, 20 Января
Коронавирус. Заражено: 335 521 830 человек. В России: 10 899 411. В Татарстане: 44 633. В Челнах: 5 840
Новости
Подробно


Тот самый спорный генплан, или Какое будущее ждет Челны

22.12.2021, 16:58

Территория Набережных Челнов может вырасти на четверть за счет присоединения к городу птицефабрики Ильшата Фардиева и элитных поселков за проспектом Яшьлек. По городу пройдет электричка, а под жилье уйдут береговые зоны и территория Лесоцеха. Такие перспективы закладывают разработчики нового генерального плана города. Chelny-biz.ru изучил промежуточные итоги трудов команды архитектора Александра Дембича и выделил ключевые моменты: какие земли под застройку «накопали» в пределах и за границей города, и какой видят транспортную сеть.

ЗЕМЛИ В ГОРОДЕ: ЖИЛЬЕ НА МЕСТЕ ЗАВОДОВ, НА ЛЕСОЦЕХЕ И ВДОЛЬ БЕРЕГОВ

Какое будущее ждет Набережные Челны, как город будет развиваться в ближайшие десятилетия, где будут строить дома – ответы на эти вопросы должен дать новый генеральный план. Правда, первые наработки документа вызвали бурную реакцию у архитектурного сообщества города. Chelny-biz.ru решил подробнее изучить видение Челнов от команды Александра Дембича.

Основная задача генплана автограда – поиск новых территорий для строительства жилья. Эту потребность специалисты объясняют ростом численности населения. Ежегодно прирост составляет порядка двух тысяч человек. Это значит, что в 2035 году численность челнинцев может достигнуть 565 тыс. Чтобы закрыть потребность, городу необходимо построить еще 5,2 млн кв.м. жилья. Притом, что норму жилой обеспеченности архитекторы заложили выше существующей – 30 кв.м. на человека.

Тот самый спорный генплан, или Какое будущее ждет Челны

Какие варианты есть у города? Во-первых, территория обанкротившихся предприятий «КамгэсЗЯБ». В планах также массив под заводом силикатного кирпича. Предполагается, что здесь появится своеобразный центр, причем с выходом к Каме через карьер у Элеваторной горы.

Архитекторы предлагают застроить свободные участки на подступах к Элеваторной горе, Орловское поле, берег Мелекески (об освоении территории уже несколько лет говорят в компании «Подряд» Мунавира Гимазетдинова), освободившиеся площади гаражного кооператива «Восход», а также продолжение микрорайона Замелекесье до Казанского проспекта (в сторону поселка Суар). Нашлось несколько свободных территорий вдоль проспектов Фоменко и Казанского – напротив Замелекесья, а также напротив поселка ЗЯБ (по ту сторону первой дороги).

Тот самый спорный генплан, или Какое будущее ждет Челны

Архитекторы обратили внимание на территорию нижнего бьефа. Здесь планируется освоить береговую зону, затронув территорию Лесоцеха. Для жилищного строительства выкраивается 105 га. Правда, для этого необходимо убрать промышленные объекты.

Несколько массивов под застройку вдоль улицы 40 лет Победы – за 56-м комплексом, парком Гренада, 54-м, 53-м и 52-м комплексами. Пока участки застроены гаражами.

Под жилье предлагают также освоить поля за проспектами Яшьлек и Абсалямова.

В существующих границах города разработчики «нашли» земельные массивы на 1,7 млн кв.м. жилья.

Тот самый спорный генплан, или Какое будущее ждет Челны

РОСТ ЗА СЧЕТ ТУКАЕВСКОГО: ПТИЦЕФАБРИКА И ЭЛИТНЫЕ ПОСЕЛКИ

Очевидно, что глобальную проблему нехватки территории под жилую застройку участки внутри города не решат. Поэтому разработчики нового генерального плана Набережных Челнов нашли у соседей земельные массивы, за счет которых возможно увеличить городские площади. Территория автограда, таким образом, может вырасти на четверть. Чуть больше 5 тыс. га принесет расширение в южном и восточном направлениях (т.к. на западе – санитарно-защитная зона взлетно-посадочной полосы аэропорта «Бегишево», на севере – Кама). Выхлоп с вновь присоединяемых территорий для города составит 3,9 млн кв.м. жилья.

Тот самый спорный генплан, или Какое будущее ждет Челны

Архитекторы предлагают увеличить город в сторону предприятия «Челны-Бройлер». Это земли птицефабрики, садовые общества «Отделочники», «Энтузиасты». Площадь Челнов за счет района «Южный» вырастет на 2 570 га.

Здесь на территории 177 га сейчас стоят садовые домики (в последующем территории предполагается перевести под индивидуальное жилищное строительство), 1245 га – за «Челны-Бройлер». Еще 1421 га – санитарно-защитная зона птицефабрики. В частности, на месте предприятия в будущем могут появиться высотки, дома средней этажности и объекты соцкультбыта. Вопрос, конечно, не сегодняшнего дня.

По расчетам разработчиков, в районе можно застроить домами 1 320 га, что принесет городу еще 2,4 млн кв.м. жилья.

Тот самый спорный генплан, или Какое будущее ждет Челны

Район будут пересекать две магистральные улицы с регулярным движением, заложены три развязки, а также два перекрестка с ж/д путями, которые уже пересекают участок. Кстати, железнодорожную ветку планируется продолжить и завершить у существующей границы города. Подробнее об этом позднее.

