08:08, 20 Апреля
Новости
Подробно


«Мы показали хороший результат, а когда результат хороший, команды продолжают участвовать»

16.01.2017, 12:21

Завтра ночью в Набережные Челны вернется команда «КАМАЗ-мастер», которая стала четырнадцатикратным победителем «Дакара» и вернула себе титул чемпионов ралли-марафона (в прошлом году спортсмены, напомним, упустили первое место). Еще перед стартом челнинцам пророчили, что это их последний «Дакар» перед длительным перерывом. Об уходе команды с «Дакара» в зените славы публично заявил гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Сейчас, правда, болельщики в многочисленных поздравлениях предпочитают использовать выражение «крайний», следуя авиационному суеверию. Да и сами победители говорят, что, может, это вовсе и не последняя гонка… «Пока никто ничего не отменял», – комментируют они, аргументируя свои слова увесистым золотым бедуином. Его и серебряный трофей гонщики попытаются выменять у Когогина на путевки 2018 года.

«МЫ СТАВИЛИ ЗАДАЧУ ВЕРНУТЬ «ЗОЛОТОГО БЕДУИНА» НАЗАД ДОМОЙ, И У НАС ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ»

Победное фото с золотыми и серебряными наградами, поднятыми над головами, сделали экипажи № 505 - Эдуард Николаев, Евгений Яковлев и Владимир Рыбаков - и № 513 - Дмитрий Сотников, Руслан Ахмадеев и Игорь Леонов.

Экипажи № 501 под управлением Айрата Мардеева и №515 Андрея Шибалова показали более низкие результаты – пятое и 19-е соответственно. На одном из этапов автомобиль Мардеева провалился в рыхлый песок, и экипаж Шибалова, выполняющего функции быстрой технички, остановился вытаскивать машину. Грузовик вытащили с большим трудом и потерей около двух часов времени. Тогда стало ясно, что за первые места этим двум экипажам уже не удастся сразиться.

Но и в тройке лидеров ситуация была не так однозначна. Команде «КАМАЗ-мастер» не сразу удалось закрепиться на первых строчках. Даже к десятому этапу гонки в верхней части турнирной таблицы сложилась спорная ситуация – отрыв соперников был всего лишь в нескольких минутах друг от друга. Как сообщил пресс-атташе команды Эрик Хайруллин, решающим фактором стали навигационные навыки штурманов экипажей. Благодаря их грамотным действиям удалось увеличить отрыв от ближайших иностранных соперников до 19 и 23 минут соответственно. В результате – победа «Синей армады».

Эдуард Николаев рассказал, что эта победа – результат тщательной подготовки:

– Мы ставили задачу вернуть «Золотого бедуина» назад домой, и у нас это получилось. Мы поняли, что «Дакар» немного поменял свою сферу. Трассы стали более скоростными, похожи на ралли WRC. Мы поменяли конструкцию, развесовку автомобиля, марку шин, которая позволяет ехать быстрее. В этом году высота на трассе была еще больше. Участники это чувствовали, у многих были головные боли. Но мы подготовились.

Всего экипажи преодолели 12 этапов гонки, 8,8 тыс. км по странам Южной Америки: Парагвай, Аргентина и Боливия. Соперниками КАМАЗам стали порядка 50 грузовиков, среди которых MAN, IVECO, RENAULT, MAZ, MERCEDES и другие. Машины соперников были хорошо подготовлены к трассам в стиле классического ралли – их грузовики имели преимущество на трассах с резкими разгонами и торможениями. А КАМАЗы были успешны на экстремальных маршрутах с тяжелыми песками и пересеченной местностью, с движениями курсами без дорог. Бездорожья, кстати, на этом «Дакаре» хватило. Из-за непрекращающихся дождей, размытых дорог и оползней организаторы отменяли этапы и сокращали спецучастки.

«УВЕРЕН, ЧТО «КАМАЗ-МАСТЕР» ВСЕГДА БУДЕТ В АВАНГАРДЕ МИРОВОГО АВТОСПОРТА»

Поздравления посыпались на победителей одно за другим. Одним из первых стал вице-премьер России Виталий Мутко.

«Команда «КАМАЗ-мастер» на протяжении многих лет была лидером, хотя происходили смены поколений. Сегодня это настоящий коллектив, команда, они подтвердили свой уровень, мастерство, техническую мысль, – цитирует его ТАСС. – Я поздравляю Николаева и другие экипажи, а также руководителя команды Владимира Чагина. Мы ждали этой победы и были в ней уверены».

