Новости
Подробно


«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»

02.05.2022, 16:27

Сегодня мусульмане отмечают Ураза-байрам. В духовной сфере Набережных Челнов есть деятели с необычной биографией и непростым путем к религии. Chelny-biz.ru познакомился с историями имамов мечетей и людей, чья общественная работа сегодня связана с исламом. Они строили этот город и даже возглавляли, служили в армии и пожарной охране, занимались бизнесом и социальными вопросами. А потом стали поднимать мечети и объединять вокруг себя прихожан. Почему и для чего? Ради милосердия, которое, по мнению героев материала, может спасти мир.

АЛЬФАС ГАЙФУЛЛИН, ИМАМ-МУХТАСИБ НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ

Альфас хазрат Гайфуллин возглавляет челнинский мухтасибат более 20 лет. Его впервые избрали в 1999 году. В очередной раз процедура проходила в 2021-м. Кандидатуру хазрата предложил сам муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.

Гайфуллин родился в 1956 году в селе Аксарино Заинского района. С малых лет воспитывался в мусульманских традициях. Основные знания и навыки получал от бабушки.

«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»

- Мой путь был предначертан свыше. Моя бабушка была верующей мусульманкой, - рассказывал Гайфуллин местным СМИ. - Я с детства видел, как она читала намаз, постилась. Она обучала меня молитвам, сурам, арабскому алфавиту. Но об этом я никому не говорил, так как это были 60-е годы, тогда на религию был запрет, и бабушка всегда об этом напоминала. Так я рос в мусульманской среде, хотя и не гласно. Со временем появилась свобода слова.

В 1973 году поступил в ПТУ №44 Нижнекамска, потом служил в Закавказском военном округе в танковых частях. В 1977 вернулся в Татарстан, устроился монтажником в Заинске. Некоторое время провел на Севере, затем два года в Нижнекамске. В 1979 году переехал в Набережные Челны. Работал в УРЭИК, окончил пожарно-техническое училище и восемь лет служил в пожарной охране. Уволился в 1989 году в звании старшего лейтенанта. Работал в кооперативах, совместных и малых предприятиях.

«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»

- Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране. Был офицером, и вроде бы моя карьера должна была развиваться в этом направлении, но все идет от Всевышнего. Все было предопределено давным-давно. Аллах привел меня на эту дорогу, считает хазрат.

В 1992 году Альфас Гайфуллин начал учиться в медресе, в 1993 создал религиозную общину в 48-м комплексе. Под его руководством здесь строилась мечеть «Нур ихлас», ставшая главной в городе, а Гайфуллин - ее имам-хатыйбом. Его стремления полностью поддерживала семья: супруга и две дочери.

- Я учился два года. Спасибо моей семье за то, что не стали меня упрекать за отсутствие денег, проявили терпение и поддержали мои намерения и мое предназначение, - говорит Альфас хазрат.

«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»
  

Дочери его, кстати, уже взрослые успешные девушки. Одна из них Гузель Валишина известный в Челнах и Татарстане дизайнер линии нарядов для мусульманок. Сейчас глава мухтасибата помогает растить внуков, занимается их духовным воспитанием. Они уже много знают, читают суры и намаз вместе с дедом. Родители Альфаса хазрата уже в преклонном возрасте стали верующими мусульманами, начали читать намаз.

ИЛЬДАР ЗИЯРОВ, ИМАМ-ХАТЫЙБ МЕЧЕТИ «ЧАЛЛЫ ЯР»

Ильдар Зияров – предприниматель, известный в Набережных Челнах как основатель ТД «Камилла» – в 2020 году стал имамом новой мечети «Чаллы Яр». Он вложился в строительство храма, но не стал озвучивать суммы.

– В исламе очень важно намерение. Делать пожертвование, чтобы вас похвалили, чтобы о вас написали в газетах, что вы построили мечеть – это бессмысленно. Вознаграждение должно прийти в следующей жизни. Самое хорошее пожертвование – это то, о котором другие не знают, про которое не говорят, – объяснял имам Chelny-biz.ru.

