Заслуженный деятель искусств Татарстана раскритиковал серость и пустоту новой общественной зоны - нового участка набережной Табеева. Пока видны лишь очертания: детская площадка, амфитеатр, скамейки. На горизонте «маячит» вторая очередь и ни единого слова о художественных элементах. Факиль Гайфутдинов вышел на прогулку с Chelny-biz.ru, чтобы обсудить нынешнее состояние общественного пространства и угрозу новой территории стать безликой. С собой художник захватил референсы и озвучил, чего не хватает привычным элементам набережной Табеева: надпись «Яр Чаллы», масштабная арка, сухогруз «Аякс» и дикие граффити.
ТОЧКА 1. НОВЫЙ УЧАСТОК НАБЕРЕЖНОЙ ТАБЕЕВА
«БЛАГОУСТРОЙСТВО НА УРОВНЕ ДИЗАЙНЕРОВ, ЗДЕСЬ НЕ ХВАТАЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ»
Строительные работы кипят на новом участке набережной Табеева: проложены пешеходные дорожки, установлены скамьи, урны и опоры освещения. Строители выкладывают тротуары брусчаткой, а на берегу виднеется каркас амфитеатра. Холмы засеяли семенами, а в центре территории установили игровые элементы детской площадки.
Chelny-biz.ru вышли на прогулку с заслуженным деятелем искусств Татарстана, автором герба и флага автограда, а также монумента первому гендиректору «КАМАЗа» Льву Васильеву, бывшим главой местного Союза художников Факилем Гайфутдиновым.
- Здесь могут самые разнообразные арт-объекты появиться. Такой шикарный дом, спуск, - заявил спикер при входе на территорию. – Даже на эти холмы с газоном можно установить двух-трехметровые фигуры, завершая где-то 15-метровыми. Почему бы здесь не сделать огромную рыбу из бетона? Арт-объект будет пустотелым. Мне такая технология знакома. Можно из ярких керамических плит сделать мозаику - приклеить на бетон. Рыба будет лежать, заходя немного на дорожку и до столба. Получится где-то 15 метров. Но это примитивный пример. Сделать можно многое, было бы желание.
С собой Гайфутдинов захватил референсы, которыми можно вдохновиться и создать уникальные инсталляции. Художник отметил, что свои эскизы показывать не будет, чтобы не разбрасываться бесплатно идеями и трудами.
- Взять, например, фигуру человека. Если закрыть рукой голову и перевернуть – получается герб города. Вот, пожалуйста. Установить здесь - и есть ассоциация с городом. Почему таких объектов нет? Все это благоустройство на уровне дизайнеров, здесь не хватает художественной обработки. Такие арт-объекты делаются даже не для того, чтобы удивить, а для уюта. Да, дизайнеры тут поработали: холмики, скамейки, брусчатка, красивые линии, тротуары, но именно художественная обработка создает уют. Такие декоративные вещи должны украшать городскую среду. Есть понятие не только красоты, но и конструктивности. Нужно еще подать все это, проработать.
Гайфутдинов оценил, как строят новую часть набережной Табеева.
- Здесь интересное благоустройство получается, пока только некоторые края бедноватые, обделенные. Хороша идея амфитеатра – вид классный. Можно прийти сюда с этюдниками, ведь осень самая живописная пора, - поделился спикер, осматривая строящиеся скамейки. – Нужно на набережной Табеева установить что-то, привлекающее внимание. На брусчатку тратят сотни миллионов, создать арт-объект раз в 10 дешевле.
Металлические элементы новой детской площадки «вшиты» в холмы из твердого материала. Художник оценил оригинальность, отметив, что такая игровая зона запомнится жителям. По всей территории расположили холмы в таком же стиле.
- Это будут зеленые склоны, но они могли быть интереснее. Их можно оживить - что-то посадить, установить. Допустим, один превратить в огромную черепаху. Взять холмик, добавить голову, ножки. Но будет ли желание у руководства города? – задался вопросом Гайфутдинов.
Во время прогулки прохожий подошел к художнику с вопросом по будущему виду детской площадки. Челнинцы беспокоятся о новой рекреационной зоне.