Официальное обращение опубликовала пресс-служба президента РТ Рустама Минниханова:

«Победы камазовцев стали традиционными, но оттого не менее ценными и заслуженными. «Дакар» – это всегда битва, в которой успех достается действительно сильнейшему, лучшему – и в мастерстве, и в выносливости, и в нацеленности на победу. Спасибо членам экипажа-победителя, в целом команде, всем, кто внес свой вклад в это очередное блистательное достижение, за добросовестный и слаженный труд, за лучшие профессиональные и личные качества, проявленные и в ходе подготовки к соревнованиям, и в ходе сложнейшей гонки».

Эмоциональный пост с поздравлениями опубликовала депутат Госдумы РФ от Набережных Челнов Альфия Когогина:

«Ура! Свершилось!!! В эту минуту наша национальная гордость – команда «КАМАЗ-мастер» – в четырнадцатый раз стала победителем самого престижного мирового ралли-марафона «Дакар-2017» и заняла на подиуме 1 и 2 места! Эта гонка в нечеловеческих условиях стала очередным испытанием не только для спортсменов, но и для их железных коней!!! Наши ребята – сильнейшие! Наши машины – лучшие!!!»

Обратился к Сергею Когогину, Владимиру Чагину и спортсменам накануне и мэр Челнов Наиль Магдеев.

– Вы – наша гордость! – отметил он. – Вы всю свою сознательную жизнь посвятили автомобилям «КАМАЗ», тому, чтобы наши грузовики знали во всем мире. Мы все прекрасно знаем, какой ценой это дается. В каких тяжелейших условиях происходит борьба, когда приходится лавировать на грани возможного и невозможного, порой рискуя потерять все. Тем не менее, вы вновь идете в бой, вновь покоряете песчаное бездорожье, а Набережные Челны в очередной раз «болеют» за вас. Уверен, что «КАМАЗ-мастер» всегда будет в авангарде мирового автоспорта, и своими очередными победами будет радовать своих болельщиков как в нашей республике, так и во всей стране, – подытожил поздравление с намеком на продолжение Магдеев.

«НЕЛЬЗЯ ПРОСТО БРАТЬ И МЕНЯТЬ РЕГЛАМЕНТ, ЧТОБЫ ЗАДУШИТЬ ТОЛЬКО ОДНУ КОМАНДУ»

Участие команды «КАМАЗ-мастер» в последующих «Дакарах» вызывает сомнение. Напомним, что ранее Сергей Когогин, гендиректор «КАМАЗа», заявил о возможном «тайм-ауте» из-за жесткого технического регламента ралли и, соответственно, больших затрат на подготовку. Более того, он заподозрил организаторов в том, что они намеренно хотят избавиться от фаворитов гонки в грузовом зачете.

– Мы столько лет выигрывали гонку, что говорить о простом участии, без побед, сложно. Очевидно, что организаторы делают все, чтобы создать условия по замене лидера в «Дакаре», – пояснил свою позицию Когогин ТАСС. – Они загоняют нас изменением технических требований в дополнительные затраты, все-таки мы коммерческая компания и не можем позволить себе просто тратить деньги, мы вынуждены их считать.

Напомним, что с 2018 года команда должна будет выставить на гонку два автомобиля с 13-литровыми двигателями вместо 16-литровых, как сейчас. В результате команда может на время прекратить свое участие для разработки нового мотора.

Об этой проблеме заявил и победитель «Дакара-2015» Айрат Мардеев:

– Нельзя просто брать и менять регламент, чтобы задушить только одну команду, – подчеркнул он в разговоре с журналистом RT. – Мы не против перехода на другой литраж, но пусть тогда это относится ко всем, а не только к одной команде. Но, несмотря ни на что, мы сделаем этот двигатель и покажем, кто есть кто.

При этом Когогин отметил, что кроме «Дакара» есть и другие ралли, в которых команде ничто не мешает участвовать. Это, например, Africa Eco Race по старому маршруту «Дакара» или «Шелковый путь»… Но почему-то поздравляли камазовцев в большинстве случаев именно с победой в «Дакаре-2017», хотя в это же время «КАМАЗ-мастер» выиграл и гонку в Африке.

По итогам Africa Eco Race-2017 в категории грузовиков экипаж Андрея Каргинова занял первое место, экипаж Сергея Куприянова стал четвертым. Торжественная церемония финиша состоялась на берегу Розового озера в Дакаре.

