Новости
Подробно


От ангаров до европейского формата: как «Находка» стала лидером рынка дискаунтеров

06.09.2022, 08:30

30 человек в штате, скудный и дешевый ассортимент из 250 позиций, путаница в бизнес-процессах и формат жесткого дискаунтера – трудно узнать в этом сеть магазинов «Находка» с чистыми комфортными залами, качественным обслуживанием и широким выбором товаров. «Нас было в кабинете 20 человек, одна дверь, ни одного окна и постоянная «борьба» за кондиционер, а точнее за воздух в кабинете. Было полное непонимание о будущем, были те, кто уволился тогда, не веря в то, что наступят лучшие времена. У нас не было лидера», – вспоминают сотрудники. Это пример того, как всего за несколько лет, кардинально изменив концепцию и философию компании, можно завоевать популярность клиентов и стать одним из лидеров на рынке дискаунтеров. 15 сентября сеть магазинов «Находка» празднует семь лет. К этому событию руководители компании решили вспомнить, как все начиналось, рассказали о внутренней «кухне» предприятия и раскрыли планы на будущее.

«ОДНА ДВЕРЬ, НИ ОДНОГО ОКНА «БОРЬБА» ЗА КОНДИЦИОНЕР… В ТОТ МОМЕНТ Я РЕШИЛ, ЧТО БУДУ В КОМПАНИИ ДО КОНЦА»

Первые дискаунтеры «Находка» появились в 2015 году, была идея создать магазин для людей, которые хотят делать покупки в одном месте и не хотят переплачивать. Тогда все было скромно и аскетично. Ильнар Мазитов, управляющий операционной деятельностью, пришел сюда в 2016 году – не в лучшие времена для компании: массово увольнялись работники, а их отдел ютился в маленьком кабинете и «боролся» за воздух в помещении.

От ангаров до европейского формата: как «Находка» стала лидером рынка дискаунтеров

– При устройстве на работу я ничего не знал о магазинах «ТАБЫШ» – именно так они раньше назывались. Магазинов было около 50 штук, руководители сети позиционировали себя как активно развивающуюся компанию, но по факту роста как такового не было. В 2017 году наша команда переехала в маленький кабинет на первом этаже здания «ЭССЕН продакшн», который запомнился своими специфическими условиями существования. Нас было в нем 20 человек, одна дверь, ни одного окна и постоянная «борьба» за кондиционер, а точнее за воздух в кабинете: кому-то было всегда холодно, а кому-то всегда душно. К тому времени компания уже закрыла ряд нерентабельных магазинов, их осталось около тридцати, и планов по открытиям не было. В этом же году уволился директор по формату, и на несколько месяцев у нашей команды наступило полное непонимание будущего. Были те, кто уволился, не веря в то, что наступят лучшие времена. У нас не было лидера, мы старались поддержать климат в команде, но тучи сгущались все сильнее. В тот момент я решил, что буду в компании до конца, мне нравилось работать в «ТАБЫШе», он меня зацепил.

По словам Ильнара, ассортимент магазинов оставлял желать лучшего, поэтому трудно было привлечь покупателя. Были постоянные перебои с поставками, огромный запас товаров без движения – по сути, это замороженные деньги компании, которые хранились в магазинах и не приносили дохода. Например, в зимний период магазины были полны семенами для рассады, граблями, калошами. Бюджеты были урезаны до минимума, компания была не выгодна собственникам, в тот момент они могли просто принять решение о ее закрытии, но не сделали этого, т.к. верили, что все можно изменить.

– В ноябре 2017 года на пороге нашего кабинета появился мужчина среднего роста в синем костюме, его представили нам как нового директора по формату, зовут его Сурмач Сергей Васильевич. С этого дня «Находка» получила новую жизнь, началась новая крутая история. Мы распродали весь залежавшийся товар, чтобы высвободить деньги, навели в них порядок, чтобы покупателям было комфортно, изменили ассортимент, график поставки товара и др. Наконец, в июне 2018-го я стал свидетелем открытия первого за мой период работы магазина «Находка-71» в Бураево, после чего я понял, мы будем расти и развиваться.

От ангаров до европейского формата: как «Находка» стала лидером рынка дискаунтеров

Изменения были ежедневные, не все успевали за ними, команда «Находки» менялась на людей, которым нравилась «движуха». В 2020-й год компания зашла с численностью около 60-ти магазинов, все больше отделяясь от формата жестких дискаунтеров. Илья Гусев, директор распределительного центра, еще застал тот момент, когда магазины «Находки» представляли собой неуютные ангары с массивами паллетной выкладки. Он с энтузиазмом и большим интересом помогал меняться компании в лучшую сторону.

– Это что-то новое тогда было, непонятное, потому что мы все-таки привыкли ходить в магазины традиционного формата, а тут активно начали масштабироваться дискаунтеры – ангары с минимум маркетинга внутри компании. Я не понимал, как я смогу работать в таком магазине, это же какой-то продовольственный склад, а я привык к совсем другому формату. Но когда пришел сюда, я понял, к чему мы движемся – чистый уютный магазин, удобный для покупателей. За последние три года мы очень сильно изменились. Наша ключевая цель – создавать такие условия, при которых покупатель будет всегда возвращаться обратно. И если клиент нашел все то, что ему было нужно, если в магазине широкие свободные проходы, а на кассе нет очереди – он обязательно сюда вернется. Каждый день мы улучшаем формат, и эти нестандартные наши решения приводят к тому, что нас сложно скопировать. Если сегодня узнать про нас все, то завтра эта информация будет уже неактуальна.

