«КАМАЗ-мастер» все же оказался втянут в политику: команда отказалась подписывать тот самый документ, который осуждает спецоперацию на Украине. Самая титулованная гоночная команда сегодня была вынуждена объявить, что ралли-марафон «Дакар» будет проходить без ее участия. За почти 35 лет гоночного стажа наши спортсмены ни разу не пропустили соревнования, а отсутствие челнинских грузовиков на трассе может нанести серьезный удар всему рейду. Спортивное сообщество в шоке от происходящего, гонщиков стараются морально поддерживать.
Чем займется «КАМАЗ-мастер» на «каникулах», что с настроением в легендарном коллективе и что думает на этот счет ее руководитель Владимир Чагин - в материале Сhelny-biz.ru.
ЧТО ПРОИЗОШЛО
«ПЕРЕГОВОРНАЯ СТАДИЯ С ОРГАНИЗАТОРАМИ «ДАКАРА» ЗАВЕРШЕНА, ДАЛЬШЕ ВАРИАНТОВ НЕТ»
Сегодня руководство «КАМАЗ-мастер» выступило с заявлением о том, что отказывается подписывать анкеты международной автомобильной федерации (FIA), которая осуждает специальную военную операцию на Украине. Документ является обязательным пунктом для допуска российских гонщиков к участию в «Дакаре».
«Участие российских спортсменов в ралли «Дакар» обусловлено необходимостью подписания анкеты Международной автомобильной федерации (FIA). Она осуждает российскую спецоперацию на Украине. По нашему мнению, содержание данного документа носит политический характер, а также нарушает принципы равных условий для спортсменов. Считаем для себя невозможным подписание подобных документов и участие в соревнованиях на таких условиях. Наш выбор очевиден – мы всегда со своей Родиной, особенно тогда, когда она находится в непростой ситуации», – говорится в официальном сообщении команды.
Переговоры с FIA длились с июля. Челнинцы до последнего верили, что все же смогут выступить в Саудовской Аравии - спортсмены продолжали тщательную подготовку. Но в конечном итоге политика все-таки вмешалась и в автоспорт.
– Уже в этом поставлена точка, поэтому мы и опубликовали релиз. Переговорная стадия (с организаторами «Дакара») завершена, дальше вариантов нет, – прокомментировал сразу же после известие руководитель «КАМАЗ-Мастер» Владимир Чагин в интервью РИА Новости. – В этом году коллективу команды «КАМАЗ-мастер» исполнилось 34 года, и, к сожалению, за более чем 30-летнюю историю мы вынуждены отказаться от участия в Дакар – 2023.
Ранее FIA, которая в том числе курирует и ралли «Дакар», разрешила гонщикам из России под нейтральным флагом выступать в соревнованиях. Сначала это решение показалось благодушным, однако позднее к основному документу вышло некое дополнение: гонщики по-прежнему могут быть допущены к международным соревнованиям в нейтральном статусе, но исключительно при условии подписания особой бумаги, пункты которой носят политический характер. FIA уже лишила Россию «Формулы-1» и нескольких этапов Кубка мира по другим классам автогонок, а большинство российских автогонщиков, включая бывших пилотов Ф-1 Даниила Квята и Сергея Сироткина, отказались от таких условий.
Сейчас челнинская команда будет вынуждена сосредоточиться на внутренних соревнованиях: важно провести и чемпионат России, и ралли «Шелковый путь», который пройдет в июле следующего года. Его презентация назначена на октябрь.
ЧТО ДАЛЬШЕ
«МЫ ВПЕРВЫЕ БУДЕМ НАБЛЮДАТЬ «ДАКАР» ПО ТЕЛЕВИЗОРУ. Я БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ В РАЛЛИ ПОБЕДИЛ СИЛЬНЕЙШИЙ»
В разговоре с Сhelny-biz.ru руководитель «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин разъяснил позицию команды.
– Этот документ – так называемая анкета – несет в себе ряд условий, по которым могут допускать российских спортсменов до участия в «Дакаре» 2023 года в Саудовской Аравии. Будь то пилот, штурман, корреспондент – не важно, всех, у кого есть российское гражданство. В документе есть пункты, которые совершенно противоречат гражданской и патриотической позиции в отношении нашей Родины, – пояснил Сhelny-biz.ru Владимир Чагин. – Там говорится о том, что мы не поддерживаем специальную военную операцию, стало быть, мы не поддерживаем нашего президента Владимира Путина. Также мы не должны выступать под российским флагом, то есть участвовать без гимна и без российской символики. Кроме того, в любой момент организаторы могут отказать нам в участии и в одностороннем порядке исключить из гонки. На таких условиях мы участвовать отказываемся. Есть еще одно обстоятельство, которое вынуждает организаторов не допустить нас до соревнований – наш родной завод «КАМАЗ» находится на верхних строчках в санкционных списках. К сожалению, нам пока что дорога на «Дакар» закрыта. Но ничего, мы не унываем.
Из-за политической повестки легендарное ралли «Дакар» потеряло своего главного фаворита, лишив болельщиков зрелищной борьбы. Первый раз за всю историю команда будет наблюдать за гонкой не с песчаных дюн, а с экранов телевизоров.
