Август 1976 года. В журнале «Архитектура СССР» выходит статья Бориса Рубаненко о Набережных Челнах. Автор проекта застройки и Генплана города рассказывает о том, что удалось сделать за пятилетку на крупнейшей стройке страны и какие грандиозные планы еще предстоят (увы, сбылись не все). То был определяющий период в истории автограда и сегодня, в День города и в преддверии Дня строителя, Chelny-biz.ru публикует материал целиком. Как была организована работа на гигантской стройплощадке, какие структуры отвечали за облик нового города, как боролись с одинаковыми домами, как расставляли приоритеты и каким должен был стать общегородской центр – ответы в тексте 47-летней давности.
КРУПНЕЙШИЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЕСЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ
Среди работ, осуществляемых советскими градостроителями, особое место занимает создание г. Набережные Челны, строящегося в комплексе с Камским автозаводом. Принятые ХХV съездом КПСС «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976–1980 годы» предусматривают ввод в действие Камского автозавода в текущей пятилетке.
Авторы публикуемой ниже статьи рассказывают о принципах архитектурно-планировочного решения нового города на Каме, об опыте проектирования, которое ведут коллективы крупных научно-проектных организаций страны.
Архитектор Б. Рубаненко, инженер Р. Патеев
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО
К открытию XXV съезда КПСС с конвейера КамАЗа сошли первые большегрузные автомашины. Строительство этого гиганта автомобильной промышленности, развернувшееся по директивам ХХIV съезда КПСС, вызвало рождение нового крупного современного города Набережные Челны.
До начала создания группы заводов автомобильного комплекса Набережные Челны представляли собой поселение, раскинувшееся по обоим берегам Камы, причем основную его часть составлял ряд мелких кварталов левобережья, к югу от которых находились село Сидоровка, а к северо-востоку – поселок Красные Челны, поселок завода ячеистых бетонов и село Орловка. Жилой фонд Набережных Челнов и прилегающих поселков был главным образом одноэтажный, деревянный с большим процентом износа; лишь в южной части города и в поселке завода ячеистых бетонов было начато строительство нескольких пятиэтажных крупнопанельных жилых домов и общежитий.
Площадка для заводов была выбрана северо-восточнее существовавших кварталов города, примерно на расстоянии 4–5 км от них, и располагалась параллельно берегу Камы. Фактически это и предопределило размещение селитебной территории города между промышленной площадкой и берегом реки.
Разработка проектов застройки города и промышленной площадки началась практически одновременно. К проектированию города Набережные Челны было привлечено около 30 институтов и организаций различных министерств и ведомств, в том числе центральные институты Госгражданстроя, головные проектные организации Минздрава СССР, Минэнерго СССР, Госстроя СССР, Госстроя РСФСР, министерств и ведомств РСФСР и др. Руководство проектированием и функции генеральной проектной организации были возложены на ЦНИИЭП жилища.
Перед проектировщиками встала творчески и технически сложная задача: одновременно с разработкой генерального плана города, проектов детальной планировки районов первоочередной застройки и других документов, регулирующих планировку и застройку, начать выдачу проектов на сооружение конкретных объектов строительства. В обычной практике от начала составления генерального плана города до готовности такой документации проходит несколько лет, но в условиях быстрого развертывания строительства Камского автомобильного комплекса в г. Набережные Челны столь длительный разрыв оказался неприемлемым и был сокращен до нескольких месяцев. Нам помог в этом опыт проектирования города волжских автомобилестроителей Тольятти, которое в аналогичных условиях было осуществлено в сжатые сроки, без снижения его эстетического и технического уровня. С этой целью за очень короткий период был разработан эскиз генерального плана Набережных Челнов, в котором определены границы функциональных зон и других территорий города.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ГОРОДА
В структурной и композиционной схеме эскиза генерального плана организация расселения новой и существующей частей города рассматривалась как этап на пути создания единого города Набережные Челны с общими системами транспорта, коммунального и культурно-бытового обслуживания, местами приложения труда, а также отдыха населения. Разработка планировочной структуры города велась во взаимосвязи с решением планировки комплекса автомобильных заводов и других промышленных объектов.
