Новости
Подробно


Чаепитие под запрещенку, или Как в Челнах вербовали студентов в экстремистскую организацию

14.03.2023, 21:57

Вербовали на рынках и в мечетях, спасали бездомных студентов из Туркменистана и обхаживали чаепитиями… В Челнах завершился второй судебный процесс в отношении адептов и организаторов ячейки экстремисткой организации «Нурджулар»*. На скамье подсудимых трое – мужчины 40, 29 и 23 лет. Фигуранты дела тщательно подбирали людей в свою «банду» и настойчиво пропагандировали запрещенку. О том, как штурмовали «медресе» и задерживали членов организации, что говорили на допросе и как третий участник избежал реального срока – подробности в материале Chelny-biz.ru.

ОБВИНЕНИЕ

ТРОЕ ФИГУРАНТОВ: КАЗАНЬ - ЧЕЛНЫ

В уголовном деле экстремистов из «Нурджулар»* трое фигурантов –Хунар Агаев, Айдар Сагеев и Амрах Ахмедов. Первый - «куратор» движения в Казани, второй – лидер ячейки в Набережных Челнах. Последний активно участвовал, но до задержания стал игнорировать звонки своих «учителей». Этот факт спасет молодого человека от реального срока. Но об этом позже.

Агаеву и Сагееву вменяют ч. 1 ст. 282.2 УК РФ – организация деятельности экстремистского формирования. У Ахметова часть вторая – участие.  

Согласно версии следствия, Агаев и Сагеев под видом изучения Корана и турецкого языка собирали вокруг себя адептов и пропагандировали экстремистскую деятельность. В 2020 году Агаев, находясь в Казани, назначил в автоград куратора – Сагеева. Тот, удачно обосновавшись во втором по величине городе Татарстана, находил себе «единомышленников» и собирал в «медресе».

Чаепитие под запрещенку, или Как в Челнах вербовали студентов в экстремистскую организацию

КАК НАБИРАЛИ В «НУРДЖУЛАР»*

ПРОДАВЕЦ НА РЫНКЕ, ДАВНИЙ ЗНАКОМЫЙ И СТУДЕНТЫ

Большинство из тех, кто посещал собрания, были приезжие студенты с Востока. С ними знакомились в мечетях, невзначай заводили разговор на рынке. Участники тащили с собой на встречи однокурсников, давних знакомых, бывших одноклассников.

На этапе допроса у суда возникли сложности – некоторые из них уже покинули страну.

Один из первых допрошенных свидетелей сообщил, что знал Ахмедова около восьми лет – они познакомились на улице, пока гуляли в разных компаниях. Сделали совместное фото и подписались друг на друга в соцсетях. Несколько позже свидетель разместил пост про Ураза-байрам в мечети автограда, и на него откликнулся Ахмедов. Уже потом новые знакомые помогали в организации праздника. Молодые люди списывались в соцсетях, встречались в собственном кафе обвиняемого.

Чаепитие под запрещенку, или Как в Челнах вербовали студентов в экстремистскую организацию

Как-то летом 2020 года Ахмедов достал с полки в кафе некую книгу. Назвал автора турецким богословом, а его произведения достойными внимания. Свидетель вспомнил, что в мусульманских чатах автора относили к заблудшим и сказал об этом Ахмедову. Книга не вызвала интереса у свидетеля. Но Ахмедов не сдавался – начал звать его к себе в гости. Свидетель приходил смотреть телевизор, пить чай и общаться. В один из таких дней Ахмедов вновь потянулся к книжной полке и предложил прочитать урок по одной из книг. Свидетель позволил ему прочитать отрывок на русском и вскоре поход в гости стал превращаться в «курсы богословия». Ахмедов приобщил свидетеля к запрещенному автору. Осенью обвиняемый пригласил его на «уроки» к Сагееву.

У адептов был секретный чат с «секретным» названием - «Чайхона». Сюда попадали иногда и абсолютно незаинтересованные в движении люди. Один из таких свидетелей рассказал, что даже не помнит, как оказался в группе участников запрещенной «ячейки».

