Новости
Подробно

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

05.10.2023, 14:51

Заслуженный деятель искусств Татарстана раскритиковал серость и пустоту новой общественной зоны - нового участка набережной Табеева. Пока видны лишь очертания: детская площадка, амфитеатр, скамейки. На горизонте «маячит» вторая очередь и ни единого слова о художественных элементах. Факиль Гайфутдинов вышел на прогулку с Chelny-biz.ru, чтобы обсудить нынешнее состояние общественного пространства и угрозу новой территории стать безликой. С собой художник захватил референсы и озвучил, чего не хватает привычным элементам набережной Табеева: надпись «Яр Чаллы», масштабная арка, сухогруз «Аякс» и дикие граффити. 

ТОЧКА 1. НОВЫЙ УЧАСТОК НАБЕРЕЖНОЙ ТАБЕЕВА

«БЛАГОУСТРОЙСТВО НА УРОВНЕ ДИЗАЙНЕРОВ, ЗДЕСЬ НЕ ХВАТАЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ»

Строительные работы кипят на новом участке набережной Табеева: проложены пешеходные дорожки, установлены скамьи, урны и опоры освещения. Строители выкладывают тротуары брусчаткой, а на берегу виднеется каркас амфитеатра. Холмы засеяли семенами, а в центре территории установили игровые элементы детской площадки.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

Chelny-biz.ru вышли на прогулку с заслуженным деятелем искусств Татарстана, автором герба и флага автограда, а также монумента первому гендиректору «КАМАЗа» Льву Васильеву, бывшим главой местного Союза художников Факилем Гайфутдиновым.

- Здесь могут самые разнообразные арт-объекты появиться. Такой шикарный дом, спуск, - заявил спикер при входе на территорию. – Даже на эти холмы с газоном можно установить двух-трехметровые фигуры, завершая где-то 15-метровыми. Почему бы здесь не сделать огромную рыбу из бетона? Арт-объект будет пустотелым. Мне такая технология знакома. Можно из ярких керамических плит сделать мозаику - приклеить на бетон. Рыба будет лежать, заходя немного на дорожку и до столба. Получится где-то 15 метров. Но это примитивный пример. Сделать можно многое, было бы желание.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

С собой Гайфутдинов захватил референсы, которыми можно вдохновиться и создать уникальные инсталляции. Художник отметил, что свои эскизы показывать не будет, чтобы не разбрасываться бесплатно идеями и трудами.

- Взять, например, фигуру человека. Если закрыть рукой голову и перевернуть – получается герб города. Вот, пожалуйста. Установить здесь - и есть ассоциация с городом. Почему таких объектов нет? Все это благоустройство на уровне дизайнеров, здесь не хватает художественной обработки. Такие арт-объекты делаются даже не для того, чтобы удивить, а для уюта. Да, дизайнеры тут поработали: холмики, скамейки, брусчатка, красивые линии, тротуары, но именно художественная обработка создает уют. Такие декоративные вещи должны украшать городскую среду. Есть понятие не только красоты, но и конструктивности. Нужно еще подать все это, проработать.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

Гайфутдинов оценил, как строят новую часть набережной Табеева.

- Здесь интересное благоустройство получается, пока только некоторые края бедноватые, обделенные. Хороша идея амфитеатра – вид классный. Можно прийти сюда с этюдниками, ведь осень самая живописная пора, - поделился спикер, осматривая строящиеся скамейки. – Нужно на набережной Табеева установить что-то, привлекающее внимание. На брусчатку тратят сотни миллионов, создать арт-объект раз в 10 дешевле.

Металлические элементы новой детской площадки «вшиты» в холмы из твердого материала. Художник оценил оригинальность, отметив, что такая игровая зона запомнится жителям. По всей территории расположили холмы в таком же стиле.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

- Это будут зеленые склоны, но они могли быть интереснее. Их можно оживить - что-то посадить, установить. Допустим, один превратить в огромную черепаху. Взять холмик, добавить голову, ножки. Но будет ли желание у руководства города? – задался вопросом Гайфутдинов.

