История ОПС «Тагирьяновские» подходит к своему финалу: не получив выкупа за Виктора Фабера, преступники решают похитить бизнесмена из Набережных Челнов Булата Баязитова, который стал последней жертвой кровавого альянса. Расследование его похищения, которое длилось несколько месяцев, вбило последний гвоздь в крышку гроба челнинской группировки.
Попав в плен к бандитам, Булат Баязитов в мельчайших подробностях запоминал голоса своих похитителей, обманывал бандитов, чтобы иметь малейшую возможность увидеть их лица. За три месяца заключения его прятали в четырех разных квартирах. Он пережил неудачный побег, но в конечном итоге оперативники вызволили его из заточения. Живым. В последствии именно его показания помогли упрятать главарей банды за решетку.
ЧЕМ БАЯЗИТОВ НЕ УГОДИЛ ТАГИРЬЯНОВУ
Эдуард Тагирьянов, который имел долю в развлекательном бизнесе (казино «Парадайз»), был частым гостем ночного клуба «Цунами». В один из зимних дней он пришел в клуб, «поправить» здоровье. Зайдя в помещение, Бармалей приметил девушку, которая мирно сидела за столиком. Он решил с ней познакомиться, но дама не прониклась обаянием Тагирьяна и «отшила» навязчивого ухажера. У них завязалась перепалка, Тагирьянов, который ранее неоднократно поднимал руку на дам, ударил женщину кружкой. Охрана заведения выгнала его из клуба и вызвала милицию. Дебошира отвезли в отделение. Вскоре Бармалея отпустили, и он захотел лично извиниться перед дамой. Придя к ней с цветами, он объяснил свое поведение тем, что был пьян. А когда он под градусом, то бывает излишне вспыльчив. Приняв извинения, женщина забрала свое заявление из полиции.
Позднее Тагирьянов узнал, что владельцем «Цунами», в котором он успел отличиться, был Булат Баязитов, успешный бизнесмен (после продажи бизнесмену Денису Нитенко клуб сгорел). Наведя справки, лидер группировки выяснил, что он, вдобавок ко всему, был соучредителями завода «Алиса» (производство газированных напитков) и фабрики «Булай» (производство кондитерских изделий). Так как предыдущее дело – похищение и убийство Виктора Фабера – не поправило его финансового положения, Тагирьянов решает похитить бизнесмена. Решив, что за его жизнь можно выручить неплохие деньги, банда принялась за разработку плана.
КАК ГОТОВИЛИСЬ К ПОХИЩЕНИЮ
Взвесив все «за» и «против», Эдуард Тагирьянов озвучил своему бессменному киллеру Олегу Дацко приказ – похитить Баязитова. Тот назначил исполнителей: директора «Булая» должны были выкрасть Бабков, Дацко и Хузин. Бандитам уже было известно, что Баязитов владеет клубом «Цунами», поэтому начать слежку решили именно оттуда. На наблюдение Дыца поставил своих соратников – Василия Суэтина, Рината Телебаева, Альберта Хузина и Сергея Бабкова. Они снимали предпринимателя на видеокамеру, а кассеты передавали Дацко, который анализировал отснятый материал. Так, они выяснили, что Баязитов выезжал из своей квартиры в 4-м комплексе ГЭСа примерно с 7 до 9 часов утра, шел к автостоянке, которая была в 300 метрах от дома, садился в свой «Инфинити» и ехал в бассейн «Дельфин», где плавал минут 40. Вечером каждого дня он бывал в развлекательных клубах города – либо в «Батыре», либо в «Цунами». Домой возвращался поздно. Телохранителей у бизнесмена не было.
Специально для содержания Баязитова группировка не стала снимать квартиру: держать его планировали сначала в квартире своего «коллеги» по разбою в 53-м комплексе, затем было решено менять места дислокации, чтобы запутать следы и не вызывать подозрений. К слову, удерживать заложника они планировали не больше полугода.
Дацко договорился с Тагирьяновым о том, что будет докладывать лидеру практически о каждом шаге. Тагирьянов контролировал весь процесс подготовки к похищению, а позднее и сам вел переговоры. Все поручения лидера ОПС Дацко записывал на листочках бумаги. Писать приходилось быстро, чтобы ничего не упустить, так как Тагирьянову совершенно не нравилось, когда его спрашивают об одном и том же несколько раз. Позднее Дацко попросил переписать черновики в тетрадку своего «коллегу», который обладал каллиграфичным почерком, постулаты с указаниями Дыца оставил в гараже «Лада-2».
Когда вся информация на Баязитова была собрана, Дацко, Хузин и Бабков разработали план похищения. Самым удобным моментом они посчитали время, когда бизнесмен возвращался ночью с автостоянки домой.