Территориальное развитие города было намечено к северо-востоку от существующей застройки, вдоль берега будущего Камского водохранилища, что позволило наилучшим образом использовать благоприятные природно-ландшафтные условия этой зоны. Для организации отдыха жителей использовался лесной массив, находящийся в границах города и примыкающий к нему с севера.
Эскизом генерального плана были определены также районы первоочередного строительства. В существующей части города оно намечалось на реконструируемых участках, а для осуществления жилищно-гражданского строительства по титулу Камского автомобильного комплекса были отведены свободные от застройки территории непосредственно перед промышленной площадкой. Такое решение позволило еще до начала освоения новой площади начать выдачу проектно-сметной документации и получить тем самым необходимый резерв времени для решения сложных вопросов организации строительства нового города. К проектированию существующей части Набережных Челнов был привлечен «Татаргражданпроект»; творческое и методическое руководство его работами осуществлял ЦНИИЭП жилища, обеспечивая единство архитектурно-планировочной системы новой и существующей частей города.
Составление эскиза генерального плана города позволило авторскому коллективу ЦНИИЭП жилища и ЦНИИП градостроительства при дальнейшей его разработке более всесторонне и внимательно решить в генеральном плане проблемы формирования и развития города. Генеральный план Набережных Челнов был утвержден в начале 1973 года.
Город проектируется как промышленный, культурный и административный центр Набережночелнинского промышленного района Татарской АССР; рост численности его населения намечался с 55,6 тыс. человек (1971 г.) до 400 тыс. на расчетный срок, при увеличении городских территорий с 2400 до 11900 га. Набережным Челнам придается главенствующее значение в системе агломерации городов Нижнекамска, Елабуги, Менделеевска и Заинска.
Согласно генеральному плану, селитебная часть Набережных Челнов состоит из двух районов — юго-западного, который включает существующую часть города, прилегающие к нему поселки Гидростроителей, завода ячеистых бетонов, а также деревни Орловка и Сидоровка, и северо-восточного, занимающего полосу свободных от застройки пахотных земель, длиной 4 км, — между автозаводским промузлом и промышленно-коммунальной зоной с одной стороны и будущим водохранилищем Нижнекамского гидроузла — с другой. Функциональное зонирование территорий и планировочная схема предусматривают возможность последующего гармоничного развития всех зон города.
Промышленные и селитебные территории разделяются почти километровой санитарно-защитной зоной; по ней проходит полоса автодороги, которая берет начало у строящейся плотины Нижнекамской ГЭС и как бы ограничивает 3-4-километровую по ширине селитебную территорию.
Большое внимание в генеральном плане уделено организации городского транспорта и сети дорог; связь промышленных и жилых районов обеспечивает четкая система общегородских магистралей. Единство планировочной структуры города, автомобильного комплекса и промышленно-коммунальной зоны дополняется устройством глубоких вводов пяти городских магистралей на территорию промышленного узла, что является современным рациональным решением. Между юго-западным и вновь формируемым северо-восточным районом проложена трасса общегородского значения со скоростным режимом транспорта, а для связи между жилыми районами предусмотрена сеть районных дорог. Принятая система транспортного обслуживания позволит затрачивать для поездки на заводы в среднем не более 30-40 мин. На наиболее загруженных направлениях предусматривается сооружение транспортных развязок и пешеходных переходов в разных уровнях; их строительство в основном уже закончено.
На наиболее важных в градостроительном отношении участках генеральным планом предусмотрено создание крупных комплексов жилых домов в 5, 9, 12 этажей и более, а также объектов культурно-бытового назначения, коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения.
Большое внимание уделено решению общегородского центра, для которого выделена территория в северо-восточном районе города, на повышенных отметках местности; здесь размещаются городские административно-торговые и культурно-зрелищные комплексы, объединенные парадной пешеходной улицей города. Вся композиция центра раскрывается в сторону водохранилища.
Лесной массив, находящийся на берегу водохранилища, будет использован для организации отдыха населения. Рядом с парком размещен городской спортивный комплекс со стадионом на 40 тыс. зрителей, Дворцом спорта и другими устройствами для отдыха и спорта.
