«В команде «КАМАЗ-мастер» полувоенная дисциплина. Мне нравится это состояние постоянной боевой готовности», – говорит пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин, вернувшийся в Челны вместе с триумфаторами «Дакара». Известный медиаменеджер, пришедший несколько лет назад в команду с должности редактора челнинской газеты, рассказал журналу Shopping Guide «Я Покупаю. Набережные Челны», как добывались золото Эдуарда Николаева и бронза Айрата Мардеева. Автор «Путевых заметок» раскрыл детали гонки, которые обычно остаются за кадром соревнований: работа с телевещателями, бессонные ночи, перелеты на военных самолетах без сидений и многое другое. О высоком спросе зарубежных СМИ на информацию о «КАМАЗ-мастер», возросших в десятки раз просмотрах на Youtube, о влиянии команды на характер и самом большом страхе во время «Дакара» – в интервью Эрика Хайруллина.
«МАКСИМАЛЬНЫЙ ПРОСМОТР ОДНОГО ИЗ СЮЖЕТОВ – ПОЛМИЛЛИОНА. ПО СРАВНЕНИЮ С ПРОШЛЫМ ГОДОМ – ЭТО БОЛЬШЕ В ДЕСЯТКИ РАЗ»
– «Дакар» этого года – один из самых сложных и тяжелых по сравнению с другими. Он напомнил по характеру сложнейшие трассы, которые до 2008 года организовывали в Африке. Это доказывает тот факт, что к финишу пришла примерно половина участников: остальные сошли с трассы по разным причинам. С чем связан такой подход организаторов к этим гонкам, на ваш взгляд?
– Организаторы всегда хотят сделать юбилейный «Дакар» чем-то запоминающимся. Тем более, что за несколько лет накопилось много упреков в том, что «Дакар» стал рафинированным: для него зачастую стали характерны ровные быстрые дороги, не свойственные для экстремальных ралли-марафонов. А все-таки в традиционном понимании ралли – это движение по бездорожью, трудные препятствия, сложности в поиске пути, а не быстрая езда по прямикам, как это было, например, в последние два-три года в Аргентине. В этот раз «Дакар» был действительно сложный. Спортивный директор Марк Кама подошел к разработке маршрута более творчески.
– Как думаете, в будущем «Дакар» сохранит такой сложный характер?
– По слухам, Перу останется в списке стран, через которые будет проложен маршрут ралли, а это автоматически означает, что гонщиков ждут сложные песчаные участки. Есть разговоры, что путь будет продолжен в Эквадор, но это неточно. Скорее всего, останется Боливия, а это сложная и по-своему интересная страна: это высокогорье боливийского Альтиплано, и еще здесь часто не везет с погодой. Организаторы в этом году сами себе задали высокую планку по качеству маршрута и, видимо, будут ее поддерживать.
– Можно представить, что такое ралли для гонщика: это долгий путь, преодоление препятствий, азарт. А что такое «Дакар» для вас?
– Для меня это задача организации мощного информационного поля вокруг выступления команды «КАМАЗ-мастер» в первую очередь в России, а также за границей. У зарубежных СМИ есть устойчивый спрос на информацию о российской команде. В круг моих обязанностей входит большой объем работы по получению и дистрибуции лицензионных телевизионных прав в России. В ходе гонки мы вели плотную работу с телевизионным подразделением организаторов: мы должны были сделать заказ на определенную съемку, оперативно передать видео и информацию российским телеканалам. Я уже не говорю о пресс-релизах, которые необходимо выдавать каждый день.
– Вы уделяли большое внимание и Интернет-площадкам?
– Да, постоянно выкладывали новости в социальные сети. В этом году резко возросла наша аудитория в Youtube. Уже через семь-восемь часов после размещения ежедневного ролика «Путевые заметки» в нашем аккаунте количество просмотров насчитывало около ста тысяч. Максимальный просмотр одного из сюжетов – полмиллиона. По сравнению с прошлым годом – это больше в десятки раз. В этом году мы сфокусировались на повышении качества роликов и постарались сделать видеоряд более разнообразным.
