Новости
Подробно


«Четвертая рота»: главарь крупнейшей наркобанды из Челнов пошел под суд

20.01.2023, 19:37

Последний главарь ОПС «Четвертая рота» Владислав Ерыпалов предстал пред судом спустя 10 лет, проведенных в бегах. Его задержали в Москве при помощи программы по распознаванию лиц. «Четвертая рота» несколько лет снабжала Набережные Челны наркотой – поставки в Татарстан шли из республики Кыргызстан. На счету ОПС 16 преступлений, связанных с незаконным оборотом запрещенных веществ в особо крупном размере и контрабанда. За всю историю существования татарстанские наркобароны сбыли порядка 50 килограммов наркотиков, заработали десятки миллионов рублей и загубили бессчетное количество человеческих душ. Устойчивый канал сбыта накрыли сотрудники наркоконтроля еще 10 лет назад, некоторые из подельников уже успели выйти на свободу. О том, как возникла и как «схлопнулась» одна из самых известных наркобанд Челнов – в материале Сhelny-biz.ru.

КАК ФОРМИРОВАЛАСЬ «ЧЕТВЕРТАЯ РОТА»

10 лет назад сотрудники наркоконтроля накрыли одну из самых осторожных и масштабных банд, которая «барыжила» наркотой на территории Набережных Челнов четыре года. Тогда двум подельникам так называемой «Четвертой роты» удалось скрыться от правосудия. Один из них – челнинец Владислав Ерыпалов по кличке Валиджон, руководитель целого структурного подразделения группировки, он десять лет провел в бегах. В этом году он все же оказался на скамье подсудимых. Но обо всем по порядку.

Фото: © Sputnik / Андрей Архипов
Фото: © Sputnik / Андрей Архипов

История наркобанды началась в 2006 году, когда в Набережные Челны приехал гражданин Кыргызстана Абдулатиб Козубаев по кличке Алик. Он собрал под свое крыло друзей, среди которых были и его земляки, и организовал четко структурированное преступное сообщество. В группировке царила безукоризненная иерархия – костяк наркосообщества состоял из трех бригад, все роли между подельниками были четко распределены. Первая бригада отвечала за закуп наркотиков в Кыргызстане, вторая поставляла их в Россию, а третья занималась распространением в Казани и Набережных Челнах. Якобы именно эту структуру было поручено создать и довести до автоматизма челнинцу Владиславу Ерыпалову, который в последствии стал одним из главных помощников Алика. Свою незаконную деятельность он проворачивал вместе со своими знакомыми, которых позвал к себе в команду. При всем разнообразии наркотиков выбор пал на героин и гашиш. Именно эти вещества, по логике Алика, были одними из самых прибыльных. К тому же, достать их в Кыргызстане тогда не составляло особого труда.

Схема была довольно простая – по версии следствия, Ерыпалов получал товар от Козубаева, вез в гараж (который специально арендовал напротив Мензелинского тракта), затем расфасовывал их на более мелкие партии и передавал по цепочке. Он брал 250 рублей за грамм гашиша и 400 рублей за грамм героина. «Коллеги» же, в свою очередь, накидывали свой процент за смертельный груз. Всю выручку передавали либо непосредственно своему лидеру, либо переводили на счета в Кыргызстан за новые поставки наркоты. Они же и искали своих будущих жертв – другими словами, потребителей.

Фото: Пресс-служба УМВД России по Тамбовской области
Фото: Пресс-служба УМВД России по Тамбовской области

К 2008 году наркосеть набрала свои обороты и успела расшириться до целого организованного преступного сообщества. Алик нанимал все новых подельников, руководя их работой преимущественно по телефону. Так, в том же году к этой компании присоединился еще один гражданин Кыргызстана, который в последствии возглавил там подразделение. Они также закупали и расфасовывали наркотики: товар взвешивали и помещали в удобные для этих целей упаковки и передавали их наркокурьерам для контрабандного ввоза на территорию России. Реализовывали товар из расчета 9000 долларов за один килограмм героина, что, согласно официальному курсу на то время, было порядка 200 тысяч рублей, и 4000-4500 долларов за один килограмм гашиша (примерно 94 тысячи рублей).

МАРШРУТ СБЫТА: КЫРГЫЗСТАН - ЧЕЛНЫ

«Работников», которые бы подходили на роль наркокурьеров, искали тщательно. Так, к середине 2008 года Алик привел в команду женщину - она перевозила зелье в специальном фартуке под одеждой. Маршрут преступники выбрали замысловатый: упаковывался товар (до шести килограммов) в городе Ош, затем его везли в Бишкек, потом в казахстанский Петропавловск, дальше – через Курганскую область в Уфу и уже оттуда в Набережные Челны. Курьер садилась в поезд Петропавловск-Уфа, который делал пятиминутную остановку на таможенном посту на границе Казахстана с Россией. Но небольшая по времени остановка затрудняла контроль, и таким образом только в 2008 и 2009 году за 12 подходов (с перерывами примерно в месяц) она ввезла на территорию России порядка трех килограммов наркотиков.

