, 7 Июля
Новости
Подробно


«Это крик души. Люди не перестанут гоняться. Я живу в этой тусовке и вижу «кухню» своими глазами»

06.06.2022, 21:42

Смерть стритрейсера вскрыла очередную проблему в Челнах. Ребята собираются на «литейке» не потому, что так веселее и азартнее. В городе нет организованной площадки. Раньше ездили в «Экстрим Парк» в Елабуге, но и тот застроили товарными складами. При этом бездомными себя чувствуют не только стритрейсеры – в Челнах развиваются клубы автозвука, низкополых машин, дрифтеры, молодые люди делятся в группы по брендам «тачек» и т.д. Некоторые ютятся на парковках у торговых центров, другие уезжают гонять в районы Татарстана, где власти более лояльны к их увлечениям.

Автолюбители не раз поднимали проблему. После ЧП публично обратились напрямую к Наилю Магдееву. Любителей быстрой езды сегодня безжалостно разнес Радий Кадиков, а в мэрии сказали, что с запросами на площадку никто не обращался. Как в городе, где родились чемпионы автоспорта, не может приткнуться увлеченная молодежь - разбирался Chelny-biz.ru.

КАК НАЧИНАЛАСЬ «ЛИТЕЙКА», И КУДА ДЕЛИСЬ ОРГАНИЗАТОРЫ

«ЛЮДИ ПРИЕЗЖАЮТ, ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮТ, ЧТО В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ В ПЯТНИЦУ ТАМ КТО-ТО БУДЕТ. ЭТО КАК ЗНАТЬ, ЧТО МАГАЗИН РАБОТАЕТ ДО ДЕСЯТИ»

Трассу у литейного завода облюбовали в середине «нулевых». Сначала сюда приезжали участники автосоревнований, устраивали тестовые обкатки, настраивали машины. Заезды проходили в техническом режиме, без зрителей, в дневное время. «Литейка» была идеальным местом для этого – прямая дорога, сносное покрытие, низкий трафик и т.д.

«Это крик души. Люди не перестанут гоняться. Я живу в этой тусовке и вижу «кухню» своими глазами»

Спустя время к ним присоединились любители, и участок превратился в локацию для драг-рейсинга. Заезды здесь устраивают больше 15 лет, с небольшими периодами затишья. В 2015 году улицу Металлургическую капитально отремонтировали и гонщики стали приезжать сюда чаще. Ночные тусовки собирали сотни зрителей.

Гонки проходили еженедельно в теплое время года, по пятницам. Стихийно. «Мы знали – в пятницу в 10 вечера здесь собирается народ, а старт мог дать любой желающий», - говорят собеседники издания. Они вспоминают, что раньше формальной организацией заездов занимались автоклубы. В частности, команда Liextrems. К мероприятию относились более ответственно - роль «маршалов», например, брали на себя добровольцы из числа гонщиков или зрителей. Они стояли в конце участка и наблюдали за свободной линией. После окончания заезда сигнализировали, что можно давать старт другим участникам, разгоняли зрителей по бокам трассы, чтобы обезопасить их от возможных заносов автомобилей, и т.д.

«Это крик души. Люди не перестанут гоняться. Я живу в этой тусовке и вижу «кухню» своими глазами»

Теперь о безопасности никто особо не заботится. Стритрейсеров пытаются гонять правоохранители. На гонщиков выписывают протоколы, но их это не тормозит – любовь к азарту и скорости оказываются важнее. «В последнее время какой-то бардак. Это уже не то, что раньше», - говорят бывшие участники заездов. Утверждают, что причина, возможно, кроется в смене поколений – осторожные любители из «нулевых» остепенились, а на смену им пришла более рискованная молодежь. Старожилы «литейки» признаются, что предполагали, что ЧП могут случиться, но не до трагичной фатальности, произошедшей с Равилем Нуруллиным. Судьба следующих заездов неизвестна, отметила в беседе с изданием Айгуль Саримова (La Kos), руководитель клуба Top cars nch. Сегодня девушка лично присутствовала на похоронах молодого человека.