КАК ПОХИЩАЛИ
7 июля 2003 года примерно к шести часам вечера Ренат Телебаев подъехал на стоянку и стал ждать, когда приедет «Инфинити». Василий Суэтин, не отходя от плана, следил за улицей Ямашева, чтобы предупредить, если вдруг появится полиция. Эта улица как раз проходила рядом с местом похищения. На горизонте преступников Баязитов появился в районе полуночи, он поставил машину на стоянку и пошел в сторону дома. Когда прошел мимо «тагирьяновской» «буханки», Телебаев подал сигнал своим подельникам по рации и уехал.
Дацко, Бабков и Хузин подъехали к бане, которая находилась вблизи дома бизнесмена. Когда Баязитов поравнялся с авто преступников, Дацко и Бабков выскочили из машины и повалили предпринимателя на землю. Бабков одел на Баязитова наручники и закинул жертву в авто. В машине на голову похищенного натянули маску, чтобы тот ничего не видел. Заложника отвезли в район Лесоцеха. Суэтин сопровождал машину с уже похищенным Баязитовым до берега Камы. О том, что задача выполнена и Баязитов похищен, Дацко отчитался по телефону Тагирьянову.
Место выбирали заранее, главный критерий – чтобы его было сложно запеленговать. По приезду на точку, бандиты спрашивали о том, с кем он общается и работает в правоохранительных органах, административных учреждениях и в криминальных кругах. Баязитов рассказал о том, какие обороты в фирмах и сколько они зарабатывают.
Там же бандиты и сообщили, что, если бизнесмен хочет выйти на свободу, то должен будет заплатить выкуп – 3,5 миллиона долларов. Срок – один месяц. Тагирьянов в телефонном разговоре с Баязитовым разрешил ему позвонить своему компаньону по бизнесу. Пленник сообщил, что его похитили, когда он шел домой и что за его освобождение нужен выкуп, дальше он перезвонит и скажет, куда перевести деньги. На другом конце провода компаньон попросил передать трубку похитителям, но Дацко не стал с ним разговаривать и просто выключил телефон.
ГДЕ ДЕРЖАЛИ В ЗАЛОЖНИКАХ
За все время (с 7 июля до 27 сентября 2003 года) Булата Баязитова держали в четырех разных квартирах – в домах 53/21, 17/01, 52/14 и 49/27. Все квартиры, за исключением в 53/21, снимал Дацко по поддельным паспортам. Их он покупал у алкоголиков на рынках, вклеивал свои фотографии, а после того, как оформлял договор на съем, сжигал документы.
Сразу после похищения Баязитова доставили в двухкомнатную квартиру Алмаза Яруллина в 53-м комплексе, где его продержали несколько дней. «Тагирьяновские» забрали у него бумажник с деньгами (там было около 43 тысяч рублей – ему как раз вернули долг), ключи, часы и сложили в полиэтиленовый пакет. Заложника приковали наручниками к батарее в спальне, заблаговременно обмотав трубу тряпкой и скотчем сверху, чтобы не было шума от движения наручников. Так они делали в абсолютно каждой квартире, где удерживали бизнесмена. Его телефон, который также был при нем, отвезли в сторону Елабуги, оттуда сделали пару звонков компаньону Баязитова и выкинули.
На первой квартире бизнесмена охраняли Суэтин, Пинкин и Дзюбник. На содержание пленника Дацко оставлял по 10-15 тысяч рублей, он поручил «молодым» следить за его здоровьем. Для общения между своими Дацко раздал соратникам симки, которые были оформлены по утерянному паспорту мужчины, запретил своим коллегам общаться с пленником, велел только кормить его и промывать глаза.
Вторым местом дислокации стала квартира в доме 17/01. На этот раз к охране Баязитова привлекли Данилевича и Пинкина. В 17-м комплексе его продержали около недели.
Когда Баязитова перевозили с квартиры на квартиру, то ни названия улиц, ни проспекты не назывались, чтобы скорректировать маршрут водителя, говорили только «направо», «налево» и «разворот». На заправках и у магазинов «тагирьяновские» тоже не останавливались, они старались вести себя как можно аккуратнее – в это время как раз задержали Суэтина, Телебаева, Казакова и самого Тагирьянова (Сам Баязитов, спустя годы расскажет в интервью Chelny-biz.ru: «На третий день после моего похищения Тагирьянова арестовали. Но до этого он дал своим людям распоряжение – держать меня до последнего. Он думал, что деньги сделают все, и его выпустят на свободу. Его подчиненные тоже ждали этого. Но Тагирьянова так и не освободили»).
Транспортировку осуществляли на двух автомобилях и исключительно ночью – одна шла впереди с рацией и следила за тем, чтобы не нарваться на сотрудников полиции. В ночи Баязитова отстегивали от батареи, выдавали ему обувь, на глаза клеили лейкопластырь, сверху одевали темные очки, а на голову – бейсболку. Друг друга преступники не называли по именам, а только «первый», «второй», «третий». Каждый раз, когда Баязитова перевозили, Дацко оставлял деньги, чтобы «охранники» покупали еду и содержали похищенного.
