, 27 Сентября
Новости
Подробно


«Либо его съедят, либо нас»

24.09.2013, 14:22

Накануне стало известно, что в русском драматическом театре «Мастеровые» появится новый директор: на должность готовится вступить бывший руководитель челнинской телекомпании «Эфир» Армандо Диамантэ. По словам начальника управления культуры Набережных Челнов Рушании Кулаковой, выбор персоны на этот пост – вопрос решенный, осталось лишь дождаться официального приказа. Однако, никто из работников «Мастеровых», включая администрацию театра, не имели понятия о готовящихся изменениях. Тем более, за неделю до премьеры….

«ДОБЬЮТСЯ ТОГО, ЧТО ТЕАТРА ВОВСЕ НЕ БУДЕТ»

Лилию Мякишеву, исполняющую обязанности художественного руководителя и заместителя директора по развитию «Мастеровых», новость о кадровых перестановках застала во время отпуска, по дороге в Казань. Она признается, что не могла отделаться от ощущения, будто назначение было четко спланировано и подстроено.

 - Это случилось в ответственный для театра момент – за неделю до премьеры, - говорит Лилия Юрьевна. – Премьера спектакля – это самое важное событие в театре. Как можно так поступать с коллективом, переворачивать все с ног на голову и оставлять театр без руководителей…? Армандо говорит, что придет и откроет сезон. Он, конечно, открыть-то его откроет, но полгода титанической работы, которую делали люди, очень удобно присваивать себе.

«Мастеровые» уже два года не выпускали премьерных спектаклей. Теперь же к показу готовится «Васса Железнова» по пьесе Максима Горького, поставленная специально приглашенным режиссером из Санкт-Петербурга. Новый спектакль обошелся челнинскому театру в рекордную сумму - 1 миллион 200 тысяч рублей.

 - Армандо говорил, что не претендует на наш театр – это его слова, они были опубликованы в СМИ. А оказалось, что претендует, - продолжает Лилия Мякишева. - Повторяется история с Ярюхиным. Добьются того, что театра вовсе не будет. Или будет, но в какой-то странной форме.

«История с Ярюхиным» длилась не один год. Конфликт между худруком театра Валентином Ярюхиным и директором Татьяной Певговой привел к тому, что  «Мастеровые» оказались под угрозой остаться без режиссера. Власти города в лице начальника управления культуры Рушании Кулаковой заявили об окончании контракта с художественным руководителем театра и письмом уведомили его об увольнении. Всего за несколько дней до этого Валентин Ярюхин стал заслуженным деятелем искусств республики, и получил награду из рук мэра.

 

«ОНИ СВОИХ НЕ БРОСАЮТ»

По словам актеров «Мастеровых», сейчас в театре царит нагнетенная атмосфера. Близится премьера, и все задаются вопросом – почему чиновники поменяли директора именно сейчас, а не до или после нее?

 - У меня были предположения на этот счет, - говорит актриса «Мастеровых» Марина Кочурова. - Как только Армандо сняли с «Эфира», я подумала, что его поставят либо куда-нибудь в мэрию помощником Кулаковой, либо в театр. Они же своих не бросают. Не знаю, какое отношение Армандо Луиджиевич имеет к театру вообще, но к «Мастеровым» он точно никак не относится. Что тут можно сказать? Чиновники победили художников. Я восприняла эту новость с хорошей долей скептицизма.

Марина Кочурова подчеркивает – директор и художественный руководитель должны уметь договариваться. Если речь идет о паритете, у них должен быть выработан диалог, чего никогда не было с Ярюхиным и Певговой.

 - Татьяна Анатольевна вела политику невмешательства, - рассказывает актриса. – Что будет с новым директором, сказать пока сложно. Боюсь, что его съедят. Или нас съедят – одно из двух.

Актер театра «Мастеровые» Дмитрий Орлов узнал о назначении нового директора из интернета. Он считает, что главное в этой ситуации – не предаваться панике. Но также важно не допустить молчаливого согласия, возможности «играть в марионетки».

 - Коней на переправе не меняют. Так вот, чтобы поменять директора прямо накануне открытия сезона, должны быть очень веские обстоятельства, какие-то вопиющие события – например, уголовное дело, - говорит Дмитрий Орлов. – Насколько я знаю, ничего подобного в театре сейчас нет. А другого повода делать это сейчас я не вижу. Это все равно, что в полете менять пилота.

