Судебное заседание по делу скандального «Наследия» ожидаемо затягивается. Но теперь уже «по семейным обстоятельствам». На этой неделе, после почти полугодового чтения обвинительного заключения, наконец должны были перейти к допросу вкладчиков. Но суд перенесли из-за беременной Венеры Нурисламовой, которая слегла в больницу. Реакция потерпевших очевидна - процесс затягивают намеренно, а основатель «Наследия» Ринат Нурисламов уверяет, что «все идет в соответствии с законом».
Параллельно в Арбитражном суде идут разбирательства по банкротству. Процедура длится уже семь лет. Конкурсный управляющий заявляет, что не могут найти имущество, полиция не хочет заводить дело на должников, а к «субсидиарке» еще не всех привлекли. Тем временем сам он получил иск из-за «Наследия», а на его имущество теперь наложен арест. Подробности далее.
ФИГУРАНТЫ
«НИЧЕГО НЕ НАРУШАЕТСЯ. ВСЕ ИДЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ»
Судебное разбирательство по уголовному делу «Наследия» накануне почти приблизилось к допросу потерпевших, но столкнулось с препятствием.
С первого заседания прошло почти семь месяцев, оно состоялось 14 декабря. Все это время в суде зачитывали обвинительное заключение. Объем уголовного дела составляет 1128 томов. Для их транспортировки в суд потребовалась «Газель».
К назначенному времени пришли практически все фигуранты и их защитники. По делу проходит 11 человек: Ринат Нурисламов, Роза Хасанова, Ильдар Нигматуллин, Антон Иоффе, Гульшат Нурисламова, Рашит Хасанов, Елена Самойлова, Василий Чернышев, Гузель Гилязева, Гузель Сулейманова и Венера Нурисламова. В обвинении - сразу пять статей УК РФ: организация и участие в преступном сообществе, легализация и отмывание денег или имущества, преднамеренное банкротство, клевета, мошенничество в крупном и особо крупном размерах.
Не пришла на заседание только сестра Нурисламова – Венера. И, как оказалось, по уважительной причине. Адвокат выступил в суде с ходатайством и просил приобщить копию направления на госпитализацию Нурисламовой. В связи с беременностью женщина тем утром ложилась в больницу. К слову, срок у нее не маленький, а продолжительность госпитализации неизвестна.
Она же на первом заседании просила суд отсрочить производство по уголовному делу до момента, пока ее малышу (на тот момент ребенку был год) не исполнится два года. Однако ей отказали в ходатайстве – удовлетворение ее требований не предусмотрено законодательством, пояснила судья.
На невозможности проводить без Нурисламовой заседание настаивала гособвинитель и защитники. Подсудимые были согласны со своими адвокатами, а потерпевшие ответили кратко: «На усмотрение суда». В результате заседание отложили до конца июля.
Кроме того, стало известно, что произошла замена защитников у подсудимых Антона Иоффе и Гузель Сулеймановой.
После заседания Chelny-biz.ru попросил главного фигуранта дела Рината Нурисламова прокомментировать затянувшееся судебное заседание.
- А он затягивается? Он идет естественным путем. Ничего не нарушается. Все идет в соответствии с законом, - прокомментировал коротко основатель «Наследия».
ВКЛАДЧИКИ
«ВОСЕМЬ ЛЕТ ПРОШЛО. ДВОЕ МОИХ ЗНАКОМЫХ УЖЕ УМЕРЛИ. У НИХ СУММЫ БЫЛИ БОЛЬШИЕ»
К долгожданному для вкладчиков допросу так и не приступили, успели лишь установить их личности - пятерых, что пришли и были готовы отвечать на вопросы суда. Все – пенсионеры, около 70 лет. Самому старшему же пострадавшему в феврале исполнилось 78 лет.
Все произошло так быстро, что, выходя из здания, потерпевшие пребывали в растерянном состоянии. Поделились с изданием стойким ощущением – судебное разбирательство всячески затягивают.
Как рассказала одна челнинка, ее ущерб составил около 150 тысяч рублей. Вкладчиком был ее супруг, который скончался, и она стала правопреемником. С грустью на лице она поделилась, что теперь доверяет только «крупнейшему банку в России».
У другой потерпевшей сумма, как она сама отмечает, небольшая – 50 тысяч рублей.
- Но это мои деньги. Пусть и сумма маленькая по сравнению с другими. Восемь лет прошло. Двое моих знакомых (имеет в виду других пострадавших вкладчиков) уже умерли. Вот у них суммы были большие, - поделилась пенсионерка, пытаясь вспомнить обстоятельства тех лет. – Пришла, а мне от ворот поворот, как говорится. Потом там было закрыто и никого не пускали. После они вообще ушли, закрылся офис. А народу было… Восемь лет прошло. 15 апреля 2015 год. Если бы я еще где-то 25-го пришла, но у меня в договоре был написан срок.
Потерпевшие от дел восьмилетней давности переживают, что их подведет память на допросе. Отмечают, что доскональных подробностей уже не вспомнят. При этом одна из пострадавших отметила, что за день до заседания подготовилась к допросу и внимательно просмотрела документы. В целом пенсионеры с решительным настроем пришли в суд, что ощущалось даже в том, как они называли свои фамилии и прописки.
Поделился мнением с Chelny-biz.ru другой пострадавший вкладчик – Альфат Давлетшин. На последнее заседание он не пришел, так как до него еще не дошла очередь.
