03:57, 21 Февраля
Новости
Подробно

«Количество предприятий общепита в Челнах растет, а учебное заведение, выпускающее специалистов, одно»

17.02.2025, 09:10

«По нашим подсчетам, количество предприятий сервиса, питания и торговли в городе порядка 2,3 тысяч – это сильный рост», - рассказывает Виктор Суворов, отвечая на вопрос серьезного дефицита кадров. При этом специалистов готовит только одно заведение – торгово-технологический техникум под его руководством, который в прошлом был в статусе института. Ситуация усугубляется отсутствием преподавателей спецдисциплин и приходится обращаться на предприятия города. Но на низкую зарплату педагога соглашаются далеко не все. А те специалисты, которые преподают по 40 часов в неделю, чтобы заработать 50 тысяч рублей, физически не успевают заниматься воспитательной и научной деятельностью.  

О дефиците поваров в школьных столовых, о том, почему дети не остаются поварами в бюджетных учреждениях, что вообще происходит с подготовкой кадров для общепита – директор НТТ Виктор Суворов в интервью.

ГДЕ КАДРЫ ДЛЯ ОБЩЕПИТА?

«СТРАШНАЯ НЕХВАТКА КАДРОВ. В СТОЛОВЫХ ШКОЛ И ДЕТСКИХ САДОВ НЕТ ПОВАРОВ И КОНДИТЕРОВ»

- Виктор Семенович, рестораторы Челнов все как один жалуются на дефицит кадров в общепите. При этом в городе есть учебное заведение, которое по проекту должно закрывать потребность. Что не так?

- Да, специалистов крайне недостаточно. По нашим подсчетам, количество предприятий сервиса, питания и торговли в городе порядка 2,3 тысяч – это сильный рост, а учебное заведение как было одно, так и осталось. Мы ввели специальность «поварское и кондитерское дело», выпускаем теперь в два раза больше рабочих рук. Но это несравнимо с тем количеством, которое приходится на эти предприятия. Поэтому, да, сегодня страшная нехватка кадров. В столовых школ и детских садов города тоже не хватает поваров и кондитеров.

«Количество предприятий общепита в Челнах растет, а учебное заведение, выпускающее специалистов, одно»

- Где сильнее ощущается дефицит, по вашим данным? В бюджетных учреждениях?

- Однозначно. Во-первых, мы выпускаем небольшое количество специалистов. Во-вторых, студенты проходят практику в кафе и ресторанах, где платят хорошие деньги, а в столовых этого позволить себе не могут. В-третьих, если в ресторане практика проходит в соответствии с учебным планом и программой, то в столовую студент приходит, и ему, бедному, приходится и мыть, и тары таскать, и продукты. Поэтому через день у практикантов уже никакого желания работать нет. Программу в достаточном объеме они там не проходят, денег получают меньше, чем в ресторане... Конечно, дети туда не хотят идти.

- Раньше в городе функционировало три учебных заведения, которые выпускали специалистов общепита.

- Раньше было 67-е училище, которое ликвидировали. Там готовили аналогичных специалистов. Кроме того, училище №64 тоже выпускало поваров. Потом приняли решение, что по титулу там обучают в основном станкостроителей, машиностроителей и перестали готовить поваров. Нас было три заведения.

Сейчас сложно построить в городе сразу несколько учебных заведений среднего профессионального образования, но есть вариант сделать или пристрой к учебному заведению, или вывести часть жилых помещений общежитий, как это сделали мы, в учебные. У нас два учебных корпуса, но этого тоже недостаточно.

«Количество предприятий общепита в Челнах растет, а учебное заведение, выпускающее специалистов, одно»

- Есть выход? Какие меры предлагаете рассмотреть, чтобы смягчить кадровый дефицит?  

- По моему мнению, те предприятия общепита, которые недавно появились, должны обратить свое внимание в сторону техникума. Они могут прийти, заявить о себе, принять внебюджетных студентов по целевому обучению, оплачивать, чтобы после обучения они отработали на предприятии общепита.

Кроме того, те предприятия, которые жалуются на дефицит персонала, могут взять с биржи труда людей и привести в техникум на курсовую краткосрочную подготовку на повара, кондитера или пекаря.

Количество предприятий возрастает, а учебное заведение, выпускающее специалистов, одно. Принимать больше, чем положено, мы не можем потому что есть нормативы по площадям, профессорско-преподавательскому составу, лабораториям и т.д.  