В генеральном плане детально разработаны вопросы организации отдыха трудящихся города. В районе лесных массивов «Корабельная роща» и «Большой бор» предусмотрено размещение баз отдыха, лесопарков, пляжей, пионерских лагерей и дач детских дошкольных учреждений; строительство многих из них уже осуществлено.
ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ СТРОИТЕЛЬСТВА
Район первоочередного строительства северо-восточной части города находится в полутора километрах от границ автозавода и промышленно-коммунальной зоны. Решенный в виде компактного градостроительного организма, он включает жилые микрорайоны, ансамбль общегородского центра, медицинский городок, общегородской парк, детский центр и ряд других общественных зданий и территорий общегородского значения. Жилые микрорайоны объединены в группы по 2-3 микрорайона, каждая из которых образует строительный квартал.
Компактность района первоочередного строительства позволила осуществлять его застройку комплексно, крупными массивами жилых домов высотой в 5, 9, 12 и 14 этажей, с необходимыми объектами культурно-бытового назначения, коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения. Одновременно такая компактность способствовала более экономичному решению инженерных коммуникаций, улиц, дорог.
Хотелось бы отметить, что при проектировании нами был применен принцип совместной разработки архитектурных и технических решений (как планировки, так и объемных композиций) с проверкой на макетах в масштабе 1:200, 1:500 и 1:200, перспективных изображениях и развертках. Тем самым была осуществлена идея совмещения планировочного и объемного решения композиции застройки. Нам кажется, что такой метод заслуживает повсеместного применения и развития.
На характер архитектурно-планировочного решения жилой застройки 1971-1973 гг. существенно повлияло вынужденное использование строительных изделий и деталей для жилых домов устаревшей серии 1-468 р., а для производства деталей домов новой серии 83 завод не был еще достроен. Завершение строительства нового завода и реконструкция завода ячеистого бетона для выпуска деталей усовершенствованной серии 1-468 БНЧ требовали более значительных сроков. Однако при формировании развертывания промышленного строительства было необходимо решать жилищную проблему безотлагательно.
В таких обстоятельствах поставка деталей жилых домов из других городов позволила начать жилищное строительство, хотя это и вызвало ряд дополнительных творческих трудностей для проектировщиков.
Дома в 5, 9, 12 и 14 этажей, для которых поставлялись детали, были различными по уровню планировки квартир, оборудованию и отделке, конструкциям и материалам, композициям и отделке фасадов. Поэтому при разработке проектов застройки такая разнотипность была учтена и принято решение группировать дома в застройке с таким расчетом, чтобы обеспечить ее композиционную целостность и в то же время индивидуализировать архитектурно-планировочный облик каждого из застраиваемых районов.
При разработке проектов застройки был учтен положительный опыт проектирования города Тольятти, что помогло установить оптимальные размеры строительных кварталов, приемы устройства пешеходных магистральных улиц и их профили. Максимальный размер строительных кварталов достигает 70 га при средней плотности жилой застройки 4200-4500 кв.м на жилой территории и средней высоте домов 7-9 этажей. В застройке применены преимущественно (до 90%) полносборные крупнопанельные жилые дома; остальную ее часть составляют дома со стенами из силикатного кирпича. В будущем намечено также применение домов в 20 этажей и более, из монолитного железобетона — для строительства в системе центрального ансамбля города.
В первом жилом районе запроектирован микрорайон, включающий комплексы комфортабельных общежитий в 4 и 9 этажей со стенами из кирпича. Четырехэтажное общежитие в виде кафе с внутренним двором рассчитано на 1300 человек, а девятиэтажные, блок-секционного типа, – на З00 и 600 человек.
Здания культурно-бытового назначения повседневного пользования запроектированы в пределах микрорайонов, а торгово-общественные сооружения периодического и эпизодического пользования— в центрах планировочных районов. Школы и детские учреждения свободно размещаются между группами жилых домов.
Для оптимального размещения объектов культурно-бытового и коммунального назначения были сделаны специальные расчеты; они проведены ЦНИИЭП торговых зданий и туристских комплексов, ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, ЦНИИЭП учебных зданий и Гипронииздравом. Мощность, величина и архитектурно-конструктивное решение каждого конкретного объекта уточнялись при разработке проектов застройки. Большинство зданий культурно-бытового назначения полносборные, каркасные, они запроектированы на основе единого каталога ИИ-04.