- Узнал через газету, у них «Полезная газета» была. Офис в 46-м комплексе. Узнал и решил попробовать вложить. Они так рекламировали его, якобы он надежный, застрахованный. Позиционировались так, что появлялось ощущение, что все будет нормально с деньгами. Тем более Ринат Нурисламов бывший депутат, из-за этого в том числе возникло доверие. И первые три года у них все нормально работало: были хорошие отзывы, - поделился потерпевший.
По словам Давлетшина, первый вексель у него появился в 2013 году. Сначала сумма была небольшой – 100 тысяч рублей. Однако позже он решил сделать вклад побольше. В результате его общий ущерб составил около трех миллионов рублей. Мужчина также рассказал изданию, что потерпевшей по делу «Наследия» проходит и его мать, которую он привел в сберегательную компанию.
- Конечно же, они будут сейчас всячески затягивать, оправдываться. Видите, у них то одна болезнь, то другая, то еще что-то. Я думаю, что затягивают специально, чтобы оттянуть оглашение приговора, - поделился мнением вкладчик. – На допросе постараюсь вспомнить. Больше семи лет прошло. Я помню, не все, но основную часть точно.
По официальной версии следствия, подсудимые работали шесть лет - с 2009 по 2015 годы. Соучастники открыли ООО «Набережночелнинская Сберегательная компания Наследие» и еще девять фирм, которые действовали по принципу финансовой пирамиды. Жертвами стали люди преимущественно преклонного возраста.
Принимали вклады в 13 городах России, обещали высокий доход. Деньги выводили через договоры займа с аффилированными компаниями, а их потом намеренно банкротили. До того, как преступная деятельность была пресечена силовиками, были обмануты 2 046 человек. Это жители Татарстана, Башкортостана, Марий-Эл, Удмуртской республики, а также Московской, Самарской, Тюменской, Нижегородской, Челябинской, Свердловской областей и Пермского края. Сумма ущерба по уголовному делу составила более 622 млн рублей. Свою вину обвиняемые не признают.
Ожидается, что судебное разбирательство растянется на несколько лет. При этом некоторые из представителей стороны защиты считают, что суду удастся справиться за год.
КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ
БАНКРОТСВО В СЕМЬ ЛЕТ И «НЕПРИНЯТЫЕ МЕРЫ»
«Наследие» было признано банкротом ровно семь лет назад – конкурсное производство было открыто в июле 2016 года. И продлевали его десятки раз, последнее решение Арбитражный суд вынес 21 июня. За длительность конкурсный управляющий Станислав Кузнецов сам получил иск и на его имущество наложили арест, но об этом ниже.
У Кузнецова несколько аргументов, почему производство невозможно завершить на данном этапе. К примеру, все еще не найдено имущество ООО «Лизинговая компания «Первая финансовая», правопреемником которого является «Наследие» - это два большегруза КАМАЗ. Аналогичная ситуация с ООО «Дельта-Диалог» - ведется розыск автомобиля Mitsubishi L200. Решается, кроме того, вопрос о привлечении к уголовной ответственности руководства ООО «Трансснабстрой». Кузнецов настаивает, что компания злостно уклоняется от погашения кредиторской задолженности. В полиции уже отказали, но прокуратура обжаловала решение. К слову, в 2022 году эта компания была объявлена банкротом. Другой должник – некая Резида Гаязова, которая задолжала «Наследию» 1,8 млн рублей. Женщина объявлена банкротом, «Наследие» направило заявление на включение в реестр требований кредиторов. Кроме того, конкурсный управляющий намерен привлечь к субсидиарной ответственности еще троих. Пока же таковыми являются Нурисламов, Нигматуллин и Хасанова.
А главное - не завершены расчеты с кредиторами третьей очереди. Сколько таковых и какова сумма к выплатам – Кузнецов не сообщает, в открытом доступе данных нет. Детали конкурсный управляющий обещает рассказать Chelny-biz.ru позже. Из публичных сервисов известно, что в первый год банкротства в реестр были включены требования на 200 млн рублей, дальше сумма увеличивалась. За время процедуры к «Наследию» через суды общей юрисдикции поступило 413 исков, заявителями выступили физические лица. Конкурсный управляющий провел 47 торгов. Выставлялись долги физлиц и некоторое имущество. Из того, что продали, например, – это Mercedes (за 2,5 млн рублей от начальной стоимости 4,3 млн) и офисное помещение в 200 «квадратов» (за 6,6 млн рублей вместо 6,3 млн). На конец 2021 года баланс юрлица составлял более 600 млн рублей – с начала процедуры сумма не изменилась.
Теперь о претензиях к Кузнецову. В апреле этого года некая Римма Насырова обратилась в суд с требованием наложить арест на средства и имущество конкурсного управляющего. Ее претензия – это 52 тысячи рублей. Женщина настаивает на том, что Кузнецов не принимает мер к должникам «Наследия», не проводит нужную работу, чтобы выявить подозрительные сделки и признать их недействительными. Интересно, что суд встал на ее сторону: наложен арест на 52 тысячи рублей. Сам Кузнецов в разговоре с Chelny-biz.ru сообщил, что Насырова хочет заработать на нем.
Chelny-biz.ru
Бывший опер
Иван.
Бывший опер
Житель
Бывший опер
Наблюдающий
Бывший опер