- Два дня вообще даже не верила, что это произошло. Будут ли заезды – не знаю. Как таковых организаторов гонок нет. Когда-то существовала традиция приезжать по пятницам на «литейку» и устраивать заезды, мериться скоростями, просто позевать-поснимать. С тех самых пор прошло уже больше 10 лет. Люди теперь просто приезжают, потому что знают, что в любом случае в пятницу там кто-то будет. Это как знать, что магазин работает до десяти. Сейчас идет бурное обсуждение о том, чтобы наказать каких-то организаторов, тех, кто этим занимается. В том то и дело, что никто этим не занимается. Если бы были организаторы, как в свое время Liextrems, то такого бы не произошло.

«Это крик души. Люди не перестанут гоняться. Я живу в этой тусовке и вижу «кухню» своими глазами»

Смерть челнинца всколыхнула общественность. На следующий день после ДТП появилось обращение к мэру. Наиля Магдеева просили организовать в Челнах легальную площадку для заездов, чтобы больше не допускать таких трагедий. Она, по мнению авторов, должна объединить все автомобильные сообщества Челнов.

КОМУ ЕЩЕ НУЖНА ПЛОЩАДКА?

«В ЧЕЛНАХ МЫ НЕ НАШЛИ ПОДДЕРЖКИ. НЕСКОЛЬКО РАЗ ОБРАЩАЛИСЬ В АДМИНИСТРАЦИЮ, НО СЛЫШАЛИ ТОЛЬКО ОТКАЗЫ»

В городе, к слову, функционирует больше двух десятков других автоклубов. Это дрифтеры, любители автозвука, низкопольных авто, определенных автомарок и т.д. Около пяти–шести автоклубов драг-рейсинга, у которых есть свой логотип, атрибутика, флаги. Молодые люди собираются на парковках торговых центров, картодромах и за городом. Зачастую им приходится самостоятельно искать подходящие площадки для соревнований, выставок и т.д.

Например, участники автоклуба «Приора Клуб» организованно собираются каждую пятницу на парковке у ТЦ «Торговый квартал». В нем состоит примерно 40 участников. Алина Ситдикова, руководитель объединения, рассказывает, что раньше они тоже собирались на «литейке» по средам, но не приезжают туда уже больше двух лет.

«Это крик души. Люди не перестанут гоняться. Я живу в этой тусовке и вижу «кухню» своими глазами»

- Другой площадки, кроме парковки у «Торгового квартала», у нас нет. У нас, в принципе, все ребята тихие – не возникало проблем ни с жителями, ни с администрацией ТЦ. Среди автолюбителей нет практики, что они где-то ходят, буянят. Все съезжаются в одно место, общаются. Нам нужна площадка, которая смогла бы всех объединить. Это было бы классно для всех, так как молодежи негде собираться. Мы смогли бы привлечь и просто жителей города, которым интересно то, чем мы занимаемся.

Более шумные дрифтеры катаются за городом, чтобы не мешать горожанам. Один из участников движения рассказал изданию, что в Челнах места им тоже не нашлось. Упомянул, что не раз обращались к администрации через блогеров, автомобильные сообщества.

«Это крик души. Люди не перестанут гоняться. Я живу в этой тусовке и вижу «кухню» своими глазами»


- Просим площадку уже десять лет. Изначально, конечно, говорили, что посмотрят и что-то придумают. Но итога так до сих пор и нет. Мы ездим на соревнования на «Казань Арену». Если появится площадка, то главное, чтобы было подходящее покрытие и заграждения, чтобы люди не выбегали. Не в черте города, потому что мы будем мешать жителям.

С проблемами сталкивался и клуб низкопольных авто «СНА». Ребята даже обращались к администрации «Леруа Мерлен», но им отказали. В итоге нашли площадку автошколы «Движение», хотя она по размерам очень маленькая. Все стояли друг на друге.