Фрагмент фасада общежития
ЖИЛАЯ ЗАСТРОЙКА
Композиция застройки каждого района решалась по-разному, исходя из его градостроительных особенностей. Например, вдоль магистрали, проложенной от проходных автозавода к культурно-зрелищному центру, располагаются в пределах I жилого района общежития в 4 и 9 этажей, а застройку ХV жилого района, обращенную к этой же магистрали, образует фронт протяженных 12-этажных домов в сочетании с 14-этажными односекционными домами и протяженными двухэтажными блоками обслуживания. Автозаводский проспект, идущий от главного высотного административно-бытового комплекса завода, застроен тремя протяженными одноэтажными блоками обслуживания, размещенными перед торцами девятиэтажных жилых домов, а в разрывах между ними, с отступом от магистрали, расположены многосекционные 12-этажные жилые дома. Застройку жилого района №10, примыкающего на участке проспекта Мира к центральному ансамблю нового города, образуют четыре 14-этажных односекционных дома со встроенно-пристроенными блоками обслуживания, а также четырехсекционные 9-этажные дома. Озеленение проходов между ними как бы приводит к главным ансамблям высотных домов, размещенных на трассе центральной пешеходной улицы.
Фронт Московского проспекта на участках II, III, XIV и XV жилых районов застроен протяженными 9-этажными домами, а на участке I района — группой 12-этажных односекционных домов со встроенно-пристроенными блоками обслуживания. В целом все жилые районы образуют единую панораму крупного градостроительного масштаба.
Важное значение в архитектурно-планировочной композиции застройки районов имеют типы применяемых зданий, их конфигурация, архитектурное решение и отделка фасадов. Если дома серии 83 и 1-468 БНЧ, выпускаемые Набережночелнинским ДСК, состоят из блок-секций с различными решениями фасадов и позволяют получать крупные комплексы с применением домов различной конфигурации, то дома иногородней поставки более однотипны. Индивидуализировать решения фасадов этих домов было очень важно, но крайне затруднительно из-за невозможности изменения действующей технологии на заводах-изготовителях.
Однако авторам застройки удалось достигнуть улучшения архитектурного облика этих домов за счет таких, например, средств, как разнообразие отделки наружных стен, применение ограждений балконов и лоджий из цветного армостекла, гофрированного алюминия, прессованного профилированного белого асбоцементного листа, устройство входов в дома из алюминиевых конструкций, пергол на кровлях домов и декоративных ограждений лифтовых шахт. Для отделки жилых домов из силикатного кирпича было решено применять крупную бетонную плитку на белом цементе, которая устанавливается по ходу кирпичной кладки.
Одновременно с улучшением фасадов зданий был принят ряд мер к повышению качества отделки интерьеров: применена пленка или офанеровка шпоном под ценные породы дерева для дверей квартир, отделка плиткой стен санузлов и рабочего фронта в кухнях, сделан тщательный подбор по цвету обоев и линолеума для полов жилых помещений. Улучшает интерьер и встроенное шкафное оборудование. Понятно, что основное внимание авторы и строители уделяют не только созданию удобной планировки квартир, но и привлекательного их интерьера, добротной отделки.
ОБЩЕГОРОДСКОЙ ЦЕНТР
Большое значение придает авторский коллектив наилучшему архитектурному и функциональному решению общегородского центра, который является главным звеном в системе целого ряда общественных центров жилых районов. В нем будет сосредоточена общественная и культурная жизнь города, расположены наиболее крупные предприятия торговли и коммунально-бытового обслуживания. Проектирование общегородского центра было начато с разработки технико-экономического обоснования и эскизов застройки, на основе принципов, заложенных в генеральном плане. К этой работе, кроме авторского коллектива ЦНИИЭП жилища, были привлечены ЦНИИП градостроительства и ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений.
В проекте ТЭО застройки общегородского центра решены вопросы общей его архитектурно-планировочной организации. Центр города получил линейную форму, вытянутую по продольной оси города, что дает возможность быстрой транспортной связи любых районов с объектами центра. Кроме того, непосредственная близость к нему жилых массивов обеспечивает пешеходную доступность и жизнедеятельность центра как в дневное, так и вечернее время.
