Открытый двор и зеркальная поверхность – известный в Татарстане архитектор Равиль Сафиуллин предлагает перезагрузить главное здание Челнов. Объект, который покрылся плесенью, вот-вот отдадут под капитальный ремонт, и главное сейчас - сохранить его уникальность, убеждает Сафиуллин и предлагает радикальное и смелое решение. Ведь очевидные – например, использование керамогранита, который так любят строители, - испортят яркий пример модернистской архитектуры города. При этом специалист уверен, что необходимо менять и содержание здания: нужен имиджевый ребрендинг мэрии – «Дом Союзов 2.0».
Сафиуллин приглашает читателей Chelny-biz.ru обсудить перспективы объекта – специально для издания он подготовил публикацию.
«НАШ ГОРОД – УНИКАЛЬНЫЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. ОН МОЖЕТ БЫТЬ ТУРИСТИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ, ЕСЛИ СУМЕЕТ СОХРАНИТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ»
Мы привыкли, что история начинается тогда, когда уже нет живых свидетелей, и все, что нам остается, – документально зафиксированные события и физически уцелевшие объекты, которые мы начинаем трепетно чтить. Так возникают памятники архитектуры.
Но что делать зданию, которое не является памятником? Когда все еще есть люди, которые помнят на его месте поле? Как ему спасаться эти первые 100 лет после строительства, до того момента, когда о нем начнут аккуратно заботиться?
Наша мэрия была построена 34 года назад, в 1987 году, архитектором Гришинчуком. К сожалению, первичная задумка архитектора не нашла отражения в реальной жизни. Здание должно было быть открытым для местных сообществ, советы архитекторов, союзы художников и писателей своей творческой энергией должны были заряжать город. «Арт-кластер» в советском понимании. Каждый житель должен был иметь возможность погулять в этом интересном, монументальном, возвышающем его пространстве.
Тут обнаруживается вторая беда модернисткой архитектуры. Своей монументальностью она возвышает не нас, а саму себя над нами. Здание сейчас закрыто для жителей города. Мы лишь иногда проходим мимо, а поэтому себя с ним не ассоциируем. Оно будто чужое высокомерное, смотрит на нас со стороны. Нам совсем не хочется о нем заботиться. Хочется его опустить до привычного нам ощущения.
Что сейчас для нас привычно? Как-то один интересный житель мне сказал, что очень любит здания в «городском стиле». Что же это в его понимании? Здания, обшитые композитными панелями. Мы все изо дня в день заходим в «композитные» торговые сооружения, которые открыто нас принимают. Мы радостно там покупаем все, что нам вздумается, общаемся там с соседями. Для нас это привычная и дружелюбная архитектура города.
Что может произойти с мэрией? И что происходит повсеместно с модернисткой архитектурой в России? Из «возвышающей» архитектуры она становится «композитной», уподобившись торговым сооружениям.
У общества нет понимания, что все построенное в 70–80-х годах – это уже наша история. Мы уничтожаем исторический облик. Те немногие здания, которые переживут этот злополучный период реконструкции, позже станут значимыми туристическими точками притяжения. Наш город – уникальный градостроительный проект. Он может быть туристическим центром, если сумеет сохранить свою историю.
«ЗДАНИЕ МЭРИИ – НАШЕ ГЛАВНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ. ПОЖАЛУЙ, МОЕ САМОЕ ЛЮБИМОЕ В НАШЕМ ГОРОДЕ»
Как представитель архитектурного сообщества, а также как житель этого города, который горячо его любит и беспокоится о его и о своем будущем, считаю, что здание требует реставрации, а не реконструкции. Очень важно отнестись к данному проекту с особой заботой, провести аккуратные работы с сохранением первичного облика здания. Очистить существующий материал на фасаде, по возможности восстановить его, произвести замену некоторых панелей на новые, но имеющие сходные визуальные характеристики.
Очень хотелось бы, чтобы привычное понимание мэрии были переосмыслено. Важно открыть ворота и впустить людей во внутренний дворик, предоставить помещения для локальных креативных сообществ, пустить жизнь в здание. Это поможет всем нам его заново полюбить и начать ценить.