Во время прогулки прохожий подошел к художнику с вопросом по будущему виду детской площадки. Челнинцы беспокоятся о новой рекреационной зоне.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

С берега на подпорной стене набережной Табеева яркими пятнами выделяются «дикие» граффити – несогласованные с администрацией города. Напомним, в Челнах прошли уже несколько фестивалей уличной графики. Последняя локация была на набережной Тукая. Участникам дали возможность раскрасить стену на спуске на пляж в определенной тематике, согласовав с оргкомитетом. Такой же фестиваль проходил и на набережной Табеева – там на подпорной стене появились 29 рисунков.

- Запретить проще, пусть попробуют. Может выйдет что-то интересное, - прокомментировал идею собеседник. - Лично мне яркие вещи не очень, но пусть распишут, видно будет. Вдруг это станет доминантой берега.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

В рамках второй очереди, которая начнет реализовываться в следующем году, планируется организовать спуск к воде для водномоторных видов спорта, сформировать пляжную зону, обустроить пирс и смотровую площадку для кайтинга, построить амфитеатр, поставить детские площадки, торговые павильоны и точку велопроката.

ТОЧКА 2. КАРКАС ПТИЦЫ

«ВОТ ОНА, БЕДОЛАГА. ЭТО ДЕШЕВЫЙ СПОСОБ СОЗДАНИЯ АРТ-ОБЪЕКТОВ»

Прошелся заслуженный деятель искусств республики и по самой набережной Табеева. Встречают и провожают гостей две инсталляции с чайками. Одна из них не прошла испытание временем – отделка отвалилась и наполовину птица состоит только из каркаса.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

- Вот она, бедолага. Дешевый способ создания арт-объектов. Взяли один из волнорезов. Краном поставили, покрасили. Из оградительного материала сделали объект. Так, конечно, можно, но привязывать его к чайке? Это несочетаемые элементы. К тому же птицу сделали, как видно, из недолговечного материала. Нужно тогда использовать, например, бетон. Если бы студент на таком уровне сделал курсовую, я бы еще думал - поставить тройку или нет. Такая дилетантская вещь. Она может существовать, как идея, но такой объект надо дорабатывать. Вспоминаю своего учителя в Казани - Артамонова Николая Степановича. Когда он давал задание и к нему приходили только с одной зарисовкой, говорил: «Когда будет три идеи на одну тему, приходи. Выберем и разработаем». Это правильно. Нельзя останавливаться на одном варианте. Взял вещь – додумай, сделай несколько версий. Если бы мне дали автора объекта, я бы заставил его сделать пять решений. И он бы убедился, что можно сделать лучше.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

ТОЧКА 3. СУХОГРУЗ «АЯКС»

«КАКОЙ ЖЕ ОН ЖИВОПИСНЫЙ, Я ЕГО НАРИСУЮ»

Прокомментировал художник и многострадальный «Аякс», который власти города хотят перевезти к пляжу в районе яхт-клуба. По решению суда и предписанию города сухогруз, на котором развивается сообщество «Кораблик», должен покинуть место, в котором сейчас находится.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

- Зря его собираются отогнать. Знаете, художники любят писать, например, покосившийся дом в деревне: «Какой живописный, я его нарисую». Они любят и такие кораблики рисовать, - поделился Гайфутдинов. - От того, что его уберут, может ли оживиться зона? Не думаю. Восстановить капитально и пусть стоит. Вот там кузов от машины, его надо убрать, а корабль перекрасить и будет нормально. Оживляет вид.

Немного пройдя к строящемуся отрезку набережной, художник остановился.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

- Отсюда взять и это все, вместе с кораблем, дальним планом, берегом, нарисовать. Красиво получается. Для художника это своего рода Клондайк, - поделился спикер.