Некоторые автоклубы пытаются выйти на городские картодромы, но и там ситуация не такая радужная. О своем опыте рассказала Мария Зубко, владелица студии автозвука Bassmafia. История ее бизнеса началась как раз с команды ребят, которые увлекались автозвуком.

- Кроме активов «КАМАЗ-мастер» подходящих площадок для нас нет. Мы проводим мероприятия, договариваемся с ними, берем в аренду автодром «Вираж». В прошлом году, например, была выставка автозвука, звали дрифтеров и «посадочников». Но с «КАМАЗ-мастер» тоже тяжело договариваться. Там большие суммы аренды. Нам однажды помог Эдуард Николаев, пилот команды «КАМАЗ-мастер». Он договорился, и мы смогли найти решение: отдали за площадку половину взноса, который внесли участники.

«Это крик души. Люди не перестанут гоняться. Я живу в этой тусовке и вижу «кухню» своими глазами»

Диана Шамсутдинова, руководитель автоклуба «Кенгуру», организовывала любительские соревнования на картодроме им. О. Кухаренко. Они немного отличаются от драг-рейсинга – в заездах участвует два автомобиля, а трасса круговая. Но ребята тоже не смогли обосноваться в Челнах.

- Спустя время мы разошлись в позициях с руководством картодрома, и площадок в городе для нас уже не осталось. Сейчас мы проводим мероприятия в поселке Лесхоз Сабинского района – каждые две-три недели каждый летний сезон. Ездим туда, потому что в Челнах мы не нашли поддержки. Несколько раз обращались в администрацию, но слышали только отказы. Вели переговоры, но к общему мнению так и не пришли. К счастью, нас приняли в Сабинском районе. Там есть картодром, который редко используется. Мы переговорили с главой района Раисом Нургалиевичем, и он дал добро, - рассказывает девушка. – На самом деле это тяжелый труд – правильно и централизовано организовать мероприятие. Необходимо соблюсти большое количество условий. В Челнах никто не хочет этим заниматься, а людям проще приехать в пятницу на «литейку» и погонять. Но стоит понимать, что это в основном те, кто гоняет в черте города. Мы выступаем за безопасное вождение. Стараемся воспитать у водителей культуру, чтобы они не гоняли по проспектам, а приезжали на спецплощадку, выпускали пар, демонстрировали мощности своего автомобиля. Если такая появится в Челнах, то она может нести воспитательную функцию – привить автолюбителям ответственность, способность принимать решения в экстренных ситуациях. Даст базу для формирования любительской школы экстремального вождения.

«Это крик души. Люди не перестанут гоняться. Я живу в этой тусовке и вижу «кухню» своими глазами»

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОСТРАНСТВО?

«В ЧЕЛНАХ НЕТ ИНВЕСТОРОВ, ГОТОВЫХ ВЛОЖИТЬСЯ. ОКУПАЕМОСТЬ ОЧЕНЬ ДОЛГАЯ – НЕ ЗА ОДНУ ЖИЗНЬ»

Идеальной площадкой челнинцы называют «Экстрим Парк», который до недавнего времени действовал на территории бывшего аэродрома в Елабуге. Он долгое время был точкой притяжения для гонщиков со всего Поволжья. Мероприятия здесь собирали более сотни участков и еще больше зрителей. На местах дежурили спецслужбы. Спустя время территорию стали застраивать коммерческими объектами. Пространство в 2019 году пыталась реанимировать сборная команда из Елабуги и Челнов, но инициативе помешал федеральный бизнес – кусок земли занял недавно отстроенный распределительный склад холдинга X5. Сейчас площадка недоступна. Не могут сюда приезжать даже дрифтеры – асфальт зарастает травой.