«В ОГРОМНЫЙ САРАЙ ВНУТРИ САМОЛЕТА – СИДЕНИЙ В НЕМ НЕТ – СКИДЫВАЕШЬ ВЕЩИ В КУЧУ, САДИШЬСЯ В ДЕСАНТНУЮ СЕТКУ И ЛЕТИШЬ»
– С чего начиналось ваше утро на «Дакаре»?
– Иногда оно начиналось с вечера: бывали дни, когда мы просто не ложились спать (смеется). А вообще, утро начинается с побудки. Надо быстро собраться, чтобы никого не задерживать, собрать свою палатку, уложить в машину, успеть сходить на завтрак в столовую, которую предоставляют организаторы. И думать, как добраться до следующего бивуака.
– А на чем ездили обычно?
– Прессе, которая сопровождает гонку, организаторы предоставляют транспорт. Чаще всего это был автобус, который уходил в полночь. Но поскольку грузовики финишировали поздно, и у нас оставалось мало времени, чтобы отработать гоночный день, мы часто не успевали сесть в этот автобус. Поэтому работали всю ночь, а утром перемещались на следующий бивуак с транспортом команды. В этот раз часто передвигались на техничке нашей команды. Иногда летели до места назначения на самолете организаторов. Обычно это был военно-транспортный «Геркулес»: в огромный сарай внутри самолета – сидений в нем нет – скидываешь вещи в кучу, садишься в десантную сетку и летишь.
– Чаще всего в сводках новостей говорят об экипажах. А сколько всего человек едет с командой?
– Человек 45. В первую очередь, это сами члены экипажей и механики, обслуживающие грузовики. Также есть специалисты узкого профиля: кто-то сосредоточен на подвеске, кто-то – на моторах, кто-то – на электронных системах. Едет и менеджерский состав, который занимается логистикой, организует ремонты и жизнедеятельность бивуака, обеспечивает водой и так далее. Есть переводчик, массажист, пресс-служба… Обычно есть еще и повар, но в этом году решили обойтись без него – питались в столовой организаторов.
– Гонки – это только напряженная работа и постоянный недосып, или бывали и веселые моменты?
– Конечно, были. Что вспоминается в первую очередь… В день отдыха в Ла-Пасе, в так называемый День механика, мы сделали такой позитивный видеосюжет, в ходе которого каждый участник команды в полушутливой форме отвечал на вопрос: «Что для тебя значит команда «КАМАЗ-мастер»?» Было весело. Несмотря на тяжелый график, усталость, все улыбались, шутили. Думаю, тон задавал руководитель команды Владимир Чагин. Несмотря на напряженную ситуацию в генеральной классификации, с его стороны не было жесткого давления и прессинга. Правильный психологичесий фон и настрой много значат. Чагин опытный руководитель, сам семь раз побеждал в «Дакаре». Была атмосфера сотрудничества для достижения общей цели.
– А в какой момент вы испытали самый большой страх, может, даже ужас?
– К счастью, ничего совсем ужасного не произошло. Но один момент был. Когда проходил пятый этап, пришла депеша с трассы – в кои-то веки заработала у французов оперативная система оповещения – что машина Эдуарда Николаева лежит на боку. В таком марафоне – это крах всех надежд. В лучшем случае догонят свои товарищи, вытащат, но это фатальная потеря времени. Но продлилось это состояние недолго: буквально через минут 17 пришло другое сообщение, что он на колесах. За нашим экипажем ехал чех Мартин Коломы, он за считанные минуты поставил грузовик Николаева на колеса. И такой забавный момент: именно в этот день Эдуард выиграл этап. Такой вот эпизод был.
«В ЭТОТ РАЗ МЕНЯ ПОРАЗИЛА БОЛИВИЯ: ПУБЛИКА НАС ВСТРЕТИЛА ОЧЕНЬ ГОРЯЧО. КОГДА ЗАЕЗЖАЛИ В ЛА-ПАС, ОТ ОКРАИН И ДО БАЗЫ СТОЯЛИ ЖИВЫЕ КОРИДОРЫ»
– Успели ли познакомиться со странами, через которые пролегал маршрут?