Чаепитие под запрещенку, или Как в Челнах вербовали студентов в экстремистскую организацию

Однако связующую «ниточку» все же обнаружили. Как рассказал уроженец Туркменистана, в 2018 году он приехал в Казань для обучения в институте, проживал в съемной квартире с бывшим одноклассником. Последний был знаком с одним из участников группы «Нурджулар»*. После того, как его добавили в чат, одноклассник свидетеля пояснил, что там договариваются с другими студентами о походах в кафе. В целом так и получилось, но вскользь разговоров один из парней показал свидетелю электронную обложку книги, предложив почитать ее. Так как произведение было на турецком, свидетель ничего не понял и вернул ему телефон. Также не понимал студент и арабский текст, на котором скидывали сообщения в чате. Через некоторое время он удалился из «Чайхоны» и переехал в Елабугу.

Другой свидетель, как и многие другие, приехал в Челны за образованием. Спустя два года у молодого человека сменился «ориентир»: он перевелся на другую специальность и начал интересоваться религией, посещать мечети автограда. В январе 2021 года после обеденного намаза у него возник вопрос, он обратился к одному из прихожан. Им оказался Сагеев. Свидетель все время обращался к нему с вопросами по правильному изучению религии – ему казалось, что тот хорошо разбирается в тонкостях вопроса. Пришел день, когда новый знакомый пригласил в гости попить чай и обсудить религию. Они были одни в квартире, когда Сагеев «похвастался» своей книжной коллекцией. Свидетелю книги показались интересными. С разрешения Сагеева он забрал их домой. После свидетелю пришло уведомление, что он стал участником группы «Чайхона».

Чаепитие под запрещенку, или Как в Челнах вербовали студентов в экстремистскую организацию

Молодой человек оказался полиглотом. Он свободно владеет турецким языком, а также изучает арабский. Неудивительно, почему Сагеев стал требовать у того, чтобы он чаще посещал занятия, получал на них все больше и больше знаний. У студента в то время были проблемы, однако личные переживания его «учителя» не беспокоили. Он заявил свидетелю грубо и требовательно, чтобы тот слушался только его. После конфликта студент удалился из общей группы. Молодой человек чувствовал, что им пытаются управлять, ощущал лицемерие от «главаря» движения. Свидетель выяснил, что перед тем, как привести нового человека, участники сообщали заранее Сагееву. Тот в свою очередь проводил проверку. Якобы только его слово было решающим – брать новых участников в свои ряды или нет.

Студент заблокировал личные контакты, а через пару месяцев узнал, что «Нурджулар»* признана экстремистской.

Чаепитие под запрещенку, или Как в Челнах вербовали студентов в экстремистскую организацию

Еще одного студента пригласил его знакомый. Однажды, когда он приехал в квартиру выпить чай со своими земляками, в помещении был и Сагеев. Последний предложил ему изучать турецкий язык, показал на шкаф с тремя книгами. Он указал на одну из них, в красном переплете. Но молодой человек не стал брать ее, и спустя время уехал домой. Вечером к нему в комнату зашел его знакомый и дал ту самую книгу. Сказал, что Сагеев передал ее, надо начать изучать. Несмотря на то, что, по словам допрашиваемого, турецкий очень похож на туркменский, он не стал ее читать. Убрал в дальний ящик.

У следующего свидетеля, возможно, знакомство с запрещенным движением могло бы и не состояться, если бы в 2020 году его не выселили из общежития. По его словам, одногруппники выпивали и шумели, за что и были выгнаны. Он попал в список только потому, что был их соседом по комнате.

Студент обратился к товарищу, который познакомил его с Сагеевым. Последний узнав о трудностях, предложил переехать к ним. Во время общения он заметил пристрастие Сагеева к движению «Нурджулар»*. Изначально идеология была незнакома студенту, но тот, кто его выручил с жильем, стал разъяснять содержание книг. Спустя время хозяин квартиры нашел другую жилплощадь, куда студента также пригласили переехать. По словам свидетелей, что приходили в гости, в одно время с Сагеевым жили около трех туркменов.