– Конечно, мы очень расстроены. Мы весь год жили в ритме подготовки, модернизировали свои машины, чтобы достойно выступить на ближайшем Дакаре, – продолжил Чагин. – Ребята очень расстроены. В принципе, как и все спортсмены, которые вынуждены не участвовать на международных соревнованиях, так как спортсмена вдохновляет участие в гонке, спортивные баталии, борьба с сильными соперниками. Да, сейчас у нас этого не будет, но тем не менее, мы не остановимся в своем развитии, будем и дальше, без возможности, соревноваться с нашими соперниками, улучшать свою технику, идти вперед и расти. Чтобы когда военный конфликт закончится, мы могли вернуться на трассу международных соревнований и дать достойное сопротивление, борьбу нашим соперникам и побеждать, радовать наших зрителей. Сейчас мы впервые будем наблюдать «Дакар» по телевизору и в интернете. Я бы хотел, чтобы в ралли победил сильнейший. Даже участники других команд между собой говорили, что получить золотой бедуин – не главное. Главное, победить российский «КАМАЗ-мастер». Пусть радуются спорту, но, к сожалению, пока без нас.
ЧТО ГОВОРЯТ
«СТРАННО, ЧТО ОНИ НЕ ПРОСЯТ ПОДПИСАТЬ ПЕТИЦИЮ В ПОДДЕРЖКУ АМУРСКОГО ТИГРА»
Сегодня «КАМАЗ-мастер» получает слова поддержки от коллег по «цеху» и политиков. Глава Российской автомобильной федерации (РАФ) Виктор Кирьянов в разговоре с корреспондентом «Матч ТВ» выразил поддержку команде.
— Жалко, что «КАМАЗ-мастер» не будет участвовать. Но подписывать что просят, на мой взгляд, плохо… Мы между собой уже обо всём переговорили и настроены делать в России гонки ещё лучше. Мы уже провели летом «Шелковый путь», посмотрели и поняли, что можем организовать соревнования не хуже на нашей территории. Кто хочет, пускай приезжает и участвует вместе с нами. Мы продумали все эти вопросы и хотим приглашать команды и гонщиков из дружественных стран.
Может ли FIA вычеркнуть эти пункты для участия в «Дакаре»? У нас есть телефонные разговоры по некоторым вопросам, но это не та системная работа, которая раньше была у нас с FIA. Раньше же наши люди входили во множество комиссий, порядка 20 человек. Была активная работа, которая отмечалась не только нами, но и международной федерацией. Сейчас, к сожалению, этого нет. Но ничего страшного. На территории России делаем всЕ то же самое, однако не хватает времени, — сказал Кирьянов «Матч ТВ».
О ситуации высказались и в Госдуме.
- Удивительно, когда просят подписать такие петиции. Странно, что они не просят подписать петицию в поддержку амурского тигра. Их требование совершенно глупое! Где Украина и Африка?» — цитирует Дмитрия Свищева «Спорт-Экспресс».
По мнению депутата, организатором гонок должно быть стыдно за свое решение. Ведь по сути, «Дакар» потерял самую яркую и титулованную команду.
КОГО ПОТЕРЯЛИ
За всю свою историю челнинская команда 19 раз становилась триумфатором самого именитого и грандиозного ралли-рейда «Дакар». Ежегодный ралли-марафон собирает профессионалов, любителей и заводские команды со всего света. На «Дакаре» нет абсолютного зачета, а победители соревнования выявляются только в своих классах.
Первое выступление «голубой армады» на марафоне «Париж – Триполи – Дакар» свершилось в 1990 году. Первый заход вышел «комом» – вскоре после старта сошли все три грузовика, на которых решили попробовать экспериментальные 10-цилиндровые двигатели. Провал не смог демотивировать челнинских гонщиков и инженеров: уже в 1991-м команда отхватила второе и третье место на пъедестале легендарной гонки.
Победы пришлось дожидаться до 1996 года – тогда Виктор Московских, Анатолий Кузьмин и Наиль Багаветдинов в упорной борьбе вырвали победу у Карела Лопраиса.
В новом тысячелетии свою первую из пяти дакаровских побед одержал экипаж: Владимир Чагин – Семен Якубов – Сергей Савостин. Почин был поддержан и в 2001-м – экипаж Чагина разгромил всех конкурентов. После девятого этапа гонки отрыв Чагина от Андре де Азеведу на «Татре» перевалил за полтора часа.
Уже к следующему году «КАМАЗ-мастер» подготовил новый грузовик с индексом «4911». Машина стала истинным «королем Дакара» и позволила челнинской команде не отдавать «золотых бедуинов» в чужие руки еще четыре года подряд. «КАМАЗ-мастер» стал самой успешной командой в своей категории. В 2006 году Чагин принес коллективу седьмую победу, что позволило опередить по этому показателю некогда непобедимую «Татру».
К 2007 году «голубая армада» сконструировала еще один гоночный грузовик – 4326. Новая машина записала на свой счет еще четыре «Дакара». В 2005 и 2009-м статуэтку из рук партнера удавалось вырвать только Фирдаусу Кабирову.
В 2012-м году команда решила омолодить состав – первый марафон для «молодняка» сложился крайне неудачно. Из-за поломки двигателя пришлось сняться с гонки экипажу Айрата Мардеева. Позже технические проблемы застали и экипаж Андрея Каргинова. А экипаж Эдуарда Николаева был дисквалифицировали из-за нарушения регламента.
«Недоразумение» удалось устранить спустя год – в 2013 на пьедестал взошел экипаж, возглавляемый Эдуардом Николаевым. В 14-м в обнимку с бедуином уже красовался Андрей Каргинов, а в 15-м Айрат Мардеев.
В период с 2017 по 2019-й первенство на ралли-рейде единолично захватил экипаж Николаева. В 20-м за статуэтку поднял над своей головой Андрей Каргинов, в 21 и 22-м за доставку золота в Челны стал отвечать Дмитрий Сотников.
Chelny-biz.ru
Дмитрий
Болельщик