А вообще мы ищем новые формы обучения. Третий год обучаем на базе восьми классов на трехмесячных курсах поваров и кондитеров. Всего прошли курсы более 250 человек. Конечно, эти дети частично останутся в школах, летом будут работать. Возможно, после окончания школы они будут учиться на заочном и трудиться.

«Количество предприятий общепита в Челнах растет, а учебное заведение, выпускающее специалистов, одно»

- Какое количество выпускников по специальности «технология продукции и организация общественного питания» остается работать в общепите?

-  Трудоустраиваются по специальности примерно 70% выпускников техникума.

КТО УЧИТ?

«ПРИГЛАШАЮ ПРОВЕСТИ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ, ВСЕ НРАВИТСЯ, А КОГДА УЗНАЮТ, ЧТО ЗАРПЛАТА В ДВА РАЗА НИЖЕ, ЧЕМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, ОТКАЗЫВАЮТСЯ»

- Каков план набора на новый учебный год? Сколько учащихся и на какие специальности набираете на «бюджет» и платное отделение? Как изменился план набора по сравнению с прошлым годом?

- У нас 325 бюджетных мест, две-три группы учится на внебюджетной основе. Но их сложно набрать, поэтому мы предлагаем городу взять эту обязанность на себя, чтобы муниципалитет оплачивал обучение поваров, которые в последующем останутся в Челнах. Вакансий в городе огромное количество, особенно в школьных и детсадовских столовых. Самая популярная специальность – поварское и кондитерское дело, экономист-бухгалтер. Самый большой спрос на поваров.

С каждым годом план по набору повышается. В 2023-м году было 250 мест, в прошлом – 275, в этом – 325. Недавно открыли две специальности – «логистика» и «туризм».

Каждый год мы принимаем на базе девятых классов по среднему баллу, что ненормально. Например, из села приезжает абитуриент, у него средний балл выше, а знания – ниже. Если городские ребята приходят поступать, то у них средний балл ниже, а знаний – больше. Мы замечаем, что с каждым годом средний балл поднимается, а знания все ниже и ниже.

«Количество предприятий общепита в Челнах растет, а учебное заведение, выпускающее специалистов, одно»

- Насколько материально-техническая база соответствует требованиям времени, запросам предприятий? 

- В 2023 году выиграли по федеральной программе грант на 80 млн рублей. Не прекращая учебные занятия, создали современные лаборатории, которые есть сегодня в самых лучших ресторанах города. Таким образом, мы осуществляем принцип опережающего обучения.  В наших лабораториях есть абсолютно все, что необходимо по учебным программам, направлениям, профессиям и специальностям.

- С какими заведениями города вы сотрудничаете? Где студенты проходят практику?

- Есть стратегические предприятия: столовые предприятия «КАМАЗа» – iFCM Group. У нас с ними договорные отношения, контрактная система. Они являются нашими работодателями. Заключены соглашения на уровне Минобра РТ. Холдинг «Агросила»: здесь формируют специалистов по обработке мяса. Кроме того, сотрудничаем с кондитерской фабрикой АО «Эссен Продакшн АГ», с торговыми предприятиями города - «Лента», «Омега», «Metro» и др. А также с крупными ресторанами, например, с «Круглым столом», «Грузинскими историями» и др.

«Количество предприятий общепита в Челнах растет, а учебное заведение, выпускающее специалистов, одно»

- В 2022 году представители Ассоциации рестораторов и отельеров Челнов выходили в учебные заведения, проводили занятия в качестве наставников для студентов. Такую практику продолжаете?

- Мы постоянно с ними имеем живую связь и просим, чтобы в наших лабораториях проводили семинары, каждую неделю занятия. Недавно приходил специалист из ресторана «Грузинские истории», провел практическое занятие со студентами, сумел все организовать.

- В одном из интервью вы озвучили проблему с преподавателями спецдисциплин, которую надо решать на уровне города и республики.

-   Для системы среднего профессионального образования в России преподавателей готовили индустриально-педагогические техникумы и ряд вузов, начиная с Екатеринбурга. Готовили преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения. А где взять мастера, если их сейчас никто не готовит? На производстве. Вот я иду, к примеру, на хлебокомбинат, мне советуют двоих-троих специалистов. Сначала приглашаю провести несколько часов занятий, им все нравится, а потом, когда узнают, что зарплата педагога в два раза ниже, чем на производстве, отказываются. А в Китае, если приглашают специалиста с производства, платят в 10 раз больше, чем на предприятии. Там есть закон, если предприятие сотрудничает с учебным заведением, то ему предоставляют льготное налогообложение и квотирование рабочих мест. И это льготное налогообложение дает больше прибыли, чем сама чистая прибыль.