Все общественные здания центрального ядра объединены пешеходной улицей – платформой, приподнятой над уровнем земли и вытянутой вдоль бровки рельефа. Еще при разработке генерального плана города было установлено, что территория северо-восточной части города имеет две ярко выраженные плоскости: площадку со спокойным рельефом, вытянутую по продольной оси города, и за ней площадку с 2-3-процентным падением рельефа в сторону водохранилища. В повышенной части этого излома и было расположено ядро центра.
В целях большей композиционной выразительности застройки решено приподнять территорию центра путем подсыпки земли и устройства транспортных сооружений в местах пересечения магистралей. От жилой застройки главную пешеходную улицу отделяет проезд местного значения, с которого осуществляется загрузка торговых предприятий центра. Под улицей-платформой проектируются двухъярусные гаражи-стоянки для автомашин. Такое решение улицы позволило полностью разделить транспортные и пешеходные потоки в общественной зоне и оказалось целесообразным как в функциональном, так и в технико-экономическом отношениях.
Ядро центра разделяется на три функциональные зоны: зону, включающую центральную городскую площадь, на которой располагается административное здание городских организаций, и эспланаду-бульвар с группой общественных зданий; зону культурно-зрелищной площади с театром, Дворцом культуры, трехзальным кинотеатром, городской библиотекой и примыкающим к этой площади центральным городским парком; зону главной пешеходной улицы с торгово-бытовыми предприятиями, объединяющую обе площади.
План общегородского центра
Панорама центральной части города с Нижнекамского водохранилища
В формировании архитектурного силуэта города большое значение имеют жилые дома высотой 25 этажей, стоящие вдоль главной переходной улицы и у центральной городской площади, обращенные в сторону Камы.
Центральная городская площадь предназначена для проведения демонстраций; на ней расположены также универсальный концертно-зрелищный зал и трибуны. С этой площадью связана и группа общественных зданий проспекта 50-летия СССР. Вдоль главной торгово-пешеходной улицы расположены общественные сооружения, предприятия торгового и бытового назначения, которые чередуются с высотными 25-этажными жилыми домами. Завершается композиция ядра центра культурно-зрелищной площадью; находящиеся на ней выразительные по пластике здания образуют запоминающийся силуэт застройки со стороны водохранилища.
Перспектива главной торгово-пешеходной улицы
Особенностью композиции центра является решение его как единого пешеходного пространства, связывающего в одном уровне все общественные сооружения. При этом пешеходам в основном отводится верхний этаж, а два нижних предназначены для транспорта, загрузочных помещений торговых зданий, гаражей и хозяйственных подъездов к жилым домам. В систему центра входят также крытый городской рынок и комплекс детского центра. Связь центра с промышленной зоной, кроме общегородских магистралей, обеспечивает система бульваров и эспланад вдоль Автозаводского проспекта.
БЛАГОУСТРОИСТВО, МАЛЫЕ ФОРМЫ АРХИТЕКТУРЫ
В архитектурную композицию застройки города органически включаются многочисленные элементы внешнего благоустройства, ландшафтной архитектуры, произведения монументально-декоративного искусства, торговая реклама и т. п. Большое внимание уделено также цветовому решению города.
В системе благоустройства и озеленения города большое значение имеют озелененные дворы. На них организуются детские игровые площадки, места для отдыха взрослых, занятий спортом и т. п.
В пределах строительных кварталов такие внутренние дворы объединяются пешеходными бульварами, которые способствуют единству архитектурно-планировочного решения микрорайонов.
Авторский коллектив ЦНИИЭП жилища разработал научно обоснованные архитектурные и технологические предложения по массовому изготовлению и применению в Набережных Челнах различных элементов благоустройства и малых архитектурных форм. Был сделан отбор более 120 изделий для применения в проектах благоустройства города; их рабочие чертежи откорректированы с учетом унификации и возможности серийного изготовления изделий на одном предприятии, а также наибольшей вариантности по внешнему виду и универсальности использования.