Чаепитие под запрещенку, или Как в Челнах вербовали студентов в экстремистскую организацию

Из истории следующего свидетеля известно, что Сагеев искал новых участников и при решении бытовых задач. Весной 2020 года на рынке он познакомился с продавцом, пока покупал у него ботинки. Под предложением укрепить знание ислама и изучить арабский язык, покупатель обменялся номерами с новым знакомым. Через пару недель Сагеев снова пришел к продавцу и предложил попить чай в кафе, а еще через неделю позвал к себе в гости.

ГДЕ И КАК ПРОХОДИЛИ ЗАНЯТИЯ

ТРЕХКОМНАТНАЯ КВАРТИРА, «ЧАЕПИТИЯ» И ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Участники запрещенного движения «Нурджулар»* называли квартиру, где собирали «медресе». Известно, что оно несколько раз переезжало.

Интерьер трехкомнатной квартиры описывали так: в спальне двухярусные кровати, учебная парта и стулья; в зальной комнате шкаф с книгами красного цвета около 30 штук, вдоль длинный диван, а на полу палас.

В личных переписках и группах собрания конспирировали под словом «чаепитие», чтобы не попасть в поле зрения правоохранителей. Участников призывали быть осторожными, не рассказывать о своем времяпровождении в этой квартире.

Чаепитие под запрещенку, или Как в Челнах вербовали студентов в экстремистскую организацию

«Преподавал» в Челнах Сагеев. Каждую встречу посвящали отдельной теме из запрещенных в стране книг. Свидетели отмечали, что Сагеев вел себя как преподаватель. Они садились на пол в виде полукруга в зальной комнате, а глава ячейки к ним лицом. Он говорил, какое именно «произведение» будут изучать. Начинал читать книгу на турецком, после прочитанного абзаца переводил на русский и объяснял. Узнавал у «класса», есть ли вопросы по пройденной теме. Всем было очевидно, что Сагеев руководит «учебным процессом», присутствующие слушали его с уважением.

Бывало, что участники должны были читать самостоятельно и по очереди. Кто-то находил текст в телефоне. Если делали ошибку или неправильно поняли смысл прочитанного, «наставник» всегда поправлял или сам начинал объяснять смысл отрывка. После «уроков» Сагеев задавал домашнее задание – повторить пройденное и перевести индивидуальный (указанный им) абзац, а также пересказать.

Как рассказывал один из свидетелей, при знакомстве с Сагеевым в глаза ему бросилось гладковыбритое лицо, несвойственное для мусульман. Обвиняемый владел арабским, турецким, татарским и русским языками. Все участники называли его «Айдар абый», подчинялись и слушали как духовного наставника.

Чаепитие под запрещенку, или Как в Челнах вербовали студентов в экстремистскую организацию

На вопрос одного из участников, действительно ли данные книги запрещены в России, отвечали, что незаконными считаются только те, что изложены на русском языке – переведенные. Объясняли так – читают они книги на турецком, значит изучение является законным. По словам одного из свидетелей, на собраниях никто не говорил, что они относятся к «Нурджулар»*, однако все понимали, что входят в число данной запрещенной группы.

При допросе свидетели отмечали, что Сагеев не собирал и не требовал деньги у участников. Максимум – на собрания приносили гостинцы к чаю.

Кроме того, один из гостей сообщал, что к Сагееву на «уроки» приходили даже школьники.

Участников возили в Казань на «уроки» к Агаеву, который курировал незаконное движение в столице Татарстана. Объясняли, что там тоже есть «братья», которые читают ту же литературу. Агаева называли «Абдуллой». Сагеев через видеозвонок связывался с «начальством» и показывал, как проходит собрание. Тот в свою очередь хвалил и спрашивал, как у них дела.

Чаепитие под запрещенку, или Как в Челнах вербовали студентов в экстремистскую организацию

КАК НАКРЫЛИ ЭКСТРЕМИСТОВ

ШТУРМ СИЛОВИКОВ, ДОПРОСЫ, СУД

В конце ноября 2021 года задержали членов экстремистского сообщества. Спецоперацию проводили сотрудники ФСБ.

Агаева, Сагеева и Ахмедова доставили в горсуд для избрания меры пресечения по ходатайству следственных органов. Всех троих заключили под стражу, однако спустя время Ахмедову назначили домашний арест.