С берега на подпорной стене набережной Табеева яркими пятнами выделяются «дикие» граффити – несогласованные с администрацией города. Напомним, в Челнах прошли уже несколько фестивалей уличной графики. Последняя локация была на набережной Тукая. Участникам дали возможность раскрасить стену на спуске на пляж в определенной тематике, согласовав с оргкомитетом. Такой же фестиваль проходил и на набережной Табеева – там на подпорной стене появились 29 рисунков.
- Запретить проще, пусть попробуют. Может выйдет что-то интересное, - прокомментировал идею собеседник. - Лично мне яркие вещи не очень, но пусть распишут, видно будет. Вдруг это станет доминантой берега.
В рамках второй очереди, которая начнет реализовываться в следующем году, планируется организовать спуск к воде для водномоторных видов спорта, сформировать пляжную зону, обустроить пирс и смотровую площадку для кайтинга, построить амфитеатр, поставить детские площадки, торговые павильоны и точку велопроката.
ТОЧКА 2. КАРКАС ПТИЦЫ
«ВОТ ОНА, БЕДОЛАГА. ЭТО ДЕШЕВЫЙ СПОСОБ СОЗДАНИЯ АРТ-ОБЪЕКТОВ»
Прошелся заслуженный деятель искусств республики и по самой набережной Табеева. Встречают и провожают гостей две инсталляции с чайками. Одна из них не прошла испытание временем – отделка отвалилась и наполовину птица состоит только из каркаса.
- Вот она, бедолага. Дешевый способ создания арт-объектов. Взяли один из волнорезов. Краном поставили, покрасили. Из оградительного материала сделали объект. Так, конечно, можно, но привязывать его к чайке? Это несочетаемые элементы. К тому же птицу сделали, как видно, из недолговечного материала. Нужно тогда использовать, например, бетон. Если бы студент на таком уровне сделал курсовую, я бы еще думал - поставить тройку или нет. Такая дилетантская вещь. Она может существовать, как идея, но такой объект надо дорабатывать. Вспоминаю своего учителя в Казани - Артамонова Николая Степановича. Когда он давал задание и к нему приходили только с одной зарисовкой, говорил: «Когда будет три идеи на одну тему, приходи. Выберем и разработаем». Это правильно. Нельзя останавливаться на одном варианте. Взял вещь – додумай, сделай несколько версий. Если бы мне дали автора объекта, я бы заставил его сделать пять решений. И он бы убедился, что можно сделать лучше.
ТОЧКА 3. СУХОГРУЗ «АЯКС»
«КАКОЙ ЖЕ ОН ЖИВОПИСНЫЙ, Я ЕГО НАРИСУЮ»
Прокомментировал художник и многострадальный «Аякс», который власти города хотят перевезти к пляжу в районе яхт-клуба. По решению суда и предписанию города сухогруз, на котором развивается сообщество «Кораблик», должен покинуть место, в котором сейчас находится.
- Зря его собираются отогнать. Знаете, художники любят писать, например, покосившийся дом в деревне: «Какой живописный, я его нарисую». Они любят и такие кораблики рисовать, - поделился Гайфутдинов. - От того, что его уберут, может ли оживиться зона? Не думаю. Восстановить капитально и пусть стоит. Вот там кузов от машины, его надо убрать, а корабль перекрасить и будет нормально. Оживляет вид.
Немного пройдя к строящемуся отрезку набережной, художник остановился.
- Отсюда взять и это все, вместе с кораблем, дальним планом, берегом, нарисовать. Красиво получается. Для художника это своего рода Клондайк, - поделился спикер.
ТОЧКА 4. НАДПИСЬ «ЯР ЧАЛЛЫ» И АРКА
«ЕСЛИ НА НАДПИСЬ НЕ ПОСМОТРИМ, ДАЖЕ НЕ ПОЙМЕМ, В КАКОМ ГОРОДЕ НАХОДИМСЯ»
- Вот мы идем. Если на надпись «Яр Чаллы» не посмотрим, не поймем, в каком городе находимся. Взять «Яр», такой буквы «я» вообще в природе не существует, она придумана. Это самодеятельность. Во-первых, буквы неровные. Во-вторых, надпись не ложится на лекало существующих шрифтов. Ведь есть нормативы, - отметил художник.
