под его руководством, который в прошлом был в статусе института. Ситуация усугубляется отсутствием преподавателей спецдисциплин и приходится обращаться на предприятия города. Но на низкую зарплату педагога соглашаются далеко не все. А те специалисты, которые преподают по 40 часов в неделю, чтобы заработать 50 тысяч рублей, физически не успевают заниматься воспитательной и научной деятельностью.
О дефиците поваров в школьных столовых, о том, почему дети не остаются поварами в бюджетных учреждениях, что вообще происходит с подготовкой кадров для общепита – директор НТТ Виктор Суворов в интервью.
ГДЕ КАДРЫ ДЛЯ ОБЩЕПИТА?
«СТРАШНАЯ НЕХВАТКА КАДРОВ. В СТОЛОВЫХ ШКОЛ И ДЕТСКИХ САДОВ НЕТ ПОВАРОВ И КОНДИТЕРОВ»
- Виктор Семенович, рестораторы Челнов все как один жалуются на дефицит кадров в общепите. При этом в городе есть учебное заведение, которое по проекту должно закрывать потребность. Что не так?
- Да, специалистов крайне недостаточно. По нашим подсчетам, количество предприятий сервиса, питания и торговли в городе порядка 2,3 тысяч – это сильный рост, а учебное заведение как было одно, так и осталось. Мы ввели специальность «поварское и кондитерское дело», выпускаем теперь в два раза больше рабочих рук. Но это несравнимо с тем количеством, которое приходится на эти предприятия. Поэтому, да, сегодня страшная нехватка кадров. В столовых школ и детских садов города тоже не хватает поваров и кондитеров.
- Где сильнее ощущается дефицит, по вашим данным? В бюджетных учреждениях?
- Однозначно. Во-первых, мы выпускаем небольшое количество специалистов. Во-вторых, студенты проходят практику в кафе и ресторанах, где платят хорошие деньги, а в столовых этого позволить себе не могут. В-третьих, если в ресторане практика проходит в соответствии с учебным планом и программой, то в столовую студент приходит, и ему, бедному, приходится и мыть, и тары таскать, и продукты. Поэтому через день у практикантов уже никакого желания работать нет. Программу в достаточном объеме они там не проходят, денег получают меньше, чем в ресторане... Конечно, дети туда не хотят идти.
- Раньше в городе функционировало три учебных заведения, которые выпускали специалистов общепита.
- Раньше было 67-е училище, которое ликвидировали. Там готовили аналогичных специалистов. Кроме того, училище №64 тоже выпускало поваров. Потом приняли решение, что по титулу там обучают в основном станкостроителей, машиностроителей и перестали готовить поваров. Нас было три заведения.
Сейчас сложно построить в городе сразу несколько учебных заведений среднего профессионального образования, но есть вариант сделать или пристрой к учебному заведению, или вывести часть жилых помещений общежитий, как это сделали мы, в учебные. У нас два учебных корпуса, но этого тоже недостаточно.
- Есть выход? Какие меры предлагаете рассмотреть, чтобы смягчить кадровый дефицит?
- По моему мнению, те предприятия общепита, которые недавно появились, должны обратить свое внимание в сторону техникума. Они могут прийти, заявить о себе, принять внебюджетных студентов по целевому обучению, оплачивать, чтобы после обучения они отработали на предприятии общепита.
Кроме того, те предприятия, которые жалуются на дефицит персонала, могут взять с биржи труда людей и привести в техникум на курсовую краткосрочную подготовку на повара, кондитера или пекаря.
Количество предприятий возрастает, а учебное заведение, выпускающее специалистов, одно. Принимать больше, чем положено, мы не можем потому что есть нормативы по площадям, профессорско-преподавательскому составу, лабораториям и т.д.
А вообще мы ищем новые формы обучения. Третий год обучаем на базе восьми классов на трехмесячных курсах поваров и кондитеров. Всего прошли курсы более 250 человек. Конечно, эти дети частично останутся в школах, летом будут работать. Возможно, после окончания школы они будут учиться на заочном и трудиться.
- Какое количество выпускников по специальности «технология продукции и организация общественного питания» остается работать в общепите?
- Трудоустраиваются по специальности примерно 70% выпускников техникума.
