Новости
Подробно


«Если мы реализуем проект в ближайшее время, через 10–15 лет ситуация с кадрами улучшится»

02.07.2019, 17:03

Образовательный центр по примеру парка Volkswagen в Германии и по проекту создателей трасс для «Формулы-1» появится в ближайшие пять лет в Набережных Челнах. 29 га резервных земель «КАМАЗа» между НТЦ и автомобильным заводом уже выделено под мегапроект. Вопрос – где найти 5 млрд рублей – пока открыт. Руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин намерен «пробивать» его на высших уровнях власти. Инициаторы проекта рассчитывают с запуском центра с 17% до 30% поднять интерес детей в Набережных Челнах к техническим наукам и залатать дефицит кадров в автограде, а заодно и в соседних городах.

«В МОНОГОРОДЕ ВОЛЬФСБУРГ СОЗДАН ТАКОЙ ОБЪЕКТ ПОД БРЕНДОМ VOLKSWAGEN. ОН ПРИВЛЕКАЕТ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ТУРИСТОВ»

Еще одна мегастройка под эгидой 50-летия «КАМАЗа» развернется в Набережных Челнах в ближайшее время. Многофункциональный центр «Техногород» расположится на 29 га резервных земель предприятия, отданных под воспитание будущих технарей. Проект был инициирован автогигантом и спортивной командой «КАМАЗ-мастер», нашел поддержку в республике, и теперь его всеми силами будут двигать вперед.

Сейчас разработана концепция центра, ее презентовали на минувшей неделе президенту Татарстана Рустаму Минниханову и главе «Ростеха» Сергею Чемезову. Объект претендует на статус самого крупного в Набережных Челнах центра дополнительного образования. Три этажа по 11 тыс. кв.м. каждый и с десяток трасс на прилегающей территории. Как рассказали инициаторы проекта, они вдохновлялись примерами мировых компаний.

«Если мы реализуем проект в ближайшее время, через 10–15 лет ситуация с кадрами улучшится»

– Подобного рода объектов в мире много. Для нас одним из таких интересных примеров является технический парк, который находится в городе Вольфсбург Германии, – рассказал Вадим Валеев, заместитель директора спортивной команды «КАМАЗ-мастер», куратор проекта. – Он принадлежит компании Volkswagen. Вольфсбург – это тоже моногород, он промышленный, но там создан такой объект под брендом Volkswagen. Он привлекает большое количество туристов. Там организуется всякого рода семейный отдых. Такие объекты для нас являлись примером, вдохновляли нас на создание этой концепции.

«Автоштадт» – так называется парк развлечений в Вольфсбурге. Он включает в себя музей истории автомобилей, павильоны ведущих автопроизводителей Volkswagen Group, кинотеатр, рестораны. Протяженность парка более 5 км, площадь – 25 га. Его строительство началось в 1998 году на территории возле автомобильного завода. В проектировании было задействовано более 400 архитекторов. Главный павильон открылся в 2000 году. К тому моменту Volkswagen инвестировал в проект около 435 млн евро. Ежегодно «Автоштадт» принимает около 2 млн туристов.

«Техногород» в Челнах также будет публичным местом, без особого пропускного режима, в отличие от территории подразделений «КАМАЗа». Здесь можно будет свободно прогуливаться, обещают авторы идеи. Его сравнивают также с парком Галицкого в Краснодаре. Этот современный парк рядом с футбольным стадионом построил миллиардер Сергей Галицкий, владелец ФК «Краснодар».

«Если мы реализуем проект в ближайшее время, через 10–15 лет ситуация с кадрами улучшится»

«ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ВАРИАНТЫ, НАРАБОТКИ ПО ПОИСКУ И ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТОРОВ»

Тем не менее, основная функция объекта – вовсе не прогулки и развлечения, а образование и вовлечение детей в технические науки через спорт.

– «Техногород» призван привлекать детей к изучению техники. Так как мы спортивная команда, мы решили, что правильно будет сделать это через спорт, – говорит Вадим Валеев. – В городе есть определенные сложности с привлечением детей в технические науки. И этот центр должен стать якорем для них. Детство является важным этапом в жизни человека, когда формируется его будущее. Если нам удастся привлечь сюда детей, чтобы они занимались техническим спортом, то большая часть свяжет свою жизнь с наукой и техникой. Потому что есть потребность в высококлассных специалистах и на «КАМАЗе», и у нас в команде «КАМАЗ-мастер».