«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»

Зияров отучился в медресе «Мухаммадия», преподавал в приходе мечети «Джамиг», которой также оказывает помощь.

«Чаллы Яр» в стиле хай-тек стала 15-й по счету в автограде, причем у нее уникальный формат – это первая в Челнах придорожная мечеть. Предпринимателю пришлась по душе сама идея строительства такого храма, и он решил принять участие в проекте:

– На тот момент я был преподавателем в мечети «Джамиг», у меня уже было образование. Я решил, чтобы контролировать строительство, лучше взять на себя такую ответственность и самому стать имамом, который будет контактировать с подрядчиками, учитывать все нюансы, подписывать документы, представлять интересы мухтасибата.

Зияров не афиширует свой сегодняшний бизнес, но подчеркивает, что он полностью соответствует нормам ислама, в отличие от того, чем он занимался ранее. Торговля не обходилась без запрещенных товаров, как алкоголь и другие. Имам, кстати, отмечает, что действующий бизнес и религиозную деятельность совмещать вполне возможно. Более того, по его словам, практикующий предприниматель лучше чувствует проблемы прихожан и может найти наиболее подходящие ответы. В целом, по словам Ильдара хазрата, сегодня все больше представителей бизнеса обращаются к религии.

«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»

– Важную роль играет то, что в исламе предпринимательство воспринимается как хорошее, богоугодное дело. Чтобы помочь религии, у кого-то должны быть деньги. Кроме того, человеку хочется какой-то стабильности. А в религии есть общие принципы, и они незыблемы. В отношениях человека со Всевышним нет переменчивых правил, нет двойных стандартов. Почему многие предприниматели приходят в религию? Они находят в ней успокоение, - считает имам.

САЛИХЗЯН ГАЙНИЕВ, ИМАМ-ХАТЫЙБ МЕЧЕТИ «УТЫЗ ИМӘНИ»

Имам-хатыйб мечети «Утыз Имәни» в Замелекесье Салихзян хазрат Гайниев из поколения первостроителей Набережных Челнов. Его трудовая биография связана с «Камгэсэнергостроем». Салихзян Гайниев покинул пост заместителя гендиректора по управлению персоналом, социальным вопросам и связям с общественностью ОАО в 2015 году в возрасте 69 лет. Они был депутатов горсовета трех созывов – в течение 15 лет – в команде Ильдара Халикова, Василя Шайхразиева и немного при Наиле Магдееве.

«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»

О своем пути к религии Салихзян Галиевич рассказывал так:

– Нас было 12 детей в семье: три девочки, девять мальчиков. Я – одиннадцатый по счету, младший из мальчиков. Наш отец, инвалид войны, был очень религиозным человеком. Он был муллой в деревне. Мы с малых лет знали не очень длинные суры и аяты. Отец учил старших сыновей и дочерей, они читали намаз. Это прошло как-то немного мимо нас, троих младших детей. В то время на религию был полный запрет. Запрещено проводить праздники, намазы. Все мечети были разрушены. Бывало и так, что из района приедут, их увезут и отдубасят. В таких тяжелых условиях находились верующие. Но мы с детства воспитывались религиозными.

Медресе Салихзян хазрат окончил уже в зрелом возрасте, когда работал в «Камгэсэнергострое». Вместе с женой начал посещать медресе при построенной в поселке ЗЯБ мечети «Абузар». Потихоньку обучились. Светских образований у Гайниева несколько: ветеринарное и педагогическое.

Мечеть «Утыз Имәни» открылась в 2016 году. Ее возвели всего за два года, что очень быстро для храмового строительства. Спроектировал ее известный в городе архитектор Рамиль Хайруллин. Как оказалось, зять Гайниева. Назвали храм в честь научного и религиозного деятеля – Утыз Имани.