КТО УЧИТ?
«ПРИГЛАШАЮ ПРОВЕСТИ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ, ВСЕ НРАВИТСЯ, А КОГДА УЗНАЮТ, ЧТО ЗАРПЛАТА В ДВА РАЗА НИЖЕ, ЧЕМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, ОТКАЗЫВАЮТСЯ»
- Каков план набора на новый учебный год? Сколько учащихся и на какие специальности набираете на «бюджет» и платное отделение? Как изменился план набора по сравнению с прошлым годом?
- У нас 325 бюджетных мест, две-три группы учится на внебюджетной основе. Но их сложно набрать, поэтому мы предлагаем городу взять эту обязанность на себя, чтобы муниципалитет оплачивал обучение поваров, которые в последующем останутся в Челнах. Вакансий в городе огромное количество, особенно в школьных и детсадовских столовых. Самая популярная специальность – поварское и кондитерское дело, экономист-бухгалтер. Самый большой спрос на поваров.
С каждым годом план по набору повышается. В 2023-м году было 250 мест, в прошлом – 275, в этом – 325. Недавно открыли две специальности – «логистика» и «туризм».
Каждый год мы принимаем на базе девятых классов по среднему баллу, что ненормально. Например, из села приезжает абитуриент, у него средний балл выше, а знания – ниже. Если городские ребята приходят поступать, то у них средний балл ниже, а знаний – больше. Мы замечаем, что с каждым годом средний балл поднимается, а знания все ниже и ниже.
- Насколько материально-техническая база соответствует требованиям времени, запросам предприятий?
- В 2023 году выиграли по федеральной программе грант на 80 млн рублей. Не прекращая учебные занятия, создали современные лаборатории, которые есть сегодня в самых лучших ресторанах города. Таким образом, мы осуществляем принцип опережающего обучения. В наших лабораториях есть абсолютно все, что необходимо по учебным программам, направлениям, профессиям и специальностям.
- С какими заведениями города вы сотрудничаете? Где студенты проходят практику?
- Есть стратегические предприятия: столовые предприятия «КАМАЗа» – iFCM Group. У нас с ними договорные отношения, контрактная система. Они являются нашими работодателями. Заключены соглашения на уровне Минобра РТ. Холдинг «Агросила»: здесь формируют специалистов по обработке мяса. Кроме того, сотрудничаем с кондитерской фабрикой АО «Эссен Продакшн АГ», с торговыми предприятиями города - «Лента», «Омега», «Metro» и др. А также с крупными ресторанами, например, с «Круглым столом», «Грузинскими историями» и др.
- В 2022 году представители Ассоциации рестораторов и отельеров Челнов выходили в учебные заведения, проводили занятия в качестве наставников для студентов. Такую практику продолжаете?
- Мы постоянно с ними имеем живую связь и просим, чтобы в наших лабораториях проводили семинары, каждую неделю занятия. Недавно приходил специалист из ресторана «Грузинские истории», провел практическое занятие со студентами, сумел все организовать.
- В одном из интервью вы озвучили проблему с преподавателями спецдисциплин, которую надо решать на уровне города и республики.
- Для системы среднего профессионального образования в России преподавателей готовили индустриально-педагогические техникумы и ряд вузов, начиная с Екатеринбурга. Готовили преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения. А где взять мастера, если их сейчас никто не готовит? На производстве. Вот я иду, к примеру, на хлебокомбинат, мне советуют двоих-троих специалистов. Сначала приглашаю провести несколько часов занятий, им все нравится, а потом, когда узнают, что зарплата педагога в два раза ниже, чем на производстве, отказываются. А в Китае, если приглашают специалиста с производства, платят в 10 раз больше, чем на предприятии. Там есть закон, если предприятие сотрудничает с учебным заведением, то ему предоставляют льготное налогообложение и квотирование рабочих мест. И это льготное налогообложение дает больше прибыли, чем сама чистая прибыль.
- Что касается зарплаты педагогов в техникуме, у вас, наверное, как в других учебных заведениях, есть план по дополнительным доходам? Это может как-то исправить ситуацию?