В Набережных Челнах на ЖБИ-210 создан специализированный участок по производству элементов благоустройства и малых архитектурных форм. Массовый их выпуск специализированным предприятием, обладающим высокой культурой производства и большими техническими возможностями, позволил не только улучшить качество элементов благоустройства, но и существенно снизить их стоимость.
Были разработаны также альбомы унифицированных площадок для жилых районов, в которые включено более 50 типов площадок различного назначения — детских игровых, для отдыха взрослых, спортивных и хозяйственных, различных по архитектурной композиции и конфигурации, что дает возможность использовать их в разных градостроительных ситуациях. Это позволило значительно сократить трудоемкость при проектировании застройки, достигнуть большей индивидуализации приемов благоустройства для разных участков и групп домов, хорошего качества проектов и высоких темпов строительства.
В 1975 году ЦНИИЭП жилища разработал сводное техническое задание на проектирование монументально-художественного оформления города Набережные Челны. Оно определяет — во взаимосвязи с архитектурой застройки и благоустройством города — размещение средств монументальной пропаганды и декоративной пластики, архитектурно-декоративного освещения, комплексное решение городской рекламы, средств наглядной агитации и пропаганды, а также генеральной схемы праздничного оформления города. Разработка такого задания, как это было сделано и для Тольятти, поможет объединить усилия многих организаций, участвующих в создании проектов художественного оформления города и их реализации, проводить всю эту работу в максимальной взаимосвязи с общей архитектурно-художественной идеей генерального плана города.
Проект размещения средств монументальной пропаганды и декоративной пластики будет, по нашему мнению, способствовать более успешному практическому решению вопросов синтеза произведений изобразительного искусства и архитектуры; достижению необходимой художественной выразительности комплексной застройки и всей архитектуры города. Это позволит так же проводить проектирование и размещение произведений монументального и декоративного искусства в соответствии с общим градостроительным замыслом.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
Проектирование застройки новой, северо-восточной, части города, население которой уже составляет около 150 тыс. человек, осуществляет коллектив ЦНИИЭП жилища. Будучи генеральным проектировщиком, институт ведет эту работу в содружестве с большим количеством проектных, научно-исследовательских, изыскательских и конструкторско-технологических организаций, число которых в разные периоды достигает нескольких десятков. Проекты головных сооружений города, таких как водозабор, ТЭЦ, очистные и другие устройства, выполняются под руководством Гипроавтопрома — генеральной проектной организации по промышленному комплексу.
За период с 1970 г. была разработана проектно-сметная документация на объекты, общая строительная стоимость которых превышает 800 млн. руб., причем около 75% всего объема проектирования выполнено коллективом ЦНИИЭП жилища. Связь заказчика с субподрядными организациями осуществляется через ЦНИИЭП жилища, который призван способствовать большей целенаправленности, проводимой ими работы.
Многолетняя практика деятельности ЦНИИЭП жилища в качестве генерального проектировщика городов Тольятти и Набережные Челны показала, что для обеспечения высокого уровня застройки и архитектуры города с учетом новейших градостроительных требований необходимы более совершенные организационные формы творческих работ и управления всем процессом проектирования. Так, решение инженерно-конструкторских вопросов проектирования и строительства города поручено высококвалифицированному специалисту, который был назначен главным инженером комплекса.
Для решения всех вопросов, содержащихся в Положении о генеральном проектировании, при главном инженере проекта города создано специальное подразделение, в обязанности которого входит: определение объемов, этапов и стоимости проектно-изыскательских, научно-исследовательских и конструкторско-технологических работ по каждой субподрядной организации и городу в целом, составление детальных тематических планов и графиков разработки документации с увязкой их на всех этапах проектирования; регулярное рассмотрение в процессе проектирования всех архитектурных и инженерно-технических решений для обеспечения их высокого качества и взаимной увязанности; выполнение функций заказчика по отношению к субподрядным организациям — выдача заданий и исходных Данных, прием и проверка изготовленной проектно-сметной документации и т. д.
Успешному осуществлению обширного комплекса работ по проектированию и застройке города способствует творческое содружество и взаимопомощь всех участвующих в этом деле организаций. ЦНИИЭП жилища удалось достигнуть такой взаимосвязи с проектными институтами, а также с представителями заказчика и строителями, которые активно участвовали в совместной разработке целого ряда практических рекомендаций по совершенствованию процессов строительства. Тесное сотрудничество со строителями позволило решить ряд проблем создания строительной индустрии города, в частности организовать производство элементов благоустройства и пр.