– Возможностей, а главное времени на это, конечно, было мало. Невозможно удалиться от трассы более чем на десять километров без ущерба для работы. Но мы стараемся совмещать спортивные репортажи с историческими рассказами о стране, в которой находимся. Например, в Боливии удалось сделать репортаж с заброшенных серебряных рудников, из которых этот металл поставлялся во всю Европу. Это история, это интересно. Пока находишься на маршруте, успеваешь проникнуться культурой стран, познакомиться с архитектурой хоть в какой-то степени.
– А как относятся к гонкам местные жители?
– На разных континентах, в разных странах по-разному. В зависимости от менталитета. В целом все относятся к спортсменам хорошо, восхищаются, уважают. В этот раз меня поразила Боливия: публика нас встретила очень горячо. Когда мы заезжали в Ла-Пас, от окраин и до базы стояли живые коридоры. Мы привыкли, что латиноамериканцы открытые и приветливые, но в Ла-Пасе был просто бешеный по энергетике и эмоциям прием.
– Есть у команды какая-то традиция отмечать победу на финише?
– Есть традиция общего ужина после подиума. Она соблюдается из года в год. За столом собирается вся команда, все 50 человек, приезжают болельщики из России. Некоторые – каждый год.
«НРАВИТСЯ ЭТО СОСТОЯНИЕ ПОСТОЯННОЙ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ»
– Сейчас у вас жаркая пора: встречи, интервью… Когда будете отдыхать и будете ли вообще?
– Да, мы плотно отрабатываем «Дакар» еще неделю после финиша. А после дадим себе три-четыре дня полного отдыха. Схожу с женой и детьми в кинотеатр, покатаемся на лыжах.
– Что вам самому больше всего нравится в своей работе?
– То, что нужно быть постоянно в тонусе. Это касается как физической формы, так и умственной деятельности: надо постоянно следить за новинками в своей профессии, быть в курсе событий. Нравится это состояние постоянной боевой готовности. К тому же, это возможность видеть мир. Путешествия – это всегда открытие чего-то нового, в нашем случае через спорт, через интересных людей.
– Если бы о «Дакаре» снимали художественный фильм, в роли кого вы хотели бы в нем сняться?
– Да в своей (улыбается)! Функция СМИ очень важна в спорте. Ты сколько угодно можешь гоняться и соревноваться, но если об этом не напишут и не расскажут, это останется только твоим личным увлечением. Сегодня спорт – это огромная масса поклонников, которым нужно рассказывать, это спонсоры, о которых нужно рассказывать. Все очень взаимосвязано.
– Какие качества воспитал в вас «КАМАЗ-мастер»?
– Наверное, в первую очередь дисциплинированность. В команде «КАМАЗ-мастер» полувоенная дисциплина, и это оправданно. На гонке часто нет времени объяснять, почему вот это действие нужно сделать, надо просто быстро делать. Появились терпение, непритязательность, даже аскетизм в некоторой степени. Элементарно, например, когда собираешься в дорогу, не до излишеств: твой багаж должен поместиться в ту ячейку в КАМАЗе, которая тебе отведена. Еще один важный навык – во время гонки приходиться решать разные задачи и нужно находить подход к любому человеку, независимо от его национальности и языка.
– Для команды «КАМАЗ-мастер» ралли этого года на редкость богато на юбилейные даты: юбилейный сороковой «Дакар», юбилейная 15-я победа, 30-летний юбилей у команды. Что пожелаете «КАМАЗ-мастер»?
– Оставаться таким же локомотивом технической мысли для отечественного грузового автомобилестроения, для автомобильного спорта, для КАМАЗа. Все-таки, на мой взгляд, прогресс и интересные технические решения идут отсюда, из автоспорта. И я считаю, что «КАМАЗ-мастер» занимает особое место в российском автоспорте: это структура, на которую можно равняться. 30 лет назад была заложена красивая история, красивая традиция, которая имеет право продолжаться еще долго.
Shopping Guide «Я Покупаю. Набережные Челны»