ТОЧКА 4. НАДПИСЬ «ЯР ЧАЛЛЫ» И АРКА

«ЕСЛИ НА НАДПИСЬ НЕ ПОСМОТРИМ, ДАЖЕ НЕ ПОЙМЕМ, В КАКОМ ГОРОДЕ НАХОДИМСЯ» 

- Вот мы идем. Если на надпись «Яр Чаллы» не посмотрим, не поймем, в каком городе находимся. Взять «Яр», такой буквы «я» вообще в природе не существует, она придумана. Это самодеятельность. Во-первых, буквы неровные. Во-вторых, надпись не ложится на лекало существующих шрифтов. Ведь есть нормативы, - отметил художник.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

Надпись «Яр Чаллы» видно с воды и даже противоположного берега. Ранее челнинцы отстояли один из символов города, который мешал застройщику близлежащего ЖК. Конструкцию немного покрасили и подлатали.

- Когда я только поступил в художественное училище Казани, нас обучали шрифтам. Это сейчас есть компьютер, а раньше буквы рисовали. В рекламной компании тебе 200 видов шрифтов сразу на экране покажут. А мы проходили хорошую школу рисования. Я в городе очень много рекламных щитов замечаю. Столько ошибок - шрифтовых или цветовых. У «Чаллы» шрифт еще стандартный, а у слова «Яр» чужой, во-первых. А во-вторых, красный и белый. Допустим, у меня этот «Яр» не вызывает ассоциаций с гербом города.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

Гайфутдинов поделился, что при разработке герба автограда у него было около 30 вариантов. Художник хотел сделать его круглым, как герб Татарстана, но все поправляла Москва.

Спикер обратил внимание и на склон, на котором установили надпись.

- Этому склону можно дать рельеф, объем. Условно, кита. Если предложить художнику поразмыслить, здесь будет не просто газон. Лежит огромный кит и могут быть такие детали, как фонтан из его головы. Видно, что не советовались с архитекторами. Помните, я насчет камней говорил? Даже здесь из них можно арт-объекты поставить. Они располагались раньше на берегу, где коттеджи. Огромные четырехметровые белые камни. Поднять их краном, установить капитально на бетон. Потом травой низ зарастет и уже не столкнешь. Из этого камня можно вырезать любые фигуры. В городе есть пять скульпторов, которые могут работать с такими материалами. Собрались бы за лето, даже если бы каждый сделал по два объекта, получилась композиция. А так выглядит пусто. Например, из слов фигуру человека, - показывал референсы художник. – Я не говорю, что нужно скопировать. Можно и в виде животных сделать. Почему бы внизу на берегу не разместить инсталляцию в виде русалки. Она есть и в русском варианте, и в татарском – «Су анасы».

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

Спикер отметил, что идея с камнями с берега будет иметь историческую привязку.

- «Яр Чаллы» - значит белый камень на берегу. Это в истории герба тоже прописано. Белых камней тут много, можно использовать в качестве бесплатного материала. Будет и старинный камень, и арт-объект с художественной обработкой. К слову, их не обязательно полностью обрабатывать, можно только лицевую сторону.

Обратил внимание Гайфутдинов и на огромную, белую арку, где челнинцы отдыхают, любуясь Камой.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

- Вот металлическая конструкция. Может быть, на ней что-то интересное наверху? Это жесткая, капитальная конструкция, сверху можно что угодно установить. Например, ресторан. Я не сторонник, конечно, но там он будет актуальным. Люди будут любоваться видом на Каму. Арт-объект заметят туристы, проезжающие на теплоходах. Должны для людей создаваться интересные точки. Но пока не появляются. Со времен Ханова - ничего нового.

Гайфутдинов заявил, что у него есть масса идей арт-объектов для набережной Табеева. Однако озвучивать их он не будет. Если власти Челнов захотят, он ждет их на переговоры.