Разрабатывала всю инфраструктуру немецкая компания Tilke GmbH, которая является мировым лидером в области разработки автоспортивных трасс. Достаточно сказать, что 18 из 21-й действующей трассы для «Формулы-1» разработала Tilke. В настоящее время идут необходимые изыскательские работы. «КАМАЗ» работает с правительством Татарстана по подготовке строительной документации на этот объект и планирует приступить к его реализации в ближайшем будущем. Работа будет проводиться поэтапно. На первом этапе – сам центр дополнительного образования, затем – организация дорожной инфраструктуры.

«Если мы реализуем проект в ближайшее время, через 10–15 лет ситуация с кадрами улучшится»

– По нашим оценкам, мы в состоянии реализовать этот проект за четыре–пять лет. Общий объем финансирования, который будет необходим для реализации этого проекта – создания учебного центра и дорожной инфраструктуры – порядка 5 млрд рублей. Вопрос по источникам финансирования находится на стадии обсуждения. Есть определенные варианты, наработки по поиску и привлечению инвесторов, – пока что уклончиво ответил Валеев на вопрос по финансам.

Что появится на 29 га земли? Основное здание – это трехэтажный многофункциональный центр дополнительного образования, в который войдут большой музейный комплекс на 30 машин, всепогодная испытательная трасса, большое количество инновационных учебных лабораторий. Занимающиеся здесь дети будут иметь возможность изучать автомобильную технику, сопутствующие дисциплины. Будут необходимые зоны для досуга.

Кстати, что касается музейного комплекса, он пока станет некой заменой отдельному музею «КАМАЗа», рендеры которого ранее публиковал Chelny-biz.ru. Напомним, что в марте 2018 года автогигант получил земельный участок размером 5093 кв. м. для строительства музея – распоряжение подписал премьер Алексей Песошин. Президиум Инвестиционного совета Татарстана во главе с Миннихановым поддержал тогда проект ПАО «КАМАЗ». Компания заявляла, что будет строить культурно-исторический центр на собственные средства. Ориентировочная стоимость – 500 млн рублей. Предполагалось, что это будет трехэтажное здание в футуристическом стиле.

«Если мы реализуем проект в ближайшее время, через 10–15 лет ситуация с кадрами улучшится»

– Строительство музея «КАМАЗа» пока откладывается, – прокомментировал Chelny-biz.ru руководитель пресс-службы «КАМАЗа» Олег Афанасьев. – В рамках подготовки к 50-летию предприятия мы предполагали построить музей. Но, когда посчитали все возможные затраты, мы поняли, что на данный момент это будет нецелесообразно. Этот комплекс и музей – не связанные друг с другом события, но этот комплекс в какой-то степени дополняет тот музей, который мы все-таки когда-нибудь построим. От идеи мы не отказываемся. Более того, территория, прилегающая к будущему месту строительства музея (рядом с гендирекцией «КАМАЗа»), будет благоустроена – там будет парк героев «КАМАЗа», дорожки, малые архитектурные формы. Но строительство самого здания пока откладывается.

Участок будет ждать своего часа.

Вся прилегающая территория «Техногорода» будет представлять собой набор спортивных трасс различного уровня: учебная трасса для картинга, профессиональная картинговая трасса (она сможет принимать крупные соревнования, вплоть до Чемпионата Европы), большая кроссовая трасса для проведения соревнований по автокроссу и багги. Также предполагается создание небольшого детского городка, на территории которого детей можно будет обучать правилам безопасности дорожного движения.

Заниматься проектом будет управляющая компания, которую планируется создать под эгидой ПАО «КАМАЗ», правительства республики и команды «КАМАЗ-мастер». Она возьмет на себя функцию управления строительством этого объекта.

«Если мы реализуем проект в ближайшее время, через 10–15 лет ситуация с кадрами улучшится»

«ЛЮБОЙ СПЕЦИАЛИСТ БУДЕТ МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВЕН ТАМ, ГДЕ ОН ВЫРОС. ОН БУДЕТ ИСКРЕННЕ ОТДАВАТЬСЯ СВОЕМУ ДЕЛУ»

Возникают вопросы к дальнейшей эксплуатации центра, учитывая, что он будет построен на границе жилой и промышленной зон Набережных Челнов. Как уверяет «КАМАЗ-мастер», сложностей с транспортной доступностью никаких.

