В Тукаевском районе полыхает скандал вокруг строительства асфальтобетонного завода для нужд трассы М7. Соседи будущего предприятия из Старых Гардалей недавно заметили технику на окраине своего села. Еще один промышленный объект и без того загнанного в угол выбросами населенного пункта стал последней каплей. В здании сельского клуба прошло стихийное собрание возмущенных и обеспокоенных жителей. Присоединиться к бунту приглашали и соседей: Азьмушкино, Подсолнухи и Калмаш. Вместе с ними над решением проблемы думала недавно пришедшая на пост главы Азьмушкинского сельского поселения Гульнара Хусаинова. А вот директор строящегося завода оказался для звонков недоступен. Тем временем сельчане настроены остановить стройку резидента ТОСЭР, заявляя об угрозе своему здоровью. На что и на кого надеются люди – услышал Chelny-biz.ru.
ВНЕЗАПНОЕ СОБРАНИЕ И НЕДОСТУПНЫЙ ДИРЕКТОР
«ХОТЕЛОСЬ БЫ ВИДЕТЬ ДИРЕКТОРА ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ОН ПОКАЗАЛ ВСЕ ПРОЕКТЫ И ДОКУМЕНТЫ. ОДНАКО ОН УЕХАЛ В КАЗАНЬ»
В небольшом помещении с детскими рисунками вдоль стен, на которых яркими буквами было написано «Берегите природу» и «Чистый воздух», собирались постепенно жители села Старые Гардали. Ожидала разговора с ними недавно вступившая на пост глава Азьмушкинского сельского поселения Гульнара Хусаинова. Она поприветствовала собравшихся и добавила, что работает в должности с сентября, а до этого была заместителем главы с 2018 года.
– Сегодня мы собрались на внеплановый сход граждан по волнующему вопросу строительства нового предприятия. Сегодня я разговаривала с директором этого объекта. Он сказал, что это будет не завод даже, а устройство по разработке бетона. Сказал в двух-трех словах, что это будет небольшой объект, куда будут привозить цемент. А специальные машины будут выгружать его через трубу. В связи с этим никакой пыли не будет. Он заявил, что никакого вреда от этого не будет. Новое предприятие будет располагаться примерно в 800 метрах от вашего населенного пункта. Хотелось бы, конечно, видеть директора здесь, чтобы он объяснил, показал все проекты и документы. Однако он уехал в Казань, – поделилась Хусаинова.
Она отметила, что с Тукаевским районом ничего не согласовывали, так как участок находится на территории Набережных Челнов.
– Возможно, поэтому и планируется строительство объекта. Чтобы узнать, насколько он будет крупным, необходимо подать официальный запрос, провести плановый сход граждан. Нужно пригласить главу нашего района, чтобы приехали представители всех сторон. Пока получается так – все что знаю я вам рассказала, – закончила свое выступление глава поселения.
Отвечая на вопросы жителей, глава отметила, что директор назвал завод асфальтобетонным.
– Возникает вопрос о целесообразности. Рядом у нас жилища, – вступила в полемику жительница.
– Смысл еще один завод строить? У нас «Жилище» не справляется в нескольких точках города, – подхватила другая.
Позже жители добавили, что предприятие относительно новое, но его выбросы люди уже заметили.
– У нас такое местоположение, что все ветра несут к нам выбросы всех близлежащих предприятий. Рядом с нами «литейка», «ТЭМПО» и ТЭЦ. То есть все эти выбросы в воздух, все идет к нам. Неужели у нас экологи не смотрят на это. Также рядом, пожалуйста, у нас Тогаевский мусорный полигон. Все сельчане скажут, что по весне у нас на деревьях, как на новогодней елке, висят пакеты, мусор. Мы все это убираем со своих огородов. Ведь все равно будет пыль. Мы будем со своих огородов собирать урожай вместе с ней, а также в песке. Все равно будет цемент. Что бы они не говорили про экологичность. Будет засоряться труба, по которой идет цемент, они ее будут чистить. Естественно, все это будет попадать в воздух и прилетать к нам. И вот хотелось бы знать, насколько все это согласовано с Министерством экологии? Или мы для них далеко и им нет разницы? – эмоционально поделилась жительница.
– Я на ваш вопрос не отвечу, так как мы сами не в курсе, – ответила ей Хусаинова.
– Они с сельскими поселениями не согласовывали? Не приезжали?
– Не приезжали. Ни проект, ни документы не показывали, – добавила глава поселения.
– Получается так, что нас лишь ставят в известность – вот мы построили все, а вы, как хотите, – вслух подытожила пенсионерка.
– Утром, когда мы разговаривали с директором, я попросила его выйти на громкую связь, чтобы он смог с вами переговорить и объяснить, что и как планируется. Пока он недоступен, – держала постоянно в руке телефон Хусаинова.
Позже она попробовала еще раз сделать дозвон и специально включила вызов на громкую связь. Кроме гудков притихший зал ничего не услышал.
Как уточнил Chelny-biz.ru, завод строит компания «ТЭСК», директор – Артем Капустин. Он также известен как руководитель компании «Камавтодор», выполняющей строительство дорог в Закамье. Она, в частности, выступает подрядчиком на благоустройстве набережной в Челнах.
В октябре Кабмин РТ включил в список приоритетных инвестиционных проектов на 2023-2025 годы кейсы двух компаний из Набережных Челнов. Один из них – создание производства асфальтобетонных смесей челнинского ООО «ТЭСК». Соответствующее постановление подписал премьер-министр республики Алексей Песошин. Кроме того, недавно компания получила статус резидента челнинской ТОСЭР.