«Количество предприятий общепита в Челнах растет, а учебное заведение, выпускающее специалистов, одно»

- Что касается зарплаты педагогов в техникуме, у вас, наверное, как в других учебных заведениях, есть план по дополнительным доходам? Это может как-то исправить ситуацию?

- Да, мы тоже зарабатываем, но ведь мы не должны об этом думать, это задача государства. Должно быть достаточно денег для того, чтобы педагоги достойно зарабатывали. И когда говорят о том, что сегодня средняя зарплата педагога 50 тысяч рублей – никто ведь не уточняет, что он эти деньги зарабатывает не за одну ставку, а за 2,5 ставки, за 40 часов в неделю – это физически очень тяжело. И как при такой нагрузке педагог может творить с детьми, индивидуально подойти к каждому, сформировать личностную компоненту, заниматься воспитательной и научной деятельностью. Он бы рад, но ему некогда. Это же воспитание человека человеком, формирование духовно-нравственной личности, а педагогу это физически уже невозможно.

«Количество предприятий общепита в Челнах растет, а учебное заведение, выпускающее специалистов, одно»

ЧТО С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

«КОНЕЧНО, ЖАЛЬ, ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ СТАТУС. В ГОРОДЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТАКИЕ ВУЗЫ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ПОЛУМИЛЛИОННЫЙ ГОРОД»

- Вы сейчас затронули вопрос, о недостаточности в современной системе образования воспитательного процесса.

- Начиная с 1990-х годов был провозглашен тезис – «Образование – это школа, техникум, институт, а воспитание – это семья». Таким образом, воспитательный аспект в учебных заведениях отошел на задний план. К счастью лозунг о том, что процесс воспитания должен быть на первом месте, возвращается постепенно, но пока он больше на бумаге, чем в реальности. Потому что, если бы воспитательный аспект был на первом месте, то заработная плата педагогов дополнительного образования была не 18-20 тысяч, а нормальная. Поскольку у нас в стране всегда была сильная педагогика, то мы держим образование, и воспитательный аспект имеет место быть, но не таком уровне, какой должен быть.            

- Вы много лет наблюдаете выпускников школ, которые приходят поступать в техникум. Насколько изменилось качество образования?

-   Качество образования изменилось, но не в лучшую сторону. Раньше была система начального профессионального образования – ПТУ, ее уничтожили еще в 2013 году. Система великолепная, где было 75% практики. Например, в Сингапуре ниже 90% практики нет. Сегодня в техникумах России от 15-25% практики, а в вузах – 5-6%. С таким процентным соотношением качество не улучшится. Причем нашу систему начального профобразования приняли практически все экономически развитые страны, а мы уничтожили. Приняли болонскую систему: ОГЭ, ЕГЭ взяли. Никогда у детей не будет способности размышлять, когда на место контроля знаний приходит тестирование. Мы взяли трехуровневую систему, в том числе бакалавриат. Если сравнивать с техникумом советских времен, он намного лучше, чем бакалавриат высшего образования. Зачем нужно было убирать специалитет, когда обучали пять лет и давали самое лучшее, а в бакалавриате сократили срок обучения на полтора-два года?

«Количество предприятий общепита в Челнах растет, а учебное заведение, выпускающее специалистов, одно»

- Был период, когда вы создавали многоуровневое учебное заведение: с системой начального, среднего профессионального и высшего образования. Такая модель может сейчас быть востребованной?

- Я давно в системе образования и в своем время работал по многоуровневой модели, создавая начальное, среднее и высшее образование. Начали практиковать ее с 1999 года и закончили в 2019 году. Думал, что вся страна пойдет этим путем. Нас ставили в пример другим учебным заведениям в свое время. Те ребята, которые учились в такой системе – это лучшие специалисты в городе, республике, стране и за рубежом. Тогда на эту тему защищал докторскую диссертацию. Суть – база начального образования способствует среднему, база среднего – высшему. Все в одном месте, где выстроена система обратной связи. 