По словам актера, жизнь в творческом коллективе – это жизнь по принципу семьи, одними нормативными актами ничего не регулируется. Нужно, чтобы было взаимопонимание. А «Мастеровые» уже давно находятся в лихорадке. По словам Орлова, есть люди, гораздо больше подходящие на пост директора театра, чем Армандо Диамантэ.

 - С одной стороны, мы не знаем, что было побудительным мотивом к такому решению, как это происходило. Выводы делать рано, - говорит актер «Мастеровых». - Но я считаю, что в данной ситуации и коллектив театр, и общественность Набережных Челнов вправе запросить комментарий у тех людей, которые принимали решение. Это вопрос не только «Мастеровых», но и города в целом, ведь в Челнах больше нет русского драматического театра. Еще раз позволить этому кораблю зачерпнуть носом воду мы все не вправе. Я говорю это не с точки зрения актера «Мастеровых», а с точки зрения жителя города.

 

«ТРУППА ОБЪЯВИЛА ЕМУ БОЙКОТ»

Однако, определенное отношение к театру Армендо Диамантэ все же имел. В 2011 году, будучи директором «Эфира», он получил из городского бюджета средства на постановку пьесы в размере 400 тысяч рублей и… провалил ее.

 - Он переписал выдающуюся пьесу Шекспира «Ромео и Джульетта», перевел на татарский и решил поставить в наших театрах, - сообщил депутат Горсовета Сергей Еретнов в рамках интервью порталу предпринимателей, которое было опубликовано в июне. - Подчеркиваю, он взял 400 тысяч. Когда я спросил у Шайхразиева «с чего вдруг мы платим за пьесу?», он просто промолчал.  В итоге что? Диамантэ пришел в Татарский драмтеатр, и вся труппа объявила ему бойкот, актеры отказались с ним работать. Вся труппа! Потом он пошел в «Мастеровые». И там тоже получил отказ. Пьеса не поставлена, а 400 тысяч нам никто не вернул!

 

«ОН ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ ТЕАТР – ВОТ И ВСЁ»

Несмотря на протестные настроения коллектива «Мастеровых», культурные деятели города смотрят на нового директора театра вполне оптимистично. Художественный руководитель камерного оркестра «Провинция» Игорь Лерман считает, что Армандо Диамантэ вполне подходит на эту должность – кто, как ни он понимает, знает и чувствует необходимости культурной жизни Челнов.

 - Армандо сделал уникальную передачу «Культурный город», которая сейчас закрылась, чего мне искренне жаль, - говорит Игорь Лерман. - Он человек культурный, цивилизованный, креативный. Более того, он в чем-то мой воспитанник. Я часто вижу его в органном зале, он слушает все наши концерты – это тоже его чему-то учит…. Вообще, директор театра всегда «ходит» под главным режиссером, делает то, что не может делать главный режиссер.  Для этого у Армандо достаточно опыта и навыков. Он точно также мог бы стать и начальником управления культуры.

Руководитель молодежного театра-студии «Ключ» Софья Федекина считает, что роль директора театра не обязательно должна быть связана с творчеством. Достаточно быть хорошим администратором, «хозяйственником», уметь организовать процесс.

 - Самое главное – чтобы у него было огромное желание вытащить театр из финансовой ямы, желание помогать актерам и поднять престиж театра на новый уровень. Этот человек должен любить театр – вот и все, - говорит Софья Юрьевна.

Режиссер приводит в пример ситуацию в одном из Хабаровских театров, где, правда, сменился не директор, а художественный руководитель. По её словам, актеры тихо ненавидели этого человека, потому что он пришел и «начал махать кнутом во все стороны». Пошло время, и вот уже в СМИ Хабаровска появилась новость, что театр вышел на новый качественный уровень. И это несмотря на внутренние проблемы. О театре заговорили, там стали рождаться живые спектакли, начались гастроли….

 - Мы видим снаружи одну ситуацию, а внутри она может выглядеть иначе, - говорит Софья Федекина. - Я пока не вижу ничего ужасного. Даже если Диамантэ придет в этот театр и введет его в жуткий, кошмарный кризис, это будет шаг вперед, какие-то изменения. Это будет огромным плюсом для театра, даже если будет минусом.

Нынешний директор «Мастеровых» Татьяна Певгова наотрез отказалась комментировать ситуацию. От объяснений воздержался и сам Армандо Диамантэ, сославшись на то, что с ним еще никто не заключал официальный контракт. Однако, ждать осталось недолго. Челнинский театр будет обязан принять нового директора со дня на день.

Анастасия Карабанова