«ВОРАМ НЕ МЕСТО СРЕДИ НАС, ОТКАТЫ, КОРРУПЦИЯ  – НЕ НАШ ПРОФИЛЬ»

Сегодня «Находка» предлагает чистые и аккуратные магазины, привлекательные цены и высокую скорость обслуживания, т.е. умный клиент экономит здесь и время, и деньги, при этом выбирая качественную продукцию. Компания уже близка к европейскому виду дискаунтеров, к этому она шла несколько лет. По словам Рафаэля Мурина, управляющего магазинами «Находка», удерживать низкие цены и высокий уровень обслуживания удается за счет философии Кайдзен, которая в свое время позволила многим японским компаниям широко развернуться на рынке. Кайдзен – это ряд важных принципов: бережливость во всем, скромное лидерство, постоянные улучшения, использование научного подхода, честность.

От ангаров до европейского формата: как «Находка» стала лидером рынка дискаунтеров

– Ворам не место среди нас, откаты, коррупция – не наш профиль. Если в магазине проблемы, то решаем их, выезжая в магазин, а не сидя в офисе. Самый главный человек в нашей компании – продавец-кассир, потому что он делает добавочную стоимость, а все остальное – подготовка к этому. Вот такой подход позволяет экономить на всех этапах. Мы постоянно работаем над производительностью, анализируя и улучшая два показателя: средний чек и скорость обслуживания покупателя. Также мы работаем над закупочной ценой. Прямое партнерство с крупными заводами-производителями позволяет нам выставить на полку товар по стоимости на 20-30% ниже, чем в других продуктовых сетях. В отличие от большинства хард-дискаунтеров, в магазинах «Находка» аккуратно, удобно и чисто – это одно из наших отличий. Мы анализируем ассортиментную матрицу и четко контролируем наличие позиций в магазине, чтобы максимально удовлетворить потребности клиентов. При этом мы не фокусируемся на производителях брендов, большая часть поставок идет от местных производителей. Ежегодно расширяем линейку собственных брендов. Сейчас производим лечебно-столовую воду «Здравовод», лимонад «Ту ру ру», колбасы «Буженнинов», шашлык «Барбекюшка», сосиски для гриля «Чикен», макаронные изделия «Pastanza» и др. Это позволяет предлагать продукт дешевле и хорошего качества».

Одна из главных стратегий «Находки» – максимальная автоматизация процесса. У компании имеется мощный распределительный центр (РЦ) площадью 40 тыс. кв.м., который обслуживает 172 магазина.

– Его уже можно назвать производственно-логистический комплекс, потому что мы уже не только услугу логистики оказываем, но и занимаемся фасовкой продукции. Наша цель – сделать так, чтобы магазины занимались исключительно продажами, – рассказывает Илья Гусев. – На текущий момент мы обрабатываем 1,5 тыс. тонн товара в сутки, в планах – выйти на 2 тыс. тонн как по приему, так и по отгрузкам.

«МЫ ОТКРЫВАЛИ 21000-Й МАГАЗИН, Я ОТНЕССЯ К ЭТОМУ СПОКОЙНО, ТАК КАК СЧИТАЮ, ЧТО ЭТО НЕ ПРЕДЕЛ»

Жизнь в компании очень динамична, здесь не задерживаются люди, не готовые меняться и работать в команде. Здесь вкладываются в развитие персонала и ценят каждого, а сотрудники верят в свою компанию.

От ангаров до европейского формата: как «Находка» стала лидером рынка дискаунтеров

– Я горжусь своей командой и тем, что стою во главе таких крутых специалистов. Нам важно, чтобы покупатели и сотрудники чувствовали себя комфортно в наших магазинах, – делится Ильнар Мазитов. – Наше коммерческое направление каждый день работает над улучшением качества товара и ассортимента. Наш РЦ каждый день улучшается в направлении сборки и поставки товаров точно в срок. Наше IT направление постоянно работает над внедрением инноваций, следуя в ногу со временем, учитывая тренды и потребности. И так я могу продолжать очень долго и много, и каждый руководитель в нашей команде будет со мной солидарен. Вот что отличает нас – мы фанаты своего дела, своей компании.

На данный момент ООО «Табыш» с сетью дискаунтеров «Находка» является одним из лидеров поволжского ритейла, активно растет и развивается. С 2019-го количество магазинов «Находка» ежегодно удваивается. На данный момент представлено 172 магазина в 10 регионах: Татарстан, Башкортостан, Челябинская область, Оренбургская область, Ульяновская область, Самарская область, Марий Эл, Кировская область, Удмуртия и Пермский край. Покупатели оценили удобный формат, поэтому сеть будет расширяться и дальше: в планах выйти к концу года на 200, а к концу следующего года – на 300 магазинов. Такое амбициозное развитие – это ставка на потребителя, который становится все более похож на европейского – умного и рационального. Здесь ценят и любят своих клиентов. Именно поэтому к своему дню рождения «Находка» запустила розыгрыш на один миллион рублей. Акция продлится по 23 сентября 2022, для участия в ней достаточно совершить покупку на 1000 рублей и зарегистрировать чек на сайте.

От ангаров до европейского формата: как «Находка» стала лидером рынка дискаунтеров

– Какой я вижу компанию через пять–десять лет? Недавно мне приснился сон, в котором мы открывали 21 000-й магазин, я отнесся к этому спокойно, так как считаю, что это не предел, – считает Ильнар Мазитов.

И в этих словах – мнение всей команды сети магазинов «Находка».

Екатерина Смолякова

На правах рекламы

Комментарии
06.09.2022, 11:09

Молодцы! Находка рядом с домом, очень удобно, ассортимент большой, продукты свежие, цены приемлемые, мы довольны!