Представители сразу нескольких надзорных ведомств сегодня наведались в скандальный «Аякс». Официальный повод – массовое мероприятие, которое активно анонсировали в соцсетях: людей приглашали открыть сезон ярмаркой, выставкой и киновечером. Подняться на борт для делегации стало целым испытанием – «капитан» судна Михаил Борисов всерьез потрепал нервы непрошеным гостям. А когда «прорвали блокаду», хозяин неприятно удивил проверяющих содержимым своего трюма. На «экскурсии» побывал и Chelny-biz.ru.
КАК «ПРОРВАЛИ БЛОКАДУ»
«ВАШ МУЖ ПРОТИВОДЕЙСТВУЕТ. МЫ СЕЙЧАС ВЫЗОВЕМ НАРЯД ПОЛИЦИИ»
На набережной Табеева, участке, который только-только благоустроили, собрались представители нескольких надзорных инстанций. Все ждали нового транспортного прокурора Раджива Гайсина, который уже подходил к коллегам. Поблизости стояла владелица сухогруза «Аякс» Елена Борисова.
Хозяйке сообщили, что нашли в соцсетях объявление о массовом мероприятии на корабле и вручили документы. «Аякс» пришли проверить на предмет безопасности.
- Да они уже хотят отменить все, - устало ответила Борисова.
Контролеры направились к сухогрузу, как вдруг хозяйка развернулась и заявила:
- Я хочу довести до вас… Дело в том, что теплоход «Аякс» в нашей совместной с мужем собственности. А у него совершенно противоположное мнение на этот счет. Он считает, что объект в частной собственности и не подлежит государственной проверке. Поэтому он сказал: «На палубу пущу, а в трюм нет».
- Вы видите? У меня специальный режим госконтроля, - возмутился начальник местного отдела Госморречнадзора Сергей Воробьев.
- Я еще не успела прочитать документы, - растерянно ответила Борисова.
- Ваш муж противодействует. Мы сейчас вызовем наряд полиции, - сказал один из проверяющих.
Борисовой напомнили, что собственник сухогруза по документам только она. Было видно, что женщина не хотела допускать скандала с супругом.
Чтобы пройти к трапу, гостям пришлось оценить импровизированный причал: строительный мусор, гнилые лодки, стальные канаты, а у кромки воды в ряд выложены старые покрышки. Представитель Росприроднадзора сфотографировал «хозяйство» – опасность для окружающей среды.
Едва инспектирующие ступили на самодельный причал, как «капитан» начал крутить лебедку, чтобы поднять лестницу – Борисов не хотел пускать гостей. Его жена подошла ближе и дала понять, что нужен диалог. Тот подал ей лестницу, и только через некоторое время на борт пустили гостей. Здесь их встретил местный охранник – рыжая собака.
ЧТО УВИДЕЛИ
«ВЫ МНЕ НЕ РАССКАЗЫВАЙТЕ, ЧТО НЕ УПОТРЕБЛЯЕТЕ СПИРТНОЕ. У ВАС ФОТОГРАФИИ, ГДЕ РЕБЯТА ПЬЮТ ПИВО»
Надзиратели прошли на верхнюю палубу. Борисова спрашивали про суда, пришвартованные к «Аяксу», а тот рассказывал, что зарегистрирован как самозанятый и зарабатывает на перевозе судов. «Капитан» также занимается прокатом и ремонтом, покраской лодок.
- Вы меня поймите, - объяснял прокурор свой визит, - судно должно стоять безопасно. А если в нем проводятся мероприятия – они тоже должны быть безопасны.
- Во-первых, по сравнению с «Хромой лошадью» (помните была?) - на воде опасность пожара не такая страшная. Вода ведь рядом, всегда можно выбежать, - ответил ему Борисов.
- Михаил Сергеевич, я сильно сомневаюсь, что можно быстро выбежать, - Гайсин указал на ветхую деревянную лестницу.
- А у нас там запасный выход… - сохранял позитивный настрой Борисов.
Проверяющие обошли палубу со всех сторон. У собственников спросили, как проводят мероприятия без света («Аякс» отрезали от электричества – ред.).
- У нас генератор есть, - ответила Борисова.
Пока гости осматривали «Аякс», подошел организатор мероприятия Ильдар Ахметов. Все вместе направились в трюм, где обычно собирается молодежь.