«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»

– Габдрахим Утыз-Имани – выходец из моей деревни Утыз Имани в Черемшанском районе республики. Я еще не слышал, чтобы ему была посвященная мечеть, – объяснял идею имам. – Меня поддержали и мухтасиб Камиль хазрат Самигуллин, и Альфас хазрат. У нас здесь все связано с цифрой 30, потому что Утыз-Имани в переводе с татарского - 30 дубов. Первое время помогал мой родной коллектив – «Камгэсэнергострой». Потом, нам очень повезло со спонсором. Это Миронов Алексей Вячеславович.

Салихзян Гайниев долгое время он возглавлял фонд строительства соборной мечети «Джамиг».

– В 2007 году, когда мэром города был Ильдар Шафкатович Халиков, мы – Альфаз хазрат, Уел Галимович Хусаинов (тогда гендиректор «Челныводоканала») и я – создали фонд строительства соборной мечети «Джамиг». Я возглавлял этот фонд. За это время мы успели сделать работы на 25 млн рублей: 780 свай забили, ростверки, часть фундамента сделали, но полностью на ноль выйти не успели, средства закончились. В последние годы желающих помочь становилось все меньше, – печально рассказывал Гайниев. – В конце концов, особенно после ухода Ильдара Шафкатовича, уже на тормозах пошла работа. Я понял, что и там, и тут уже успевать не смогу. Поэтому мы договорились, что фонд возгласит Уел Галимович.

УЕЛ ХУСАИНОВ, ДИРЕКТОР ФОНДА СТРОИТЕЛЬСТВА КОМПЛЕКСА «СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ»

Уела Хусаинова часто называют одним из «отцов автограда» и «топ-менеджером советской закалки». Он заслуженный строитель России, почетный гражданин Набережных Челнов. Вся его карьера сложена из руководящих должностей – Хусаинов управлял крупными предприятиями города, неоднократно избирался депутатом горсовета и был в руководстве автограда. А сегодня возглавляет Фонд строительства комплекса «Соборная мечеть», который возводит мечеть «Джамиг».

«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»

Уел Хусаинов родился в 1949 году в Альметьевске. Отец был рабочим-нефтяником, но семья жила небогато. Молодой человек с отличием окончил Казанский инженерно-строительный институт по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция». Туда поступил по совету дяди. После вуза работал ассистентом кафедры. Перестав быть студентом, потерял место в общежитии. Молодого аспиранта отказывались брать на постой – его могли призвать в армию. Хусаинов ночевал на матрасе в комнате студентов, которым преподавал.

Позже все-таки отправился служить в армию, попал в военную часть в Подмосковье, в ракетные войска. Судьба плотно связала Уела Хусаинова с Челнами в 1972 году, когда он получил «путевку» на стройку КамАЗа. Здесь же ему досталась первая руководящая должность – мастером, а потом прорабом Набережночелнинского МУ треста «Промвентиляция».

С 1976 по 1981 годы он успешно руководил Набережночелнинским горкомом комсомола. До 1984-го возглавлял отдел строительства и городского хозяйства. Позже ему доверили пост первого лица автограда - был избран на должность первого секретаря Набережночелнинского горкома партии. Проработал на посту до 1987 года. Именно этот период сформировал Хусаинова как политика и общественного деятеля.

«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»

- Набережные Челны - город рабочих, людей труда. По правде говоря, здесь люди никогда не жили в достатке. Не остались без негативного влияния и последовавшие финансово-экономические потрясения. И все же челнинцы выдержали испытания, сохранили «КАМАЗ», - рассказывает Уел Галимович.

Он несколько лет занимал руководящие должности на предприятиях, в 2000 году возглавил ЗАО «Челныводоканал». Проработал здесь 14 лет, успел окончить Международный институт менеджмента «ЛИНК» по специальности «Менеджмент». С 2015 года Уел Хусаинов возглавлял комитет по промышленности торгово-промышленной палаты Набережных Челнов и Закамья.

