Новости
Подробно


«Если у нас получится с инвесторами, то выпускать пять-шесть спектаклей в год – реально»

25.02.2016, 15:38

Сегодня в «Мастеровых» предпремьерный показ первого для театра инвестиционного спектакля. В новую постановку «Осенняя скука» средства вложил не сам театр, как это было раньше, а сторонний инвестор. «Это не благотворительность, а рабочий бизнес-проект, то есть человек вкладывает деньги с целью получить прибыль», – пояснил Chelny-biz.ru директор театра Армандо Диамантэ. Чего ждать зрителям, и чего хотят добиться «Мастеровые»?

«ОБЫЧНО ТЕАТР ТРАТИТ НА ПОСТАНОВКУ ОДНОГО СПЕКТАКЛЯ ОТ 700 ТЫС. ДО 1,3 МЛН РУБЛЕЙ»

Инвестиционный спектакль – это, по сути, бизнес. Такой подход для челнинского учреждения культуры в новинку.

– Я считаю, что мы как театр должны привлекать деньги из всех легальных источников. Это, прежде всего, заработанные нами средства, какие-то гранты, спонсорские деньги, а теперь и инвестиции, – говорит Армандо Диамантэ. – Мы шли к этому постепенно, в основном до сих пор использовали свои средства и гранты. Спонсорские деньги тоже были, но они в основном уходили на восстановление наших прежних спектаклей. Как-то в Казани я разговаривал с одним бизнесменом и высказал идею, что мы хотим привлекать средства инвесторов. Он сразу заинтересовался и предложил свое участие.

По словам директора театра, предприниматель был готов проинвестировать сразу несколько спектаклей, но в итоге решили начать сотрудничество с одной постановки.

– Мы хотим посмотреть, насколько это будет выгодно для него, для театра, и что вообще из этого получится, – продолжает Армандо Диамантэ. – Может быть, мы могли бы делать огромное количество спектаклей. Привлечение инвесторов – это однозначно увеличение наших возможностей. Обычно театр тратит на постановку одного спектакля от 700 тыс. до 1,3 млн рублей. Раньше мы выпускали два спектакля в год: один – взрослый, второй – детский. Это то, на что у нас хватало сил. В этом году мы уже оптимизировали бюджет и запланировали производство четырех спектаклей с использованием, в том числе, грантовой помощи. Если у нас и с инвесторами получится, то план выпускать пять-шесть спектаклей в год будет абсолютно реалистичен. Просто часть спектаклей будут выпускаться на средства самого театра, а часть – на средства инвестора.

«МЫ СТАРАЕМСЯ НЕ ПРИБЕГАТЬ К ТАКОМУ ПУТИ РЕШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ВОПРОСА»

Такой бизнес-подход к театральному творчеству не разделяет коллега Диамантэ, директор Татарского драматического театра Рашат Файзерахманов и приводит свои аргументы.

– Многие театры прибегают к финансированию из внебюджетных источников. Но одно дело – когда меценат или инвестор готов полностью отдать деньги, и совсем другое – когда эти деньги нужно вернуть. Это уже не совсем удобный для театра момент, – считает Файзерахманов. – Поэтому мы стараемся не прибегать к такому пути решения финансового вопроса. Стараемся своими силами. Министерство культуры нас поддерживает, сами мы зарабатываем, так что те государственные задачи, которые поставлены правительством республики Татарстан, театр выполняет. Ежегодно мы выпускаем четыре спектакля. Мы не ставим цель – увеличить количество постановок. Их в нашем репертуаре 34, и некоторые по 15–18 лет со сцены не сходят, в то время как в других театрах спектакли играются максимум 1,5–2 года. Не каждый государственный театр может похвастать этим.

Отметим, что в Татарском драмтеатре была практика привлечения средств бизнеса. Пару лет назад предприниматели города выкупали дорогие билеты, и на вырученные деньги театр выпускал новый спектакль.

«РУКОВОДСТВО И ИНВЕСТОР, НАВЕРНОЕ, О ЧЕМ-ТО ДОГОВОРИЛИСЬ, А МОЯ ЗАДАЧА – ПОСТАВИТЬ СПЕКТАКЛЬ»

Как говорят, кто платит, тот и заказывает музыку. Исходя из этой логики, можно предположить, что инвестор оказывает влияние на творческий процесс театра. Но, как рассказал Chelny-biz.ru режиссер спектакля «Осенняя скука» Юрий Николаенко, на его работе наличие инвестора никак не отразилось. Никаких пожеланий или требований предъявлено не было, человек не был ни на одной репетиции, не встречался с режиссером. Выбор произведения для постановки также прошел без его участия.

– Я делаю свою работу не зависимо от каких-то внешних обстоятельств. Руководство и инвестор между собой, наверно, о чем-то договорились, а моя задача – поставить спектакль, – говорит Юрий Николаенко. – К каким-то разговорам, суммам я никакого отношения не имею. Выбирали, что поставить, мы втроем: я, директор и Денис Хуснияров (главный режиссер театра – ред.).