У лестницы вдоль переборок стояло несколько старых деревянных дверей. Спускались, крепко держась за периллы – помещение оказалось темным, что едва можно было что-то различить. Владельцы поспешно открыли вентиляционные отверстия на потолке.
Обстановка внутри напоминала рок-бар: сбоку стояла ударная установка, барная стойка, импровизированная сцена. Рядом пыльные диваны, множество шкафов с пустыми полками, а все стены исписаны граффити.
Представитель Роспотребнадзора поинтересовался, проводят ли здесь уборку ежедневно. Хозяева заверили, что перед мероприятиями все моют, но чтобы каждый день - такого нет. В ответ им перечислили правила и нормы содержания людных мест.
- Они же тут не живут, - удивилась хозяйка судна.
Тем временем прокурор с Борисовым зашли в дверь, которая вела в мастерскую. В помещении, где хозяева чинили и красили лодки, не было ни единого источника света. Гайсин, осматриваясь, включил фонарь на телефоне. На рабочем столе «капитана» творился хаос: все столы были переполнены банками с краской, разными инструкциями и инструментами.
Борисов показывал лодки прокурору, рассказывал о своей работе и поделился, что в порт их не пускают. Заявил, что для них это было бы идеальным местом, чтобы перевезти «Аякс».
- По поводу переборки - для чего ее разобрали? Это же такая вещь, теперь ее не соберешь, - спросил Гайсин.
- А мы и не собираемся, - ответил Борисов. — Это ведь не судно. Судном по кодексу внутреннего водного транспорта называют…
- Я понимаю, что если у вас нет регистрации, то это не судно, - прервал его прокурор.
- Дело не в регистрации. Оно не используется в этих целях, - ответил хозяин.
Прокурор вышел из мастерской и обратился к организатору мероприятия Ильдару Ахметову. Его интересовало, как контролируют малолеток.
- Я посмотрел на барную стойку, она вся обклеена стикерами пивных брендов.
- Я собирался уничтожить, - резко ответил представитель «Кораблика».
- Вы мне не рассказывайте, что не употребляете спиртное, - строго проговорил прокурор. - Откройте свою группу в соцсетях - у вас в альбомах есть фотографии, где ребята пьют пиво. Так ведь?
- Да, - согласился Ахметов.
- Кто-то проверяет их возраст?
- Да, на входе. У нас ведется фейс-контроль.
- Вы еще и зарабатываете на этом… Прекрасно, - резюмировал прокурор. - Алкоголь этот где продается?
- Люди с собой его приносят. Мы не продаем. Если находим у несовершеннолетних, то, разумеется, изымаем.
Гайсин отметил, что как организаторы мероприятий они должны скрупулезно относиться к своим обязанностям.
- Вы можете меня сколько угодно убеждать: что запасная дверь откроется, что в случае ЧП все спрыгнут в воду и никто не пострадает, что на этой лестнице никто не запнется… - прокурор эмоционально возмутился отношению хозяев «Аякса».
- Когда дебаркадер подожгли в 2017 году, на борту было 200 человек. Никто кроме меня не пострадал. Только я уши обжег, - смеялся Борисов.
Гайсин указал на выход из помещения, где проводят концерты.
- Убеждайте сколько угодно, но этот выход не соответствует противопожарной безопасности.
- Почему? – удивился Борисов. – На судне в основном такие выходы, даже еще меньше.
Прокурор настаивал, что «Аякс» не подходит для массовых мероприятий: судно – это не концертная площадка.
Борисов скрестил руки на груди.
- Давайте тогда с другого ракурса посмотрим. Это частная собственность. В принципе - это плавучий дом, я его владелец. Например, вы имеете дачу. Она тоже, допустим, деревянная. Вы приглашаете туда гостей. И почему-то туда не приходит пожарный инспектор и прокурор. Но ведь здесь тоже частная собственность, - выразил свое негодование «капитан» сухогруза.
Прокурор долго и терпеливо объяснял Борисову, в чем различие, и тому все-таки пришлось согласиться.
- Не будем больше молодежь пускать, и все, - раздраженно резюмировал он. – Но тогда почему ее к нам так тянет? Что город организовывает для людей за 20 лет?
После того, как контролеры покинули судно, Ахметов рассказал журналисту, что мероприятие хотели сделать бесплатным, и желающих прийти было много.