МНЕНИЕ И ОПАСЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ
«С ТЕМ, ЧТО ПОСТРОЕНО, МЫ УЖЕ НИЧЕГО НЕ СМОЖЕМ СДЕЛАТЬ. ТУТ ХОТЯ БЫ НА СТАДИИ СТРОИТЕЛЬСТВА, МОЖЕТ БЫТЬ, НАС МОГУТ УСЛЫШАТЬ»
Сельчане отмечают, что землю под стройку будущего предприятия уже равняют бульдозерами. Удивительным для многих стало отсутствие паспорта объекта и чересчур скрытные строители.
– Когда начали первые экскаваторы работать, нам долго не говорили, что будет. Мы пытались узнать, сначала поговаривали, что будет химический завод. Потом выяснилось, что все-таки бетонный, – рассказал Ильназ Яхин, которого в этот же день единогласно избрали старостой села. – Экология очень сильно влияет на нас. У нас получается, что с одной стороны литейный завод, с другой трубный, плюс там еще пластиковое производство недалеко, есть еще одно также пластиковое и уже один бетонный завод стоит.
Яхин добавил, что, глядя на участок, где ведутся работы, жители ожидают достаточно крупное предприятие. А также что негодование связано именно с переизбытком промышленных объектов рядом с селом.
– С тем, что построено, мы уже ничего не сможем сделать. Тут хотя бы на стадии строительства, может быть, нас могут услышать, – надеется спикер.
Яхин – оренной житель Старых Гардалей. По его словам, он последовал примеру своего отца и также построил здесь дом и создал семью.
– У меня здесь живут пять двоюродных братьев. Родственников много и все тут. Зачем уезжать отсюда? – поделился он. – В этом году скончались четыре жителя в возрасте до 70 лет. Ведь это все связано с экологией, даже если причина не в онкологии. Дышать цементной пылью тоже не хочется. Это ненормально. Если взять асфальтобетонный завод, как я читал, по законодательству должно быть расстояние 500 метров от населенного пункта. Но есть нюанс – объект должен находиться с подветренной стороны. А здесь у нас стройка идет как раз с наветренной.
На собрание также приглашали жителей Азьмушкино, Подсолнухов и Калмаша. Как объяснил Яхин, данные населенные пункты находятся не так близко к Старым Гардалям, однако ветер может донести и до них выбросы от заводов.
– Мы сделали рассылку. Может быть, пару человек было, но в основном пришли все свои, – добавил он.
СБОР ПОДПИСЕЙ И СУДЬБА СЕЛА
«ЭТО НАДО РАИСУ ПИСАТЬ ПИСЬМО С ОБРАЩЕНИЕМ»
Тем временем на собрании обсуждали варианты решения проблемы сельчан. Пришли к единому – еще одно запланированное собрание жителей, на которое будут приглашены мэр автограда Наиль Магдеев и глава Тукаевского района Фаил Камаев. Особенно сильно люди хотят услышать экспертное мнение экологов. Также одна из присутствующих передала готовое обращение в сразу несколько инстанций, и участники собрания начали собирать подписи под ним.
– Ведь те люди, которые здесь жили с самого начала, не смогут переехать на новое место. Заводы ведь строили потом, – выкрикнула жительница.
Стоит отметить, что село появилось здесь задолго до бурного роста промзоны Набережных Челнов. Согласно открытым источникам, деревня Старые Гардали упоминалась в документах 1700-х годов. В 1870 году там уже была мечеть и мектеб (школа), и жили порядка 400 человек.
Супруги Мухаметшины рассказали, что живут в деревне вместе со всеми родственниками.
– На одной улице у нашей большой семьи пять домов. Я с супругой, два брата, зять с дочкой и племянник. В основном у нас в Старых Гардалях все коренные, у всех здесь сыновья, дочери, – говорит Фаниль Мухаметшин. – Мы все тут остались, построили дома, а сейчас не знаем, что делать. Ведь уже все знают о заводах вокруг деревни, никто и не купит участок.
К слову, пенсионер самостоятельно вчера измерил расстояние от окраины села до участка будущего завода. Он уверенно заявляет, что оно гораздо меньше заявленного – 500 метров «от силы».
Его супруга рассказала о реальных трагических последствиях неблагоприятной экологической обстановки, сложившийся в селе.
– Недавно моя сноха умерла от рака. Три года лечилась, мучилась, постоянно проходила химиотерапию, очень хотела жить. Ей 59 лет было. Вот здесь жила, – показала в сторону Насима Мухаметшина. – Она всю жизнь здесь жила. И я, и она здесь родились. У меня и мама от онкологии тоже умерла. Когда построили уже крупные предприятия, многие хотели продать участки. Они продали, но за копейки.
– Вы же были на улице – вообще невозможно дышать! А у нас внуки и дети, которые приезжают погостить, – эмоционально поделился глава семьи.
Также на встрече составили список конкретных вопросов.
– Это надо раису писать письмо с обращением, – предложила пенсионерка.
– Все ваши письма доходят, но они спускаются обратно, - ответила жителям глава поселения.
– Мы просто возмущаемся! У нас крик души, – поделилась жительница.
– Конечно, мы против того, чтобы этот завод строили! Пусть убирают! – выразила мнение большинства присутствующих другая женщина.
Жители в разговоре с Chelny-biz.ru, неоднократно отмечали, что в селе продолжается строительство новых домов. Также они пытаются исправить ситуацию с экологией своими руками – посадкой деревьев как на территории собственных участков, так и вдоль сельских улиц.
Ангелина Самцова
Настоящий
Fidelio
Вячеслав
Розалия
Айбулат
Вася
Васе
Чужой
Марат