После выхода на пенсию он вдруг получил неожиданное предложение возглавить Фонда финансовой поддержки строительства Соборной мечети. Произошло это в 2016 году, после ухода Салихзяна Гайниева. Хусаинов как-то позже признавался, что никогда не думал, что после успешной карьеры топ-менеджера будет курировать строительство мечети.

– Как известно, строительство Соборной мечети идет давно. Точнее, она началась и остановилась. Во время работы Ильдара Халикова акимом города мы организовали фонд поддержки этой мечети и начали здесь работу. В то время здесь неплохо работали строители «Камгэсэнергострой». Фонд поддержки мечети возглавил Салихзян Гайниев. Он ушел отсюда, когда была построена его мечеть. Альфас хазрат уговорил меня возглавить фонд. Несмотря на то, что я не приверженец религии, мы уважаем традиции, обычаи и традиции. После долгих раздумий взялся за эту ответственную работу, – рассказывал Хусаинов в недавнем интервью.

«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»

Он взялся за дело с присущей ответственностью. Именно при нем соборная мечеть стала расти на глазах. К чести директора фонда, он всегда искренне выражает благодарность за помощь, которую оказывают в возведении храма – благотворителям, прихожанам и самим строителям.

У Уела Хусаинова две взрослые дочери, пятеро внуков. Он активно участвует в их воспитании, при этом являясь прогрессивным и справедливым дедушкой.

АБДУРАШИД КУРМАЛЕЕВ, ИМАМ-ХАТЫЙБ МЕЧЕТИ В ПОСЕЛКЕ ГЭС

Абдурашид хазрат Курмалеев - имам небольшой мечети в поселке ГЭС. Один из немногих молодых хазратов в Челнах. Он уроженец Пензенской области. В автоград приехал в 2006 году, чтобы преподавать в медресе. За плечами образование в Московском исламском колледже, духовном образовательном учреждении в Турции. Хазрат признается, что интерес к религии стал появляться еще в детстве. В третьем классе мама отправила его на обучение к одному дедушке, который умел читать и писать на арабском. Уже в десять лет будущий имам умел читать Коран.

«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»

Преподавать в медресе его пригласили в челнинском мухтасибате. Спустя время Абдурашид хазрат стал имамом, женился на девушке из Альметьевского района и решил остаться в Челнах. Он стоял у истоков строительства мечети в 3-м комплексе. В 2013 году она была построена в том виде, в котором существует сейчас, так и называется – мечеть поселка ГЭС. Стройку, к слову, начинали с одним благотворителем, но он вскоре не смог помогать. Довести здание до ума помог ученик Курмалеева, который оказался директором крупной строительной компании.

- Я не знал, кто он такой. Приходил на уроки обычный парень. Мы как-то проходили мимо недостроенной мечети, я рассказал, что денег особо нет, делаем работы понемногу. Он месяц подумал, изучил документы. Построил ее меньше, чем за полгода. В том году я как раз отправился в Хадж. Приехал и мечеть уже была достроена, - рассказывает Абдурашид хазрат. - Инициатором строительства и имамом мечети был Фаат хазрат Мухаметов, заместитель имам-мухтасиба. На тот момент он уже был в возрасте, и ему было сложно совмещать две должности. Пост имама предложили мне.

«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»

Абдурашид хазрат - директор и соучредитель благотворительного фонда «Болгар», созданного более трех лет назад. «Он - вторая сторона медали, которую никогда не видно, но которая выполняет 50% работы», - отзываются о Курмалееве соратники по общественной деятельности. При содействии фонда в Челнах создан проект «Приют человека». Бездомных кормят на площадке у спорткомплекса «Олимпийский», планируют открыть точку за ДК «Энергетик». Также реализуется проект «Корзина доброты» - людям развозят продовольственные пакеты с едой и необходимыми товарами (3-4 кг мяса, мед, чай). Их получают одинокие пенсионеры, живущие за чертой бедности, нуждающиеся семьи – ежемесячно около 30 семей. Вскоре фонд планирует оборудовать рядом с мечетью спортзал для единоборств.