Потом эту систему упразднили, расплодили в каждом подъезде представительства, филиалы различных «метрополий» Москвы и Санкт-Петербурга. Их, кстати, так и оставили, а хорошие провинциальные вузы, как наш, уничтожили. Конечно, жаль, что мы потеряли статус вуза. В городе должны быть такие вузы, потому что это полумиллионный город, где должна быть философия культуры, профессуры, интеллигенции. Чем больше вузов, тем больше статус культурологичности, больше нововведений, инноваций.

«Количество предприятий общепита в Челнах растет, а учебное заведение, выпускающее специалистов, одно»

Надо отдать должное Наилю Гамбаровичу, который строит школы, ведь больше него никто не строил никогда. Есть выражение: «Там, где строят школы, там закрываются тюрьмы». 

Альфия Андросенко                            

Комментарии
17.02.2025, 09:27

где у нас тюрьмы закрылись ?
17.02.2025, 10:28

Зарплату надо людям платить достойную и относиться к сотрудникам с уважением, вот и весь секрет.
17.02.2025, 11:37

Чтобы понять приведённую аллегорию, нужно было в школе учиться не только слова писать.
17.02.2025, 12:12

Вот вам и подтверждение словам Суворова. Доктор наук пытается пояснить важность образования, приводит цитаты, а ему в ответ: ты чо? где это тюрьму закрыли? На месте она, мы недавно оттуда! Куда катимся?..
17.02.2025, 09:57

Ну что тут скажешь, а воз и ныне там... При катастрофической нехватке кадров не только в общепите но и по педагогическим отраслям в садах, школах, ВУЗ/ССУЗах никто даже пальцем не пошевельнул, чтоб изменить ситуацию! Продолжайте и дальше заниматься бесполезной болтологией, глядишь узбеки начнут преподавать детям русский язык и литературу, а дальше и химию с физикой освоят, они ж согласны на любую зарплату, не то, что наши "воротят нос", им хорошую зарплату подавай... Довели уже страну, дальше некуда...Только те, кто должен понести за эту "политику" наказание, теперь загорают на личных яхтах за границей или живут в России на особняках с площадью как одна 4 этажная средняя школа...
17.02.2025, 15:28

Что значит "воротят нос"? Ставка что-то около 23 тыс. рублей у педагога, как человек на это должен выживать? Вам, правда, кажется, что это привлекательное предложение и люди "воротят нос"?
17.02.2025, 16:23

О дааа, не повезло нашей стране с народом. Не хотят за мизерную зарплату работать и нос воротят. Ишь чо удумали!
19.02.2025, 13:04

Дело не только в зарплате, учителей заставляют заниматься ворохом канцелярщины, отчётами и прочим мусором и в диком объёме. Странно, что повара с кондитерами до сих пор не сидят за компьютерами, составляя отчёты по структуре питания и составу продуктов)))
17.02.2025, 10:31

Полностью согласна с Виктором Семёновичем, говорит истину! С другой стороны жаль его: он видит как образование падает во всех смыслах этого слова, он видит как их успехи стали ненужными и забыты навсегда, он видит, что уже нет просвета в конце тоннеля и лично он не в состоянии что-то изменить, но продолжает работать в системе образования до последнего вздоха! Просто спасибо ему за то, что он выпустил специалистов, горел своей работой, переживал... Печально всё это, причём такая ситуация везде сейчас: перестройка, капитализм, все эти дебильные реформы в образовании дали свои "плоды", расхлёбываем теперь всей страной! Государственная медицина в упадке, гособразование в упадке, культуры нет как таковой, про патриотизм не слышали, рождаемости нет, у молодёжи нет идеи (ну кроме финансовой мечты стать быстро и легко миллионером), пенсионный возраст подняли, поэтому последние пенсионеры из последних сил ковыляют на любую работу за копейки... Есть вообще будущее у нашей страны?!..
20.02.2025, 14:32

Суворов умный человек, ответственный, тащит техникум, делает что может. Таких мало сейчас. КамПИ после Хайруллина А.Х. не везет с руководством.
17.02.2025, 10:42

Гамбарыч только человейники и стоянки многоуровневые на землях для КамПИ. Школы на бюджетные деньги строят .
17.02.2025, 11:23