© РИА Новости / Табылды Кадырбеков
© РИА Новости / Табылды Кадырбеков
 

В Уфе ее встречал лично Алик, который организовывал трансфер до Челнов на машине. Там женщину, как и других наркокурьеров, размещали в конспиративных квартирах. Они находились в 17-м комплексе пос. ЗЯБ. Группировка в принципе была хорошо оснащена – несколько арендуемых жилых помещений, переносная компьютерная техника, телефоны, а также специальные технические средства фиксации разговоров и прочее. К слову, сим-карты регистрировались на совершенно посторонних лиц, а сами мобильные частенько меняли, чтобы обеспечить себе безопасность.

Чтобы повысить конспирацию, группа разработала свой набор условных терминов – кодовых слов. Например, «полбочки краски» – это полкило наркотического вещества. Также в обиходе преступники часто использовали фразы «зеленый чай», «белое мясо», «баранина», «товар с четвертой роты», «сертификат». А вот фраза «уехал в Сочи» значила ничто другое, как задержание сотрудниками правоохранительных органов. Коллеги по цеху, как в лучших фильмах про преступников, называли друг друга исключительно по кличкам.

НА ЧЕМ ПОГОРЕЛИ ПРЕСТУПНИКИ

Преступную деятельность группировки, которая отличалась доведенной практически до автоматизма конспирацией, все-таки удалось пресечь. Одной из первых задержали женщину-наркокурьера, которая успела к тому времени в очередной раз пересечь две государственные границы. Преступницу, как говорится, поймали с поличным – при задержании на ее теле обнаружили пояс с двумя килограммами наркотиков. К слову, на суде она до последнего не признавала своей вины: якобы она всего лишь передавала своим земляками гостинцы – финики, сладости и лепешки.

Фото: © KM.RU, Алексей Белкин
Фото: © KM.RU, Алексей Белкин
 

Поймали и мужчину, который «трудился» в структуре челнинского Валиджона. В ноябре 2009 года он через посредника передал наркотики потребителю, который, как выяснилось позднее, был в связке с сотрудниками наркоконтроля. Они проводили оперативно-розыскные мероприятия - накрывали одну поставку за другой и постепенно приближались к главарям «четвертой роты».

Владислав Ерыпалов после известий о том, что его подчиненный попался в руки силовиков, переехал в Казань. Он решил не завязывать со своей криминальной деятельностью, а наоборот, поспешил открыть новый канал сбыта наркотиков. Он по-прежнему оставался в подчинении Алика. Более того, по версии следствия, Валиджон расширил товарную линейку и закупил в Санкт-Петербурге кокаин и МДМА. К счастью, планы «предпринимателя» накрылись – сбыт быстро пресекли. Правда, Ерыпалов, по свидетельским показаниям, все-таки успел неплохо заработать – на вырученные деньги он приобрел три спортивных автомобиля и внедорожник, которые предусмотрительно оформил на родственников и знакомых.

КАК СУДИЛИ «ЧЕТВЕРТУЮ РОТУ» 

Расследование уголовного дела «Четвертой роты» заняло 1,5 года. Шестерых членов международного преступного сообщества Верховный суд РТ 11 лет назад приговорил в общей сложности к 77 годам тюремного заключения. Всего по этому делу к ответственности привлекли 10 человек. Один из участников наркосообщества умер в ходе следствия от последствий употребления наркотиков, двое организаторов на момент следствия – Махмуд Турсунов и Владислав Ерыпалов – находились в федеральном розыске. Десятый член банды, участник боевых действий в Афганистане, заключил сделку со следствием. Он был приговорен к шести годам колонии строгого режима. Сам Абдулатип Козубаев получил за организацию наркосообщества, контрабанду и сбыт наркотиков 15 лет. О судьбе Махмуда Турсунова по-прежнему ничего не известно.

«Четвертая рота»: главарь крупнейшей наркобанды из Челнов пошел под суд

А вот Владислава Ерыпалова, который находился в бегах больше десяти лет, удалось задержать благодаря программе по распознаванию лиц. «Большой брат» обнаружил его в Москве. Сейчас он находится под стражей. Разбирательство по его делу проходит в Набережночелнинском горсуде.

Анастасия Клевцова

Не теряйте связь с новостями.
Telegram
Комментарии
21.01.2023, 21:08

Наркоман всё равно сдаст когда нибудь, на него и ловят..
21.01.2023, 22:01

Челнинец

Я на днях совершенно случайно наблюдал за вполне интеллигентными молодыми людьми, которые попались с 'неизвестным веществом" в коробке от сигарет. По моему мнению, основная причина в том, что в нашем городе им просто-напросто не хватает мест для нормального времяпровождения в свободное от работы время..
23.01.2023, 11:34

Ну да, в Питере нет наркоманов, там все по театрам и в музеях сидят
25.01.2023, 04:12

Для изучения закоулков души града Питера нужен новый Достоевский - такой ответ Вас устроит?
23.01.2023, 10:39

9000 долларов =200000 рублей 4000 долларов=34 000рублей)чет не сходится
23.01.2023, 12:00

Тоже обратила внимание на эту не стыковку. Если с арифметикой не дружат, то хотя бы логику включали: если 9000 $=200 тыс.руб., то 4500 $, т.е.половина, будет= 100 тыс.руб. И ещё: товар упаковывался до 6 кг, затем женщина- курьер перевозила его. Всего за 2 года она сделала 12" подходов" и ввезла всего около 3 кг. наркоты. причём поймали её с 2-мя кг. Выходит все 2 года она ввозила всего по 100 грамм??? Как то маловероятно- возила по 100 грамм, а попалась с 2 кг.