Как признался менеджер команды «КАМАЗ-мастер» Сергей Савостин, все время соревнований участники следили за результатами своих коллег по команде, выступающих на «Дакаре», ни одно собрание не обходилось без объявления новостей с другого континента.

– Мы – единый организм, который не делится на тех, кто выступает в Африке, и тех, кто выступает в Америке. Мы, все равно живем одним результатом, работаем на него. Поэтому, естественно, мы переживаем, болеем, если возникают вопросы к специалистам, которые едут с ними, мы созваниваемся, решаем их. Мы действительно одна большая команда, – подчеркнул Савостин.

«ПОНЯТНО, ЧТО ПОСТОЯННОЕ ПРИСУТСТВИЕ НА ПЬЕДЕСТАЛЕ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ КОМАНДЫ МОЖЕТ НЕ НРАВИТЬСЯ И УЧАСТНИКАМ, И ОРГАНИЗАТОРАМ»

Сегодня многие, в том числе и сами спортсмены, говорят о том, что нынешняя победа стала весомым аргументом в пользу участия в следующем «Дакаре».

– Я думаю, мы будем участвовать. Потому что мы показали хороший результат, а когда результат хороший, команды продолжают участвовать, – цитирует ТАСС победителя Эдуарда Николаева. – Когда мы приедем домой, будет разбор полетов, встреча с нашим руководством. Тогда уже и будем строить планы на будущий год, но пока никто ничего не отменял.

– Наши соперники сегодня имеют больше финансирования для создания техники. Стало быть, они имеют больше возможностей для самых современных достижений… Но наша команда была и в более тяжелых условиях, даже когда-то на грани закрытия находилась, – напомнил основатель «КАМАЗ-мастер» Семен Якубов в интервью Sportbox.ru. – Тем не менее, мы находили способы для выхода из непростого положения. Сегодняшние трудности, уверен, тоже будут преодолены. Прекрасная предпосылка к тому – наша победа на «Дакаре», а также триумф на ралли-марафоне Africa Eco Race.

Якубов также заявил, что не согласен с тем, что изменение регламента может быть направлено против «КАМАЗа». По его словам, изменение регламента происходит во всех видах спорта, и никто этому не удивляется и на свой счет не воспринимает. Кроме того, в целом изменение регламента способствует развитию техники.

– Так что здесь каких-то враждебных проявлений я не вижу. Понятно, что постоянное присутствие на пьедестале одной и той же команды может не нравиться и участникам, и организаторам, поскольку смена лидеров привлекает участников. Все это понятно. Тем не менее, изменение регламента происходит заблаговременно, поэтому есть время, чтобы решить проблемы. И опять же трудности, которые есть, – это тоже временно. Они часто возникали у команды, и то, что есть сейчас, вполне преодолимо.

Отметим, что встречать спортсменов на родине будут в ночь со вторника на среду в аэропорту «Бегишево». Как только страсти по «Дакару» поутихнут, работа продолжится – чтобы удержать титул чемпионов «КАМАЗ-мастеру» предстоит многое сделать в ближайший год. Как сообщает пресс-служба команды, развитие должен получить проект разработанного и построенного в спортивном центре «КАМАЗ-мастер» нового автомобиля капотной компоновки, который, вероятно, примет участие в следующей гонке – ралли «Шелковый путь-2017», которое запланировано на июль этого года и пройдет по территории России, Казахстана и Китая. Также в ближайшее время команде необходимо определиться с тем, какой мотор использовать на капотном автомобиле и на спортивных грузовиках традиционной компоновки. Будет ли это 13-литровый двигатель, утвержденный регламентом «Дакара», и выйдет ли на старт этого ралли челнинская команда в следующем году – будущее пока туманно.

Анна Перебаскина

Фото: пресс-служба «КАМАЗ-мастер»

Комментарии
16.01.2017, 14:34

Какие молодцы! Пусть проблемы решатся, и команда снова и снова побеждает!
16.01.2017, 15:06

Не верится мне, что Дакар может пройти без Камаза. Не знаю как, но наверняка найдут способ отправить туда команду! А иначе что это будет? Провал. Какие новости тогда будут? "Камаз не смог соответствовать..."?
17.01.2017, 09:58

сможет ли КАМАЗ без этого ралли? такие затраты на эти гонки окупаются продажами в Америке или Африке?
17.01.2017, 20:02

Как решат так решат. Оптимизация расходов тоже важна.