Не только, забыли про бани,алкомаркеты и рестораны.
17.02.2025, 11:41

Педагог из Нового города

У четвертого здания КамПИ на Усманова все газоны превращены в стоянки. У института денег нет даже на нормальную ограду. Школы огородили, а к учебным зданиям вуза, где такие же дети учатся, чуть постарше, доступ не ограничен.
17.02.2025, 13:04

по поводу практики и теории: Сейчас в школах дети пишут конспекты на ИЗО и на музыке, практически через урок. По этим конспектам потом делают самостоятельные. Ребенок делает домашу - заучивает чем гжель отличается от хохломы и проч. Неужели нельзя просто пару уроков порисовать эту хохлому, чтоб своими глазами увидеть. Хорошо хоть на физкультуре пока бегают, играют. И такую вот программу придумывают взрослые люди. Наверное имеющие высшее образование.
17.02.2025, 13:22

На физкультуре бегают это временно. Вы не знаете что в вузе сейчас уже лекции читают по физвоспитанию. В аудиториях по конспектам. У школьников все впереди.
18.02.2025, 14:26

верно подметили, а в нашей школе на уроках технологии (труда) мальчики тоже пишут конспекты какие-то, вместо того чтобы, например, парты/стулья ремонтировать (учитель говорит, что нет материалов.....)
17.02.2025, 14:48

Очень достойное учебное заведение с хорошим преподавательским составом.
17.02.2025, 14:53

Учебные центры есть, и способные
18.02.2025, 01:56

Только одна неточность у директора: из 5 учебных лет в советских вузах нужно исключить 4 месяца (сентябрь), проводимых в колхозах, а также ещё 4 месяца, который отбирали военные кафедры (один день в неделю в течение 4-х лет студенты занимались на этих кафедрах). Итого: фактически студенты учились не 5 лет, а 4 года. Как и сейчас для получения диплома бакалавра. Но сейчас они могут ещё 2 года учиться для получения диплома специалитета, а в советское время продолжения не было - все были выпускниками 4-летнего обучения. И второе высшее образование было запрещено.
18.02.2025, 14:52

Выпускник автомеха

Ну вы и сказочник! Если где-то так было, то не обобщайте. Мы учились в КамПИ: военной кафедры не было, это раз, в колхоз ездили считанные дни, а сентябрь проводили на автосборочном и агрегатном, стояли на рабочих местах. Очень невредно для практики и понимания производства. А военная кафедра в других вузах тоже не маршировкой занималась, давали военно-учетную специальность, смежную с базовой гражданской. Так что и здесь вы сказки рассказываете. Сейчас наоборот, два года магистратуры (а не специалитета) являются пустышкой. Люди толком не ходят на занятия, которые и так вечером ставят, хотя магистратура очная. Серьезные магистерские диссертации получаются у единиц, у тех, чья тема связана с их работой и есть реальные результаты. Таких немного. Остальные переписывают учебники и интернет.
19.02.2025, 02:48

Да, военная кафедра была не во всех вузах, но во многих была. В университете, который я окончил (филолог), было около 15 факультетов, на военной кафедре готовили 2 специальности: гуманитариев - командирами взвода мотострелков, технарей (условно, были например физматы, биофаки и т.п.) - командирами взвода связи. Так что никакой смежности с гражданской специальностью. В колхозы ездили строго по месяцу весь сентябрь. Но справедливости ради стоит сказать, что в институтах военные специальности действительно часто были сходны с гражданской специальностью. Но опять же - не всегда и отдаленно. Что же касается качества получаемой квалификации, то нередко она определялась по хорошо известной тогда формуле: пришёл на производство - забудь то, чему учился в вузе. Среди моих сокурсников из 16 человек по специальности стали работать 4 человека, но работали до пенсии. Остальные разбрелись по разным отраслям народного хозяйства, порой и близко не связанным с полученной квалификацией.
19.02.2025, 13:26