Есть ли шанс, что достойное пространство для автолюбителей появится в Челнах? Каким оно должно быть? В его появление верят слабо, но единогласно утверждают, что решение необходимо. Вот, что говорит вовлеченная в автомобильные сообщества молодежь.

«Это крик души. Люди не перестанут гоняться. Я живу в этой тусовке и вижу «кухню» своими глазами»

Мария Зубко, владелица студии автозвука, бывший судья автосоревнований:

- Нужна площадка таких же размеров, как и елабужский «Экстрим Парк». Если такая появится в Челнах, это будет идеально. Думаю, что ее организовать можно, нужно договориться с городом. Например, ипподром, где проводят только скачки на Сабантуй и Кубок Салавата. Рядом нет жилых домов. Это отличный вариант для шумных соревнований. Но для драг-рейсинга он не подойдет. Нужен идеально ровный асфальт, чтобы не было несчастных случаев. Так как участники едут на скорости до 250 км/час, необходимо, чтобы на трассе не было никаких заломов и стыков, потому что может произойти все, что угодно. Должны быть специальные датчики, которые фиксируют время финиша. Должны дежурить ГИБДД и скорая помощь. Даже не обязательно каждую пятницу, можно пару раз в месяц. Чтобы участники могли выплеснуть адреналин и спокойно себя вести в городе. Например, начать со сбора заявок в начале месяца. Так будет проще и экономнее, чем каждую неделю. Когда мы делали мероприятие по автозвуку при «Торговом квартале», арендовали частную «скорую» - это 70 тысяч рублей. Соответствующие документы должны быть у организаторов, судей и самих участников. Не менее важный момент – куратор, который готов взять на себя ответственность. Но она настолько велика, что не каждый согласится.

«Это крик души. Люди не перестанут гоняться. Я живу в этой тусовке и вижу «кухню» своими глазами»

Ильдар Беляев, известный челнинский фотограф, занимается съемкой автосоревнований – по республике, России и зарубежом:

- Регламент и свод правил безопасности даже придумывать не надо – все описано еще в советские времена российской Федерацией автоспорта. Любой автодром – это зона повышенного риска. Помимо технических мер безопасности на местах должны работать люди. На соревнованиях организаторы, маршалы следят не только за движениями автомобиля, но и зрительно оценивают: пристегнут ли водитель, есть ли у него специальная сетка у окна (предотвращающая травмы водителя при перевороте авто) и т.д. Следят за поведением на трассе - если водитель чрезмерно азартен, маршал определяет, что у него сильно нагреты тормоза, ему могут показать флаг и увести с трассы. Но прежде всего ответственность за безопасность несут сами водители.

«Это крик души. Люди не перестанут гоняться. Я живу в этой тусовке и вижу «кухню» своими глазами»

Маловероятно, что в Челнах кто-то займется стройкой объекта, как бы ни просили. Потому что это затратно. В Челнах нет инвесторов, готовых вложиться. Окупаемость очень долгая – не за одну жизнь. Можно использовать то, что есть. Например, площадку на Майдане, она полностью в бетоне. Там можно проводить зрелищные мероприятия, похожие на те, что проходят в Казани. Например, формат гонок «джимхана» – когда профессиональные пилоты соревнуются с ребятами с улиц на мастерство вождения. В 2021 году проводили соответствующее мероприятие в Казани. Оно собрало большое количество зрителей, значит интерес есть. В Челнах бы это тоже зашло и дало бы возможность ребятам проявить себя. На Майдане есть все условия: трибуны, бетон и меры безопасности, так как это городской объект. Достаточно провести один этап за лето. Например, в рамках Дня молодежи или Дня республики. Участники будут готовиться, а зрители потом наблюдать в безопасности на трибунах. Был бы большой приток гостей и горожан.