Агаев при допросе не соглашался с предъявленным обвинением и отказывался от дачи показаний против себя самого, ссылаясь на статью 51 Конституции РФ.

Согласно показаниям местного главаря движения, во время обучения в вузе в Казани он познакомился с гражданином Туркменистана, который познакомил его с другими туркменами, некоторые из них был из Челнов. Сагеев подрабатывал написанием контрольных работ по черчению, математике студентам.

В автоград переехал, чтобы поступить в университет, но позже отказался от этой идеи и просто жил в Челнах. В то время он восстановил старые связи с туркменами. Снимал квартиру и приглашал знакомых для общения, кто-то к нему приходил за помощью с подготовкой чертежей.

У знакомых туркменов возникли проблемы с регистрацией – не хватало мест в общежитии. В связи с этим он смог договориться с хозяином новой квартиры о совместном проживании и регистрации этих знакомых. После полугода они съехали. По его словам, к нему приходили другие студенты, но общались они только на бытовые темы. Сагеев отметил, что знает Агаева как давнего знакомого. Отрицал, что проводил уроки для мусульман и утверждал, что изучает религиозную литературу, а именно Коран, тафсиры. Подтвердил, что изучал труды запрещенного автора на турецком языке. Литературу приобрел в Турции. В группах (их было две, одна из них «Чайхона»), по словам обвиняемого, он обсуждал досуг с участниками, отправлял выдержки из трудов незаконного автора, но какой-либо цели не преследовал. Факт существования «Нурджулар»* не признает и отрицал, что состоит в какой-либо организации.

Чаепитие под запрещенку, или Как в Челнах вербовали студентов в экстремистскую организацию

Согласно показаниям обвиняемого Ахмедова, с Сагеевым и Агаевым он общался на религиозные темы с лета 2020 года. За несколько недель до задержания молодой человек осознал, что те пропагандируют запрещенное учение и состоят в организации «Нурджулар»*. В интернете фигурант прочитал, что за это привлекают к уголовной ответственности. Стать подсудимым Ахмедов не хотел и решил прекратить общение с «учителями». На предложения Агаева о встрече он отказывался под разными предлогами.

Ахмедов также сообщил, что у него изъяли запрещенные законом брошюры на русском языке и около девяти книг на турецком. Большинство из них он приобрел в Турции, одну ему передал Сагеев.

ПРИГОВОР

РЕАЛЬНЫЕ СРОКИ И УСЛОВКА

Накануне фигурантам вынесли приговор. Двое получили по два с половиной года в исправительной колонии общего режима, а Ахмедов – год с половиной условно.

Во время прений сторон гособвинение по уголовному делу запросило сроки: Агаеву - восемь лет, Сагееву - семь, Ахмедову - четыре года. Об этом сообщил помощник прокурора автограда Амир Абдулвагапов.

Чаепитие под запрещенку, или Как в Челнах вербовали студентов в экстремистскую организацию

Защита в свою очередь просила полностью оправдать обвиняемых - фигуранты причастность к преступлению не признали.

Агаев и Сагеев ожидали приговора в СИЗО, а Ахмедов под домашним арестом.

ЧТО ИЗВЕСТНО О «НУРДЖУЛАР»*

ЧЕТКАЯ СТРУКТУРА И СВЯЗЬ С БАНДФОРМИРОВАНИЯМИ

«Нурджулар»* - организация, которая еще в 2008 году на территории России была признана экстремисткой. Считается, что это турецкая религиозная секта с довольно жестким контролем своих адептов. Завербованные в конечном счете могут стать участниками бандформирований.

Адепты «Нурджулар»* активно собирают информацию регионов в политической и экономической сферах, а предпочтение отдают таким, где присутствует тюркоязычное население. По мнению силовых служб, в России эта организация имеет четкую структуру и цель. За каждым регионом закрепляется «филиал», ответственный за распространение незаконной идеологии. Деятельность фондов контролируется вышестоящими лицами - они регулярно приезжают с инспекциями.