Ранее заслуженный деятель искусств поделился, что не может попасть в исполком для обсуждения.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

- У меня есть очень хорошие идеи, зарисовки. Несколько лет назад мне начальник управления культуры говорил: «Давайте зайдем к руководителю исполкома Фариду Салахову. Переговорим, чтобы постепенно реализовывать арт-объекты». В итоге все на словах. Я пробовал встретиться с руководителями города. Однако у меня, человека, который нарисовал флаг и герб автограда, нет доступа к ним. Записывался – в ответ разные отмазки. Не могу к ним попасть, - посетовал художник.

«Вот она, бедолага. Это дешевый способ создания арт-объектов»

Собеседник издания поделился, что сейчас занимается частными заказами.

- Страдаю, что в городе не могу себя применить. Я еще не старый, есть художники постарше – 75-80 лет. Есть такое понятие – невостребованность. Я это остро чувствую. Мой ум, талант, дар, опыт и не нужен. Даже мне говорят, а почему в художественную школу преподавать не пойдешь? Однако там все педагоги в бумажной волоките.

Ангелина Самцова

Комментарии
05.10.2023, 16:54

Знакомо. Жаль Талант пропадает. Неудобный человек, с характером и своей точкой зрения. Любой чиновник скажет: Не дай Бог с таким работать. Нужно лизоблюдство и раболепие
05.10.2023, 18:17

Пить боржоми уже поздно!
05.10.2023, 21:12

Зачем мэрии что-то придумывать? Весь талант мэрии в благоустройстве территорий можно увидеть на горе где строит Талан свои свечки! Чиновники плевали на качественное и красивое благоустройство набережной! Им главное продать земли под стройку, и уехать из города!
05.10.2023, 21:16

Потому что в его идеях нет современности. Сильно пахнет прошлым, дешевизной … извините
06.10.2023, 12:38

Эмиль

Согласен! и так на бульваре Энтузиастов стоят непонятные скульптуры, хватит этого непонятно арта
13.10.2023, 08:28

Сделать рыбу и обклеить мозаикой, фу, ненадо таких артобъектов из прошлого. Это уже не просто устарело это безвкусится
05.10.2023, 23:22

Челнинец

Если честно, тут большие интервью давать не надо. На самом деле, на слушаниях защищали и показывали людям один проект, сделали абсолютно другой.тут тут даже думать не надо, почему так это сделано просто. Идёт просто распил бюджета, распил денег тендера. Либо сам подрядчик, который выиграл тендер. Либо субподрядчики, которые. Выполняет этот тендер, переделывают его под себя, чтобы. Просточтобы было побольше асфальты и железо в проекте, а остальное оставить себе. Либо, скорее всего, это субподрядчики. Под себя меняют проект. Объясняю простыми словами, что было понятно. Обычным людям. Компания получает заказ одна, компания получает заказ от государства на строительство. Набережной. И тут либо она сама. Меняет проект под себя, чтобы, например. Было дёшево асфальта в проекте больше. А разница оставить себе. Либо очень хитрые и другие компании. Находят эту компанию которая получила заказ от государства на строительство набережной. Договариваться с ней не за бесплатно, конечно. Чтобы она переделала проект набережной. Под то, что. Они могли. В этот проект засунуть Побольше. Асфальтированных дорожек. И поэтому именно поэтому нету арт объектов. Такие дела с тендерами проходят повсеместно дело, в другом меня удивляет. Что? Компания, которая выиграла тендер на постройку набережная не спешит закончить набережную. Я не понимаю логику этой компании. Ведь, если они быстрее закончат в 1 очередь. Они, естественно, по блату возьмёт 2 очередь. И получит. То есть деньги в 2 раз. Неужели им не охота? Поскорее получить эти миллионы, не совсем понимаю логику. Подрядчиков, которые занимаются парками, ведь у нас дороги делаются и сдаются раньше срока. Школы сдаются раньше срока. А здесь почему-то не так.
06.10.2023, 10:13

Александр

асфальт, под себя, пилят, переделывают, бюджет, под себя, заказ, дешево, под себя, очередь. Я все правильно понял? Под себя. п_о_д с_е_б_я
06.10.2023, 13:23