Из 17-го комплекса Баязитова в 52-й. Там его держали около месяца. Хозяйка квартиры, которую бандиты снимали, наведывалась с визитами четыре раза. В эти дни Баязитова закрывали в ванной комнате, включали воду, одевали наручники и затыкали рот кляпом, чтобы исключить провала. Женщина не догадывалась о том, кому она сдала жилье. Но похитители не стали дальше рисковать (слишком часто наведывалась) и перевезли Баязитова в 49/27. Там они держали его до момента освобождения. Спустя месяц после похищения, Баязитов попросил связаться с родственниками, но ему ответили отказом. Тогда заложник попросил написать им письма и сообщить, что живой. Ему выдали тетрадь и ручку, а после сказали, что послания до адресатов дошли.
Глаза Баязитова все время были замотаны марлей, а сверху – скотчем. Повязку снимали только тогда, когда надо было обработать заваркой глаза. Пленник пошел на хитрость – он специально сказал, что у него проблемы с глазами, чтобы повязку сильно не затягивали. Так заложнику удавалась отклеить полоску лейкопластыря, которая примыкала к носу и в щелку наблюдать за происходящим. Баязитову удалось запомнить не только голоса, но и манеру, привычки и поведение своих похитителей.
Чаще всего он лежал или сидел пристегнутым одной рукой наручниками к батарее. Мыться водили один раз в день, там же делали новую повязку на глаза. При этом похитители были в масках, чтобы заложник не видел их лиц и в последующем не смог их опознать. Когда перевязка заканчивалась, преступники снимали свои маски.
Разговаривать Баязитову не разрешали, а если у него были вопросы, то задавать их нужно было только шепотом. Наручники одевали тогда, когда похитители ложились спать.
Бандиты вели вполне привычную жизнь. За исключением того, что они держали в плену крупного бизнесмена, которого уже вовсю искали в городе. Что это за человек, преступники по началу не знали. О том, что они держат в заложниках Булата Баязитова, похитители узнали из СМИ.
В свободное время «охранники» играли в карты, нарды, смотрели телевизор и качались. Как-то в середине августа 2003 года Данилевич привез в квартиру телевизор и игровую приставку, чтобы не было скучно, и вышел проветриться. Когда вернулся, то увидел, что Баязитова приковали наручниками к батарее, а его повязка была в крови. Выяснилось, что заложник воспользовался тем, что его забыли пристегнуть к батарее и накинулся на преступника. Но тот схватил вазу, повалил заложника на пол и избил. После попытки побега к Баязитову относились жестче – он был постоянно прикован наручниками к батарее двумя руками. Мыться и менять на голове повязку водили теперь всего один раз в неделю.
КАК ОСВОБОЖДАЛИ
Сотрудники спецслужб выяснили, что похищенный Булат Баязитов удерживается в доме 49/27. 27 сентября 2003 года они приехали в нужный двор, опросили соседей и определили, в какой именно квартире могли держать пленника. Силовики перекрыли все предполагаемые пути отхода похитителей: рассредоточились во дворе, подъезде и даже проникли в соседнюю квартиру, чтобы потом перелезть на нужный им балкон.
В тот момент в квартире было трое преступников. В дверь позвонили. Данилевич, который был за главного, подошел к двери и посмотрел в глазок. Там он увидел незнакомого мужчину, дверь не открыл. Затем он краем глаза заметил, что через балкон кто-то пытается проникнуть в квартиру. Тогда у него возникла идея – использовать Баязитова в качестве живого щита, но Пинкин, который также «охранял» бизнесмена, его не поддержал. Тогда Данилевич кинулся в спальню, забрался на подоконник, вылез в окно и по краю карниза перебрался на балкон соседей, которые в тот момент курили. Попав в квартиру соседей, он выбежал на лестничную клетку. За ним ринулись бежать остальные и преступники – Дзюбник и Пинкин.
Данилевичу удалось выбежать на улицу и кинуться в сторону детского садика. Сотрудник милиции, который оставался на улице, заметил преступника и побежал за ним. Он выстрелил в воздух – Данилевич не среагировал. Тогда милиционер решил стрелять на поражение и попал ему в грудь. Позднее ему вызвали скорую и доставили в больницу.
Остальные преступники – Дзюбник и Пинкин – оказались не столь резвы, прорваться наружу они не успели. Все, что им оставалось – забежать обратно в чужую квартиру, выгнав оттуда хозяев. Силовики вышибли дверь, а самих беглецов задержали на балконе.
Так закончилась история кровавого альянса предпринимателей. За восемь лет существования они совершили 23 убийства и 8 похищений. Четверо из группировки – Тагирьянов, Дацко, Данилевич и Бабков – получили пожизненные сроки.
Спустя годы после случившегося, Булат Баязитов дал небольшое интервью Chelny-biz.ru. Его можно почитать по ссылке.
Сhelny-biz.ru готовит новую серию публикаций о бандитском разгуле в Набережных Челнах.
Сергей
Руслан
Иван
Гулькина
Ты тролль?
Извините
Люди
А если быть внимательным
Тут речь о другом
Лилия
Совесть
Люда