Надпись «Яр Чаллы» видно с воды и даже противоположного берега. Ранее челнинцы отстояли один из символов города, который мешал застройщику близлежащего ЖК. Конструкцию немного покрасили и подлатали.
- Когда я только поступил в художественное училище Казани, нас обучали шрифтам. Это сейчас есть компьютер, а раньше буквы рисовали. В рекламной компании тебе 200 видов шрифтов сразу на экране покажут. А мы проходили хорошую школу рисования. Я в городе очень много рекламных щитов замечаю. Столько ошибок - шрифтовых или цветовых. У «Чаллы» шрифт еще стандартный, а у слова «Яр» чужой, во-первых. А во-вторых, красный и белый. Допустим, у меня этот «Яр» не вызывает ассоциаций с гербом города.
Гайфутдинов поделился, что при разработке герба автограда у него было около 30 вариантов. Художник хотел сделать его круглым, как герб Татарстана, но все поправляла Москва.
Спикер обратил внимание и на склон, на котором установили надпись.
- Этому склону можно дать рельеф, объем. Условно, кита. Если предложить художнику поразмыслить, здесь будет не просто газон. Лежит огромный кит и могут быть такие детали, как фонтан из его головы. Видно, что не советовались с архитекторами. Помните, я насчет камней говорил? Даже здесь из них можно арт-объекты поставить. Они располагались раньше на берегу, где коттеджи. Огромные четырехметровые белые камни. Поднять их краном, установить капитально на бетон. Потом травой низ зарастет и уже не столкнешь. Из этого камня можно вырезать любые фигуры. В городе есть пять скульпторов, которые могут работать с такими материалами. Собрались бы за лето, даже если бы каждый сделал по два объекта, получилась композиция. А так выглядит пусто. Например, из слов фигуру человека, - показывал референсы художник. – Я не говорю, что нужно скопировать. Можно и в виде животных сделать. Почему бы внизу на берегу не разместить инсталляцию в виде русалки. Она есть и в русском варианте, и в татарском – «Су анасы».
Спикер отметил, что идея с камнями с берега будет иметь историческую привязку.
- «Яр Чаллы» - значит белый камень на берегу. Это в истории герба тоже прописано. Белых камней тут много, можно использовать в качестве бесплатного материала. Будет и старинный камень, и арт-объект с художественной обработкой. К слову, их не обязательно полностью обрабатывать, можно только лицевую сторону.
Обратил внимание Гайфутдинов и на огромную, белую арку, где челнинцы отдыхают, любуясь Камой.
- Вот металлическая конструкция. Может быть, на ней что-то интересное наверху? Это жесткая, капитальная конструкция, сверху можно что угодно установить. Например, ресторан. Я не сторонник, конечно, но там он будет актуальным. Люди будут любоваться видом на Каму. Арт-объект заметят туристы, проезжающие на теплоходах. Должны для людей создаваться интересные точки. Но пока не появляются. Со времен Ханова - ничего нового.
Гайфутдинов заявил, что у него есть масса идей арт-объектов для набережной Табеева. Однако озвучивать их он не будет. Если власти Челнов захотят, он ждет их на переговоры.
Ранее заслуженный деятель искусств поделился, что не может попасть в исполком для обсуждения.
- У меня есть очень хорошие идеи, зарисовки. Несколько лет назад мне начальник управления культуры говорил: «Давайте зайдем к руководителю исполкома Фариду Салахову. Переговорим, чтобы постепенно реализовывать арт-объекты». В итоге все на словах. Я пробовал встретиться с руководителями города. Однако у меня, человека, который нарисовал флаг и герб автограда, нет доступа к ним. Записывался – в ответ разные отмазки. Не могу к ним попасть, - посетовал художник.
Собеседник издания поделился, что сейчас занимается частными заказами.
- Страдаю, что в городе не могу себя применить. Я еще не старый, есть художники постарше – 75-80 лет. Есть такое понятие – невостребованность. Я это остро чувствую. Мой ум, талант, дар, опыт и не нужен. Даже мне говорят, а почему в художественную школу преподавать не пойдешь? Однако там все педагоги в бумажной волоките.
Ангелина Самцова
Эмиль
Челнинец
Александр
Наталья
Марат
ПЬЕР ДУНН
Амбидекстор
Артем
Руслан
Галия из НТЦ