- Сделали по личной инициативе, с бесплатным входом. Было очень много желающих попасть на корабль, и хотелось этот спрос удовлетворить. На ярмарке должны были продавать украшения, картины, брелоки – объяснил он. – Задевает, что нас называют наркоманами. Это просто клевета. Я же вижу, какая молодежь тут собирается – это музыканты, артисты. Ребята, которые могут с нуля что-то сделать самостоятельно.
КАК ОЦЕНИЛИ
«НЕ ПОНИМАЮ, ПОЧЕМУ НЕ ВОЗБУЖДАЮТ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО. ВСЕ СУДЫ ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВНА ПРОИГРАЛА»
Реакция проверяющих оказалась неутешительной - судьба «Аякса» более чем ясна.
- Сегодня мы вышли на набережную Табеева, предварительно оповестив Камского транспортного прокурора. Он, в свою очередь, известил Росприроднадзор и Роспотребнадзор, - рассказал Сергей Воробьев, глава отдела Госморречнадзора. Именно его служба стала инициатором визита. - Мы выявили, что судно «Аякс» незаконно стоит на этой территории. У него нет согласования на межнавигационный отстой с администрацией Камского бассейна внутренних водных путей. При этом сухогруз пришвартован на этом месте не первый год. На это необходимо согласование, но его нет. Зато есть письмо от капитана Камского бассейна, которое было направлено еще прошлому собственнику судна в 2017 году, о том, что это место небезопасно.
Воробьев отметил, что «Аякс» самовольно переоборудовали. И он вообще не соответствует никаким регламентам.
- Судно ошвартовано без применения специальных устройств. Отсутствуют кнехты и тумбы для швартовки. «Аякс» крепится к берегу на каких-то железяках, вкопанных в землю. Корма крепится к полузатопленному понтону бывшего дебаркадера. Это тоже создает угрозу и людям, и окружающей среде. Но самое главное - нарушение технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. На «Аяксе» отсутствует необходимый перечень документов, они должны быть в соответствии с кодексом. Судно незаконно переоборудовано, невзирая на требования закона. Оно не соответствует экологическим требованиям. То есть при эксплуатации создается угроза жизни и здоровья… Представитель регистра отметил, что корпус судна изобилует дырами. Он банально может утонуть. И это будет уже экологическая катастрофа в центре Набережных Челнов. Даже приставы не могут исполнить решение суда и куда-то его убрать, потому что боятся, что судно развалится, - добавил Воробьев. - Более двух лет не исполняется решение суда. Не понимаю, почему не возбуждают уголовное дело. Все суды, а их было более 10 - и мировые, и городские, и верховные суды, и арбитражные суды - Елена Яковлевна проиграла. Это о чем-то должно говорить. Сейчас пришел новый Камский транспортный прокурор. С его помощью мы хотим воздействовать на Елену Яковлевну. Наша задача - чтобы это судно исполняло российские законы.
Воробьев привел в пример новых владельцев дебаркадера на набережной Тукая.
- Люди купили, сейчас проект делают в соответствии с законодательством, пошли в Российский речной регистр, пришли к нам, посоветовались с надзорным органом, с прокуратурой, как правильно все сделать. Они работают в рамках закона. А с этими… они все в штыки принимают. Сегодня мы разговаривали с Еленой Яковлевной, и ей вновь было озвучено: если нужна помощь, консультации - приходите, мы вам скажем, как надо делать.
Транспортный прокурор Раджив Гайсин сообщил, что решится все после составления актов.
- Сегодня провели обследование. Проверили противопожарную безопасность при проведении массовых мероприятий, соблюдение земельного законодательства в прибрежной полосе. Специалисты ведомственных органов сейчас будут составлять акты, и потом будет решаться судьба этого судна, - сообщил он. - Из сети Интернет стало известно о мероприятии на сухогрузе 25 мая. Я только что разговаривал с организатором, пока решение – отложить. Что касается судебного процесса: решение должно быть исполнено, оно прошло несколько инстанций. В производстве судебных приставов имеется исполнительное производство. Вопрос о переезде сухогруза собственникам необходимо решать совместно с ними. Как сегодня пояснила владелица судна и ее супруг, власти города предлагали два места, но они отказались, потому что не понравилось. Получается, что их уже обязали, но тем не менее они пытаются выбирать.
Ангелина Самцова
Сергей
Константин Неверов
Челнинец
Интересно.
Андрей
Андрей
Константин
ПЬЕР ДУНН
Константин
Если город на реке
Челнинец
Челнинка
вариант
ПЬЕР ДУНН
ПЬЕР ДУНН
Александр