Быть успешной школой искусств – искусство не из простых. Поддерживать огонек в глазах у воспитанников, энтузиазм у преподавателей и заинтересованность у родителей - эти три составляющих невероятным образом переплетаются в ДШИ Набережных Челнов, которая отметила в этом году юбилей. И, судя по размаху и эмоциям, которые и после праздника переполняют всех причастных к нему, впереди еще долгий успешный путь. Мы узнали у директора Нэли Борозновой, с чего он начинался, чем школа живет сегодня и какие планы строит на «завтра».
ПРОШЛОЕ
ПЕРВАЯ В СВОЕМ РОДЕ
Детская школа искусств в Челнах открылась 45 лет назад. Она стала первой в своем роде в республике. До этого учреждения, которое собрало бы под одной крышей художников, театралов, музыкантов, танцоров, не было. Они только-только формировались. Челны стали городом-первопроходцем. Тогда, в 1978 году, такую задачу поставили местные власти. Строился «КАМАЗ», рос автоград, рождались дети, нужно было создать им условия для всестороннего развития, научить прекрасному. Школа появилась благодаря исполкому в лице Гульсабиры Хакимовой и идейному вдохновителю, первому директору Зуфару Мустафину. Сегодня его, к сожалению, уже нет с нами, а дело его живет.
Через год после открытия школы в городе появился и колледж искусств, в том же здании, около ДК «Энергетик». Мустафин возглавил новое учреждение, а школа перешла в руки Наиля Хасанова, который потом руководил ей 27 лет. Нэля Борознова пришла в школу в 1980-м после распределения из Нижнекамского музыкального училища и выросла от педагога до директора. В 2006 году она возглавила школу.
Важным этапом для ДШИ стал переезд в новые стены в 1991-м. Школе и колледжу становилось просто тесно в одном здании. В то же время освободилось бывшее здание райкома партии на улице Батенчука. Город рассматривал варианты, как поступить с пустующими площадями и пошел навстречу детям. Конечно, здание пришлось переделывать под себя. Из маленьких аудиторий и чиновничьих кабинетов нужно было сделать просторные залы и студии. Ломали стены, объединяли комнаты. Реконструкция продолжалась год за годом. Одной из вех в истории школы стала реконструкция концертного зала. При поддержке Александра Евдокимова, бывшего гендиректора «Камгэсэнергостроя», власти республики выделили финансирование. Позже зал обзавелся новым концертным роялем на средства гранта.
Сегодня ДШИ продолжает расти и развиваться. Это показал и прошедший юбилей. К нему готовились долго, трепетно и в результате смогли показать все, чем дышит сейчас школа.
Достижения художников показали в картинной галерее города. В большом зале открыли выставку «Линия творчества», где представили все художественные направления: рисунок, живопись, композиция, графика, скульптура. Ученики, их родители, выпускники, представители власти – собрались все. Событие прошло на высоком уровне.
А затем был большой юбилейный концерт на сцене ДК «Энергетик» - на сцене и за ее пределами, поскольку для финального выхода она оказалась даже маловата, было порядка 300 человек. Блистали хореографическое и музыкальное отделение: оркестр народных инструментов, ансамбль скрипачей, хоры, танцы и еще раз танцы, завораживающие и разнообразные. Зрелище получилось масштабным и грандиозным. И у самих участников, и у зрителей, среди которых было много почетных гостей, горели глаза. Педагоги и дети смогли показать свое мастерство, услышать овации в ответ и ощутить то самое, приятное чувство, которое поддерживает в творческом человеке желание работать дальше, выступать на сцене, создавать праздник. А родителей юных музыкантов и танцоров просто переполняла гордость за своих талантливых детей.
– Мы открыли концерт массовым номером. Был оркестр и сразу три хора. Это такой сильный эффект! А на финале, когда вышли все хореографические коллективы и хоры, педагоги и выпускники, нам даже не хватило сцены. Ощущение праздника, восхищения всей этой красотой, удовлетворения от результата упорного труда ребят, гордости… Феерическое событие, – вспоминает директор Нэля Борознова.
Этот праздник стал одним из важных событий в истории школы, стимулом и дальше творить, упорно трудиться, создавать прекрасное.
НАСТОЯЩЕЕ
«СОЮЗ – УЧЕНИК, ПЕДАГОГ, РОДИТЕЛЬ – ГЛАВНОЕ В НАШЕЙ РАБОТЕ»
Сегодня в ДШИ работают три отделения: музыкальное, хореографическое и художественное. В свое время обособились театралы. Сейчас в школе более 500 учеников. Ежегодно выпускается порядка 30–50 ребят. А в целом – уже более двух тысяч.