Айгуль Саримова (La Kos), руководитель клуба Top cars nch:

- Проблема обозначилась много лет назад. Площадка в любом случае нужна. Она необходима не просто для тех, кто любит нелегальные гонки. Челны – состоявшийся молодой перспективный город, где ребят, которые увлекаются автомобильной культурой и автоспортом, с каждым днем становится все больше и больше. Теоретически в Челнах могут построить какой-то полигон, где в выходные можно было бы устраивать любительские заезды, а летом, с открытием сезона – соревнования, этапы по дрифту, по драгу, с награждениями, судьями, «скорой» и МЧС. Это же в интересах города – привлекать внимание, гостей из разных регионов. Мне кажется, это круто! Многие со мной могут не согласиться, сказать: «Зачем вообще вам это нужно?! Ерундой страдаете!». Но практика показывает, что этим увлечены даже люди семьями, с детьми. Потому что этот дух никуда не деть, он не исчезает с возрастом. У меня много таких знакомых - они продолжают свои проекты, делают свои автомобили быстрее, мощнее, красивее.

«Это крик души. Люди не перестанут гоняться. Я живу в этой тусовке и вижу «кухню» своими глазами»

Где можно было бы все это разместить? Нужно ездить, искать. Естественно, не в центре города. Самое главное – асфальт. Эти вопросы, конечно, нужно обсуждать с определенными структурами. Но уже после того, как проявится воля руководства города и нам дадут надежду. Я бы этим с удовольствием занялась сама, нашла бы соратников. Думаю, многие согласились бы поездить-поискать. Я понимаю, что это огромный бюджет, а у нас не такое большое количество любителей. Но, повторюсь, что этим мы бы привлекли в Челны больше людей из других регионов страны, объединенных одним духом. Сплочение – это же круто!

Площадка должна быть общая – и для драг-рейсинга, и для дрифта. Чтобы можно было объединить несколько направлений. Дрифт, например, это очень крутое зрелище! Такие мероприятия проходят в Казани, в Самаре, Тольятти, Уфе. Наши, челнинские, тоже принимают участие. Готовятся всю зиму, торчат в гаражах, собираются и едут.

«Это крик души. Люди не перестанут гоняться. Я живу в этой тусовке и вижу «кухню» своими глазами»

Я хотела бы выступить от лица всех любителей «литейки», гонок, автокультуры. Кто-то скажет: «Хайпует». Но это крик души, хотелось бы, чтобы его услышали. Да, нас - инициативных людей в плане автомобильного движа - немного. Есть дрифт, драг, есть ребята, которые занимаются офф-роудом. У них есть активное развитие и своя «движуха». А для остальных можно было придумать что-то новое. Надеюсь, это сбудется. Потому что люди не перестанут гоняться. Это, конечно, сугубо мое личное мнение и многие могут со мной не согласиться, это нормально. Но я живу в этой тусовке и вижу внутреннюю «кухню» своими глазами.

ЧТО ГОВОРЯТ В ГИБДД?

«АВТОМОБИЛЬ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЮДЕЙ И ГРУЗА, НО НЕ ДЛЯ ГОНОК»

Сегодня чаяния молодежи перечеркнул глава ГИБДД Набережных Челнов Радий Кадиков. Он четко дал понять, что движение не поддерживает и призвал не называть стритрейсинг автоспортом, а его любителей - автогонщиками.

«Это крик души. Люди не перестанут гоняться. Я живу в этой тусовке и вижу «кухню» своими глазами»

- Автомобиль предназначен для перевозки людей и груза, но не для гонок. Для этого есть спортивные автомобили, в числе которых картинг, багги и прочее. Вот это автоспорт! Водитель, попавший в ДТП, на кого-то учился? У него обычное водительское удостоверение категории « B». К тому же многочисленные штрафы за превышение скорости. Настоящие гоночные соревнования у нас проходят на картинге, мототрассе. Участники выплескивают свой адреналин под контролем, обучением. Они никогда не будут агрессивными участниками дорожного движения, - заключил Кадиков.

Юлия Шестакова

Фото: Ильдар Беляев, nabchelny.ru, открытые источники