– Транспортная доступность была одним из приоритетных направлений, когда мы разрабатывали концепцию этого проекта. Все намного проще, чем может показаться на первый взгляд. Это земля располагается в месте, где параллельно проходят две трамвайные ветки. Есть остановки общественного транспорта, все очень близко. Центр в принципе в относительной близости от города, – считает Вадим Валеев. – Надо понимать, что это спортивный центр, здесь предполагается эксплуатация автомобильного транспорта, и мы не можем строить его в черте города. Это место – самое оптимальное для того, чтобы строить такой объект.

Управлять объектом будет специально созданная организация. В ее функции войдет эксплуатация зданий, сооружений, привлечение компаний, которые будут заниматься узкими направлениями. Например, здесь планируется создать гостиничный комплекс, где смогут остановиться посетители из других городов, участники соревнований. Общепит, дополнительные центры творчества – это предполагает привлечение арендаторов, которые будут здесь вести свой бизнес.

Сам центр также будет оказывать коммерческие услуги.

– Если говорить о создании условий для досуга, то, конечно, это все будет осуществляться на коммерческой основе, – говорит Валеев. – Например, мы будем предлагать систему аренды картов. Это, естественно, будет предлагать определенную плату. Что касается работы музейного комплекса, то любой музей – это отчасти коммерческое предприятие.

Что касается образовательной части наполнения центра – этот вопрос сегодня прорабатывается с профильным управлением города и Минобром РТ.

«Если мы реализуем проект в ближайшее время, через 10–15 лет ситуация с кадрами улучшится»

– Этот объект создается для того, чтобы привлечь детей, молодежь к техническому высшему образованию, чтобы они тянулись к технике и наполняли наш город и близлежащие (Нижнекамск, Альметьевск, Менделеевск, Ижевск), – отметил руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин, презентуя проект президенту Татарстана. – Если мы реализуем этот проект в ближайшее время, то через 10–15 лет ситуация с воспитанием толковых грамотных специалистов улучшится, этот процесс ускорится, и мы сможем еще активнее развивать в нашем регионе предприятия, способствовать экономическому росту республики и больше вовлекать молодежь в высшее техническое образование.

Чагин привел цифры: численность города сегодня 536 тыс., из них 275 тыс. – трудоспособного населения. Общее количество специалистов, получающих техническое образование, – 10 тыс., из них 2,6 тыс. обучаются в вузах. Потребность завода – 4,5 тыс. А всего, с учетом всех предприятий, – 10,8 тыс.

– Видите, какая нехватка, какой дефицит кадров? – говорит руководитель команды. – Что касается дополнительного образования, 90% детей нашего города в возрасте от пяти до 18-ти лет занимаются в секциях. Это примерно 68 тыс. детей. Из них только 11 тыс. занимаются в кружках технического творчества. Это 17% от общего объема. Объект позволит увеличить долю до 30%.

Хотя концепция понятна и структура центра в целом определена, работа предстоит большая.

«Если мы реализуем проект в ближайшее время, через 10–15 лет ситуация с кадрами улучшится»

– Это новый проект, ни откуда не скопируешь модель. Мы совместно со специалистами завода, управления образования города, Министерства образования республики делаем проект, чтобы каждый квадратный метр и самого здания, и трасс был эффективно использован. Чтобы дети сюда приходили и чувствовали себя как дома, чтобы их тянуло сюда. Чтобы получая качественное основное образование в школе, они приходили на пару часов и выходили уже другими людьми, с огоньком в глазах и желанием в дальнейшем получать технические профессии либо у нас в городе, в республике или в других городах, но потом возвращались на родную землю. Я считаю, любой специалист будет максимально эффективен там, где он вырос, – высказался Чагин. – Он будет искренне отдаваться своему делу и двигать то предприятие, на котором работает, стабильно вперед. Нужно, чтобы они помнили о родной земле и приезжали подготовленные обратно.