Еще 2 431 га автограду даст расширение в восточном направлении – за проспектом Яшьлек. К городу могут присоединиться Большая Шильна, ближайшие элитные коттеджные поселки (Ближний, Алексеевка, Южный, Новая Шильна, Солнечное), ДНП «Усадьба», «Шильнинка», «Заречье», поселок Рябинка, Подсолнухи, Манхеттен, и СНТ «Кузнечный». Так как основная часть уже застроена частными домами – свыше 3,6 тыс. подворий – под новое жилье нашли всего 405,9 га (730 тыс. кв.м. жилья).

Тот самый спорный генплан, или Какое будущее ждет Челны

В рамках увеличения городской территории предполагается продолжение проспекта Мира и автодороги №1. Они пройдут аккурат к границе города, где появятся транспортные развязки. Еще одна расположится ближе к Малой Шильне. Кстати, дорогу, которая идет мимо села планируют сделать проспектом. Линия, обозначающая магистральную улицу, проходит вдоль местных существующих населенных пунктов, далее недалеко от Азьмушкино и соединяется с проспектом, который проложат в рамках застройки нового района «Южный». Здесь заложена целая дорожная сеть, в том числе трамвайные пути.

НОВЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СЕТИ: ЭЛЕКТРИЧКИ В ПРОМЗОНЕ, ТРАМВАЙНЫЕ ВЕТКИ И ПРОСПЕКТЫ

Тот самый спорный генплан, или Какое будущее ждет Челны

Предлагается развить железнодорожный транспорт в Закамье – проложить пути агломерационного уровня и довести рельсы до важнейших предприятий. В частности – продлить ветку в промзону автограда, «зацепить» ОА «Аммоний», ОЭЗ «Алабуга» и аэропорт «Бегишево». Предполагается, что таким образом от центра агломерации, то есть Челнов, можно будет оперативно добраться в соседние города.

Существующая ветка уже соединяет Менделеевск, Елабугу, Набережные Челны, Нижнекамск и Заинск. Новые рельсовые пути могут построить от завода «Аммоний» до Елабуги, они пройдут в районе ОЭЗ «Алабуга». Еще одно ответвление предполагается до аэропорта. В Набережных Челнах – до завода двигателей «КАМАЗа». Здесь же запланировано строительство второго городского вокзала. По задумке авторов предполагается, что будет ходить электричка, которая свяжет воедино всю Камскую агломерацию.

Тот самый спорный генплан, или Какое будущее ждет Челны

Остановки могут появиться в самих городах, неподалеку от аэропорта, а также в районе промышленных объектов – особой экономической зоны и менделевского завода. В Челнах их запланировано три.

Учтено развитие трамвайной сети. Новые пути заложили за проспектом Яшьлек. Так, планируется продолжить ветку от пересечения проспектов Мира и Яшьлек, а также автодороги №1 и Яшьлек. Они дойдут почти до коттеджного поселка Южный, где в итоге соединятся, закольцевав маршрут. В новом районе, который станет частью города, появится новый проспект. Он дважды будет пересекать трамвайные ветки – на этих участках запланированы развязки.

Тот самый спорный генплан, или Какое будущее ждет Челны

Трамвайное движение также решено развить в поселке ЗЯБ в сторону Замелекесья. Новое ответвление архитекторы задумали от остановки «Военкомат» по улице Х. Такташа. Оно пройдет вдоль Замелекесья, выйдет к Казанскому проспекту, пройдет мимо здания бывшего гипермаркета «Эссен» и соединится с проспектом М. Джалиля. Интересно, что разработчики почему-то не учли проектируемую трамвайную ветку от остановки «Бумажников» в сторону Замелекесья, которую нынешняя власть готовится проложить в ближайшие годы. В Замелекесье проспект Фоменко планируют достроить до Казанского проспекта.

Новым генпланом запланировано строительство новых дорог, должны появиться поперечные проспекты. Задумано строительство еще одного моста – он соединит ГЭС с Элеваторной горой. Магистральная улица городского значения пройдет рядом с элеватором и выйдет на территорию «КамгэсЗЯБ». Оттуда пересечет проспекты Набережночелнинский, Московский, пройдет по Орловскому полю в сторону нового района «Южный». За бывшим заводом ячеистых бетонов «посадили» транспортную развязку.

Тот самый спорный генплан, или Какое будущее ждет Челны

Новый проспект будет заложен в рамках развития территории «Челны-Бройлер». Предусмотрено строительство еще одной объездной дороги – она станет своеобразной границей Южного района. Старосармановская получит статус магистральной улицы городского значения. От нее вдоль района пойдут два проспекта – один завершится на Мензелинском тракте, второй протянут вдоль промзоны до нового района «Восточный». В обоих районах по генплану заложены новые дорожные сети.

Готовый генплан города КГАСУ должен представить Набережным Челнам к концу 2022-го. Общественности его представят осенью следующего года. Расчетный срок реализации документа – 2037 год. Но его разработчики отмечают, что любой генплан реализуется в пределах 20-40%, поэтому не факт, что все масштабные планы будут воплощены в жизнь. Тем не менее, город будет руководствоваться именно этим документом, выдавая разрешения на строительство и выбивая деньги на развитие инфраструктуры. 

Тот самый спорный генплан, или Какое будущее ждет Челны

Лилия Хамитова