Выпускник автомеха

Соглашусь, гуманитариям, конечно, сложнее было. Но и лирикам полезна некоторая дисциплина, для понимания сложностей жизни. Если же технарь освоит отдалённую специальность - ну как отдалённую - конечно, для автомеха к примеру, военно-строительные специальности вроде бы далековато отстоят. Но и там и там конструкции, сопромат, не к ночи будь помянут)) И кругозор шире, и понимание физической картины любых процессов в технике и объектах производства. А фразу про "забудь то..." считаю неумной, отражающей косность и некоторую зависть старых производственников к приходящей молодёжи. Вдруг молодой перспективный пойдёт в гору, потеснит старые кадры. Потому внушаем ему "забудь всё..." и помни, что ты ничего не знаешь, учись у "старых" кадров". А эти старые кадры уж точно забыли то, чему их (когда-то!) учили и знают только узкий участок своей работы. Чаще всего плохо знают, неспособны к изменениям, боятся их. Отсюда многие проблемы нашего производства что в советское, что в нынешнее время. Психология производственников не изменилась. По-моему, вы сами подтвердили, что вас хорошо учили. Иначе те четверо тоже убежали бы рано или поздно. А остальные - ведь если они успешно работали в разных отраслях, значит в институте чему-то их научили, помимо основной специальности, не задумывались об этом? Институт, по крайней мере хороший, с традициями и научными школами - это не только термехи и вышки.
19.02.2025, 14:16

Гуманитариям полезно.... Технарям полезно... Из 25 парней моего курса, прошедших военную кафедру, в армию - на 2 года, "двухгодичниками" - попали двое. Остальные в армии не служили. Технари - то же самое в этих пропорциях. Армия готовила себе кадры на случай войны - а страдала гражданская специальность: я писал и рассуждал о времени обучения в советских вузах... "Зависть старых производственников..." Дело не в зависти, а в технологических процессах - институт, может, и учил чему-то передовому, но на производстве всё работало по-старинке, технологии отставали, вот старым производственникам и приходилось применять формулу "забудь про...". "Остальные успешно работали..." Да, разумеется, высшее образование - оно и в Африке высшее образование... Но насколько успешно могла работать директором краеведческого музея филолог? С весьма смутными школьными представлениями об истории страны. На её месте был бы уместнее гуманитарий-историк. Но его место заняла филолог. А что скажете о филологе-бригадире строительной бригады? Зачем и почему он 5 лет протирал штаны на гуманитарном факультете, если мог быстрее и эффективнее окончить строительный техникум за 3 года? Так что традиции и научные школы для него (и для многих других) оказались бесполезны...
19.02.2025, 15:03

Выпускник автомеха

Ну что ж, диалог так диалог. По пунктам. Слава Богу, что не было войны, а была армия и готовили кадры для нее, сейчас что вы скажете о готовности выпускников вузов к такой ситуации. Такие кафедры, как и наличие военной подготовки вообще - дело вынужденное (если не хочешь кормить чужую армию). По второму пункту соглашусь с вами, но ведь всё равно когда-то приходится внедрять новое и в идеале старые спецы должны бы были не корить молодежь, а пытаться подняться самим и вместе с молодыми растолкать инерцию старых технологий. В фильме "Журбины" это хорошо было когда-то показано, когда старый спец стесняется, но потихоньку учится новому. Жаль, что это происходило только в книгах и фильмах(( Третье. Филолог - вполне. Историю читали даже в политехе, а уж гуманитариям... Да и в школе все по-разному учились. Главное здесь интерес к работе, а там горы свернуть можно. Самообразование - велика вещь. Вы скажете, наверно, для чего тогда вуз эта филолог заканчивала? Так ведь я и хочу вам объяснить, что хороший вуз больше учит, как учиться дальше, расти над собой, корочка это только аванс для настоящего спеца. Без 5 лет учёбы это непросто понять. И по последнему. Ну это скорее анекдот, хотя поверю вам, что был такой строитель. Сам в жизни встречал подобные казусы. Но разве здесь институт виноват? Одному парню папа с характером сказал - положишь мне на стол диплом политеха, тогда занимайся чем хочешь, в артисты там, или в филологи иди... И так бывает. Парень кстати политех закончил.
18.02.2025, 20:19

КамПИ появился в 1980-м, на излете советского времени, он практически не успел побыть советским вузом. Да и вузом-то не успел побыть: чехарда 90-х, коррупция нулевых и вот есть, что есть
19.02.2025, 13:30

В 90-х и нулевых все-таки в КамПИ сохранялись многие традиции советской высшей школы, и отношение руководства к работникам было человеческое. А вот с закрытием КамПИ и приходом варягов развал пошел в полной мере.
20.02.2025, 14:36

Ветеран высшего образования

Сейчас в НЧИ мало кто верит в перспективы института. Одни заклинания про цифровизацию и инновации. Вместо поддержки ППС и учебного процесса жирный кукиш все годы, что при старом директоре, что при новом. Те же старые штаны, только наизнанку.