Анна Перебаскина

Фото: setwalls.ru, пресс-служба президента РТ, autosport.com.ru, avtospravochnaya.com

Комментарии
02.07.2019, 20:51

Круто!Идея классная,если все так и сделается то будет здОрово.
03.07.2019, 09:40

хочется подробнее про часть арендаторов. кто может там присутствовать? какой бизнес? очень интересно
03.07.2019, 13:39

Только тот бизнес, который связан с автоспортом и его продвижением
03.07.2019, 09:40

очень будет жаль, если камаз не найдет средств. обычно такие проекты уходят в корзину
03.07.2019, 10:01

почему о будущем города думает камаз, а не мэрия?
03.07.2019, 14:36

В принципе, все правильно. Мэрия должна думать о благосостоянии жителей, но повысить зарплату на Камазе не может. А Камаз готов любыми способами завлекать инвесторов и использовать народные деньги, лишь бы не повышать зарплату своим людям.
03.07.2019, 21:26

Олег

Вы сами перечитайте что написали! Мэрия может сколько угодно думать о благосостоянии жителей, хотя это не её дело. И в пору думать о благоустройстве города и повышении его привлекательности. К сожалению это то отчем они похоже вообще не думают. А КАМАЗ в силу своей правовой формы не используют народные деньги их у него нет. Это акционерная собственность.
04.07.2019, 09:02

Вы тоже перечитайте текст статьи: "Вопрос – где найти 5 млрд рублей – пока открыт. Руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин намерен «пробивать» его на высших уровнях власти."
05.07.2019, 04:41

Олег

Высшие уровни власти это ну ни как ни власти города, ну только если для Вас
05.07.2019, 12:45

Власть у нас народная. А для Вас?
06.07.2019, 10:53

Олег

Здесь идёт дискуссия не о сути власти, а об уровнях. Какой уровень включает в себя понятие «высшие эшелоны власти»?
05.07.2019, 12:55

Да Вы, похоже, не понимаете, откуда власть берет деньги. "Как государство богатеет, и от чего и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет"
06.07.2019, 10:54

Олег

Понимаю. Образование позволяет.
07.07.2019, 12:32

Адам Смитт: "... не нужно золота ему, когда пенсионный фонд имеет".
04.07.2019, 10:04

сара

то то и оно акционерная собственность куда входят вся элита.
04.07.2019, 13:13

Нет никакой связи с кадровым голодом на предприятии. Проблемы глубже , но их никто не признает т.к. придется платить по долгам или отвечать, хотябы перед своей совестью. Это типично камазовская система, когда какая нибудь паразитическая структура создаёт "проект", за чужой счёт с длительным сроком реализации. А за 15 лет или осел сдохнет или падишах уедет на большую землю. Да никто и не вспомнит с чего и для чего все начиналось.
05.07.2019, 12:03

Сергей Анатольевич! Мы родители, очень беспокоимся , приедет ли Навротил, чтобы оптимизировать наших детей или Вы справитесь сами. Спасибо за ответ.
06.07.2019, 10:56

Олег

Вас Навротил «оптимизировал»? Откуда такое беспокойство? Какая связь данного проекта и Навротилом?
07.07.2019, 13:24

Олег, и мы про тоже, связей нет одни схемы.
05.07.2019, 13:48

Сергей Анатольевич! Ваш партнёр и " духовный руководитель" Греф регулярно проводит семинары и обучение сотрудников с приглашением индийских колдунов, просим Вас сообщить, распространится ли данная практика на детей камазовцев, т.к. приглашенные Вами лекторы, мало отличаются от них.Спасибо за ответ.
06.07.2019, 10:58

Олег

Чисто любопытно, о каких лекторах идёт речь?
05.07.2019, 15:03

Сергей Анатольевич! Говорят, что в диррекции КАМАЗа стало традицией весело и с задроом отмечать хеллоуин с отчетом в корпоративной газете. Вероятно это происходит без Вашего ведома. Родители беспокоятся, не нанесет ли это духовный вред нашим детям, данная практика идёт в разрез с духовной традицией народов РФ. Что по Вашему важнее воспитание или образование. Спасибо за ответ.
05.07.2019, 21:16

лена

молодежь,сматывайтесь из челнов,экология не улучшиться,посмотрите на гэсе каждый вечер в небо,страшные черные тучи плывут с нижнекамска
07.07.2019, 12:43

Лена рулит!
07.07.2019, 21:33

Олег

Елена, осмелюсь спросить: Куда Вы советуете «смываться» молодежи? Где, по Вашему мнению, экологический рай в котором ждут нашу молодежь?