План детской площадки
НОВЫЕ СЕРИИ ЖИЛЫХ ДОМОВ
В существующей части города еще до начала нового строительства в течение нескольких лет работал завод ячеистого бетона, который выпускал изделия для домов серии 1-468. Его годовая мощность была рассчитана на обеспечение домов общей жилой площадью около 50 тыс. м 2. Однако изделия не отличались достаточно высокой степенью заводской готовности. Поэтому, по предложению ЦНИИЭП жилища, в 1971 г. была начата коренная реконструкция завода с расчетом организации выпуска изделий для усовершенствованной серии 1-468 БНЧ, увеличения мощности завода примерно втрое, а также строительства новых цехов для производства межкомнатных перегородок и выполнения всех операций по их отделке.
В проектах серии 1-468 БНЧ планировка квартир, их размеры и уровень комфорта достаточно полно отвечают требованиям нового СНиП. Проекты разработаны в виде типовых блок-секций. Предусмотрены также угловые блок-секции со сквозными проездами, что позволило строить дома сложной конфигурации и большой протяженности, характер архитектуры которых отвечает различным градостроительным требованиям. Конструктивная схема домов серии 1-468 БНЧ основана на широком шаге несущих стен; соответствие изделий общесоюзному сортаменту и каталогу обеспечивает возможность постоянной модернизации и улучшения планировочных решений, а также архитектуры домов без существенного изменения технологии заводского производства.
В 1972 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь завода крупнопанельного домостроения по выпуску изделий для 9-этажных жилых домов серии III-83, мощностью 120 тыс. кв.м. В проекте этого завода, разработанного Гипростройматериалами по заданию ЦНИИЭП жилища, заложен ряд новых принципов, способствующих решению градостроительных задач. Предусмотрено производство домов с вариантами фасадов – однорядной, двухрядной и Ш-образной разрезки с балконами, лоджиями и эркерами. Номенклатура принятых к производству изделий построена на разработанном ЦНИИЭП жилища общесоюзном сортаменте и позволяет осуществлять широкий набор секций, включая угловые под прямым углом, поворотные под углом 120°, секции по свободным открытым первым этажам (на колоннах), с проездами и сквозными проходами. Это позволило уже на первом этапе перейти к разработке на базе типовых блок-секций индивидуальных проектов домов для главной магистрали города.
В настоящее время на этом заводе начато освоение производства изделий для крупнопанельных домов повышенной этажности (12–16 этажей).
Для решения вопросов повышения качества строительства и постоянной взаимосвязи со строителями в Набережных Челнах созданы отделы института – конструкторско-технологический и авторского надзора. Конструкторско-технологический отдел занимается на домостроительных предприятиях города отработкой изделий крупнопанельных жилых домов серий III-83 и 1-464 БНЧ, элементов благоустройства, конструкций, а также технологии изготовления изделий по проектам, разработанным ЦННИЭП жилища.
Главной задачей отдела авторского надзора и рабочего проектирования, насчитывающего сейчас более 75 человек, является оперативное решение возникающих в ходе строительства вопросов, а также осуществление авторского надзора. Этот комплексный отдел ведет надзор за всеми процессами строительства – от нулевого цикла до завершения объекта. Ряд других проектных институтов: ЦНИИЭП учебных зданий, ЦНИИЭП торговых зданий и туристских комплексов и др. – имеют постоянных представителей на стройплощадке.
Все эти организационно-технические меры способствуют оперативности и комплексности выполнения проектно-строительных работ по такому крупному объекту, каким является г. Набережные Челны.
Строительство северо-восточной (новой) части города началось в марте 1971 г., а в конце того же года были сданы в эксплуатацию жилые дома общей площадью около 100 тыс. кв.м. Объемы строительства в этой части города начали быстро расти и сегодня оно ведется здесь на территории более 12 кв. км. Плановые задания на пятилетку по жилищному строительству в целом выполнены, причем большую помощь в этом оказали строители Москвы и Минпромстроя. Так, Главмосстрой поставил детали и построил за пятилетку свыше 470 тыс. кв.м жилой площади, а Камжилстрой Минпромстроя СССР – 120 тыс. кв.м.