- Да, мы тоже зарабатываем, но ведь мы не должны об этом думать, это задача государства. Должно быть достаточно денег для того, чтобы педагоги достойно зарабатывали. И когда говорят о том, что сегодня средняя зарплата педагога 50 тысяч рублей – никто ведь не уточняет, что он эти деньги зарабатывает не за одну ставку, а за 2,5 ставки, за 40 часов в неделю – это физически очень тяжело. И как при такой нагрузке педагог может творить с детьми, индивидуально подойти к каждому, сформировать личностную компоненту, заниматься воспитательной и научной деятельностью. Он бы рад, но ему некогда. Это же воспитание человека человеком, формирование духовно-нравственной личности, а педагогу это физически уже невозможно.
ЧТО С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
«КОНЕЧНО, ЖАЛЬ, ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ СТАТУС. В ГОРОДЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТАКИЕ ВУЗЫ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ПОЛУМИЛЛИОННЫЙ ГОРОД»
- Вы сейчас затронули вопрос, о недостаточности в современной системе образования воспитательного процесса.
- Начиная с 1990-х годов был провозглашен тезис – «Образование – это школа, техникум, институт, а воспитание – это семья». Таким образом, воспитательный аспект в учебных заведениях отошел на задний план. К счастью лозунг о том, что процесс воспитания должен быть на первом месте, возвращается постепенно, но пока он больше на бумаге, чем в реальности. Потому что, если бы воспитательный аспект был на первом месте, то заработная плата педагогов дополнительного образования была не 18-20 тысяч, а нормальная. Поскольку у нас в стране всегда была сильная педагогика, то мы держим образование, и воспитательный аспект имеет место быть, но не таком уровне, какой должен быть.
- Вы много лет наблюдаете выпускников школ, которые приходят поступать в техникум. Насколько изменилось качество образования?
- Качество образования изменилось, но не в лучшую сторону. Раньше была система начального профессионального образования – ПТУ, ее уничтожили еще в 2013 году. Система великолепная, где было 75% практики. Например, в Сингапуре ниже 90% практики нет. Сегодня в техникумах России от 15-25% практики, а в вузах – 5-6%. С таким процентным соотношением качество не улучшится. Причем нашу систему начального профобразования приняли практически все экономически развитые страны, а мы уничтожили. Приняли болонскую систему: ОГЭ, ЕГЭ взяли. Никогда у детей не будет способности размышлять, когда на место контроля знаний приходит тестирование. Мы взяли трехуровневую систему, в том числе бакалавриат. Если сравнивать с техникумом советских времен, он намного лучше, чем бакалавриат высшего образования. Зачем нужно было убирать специалитет, когда обучали пять лет и давали самое лучшее, а в бакалавриате сократили срок обучения на полтора-два года?
- Был период, когда вы создавали многоуровневое учебное заведение: с системой начального, среднего профессионального и высшего образования. Такая модель может сейчас быть востребованной?
- Я давно в системе образования и в своем время работал по многоуровневой модели, создавая начальное, среднее и высшее образование. Начали практиковать ее с 1999 года и закончили в 2019 году. Думал, что вся страна пойдет этим путем. Нас ставили в пример другим учебным заведениям в свое время. Те ребята, которые учились в такой системе – это лучшие специалисты в городе, республике, стране и за рубежом. Тогда на эту тему защищал докторскую диссертацию. Суть – база начального образования способствует среднему, база среднего – высшему. Все в одном месте, где выстроена система обратной связи.
Потом эту систему упразднили, расплодили в каждом подъезде представительства, филиалы различных «метрополий» Москвы и Санкт-Петербурга. Их, кстати, так и оставили, а хорошие провинциальные вузы, как наш, уничтожили. Конечно, жаль, что мы потеряли статус вуза. В городе должны быть такие вузы, потому что это полумиллионный город, где должна быть философия культуры, профессуры, интеллигенции. Чем больше вузов, тем больше статус культурологичности, больше нововведений, инноваций.
Надо отдать должное Наилю Гамбаровичу, который строит школы, ведь больше него никто не строил никогда. Есть выражение: «Там, где строят школы, там закрываются тюрьмы».
Альфия Андросенко
Педагог из Нового города
Выпускник автомеха
Выпускник автомеха
Выпускник автомеха
Ветеран высшего образования