))))))
05.10.2023, 23:37

Сам себя не похвалишь никто не похвалит
06.10.2023, 01:11

Человек от искусства, от архитектуры и одеваться должен со вкусом...
06.10.2023, 14:00

А что не так с его одеждой? Светло-голубая рубашка в мелкий синий рубчик с тёмно-синим подворотничком, в тон куртки- сочетается. Правда карманы куртки грязные и засаленные, любит наверное руки в карманах держать.
06.10.2023, 06:33

Когда он сказал про Аякс , дальше читать смысл пропал . Ну если художник говорит зря его убирают , представляю , что бы он наворотил если бы ему дали проект Танеева . Ну или 15 метровая рыба из бетона , вообще ну прям шедеврально . Хватит издеваться над городом . Хватило одного домкора с его панельками вдоль Камы , такие участки испортили
06.10.2023, 08:51

Очень неадекватный товарищ, о себе о высоком мнении, по-этому и не состоялся.
06.10.2023, 13:40

где-то я уже тут читал про кита, что-то не так, или со мной или не со мной
06.10.2023, 13:53

Какие черепашки, киты, русалки?До кучи Шурале с бревном ещё вспомнил бы. Эти, так называемые арт-объекты, для размещения на территории детского сада ещё сгодятся. Банально устаревший и не оригинальный взгляд видения новой общественной зоны.
10.10.2023, 11:01

Наталья

Согласна с вам... детский сад какой-то.
06.10.2023, 14:29

Марат

По мне, те граффити, которые рисуют неформалы, не согласуя с администрациями, гораздо лучше, искренне в большинстве своем, чем то "творчество" официальных художников, которым наводнили наш славный город, начиная с хановских бронтозавров.
06.10.2023, 16:30

ПЬЕР ДУНН

Наконец-то у кого-то хватило духу публично сказать, что полуразвалившаяся птица - это позорище, а голливудская надпись "Яр Чаллы" нечитабельна и напрашивается на переделку. Независимо от личности высказавшегося, сложно это не увидеть и не заметить
06.10.2023, 21:40

Амбидекстор

Очередной раз больше воодушевлён комментариями земляков чем содержанием текста. Круто, что когда то его творения воплотились в часть или элементы истории города. Однако время течёт, меняются вкусы, течения, направления. Дети и внуки, может не без ошибок, но аккуратно выдвигают новые свои идеи. Очень хочется увидеть завершенную картину! Потом, возможно, скромно выскажем своё субъективное мнение. Художник не зацепил интересной какой то новой идеей. А команде, которая воплощает проект, теперь не надо обращать внимание на лай собак идущему каравану.
07.10.2023, 00:08

По кремлёвской набережной в Казани празднично гулять, особенно вечером
07.10.2023, 09:21

Колхозник он(не в обиду селянам)что внешне,что внутренно
08.10.2023, 20:42

Артем

Почему надпись нельзя сделать на языке, который понятен и объединяет огромное количество национальностей нашего города, на русском, например? Набережные Челны наш город называется, вот так точно будет понятно и местным и всем проезжающим кораблям?
10.10.2023, 09:35

букав много, дорого, исполком разорится
10.10.2023, 14:18

Руслан

Самому не нравится данный вариант надписи, но спорить нужно по делу. Художник с многолетним опытом заявляет, что такой буквы в природе нет. Про авторские шрифты - не, не слышал. Впрочем про шрифт, разработанный лично Гайфутдиновым, тоже ничего не знаем. 200 шрифтов на экране - это всё пустые слова, это чьи-то шрифты, ещё и за использование могут иск предъявить. А вот Яр написано в стиле шрифтов журнала Чаян, похоже по крайней мере. Так что некоторая преемственность традиций может быть усмотрена. Где тут Холливуд усмотрели в кириллице, загадка.
18.10.2023, 15:43

Галия из НТЦ

Надпись не ложится на лекало? Что он называет лекалом и почему шрифт неровный? Очень плавно, по лекалу словно, переходит от Яр к Чаллы. Чему этих художников учат, если их простой чертежник понять не может?