Здание мэрии – наше главное архитектурное достояние. Пожалуй, мое самое любимое в нашем городе. Восхищает сочетание достижений архитектурной мысли, технического развития и высокого уровня культуры производства. Я слышал историю от старейшин про Дом Союзов, про то, как дружно уживались представительства городских сообществ в одном здании с властью. В тесном взаимодействии и постоянных обсуждениях рождались идеи развития города.
Величественная и торжественная архитектура Мэрии – неотъемлемая часть имиджа администрации. Однако внутренний дворик закрыт, бюро пропусков и охрана на входе обеспечивает неприступность в Дом Союзов, отчего страдает доверие и укрепляется образ неприступной Бастилии.
Пора бы провести глубокое обновление. Администрацию открыть новым жизненным сценариям, сделать имиджевый ребрендинг мэрии – «Дом Союзов 2.0». Снова стать местом встреч городских сообществ с главой, депутатами и ведомствами. Новому содержанию новую упаковку: необходимо обновить фасады, которые уже заждались ремонта.
«С АВАНГАРДНЫМ ДИЗАЙНОМ ЗДАНИЕ МЭРИИ МОЖЕТ ВОРВАТЬСЯ В АРХИТЕКТУРНУЮ ПОВЕСТКУ И СТАТЬ АКТУАЛЬНЫМ. ДЕРЗОСТЬ И СМЕЛОСТЬ — ЭТО ПО-ЧЕЛНИНСКИ!»
Очевидно, решение, которое на поверхности, – желание заменить натуральный камень на композит или керамогранит. Это будет нашей общей потерей. Почему существующий ракушечник это лучший материал? Натуральные панели благодаря своей пористой структуре, не отражают, а частично поглощают свет по сравнению с искусственными материалами. Здание мэрии в разное время года и суток выглядит по-разному. Окна нашего офиса выходят на центральную площадь, и я не перестаю восхищаться игрой светотени, и как удивительно мэрия реагирует на погоду: при пасмурном зимнем небе здание серо-зеленое и холодное, летом светится теплой охрой. А на закате бывает оранжевым и даже лиловым.
Архитектура должна быть говорящей и взаимодействовать с окружающим миром. Предлагаю заменить утраченные и почерневшие панели на вставки из нержавеющей стали с полированной зеркальной поверхностью. Мы получим хаотично расположенные вставки, которые при движении вокруг здания будут бликовать, вступая в диалог со зрителем, здание оживет. Нержавейка – благородный, я бы сказал элитарный материал. Контраст матовых панелей ракушечника и металлического глянца оживит и добавит свежести в восприятие здания мэрии.
Согласен, что применение таких решений вне формата реставрации, но с авангардным дизайном, здание мэрии может ворваться в архитектурную повестку и стать актуальным. Дерзость и смелость - это по-челнински!
Выбор зеркала очень символичен, кривое отражение, к сожалению, аллегорично подходит для описания типичных отношений власти и граждан, обе стороны далеки от понимания чаяний друг друга и склонны к взаимному обвинению. Однако власть состоит из наших же сограждан, а мы – это и есть власть по Конституции. Об этом лишний раз будет напоминать собственное отражение в здании администрации города. И когда мы с очередной жалобой захотим обратиться за помощью к мэру, увидим собственное отражение и, быть может, задумаемся, а как мы сами можем принести пользу городу и взять ответственность за место, в котором живем.
Только представьте, в будущем общество станет сознательным, ответственным, научится принимать решения самостоятельно и не будет необходимости администрирования. К тому времени здание постепенно покроется зеркальными панелями и растворится в окружающем пространстве.
Равиль Сафиуллин
Фото: Равиль Сафиуллин, Chelny-biz.ru, открытые источники
Браво!
Читатель
Артур
Елена
Извиняюсь
Андрей
Татьяна
Он сделал
Елена
Дмитрий13
Горожанин
Раушания
Житель
Раушания
"...а вы, друзья, как ни садитесь, всё ж в музыканты не годиесь..."
Валерий
Браво !!!
Рун
лена
Раушания
Дмитрий13
+10000
Раушания
Андрей