- Мне нравится этим заниматься. Получаю удовольствие, когда вижу радостные глаза тех, кому мы помогаем. А радость – она ведь дальше передается! Я, наверное, много мультфильмов пересмотрел в детстве. Как в песне: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе еще не раз вернется…»

Абдурашид хазрат Курмалеев также является экспертом Комитета халяль по Закамью. Он консультировал предприятия перед запуском производств, сейчас контролирует процессы на площадках «Агросилы», «Челны-мясо», «Челны Фуд», АПК «Камский», Елабужского мясокомбината, «Акульчев» и т.д. В комитет Курмалеева также привел Фаат хазрат, бывший руководитель экспертного отдела, его называют аксакалом индустрии халяль в Татарстане.

«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»

- Он увидел, что я не боюсь работы. У меня вообще кредо жизни такое: если нужно что-то сделать, делаю. Мне необходимо всегда заниматься делом, не сидеть просто на месте. Монотонность жизни не по мне. Это тоже из детства. На утренниках меня даже Дед Мороз отгонял: мол, все, мальчик, не нужно стихотворений, дай другим поучаствовать, - рассказывает Абдурашид хазрат. – Я принял приглашение работать в Комитете в том числе ради расширения круга общения. В мечети он свой, определенный. Мне же стало интересно контактировать с людьми на производствах. Это совсем иное видение жизни. В процессе общения находим точки соприкосновения, заводим дружбу. Получаются даже совместные проекты вместе с благотворительным фондом. Многие приходят к нам именно с предприятий, которые мы курируем. Заинтересовываются, предлагают свои идеи.

Имам раньше занимался тяжелой атлетикой, круглый год ездит на родник, стоит на гвоздях. Воспитывает двоих детей. Планирует связывать свою жизнь с религией. Основная причина – возможность проявлять милосердие и видеть это стремление в других.

- Это такое качество, что, чем больше ты его проявляешь, тем счастливей ты становишься, - считает имам-хатыйб. - Такие возможности как раз и открываются в религии. Я вижу это своими глазами: люди стремятся делать что-то хорошее. А глядя на них, воодушевляешься еще больше. Получается такой вечный двигатель. Друг от друга заряжаемся. У меня было много поучительных историй в жизни, которые научили меня, что нужно стараться, не сдаваться в своих добрых деяниях. Первый раз не получилось – нужно пробовать второй и третий раз. Когда-то получится обязательно.

«Я и на стройке работал, и на «КАМАЗе», и в пожарной охране»

Юлия Шестакова

Фото: Chelny-biz.ru, Шахри Чаллы, мухтасибат г. Набережные Челны

Комментарии
02.05.2022, 21:28

Уил Галимович очень достойный человек! Порядочный и тактичный!!!
03.05.2022, 15:56

Поддерживаю ваше мнение! Даже если не знать всю его карьеру и положение в челнинской общности, он создает ощущение спокойного, дипломатичного и очень грамотного человека.
02.05.2022, 21:41

Андрей

Я был рабочим, а потом господь бог мне указал как жить не работая.
03.05.2022, 14:13

Как так то....

Когда я был молод, я был беден. И через годы тяжелого, честного и кропотливого труда... я больше не молод..
04.05.2022, 22:23

У Зиярова бизнес особо не поменялся вроде - аренда, общепит , торговля .... немного из оф. Выписки : Розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табачными изделиями в специализированных магазинах ...
05.05.2022, 14:46

Малика

А разве можно строить мечеть на харамные средства, от продажи спиртного, от продажи табачных изделий? Или современным имамам харам не запрещён ?