Чаепитие под запрещенку, или Как в Челнах вербовали студентов в экстремистскую организацию

Ячейки экстремистских сообществ уже выявлялись на территории Татарстана - силовики ликвидировали незаконные объединения в Казани и в Набережных Челнах. Причем в автограде в качестве адепта была осуждена 62-летняя женщина – это Накия Шарифуллина, дважды попавшаяся на участии в запрещенной организации. Она собирала аналогичные посиделки в конспиративной квартире – участники изучали экстремистскую литературу и пропагандировали идеи «Нурджулар»*. На суде защита пенсионерки безуспешно пыталась доказать, что «кроме изучения Корана женщина ничем не занималась». В первый раз Шарифуллина отделалась штрафом, во второй - ей назначили условный срок.

Chelny-biz.ru

*Признана в России экстремисткой организацией

Не теряйте связь с новостями.
Дзен.Новости
Комментарии
15.03.2023, 11:56

Вот вам и студенты с Востока.. Думаю это не последний случай
15.03.2023, 13:47

Во время прений сторон гособвинение по уголовному делу запросило сроки от 5 до 8 лет?
15.03.2023, 18:47

Я, конечно, извиняюсь, но что противозаконного сделали эти люди? Тут вон Шаймиев ребёнка чуть не покалечил, так у органов к нему претензий нет. А здесь люди книжки читали, так сразу на нары.
16.03.2023, 08:28

Житель города

Вот ты мочишь! Просто книжки читали... Уважаемый, это экстремистская литература и цель ее изучения всем давно известна, ты как вчера родился. Сегодня читают, завтра вербуют, потом теракт и т.д. Ты не успеешь оглянутся как это не дай Бог произойдет. Если мы всем разрешим "просто" читать такую литературу как ты сказал, то придет день, когда у нас сотрудников ФСБ не хватит всех ловить, когда они будут уже убивать и взрывать!
16.03.2023, 22:52

А какую «такую»? что вообще написано в этой литературе? Там содержится призыв к насилию? Почему этого никогда этого не говорят? Почему в статье об этом ни слова? Вы читали? Я нет. Поэтому оценить не могу. Просто говорят - нам не нравится, что ты это читаешь. Нынешней власти в целом не нужны читающие люди. Нужны те, кто Бузову в инстаграме смотрят. « Сегодня читают, завтра вербуют, потом теракт и т.д.» Ну, пока у нас взрывает только «тихий молодой человек» из «положительной семьи». Книжки он точно не читал.
15.03.2023, 19:32

почему мало дали..еще и студентов-иностранцев подстрекали
15.03.2023, 20:06

Вот в этом вопрос почему мало
15.03.2023, 21:25

а что, студенты дверь не открывали? красивое видео
15.03.2023, 21:26

приехали. экстремизм под видом религии
16.03.2023, 10:45

Напились чая 1,5 - 2,5 годиков)
17.03.2023, 19:09

Владимир

Посиделки до добра не доведут. Бандеровское течение тоже начиналось с посиделок русских во Львове., когда польский генерал, которого изгнала царская Россия обратно домой решил отомстить. Тогда ещё слово украинец никто не знал. Но этот генерал , начал лапшу вешать, одурманивать русских людей. Шили вышиванки, водили хороводы и превратились в украинцев. , сами не заметили. А потом национализм, Уно , Шухевичи и т.п
21.03.2023, 07:26

Во всем мире нет запрета на чтение этих книг, а в России запрещают. Турецкий президент называет автора книг совестью нации. В статье ни слова о последствиях чтений данных книг. Люди годами читают судя из статьи и ни про кого не написано, что он совершил какой нибудь теракт или нарушил закон. Просто тупо сажают за чтение.
21.03.2023, 07:26

Во всем мире нет запрета на чтение этих книг, а в России запрещают. Турецкий президент называет автора книг совестью нации. В статье ни слова о последствиях чтений данных книг. Люди годами читают судя из статьи и ни про кого не написано, что он совершил какой нибудь теракт или нарушил закон. Просто тупо сажают за чтение.
22.03.2023, 11:46

Вербовали на рынках и в мечетях совершать страшные преступления - чай пить и книжки читать. Оруэл вам в подарок.