Несмотря на огромные объемы осуществляемого строительства, в городе все еще не преодолен такой типичный для градостроительства недостаток, как сдача объектов в эксплуатацию без завершения предусмотренного проектами всего комплекса работ, особенно по благоустройству и озеленению территорий. Вместе с тем здесь в больших масштабах выполнено инженерное оборудование территории и дорожное строительство.
Качество строительства жилых домов в целом следует считать хорошим, хотя отдельные недостатки все же имеются. Для улучшения интерьеров жилых домов большое значение имеют проектные решения по отделке квартир, общественных помещений, лестничных клеток и входов в дома, содержащиеся в специальных альбомах, выпускаемых отделом интерьеров ЦНИИЭП жилища на каждый строящийся дом. В таком альбоме даются рекомендации по цветовому решению отдельных узлов, деталей и помещений дома, типы применяемых материалов, причем фактура и цвет отделки соответствуют образцам, отобранным архитекторами института на предприятиях-поставщиках.
За последние годы строители приняли ряд мер для ликвидации имевшегося отставания в строительстве школ и детских садов-яслей. По проектам, разработанным ЦНИИЭП учебных зданий, в новых районах построено и введено в эксплуатацию 9 школ на 14 тыс. ученических мест и 16 детских садов-яслей на 5 тыс. детей. Большая часть этих зданий получила хорошую оценку. Положительную оценку общественности получило качество проектного решения экспериментального детского сада-яслей на 320 мест, специально разработанного ЦНИИЭП учебных зданий для строительства в Набережных Челнах. За этот же период построено около двух десятков торгово-бытовых предприятий.
В 1975 г. было начато форсирование работ по благоустройству участков общественных зданий и жилых территорий. Несмотря на то, что заводское производство полной номенклатуры элементов благоустройства пока еще не налажено, выполненные работы по благоустройству оставляют хорошее впечатление, они придают своеобразие и выразительность группам домов и внутриквартальным территориям.
Строительство города продолжается, завершается создание ряда новых кварталов и комплексов. На десятую пятилетку предусматривается увеличение темпов строительства с учетом комплексного завершения первой очереди застройки города, создания общегородского центра и главных архитектурных ансамблей.
Проектирование и строительство крупного современного города Набережные Челны потребовало от коллектива проектировщиков напряженной творческой работы, оперативного решения множества возникающих в ходе проектирования и строительства вопросов, а также совмещения ряда стадий проектирования.
Главной задачей было объединение планировки и объемного проектирования в единый творчески и технический слитный процесс, который позволил не только выиграть время, но и избежать многих трудностей, вызываемых еще бытующим у нас отрывом планировочных работ от реального проектирования. Требовалось также активное участие совместно со строителями и заказчиками во всесторонней разработке вопросов создания и использования строительной базы, организации и осуществления авторского надзора.
На всех этапах проектирования авторский коллектив работал под руководством и в тесном творческом контакте с обкомом КПСС и Советом Министров Татарии, с местными партийными и советскими организациями, генеральной дирекцией КамАЗа, Камгэсэнергостроем, Госгражданстроем и Госстроем СССР.
Коллективом проектировщиков и строителей решались важные градостроительные проблемы, изыскивались пути комплексной высококачественной застройки города, его эстетического облика, внедрения в практику строительства последних достижений архитектурно-строительной науки, рационального использования выделенных на этот уникальный объект технических и экономических ресурсов. Застройка ггорода Набережные Челны еще не завершена. Идет напряженная творческая работа, формируются площади, магистрали, силуэт города. Но то, что сделано, вселяет уверенность, что город на величественной Каме будет достоин его строителей, строителей коммунизма.
Подборку материалов подготовили: архитекторы А. Константинов, И. Химушин; фото В. Иванова, В. Рождественского.
Валерий
орел комнатный
Дмитрий
Андрей
Андрей
Андрею
Андрей
Андрею
Андрей
Пенсионер
Фарид
Житель с 1967 года