В ДШИ немало выпускников, которые продолжили идти путем искусства и добились успехов на своем поприще. Адель и Тимур Кинзикеевы, например, сейчас служат в балете в Штутгарте, Семен Гринберг играет в симфоническом оркестре в Бразилии, Алсу Гайфуллина – солистка Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, Георгий Гусев – основатель и арт-директор Творческой лаборатории GOSH projects. Есть выпускники, которые работают в оркестре в казанском театре оперы и балета, в камерном оркестре La Primavera, в Башкирском симфоническом оркестре, в Третьяковской галерее…
Конечно, не все выпускники дальше связывают свою жизнь с искусством, получают профессию. В минувшем году, например, 10 ребят поступили в профильные учебные заведения в Челнах, Елабуге и Казани. Но те, кто идет заданным курсом и продолжают трудиться, добиваются успеха.
– Ребята и их родители понимают, что ДШИ – это не кружок, это школа, которая работает по предпрофессиональным программам. Мы готовим детей для поступления в средние и высшие учебные заведения. Не всем это дается легко – признает Нэля Борознова. – На хореографии ребята много времени проводят у станка, на живописи – часами сидят за мольбертом, музыканты – за инструментом. Это настоящий труд. С учетом плотного графика в школах и гимназиях это немалая нагрузка. Я считаю, наши дети – просто герои, и их родители тоже. Для ребят это такая школа жизни, такая закалка! Они доводят до конца начатое дело.
Бывает, у детей проскальзывает фраза «мне скучно». Да еще и домашнее задание. Как не отбить интерес к искусству?
– Здесь огромная роль как педагога, так и родителей, – уверена директор. – Если родители будут настроены на поддержку ребенка и будут заодно с учителями, то такой союз ждет успех. Порой, приводя ребенка в ДШИ, они удивляются, что здесь есть еще и домашнее задание, и оценки, и программа. Но если они осознают значимость этого начинания для него, то все будет хорошо. Если ребенок сам нацелен на результат, то вообще без вариантов. Этот союз – ученик, педагог, родитель – главное в нашей работе.
В школу приводят малышей уже с четырех лет на занятия для дошколят по программе «Выявление творческих способностей». У них четыре занятия: лепка, рисование, ритмика и хор. Здесь они уже могут выбрать, что им нравится больше, к чему лежит душа, и с шести лет проходят более узкую подготовку, чтобы к началу школы, к семи годам, определиться с направлением. Ребята, которые занимаются по этой программе, проще вливаются в учебу.
В ДШИ порядка пятидесяти преподавателей. Это люди с призванием, энтузиасты своего дела. Нэля Султановна говорит, что молодежи приходит мало, кадровый дефицит сегодня есть и в сфере культуры и образования. Но в учреждении работают в этом направлении – приглашают выпускников, ведут переговоры.
– Здесь работают люди, которые действительно любят детей, любят музыку, танцы, творчество, и жизни без этого не представляют. А юбилей стал для них знаковым событием, которое позволило показать результат вложенного труда на большой сцене. Это очень ценно для наших педагогов, – делится директор.
БУДУЩЕЕ
ШКОЛУ ЖДЕТ ОБНОВЛЕНИЕ
С таким богатым прошлым и уверенно стоящим на ногах настоящим, школу, безусловно, ждет и хорошее будущее. ДШИ, кстати, включили в программу капитального ремонта на 2024 год, так что перемены уже на горизонте. В здание вдохнут новую жизнь, обновят стены, а за их дальнейшим наполнением с таким коллективом дело не встанет.
Обновляется постепенно и материально-техническая база. Задача, надо сказать непростая, суммы нешуточные. Особенно по инструментам. Для понимания, пианино, например, стоит сегодня порядка 600 тысяч рублей, а их в школе 25. Балалайки, домры – свыше 100 тысяч, если речь идет о концертном инструменте. Баян может стоить за миллион(!). И фабрики в стране, которые производят эти инструменты, можно пересчитать по пальцам. Хореографическое отделение тоже предполагает немалые затраты - это костюмы, обувь. У художников – мольберты, компьютеры, бумага, краски. Содержание школы искусств – искусство не из простых, но здесь справляются. В том числе, благодаря поддержке добрых друзей.
Среди них – инициативная группа «Добрые сердца». Активисты собрали порядка 1,5 млн рублей, на которые закупили для школы компьютеры, мольберты, музыкальную литературу, инструменты и муфельную печь. Это стало большим подспорьем для учреждения.
Поддерживают ДШИ и депутаты. Марсель Мингалимов, глава ГК «Профит», никогда не отказывает в помощи. Новым другом школы стал штаб «ГЭС. Перезагрузка» Тагира Сунгатуллина. На юбилей подарили ДШИ компьютер и гончарный круг. Ежегодно награждают самых активных ребят, дарят сертификаты в книжный магазин. Подарили балалайку одному из учеников. При его поддержке порядка восьми педагогов в год номинируют на премии. Как рассказывает Нэля Султановна, Тагир Зайнуллович сам спрашивает, чем еще можно помочь, не дожидаясь обращений. С неподдельным интересом общается с ребятами, смотрит их работы, слушает. А на юбилее был одним из самых благодарных зрителей. Побольше бы таких людей, говорит директор.
:
:
:
Фото: Радик Габдрахманов
Партнерский материал
Илона