Кстати, выбор был обусловлен тем, что на сцене «Мастеровых» хотели видеть классику, которая не так часто ставится. Некрасов – как раз такой автор. Известный, но не так, как Чехов или Островский.

– Пьеса малоизвестная, в этом материале больше свободы, – говорит режиссер. – Если «Три сестры» Чехова все знают, все монологи, весь текст, то здесь мало кто знаком с содержанием. Это немного освобождает и актеров, и меня. Никакие народные артисты России не играли эти роли в фильмах, и никто не будет сравнивать. Это хорошая свобода для артистов – возможность создать свои образы, ни на кого не равняться. И для меня свобода. Пьеса одноактная. Буквально 18 страниц. Мы ее дополняли каким-то другим материалом, своими мыслями, своими текстами. Артисты приносили что-то свое, я – что-то свое, плюс поэзия Некрасова. У нас получился большой спектакль с антрактом, больше двух часов из этой крохотной одноактной пьесы.

Отметим, что среди вариантов была еще «Безымянная звезда». По этой пьесе в 1978 году был снят известный советский художественный телефильм. Но в театре решили, что все будут сравнивать постановку и фильм. Кроме того, произведение показалось режиссерам слишком мелодраматичным, и от этого варианта отказались в пользу «Осенней скуки».

«МЫ ПРОСИМ НЕ ПОТОМУ, ЧТО НАМ ЖАЛКО КУПИТЬ…»

При подготовке спектакля театр «Мастеровые» обратился за помощью к зрителям, чтобы они приносили разные вещи. Список необходимого реквизита опубликовали в местных СМИ: стальная эмалированная ванна (можно со сколами); ведра оцинкованные, «сильно бывшие в употреблении»; сковорода «желательно советских времен»; оцинкованная лейка на 20 литров; старая шуба коричневого цвета, «желательно изъеденная молью»; прищепки деревянные; хлопушка для выбивания ковров («можно слегка поломанную»); духовые инструменты: труба, тромбон, туба; старый плед, красный дисковый телефон, грелка резиновая и др.

К чему просить о помощи у зрителей, если инвестор предоставил средства, и все необходимое можно купить?

– Мы просим не потому, что нам жалко купить, а для того, чтобы правдиво передать дух времени, о котором идет речь в спектакле, дух 50-60-х годов XX века, – говорит заместитель директора театра «Мастеровые» по общим вопросам Наталия Матиос. – Нам, например, люди принесли старый ковер 60-х годов, старую обувь, старые цинковые лейки – действительно раритетные вещи. И мы, конечно, благодарны. Частично что-то мы уже купили сами. Это те вещи, которые не сильно будут отражать современную эпоху. Но половина реквизита будет от челнинцев.

На ближайшие февральские показы нового спектакля в «Мастеровых» уже аншлаг. Семь показов «Осенней скуки» запланировано на март.

«Пьеса рассказывает о том, как отчаянно тоскливо жить помещику в деревенской глуши, и чтобы хоть как-то развлечь себя, он придумывает для своих слуг абсолютно бессмысленные поручения, – сказано в аннотации к спектаклю. – А те, в свою очередь, ошалевшие от скуки, чудят в меру сил и умений, пляшут, хохочут, дружно поют во весь голос, ссорятся, мирятся и валяют дурака». Однако классическое произведение будет подано в современном ключе. Рок, остановочный павильон посреди сцены, пачки из-под сигарет… Что из этого выйдет – челнинцы увидят уже скоро.

Справка

Юрий Николаенко – московский режиссер, 26 лет. «Осенняя скука» – его пятая режиссерская работа. Его пригласил в Челны главный режиссер «Мастеровых» Денис Хуснияров. Оба режиссера – из мастерской Семена Яковлевича Спивака, закончили Санкт-Петербургскую государственную театральную академию. Денис Хуснияров – раньше на пять лет, а затем стал одним из преподавателей Юрия Николаенко.

Chelny-biz.ru

Не теряйте связь с новостями.
Telegram
Комментарии
25.02.2016, 16:00

"те государственные задачи, которые поставлены правительством республики Татарстан, театр выполняет." - для разнообразия попробуйте исполнять задачи которые перед вами ставит зритель. А производить малоинтересное широкому зрителю действо на государственный счет, много ума не надо. Не думал что когда нибудь такое скажу, но Диамантэ, вы в коем то веке молодец. Только финансовая независимость делает независимым художника. И не превращает последние "храмы культуры" в залы для сеансов массовой политинформации. Извините.
25.02.2016, 17:29

Роман

"Мастеровые" - супер! Обязательно схожу на "Осеннюю скуку". Репертуар непременно должен обновляться. Нужно идти в ногу со временем. Зрителю, по большому счету, все равно на чьи средства сделан спектакль. Важно мастерство, идея, пища для размышлений, шоу... Успехов Армандо Диамантэ и его коллективу.
26.02.2016, 08:47

Простите конечно Рашат Файзерахманов ,но те спектакли в вашем театре,которые идут по 15 лет смотреть невозможно.И нечем здесь хвастаться здесь плакать нужно и поучиться чему-то у Армандо Диаманте.