Аварии с грузоподъемным оборудованием на производстве совсем не редкость. Иногда они приводят к человеческим жертвам. Так, в одной казанской компании кран сломался пополам и нанес огромный ущерб заказчику. В Челнах два крана упали на вагоны – без смертей, но с пострадавшими. Основных причин две: изжившее себя оборудование и жадность предпринимателей. На многих заводах стоят краны, которые эксплуатируются по 30–50 лет, в то время как норма выработки их ресурса – 25 лет. Старый кран – это «усталость металла», физически устаревшие механизмы и допотопная автоматика. Современные производители кранов и потребители тоже вносят свою лепту. Одни пытаются «срубить» побольше денег, маскируя под новое оборудование старое и «уставшее», другие – сэкономить при покупке, не задумываясь о последствиях. «В нашем бизнесе все должно быть качественным, потому что под оборудованием ходят люди», – считает Ильнар Закиров, директор Торгово-производственной компании «Промышленная безопасность», которая выпускает краны под собственной торговой маркой «ТАТКРАН». В интервью Сhelny-biz.ru он рассказал о том, как решается проблема «уставших» кранов в стране и несознательности руководителей предприятий, как российский рынок заполонили «гаражники», и что важно учесть перед покупкой крана, чтобы не пришлось платить дважды.
«КРАНЫ НАХОДЯТСЯ НАВЕРХУ, ИХ НЕ ВИДЯТ И ЧАСТО ЗАБЫВАЮТ ВКЛЮЧИТЬ В ПРОГРАММУ МОДЕРНИЗАЦИИ»
– Ильнар Ильдарович, насколько масштабна проблема старых кранов?
– Это проблема всех заводов, построенных во времена СССР. На некоторых из них грузоподъемное оборудование монтировалось более 50 лет назад. Если брать, что нормативный срок эксплуатации кранов 20–25 лет, то они отработали его уже дважды. Мой родственник работает на одном таком городском предприятии, так он говорит, что запчасти в прямом смысле падают на голову.
– А как возможно, что краны настолько перерабатывают свой ресурс? Почему никто не контролирует?
– Срок службы продлевается через экспертизу. Если кран всю жизнь работал в расслабленном режиме, ему дают разрешение еще на год–два. И так путем череды экспертиз продлевается до 20 лет. Но каждый механизм со временем «устает» и изнашивается. Когда-нибудь начнутся еще более серьезные беды, чем сейчас. Раньше Ростехнадзор следил за состоянием кранов, но сегодня он выполняет, скорее, надзирательную функцию, а не надзорную. Вся ответственность возлагается на собственников. Они своими силами пытаются латать эти краны, находить запчасти, которые уже никто массово не производит.
– Как государство решает эту проблему?
– Сейчас идет тенденция, что грузоподъемное оборудование включают в программу модернизации заводов. Проводится замена механических узлов и электрооборудования – ставится более современное и безопасное. Частные предприятия сами обращаются к нам за модернизацией, капитальным ремонтом или заменой на новое, т.к. видят выгоду: исключаются простои, уменьшаются поломки, сокращается штат персонала, т.е. идет колоссальная экономия средств. На заводе в Нижнекамске мы так модернизировали порядка 50 кранов, и у них штат обслуживающего персонала упал с 30 до 6 человек. Если взять зарплату хотя бы того же крановщика, а это 40 тыс. в месяц, за год набегает уже полмиллиона. Окупаемость вложений в модернизацию – всего один–два года.
Вообще, в советские металлоконструкции кранов заложен такой большой запас прочности, что их легко можно модернизировать и эксплуатировать дальше.
– Почему тогда проблема «уставшего» оборудования не теряет своей актуальности?
– Звучит смешно, но краны находятся наверху, их особо не видят и часто забывают выделять средства. Или на глаз оценивают, что все нормально – висит же, не падает. В итоге обновляется все, кроме кранов, а когда руководство спохватывается, выясняется, что деньги, которые выделило государство, уже кончились.
Надо подходить комплексно к решению этой проблемы. На уровне законодательства запретить эксплуатацию кранов, которым больше 40 лет, невзирая на экспертизы. Либо же отдельно выделять бюджет на модернизацию и замену грузоподъемного оборудования и строго за этим следить. Был я на ижевском заводе, так там деньги, которые выделили на развитие предприятия, ушли на косметический ремонт и облицовку фасада. Снаружи красиво, а внутри – советские времена. Ну, и у самого предпринимателя должен быть здравый смысл. Ответственность же он понесет в случае ЧП.
– В СССР такого не было, чтобы забыли про какое-то оборудование…
– В СССР не было рыночной экономики. Сейчас между производителями жесткая конкуренция, и каждый старается сделать кран дешевле, но не факт, что он будет качественным. А в те времена не было понятия экономии – все должно было быть надежным. От экономии Россия никуда не уйдет, но перенять от Советского Союза надежность и добросовестность изготовления мы можем, чтобы делать так же на совесть, как наши отцы и деды.
– В Набережных Челнах тоже проводится модернизация?
– Да, «КАМАЗ», к счастью, видит эту проблему, знает, где нужно обновить, а где менять. У нас заключены контракты с несколькими подразделениями на замену и модернизацию оборудования. Мы оставляем железо, выкидываем 100% электрооборудования, 50% механических элементов и ставим все новое. Также осваиваем производство запчастей на советскую технику, чтобы упростить процесс ремонта.
«ВМЕСТЕ С ДЕШЕВИЗНОЙ КЛИЕНТ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ И НЕПРИЯТНОСТИ»
– Ильнар Ильдарович, вы сказали, что сегодня производители стараются сэкономить на грузоподъемном оборудовании в ущерб его качеству. Как это проявляется?
– Они восстанавливают б/у краны: чистят их, что-то меняют, красят и продают под видом новых. Клиент, который в этом не разбирается, ведется на цену и покупает. Но вместе с дешевизной он может получить и неприятности. Под кранами ходят люди, не дай бог, что случится. Мы такие краны называем «гаражными», и они очень распространены в нашем городе.
Также многие компании используют китайские комплектующие, они раза в 1,5 дешевле отечественных. Но 70% из них пока не могут похвастаться высоким качеством. Как правило, такой кран при регулярном использовании работает максимум год, а потом предприниматель вынужден менять его, переплачивая за еще один кран.
– Как-то можно распознать этих «гаражников»?
– Старое оборудование отличить от нового неопытному человеку трудно, т.к. его хорошо маскируют, поэтому выход один – прежде чем сделать заказ, посетите производство. Не поленитесь потратить на это время. Вы увидите, какие там работники, в каких условиях изготавливается продукция, какие документы может предоставить компания. И отправляйте туда не экономистов или снабженцев, а тех людей, которые будут эксплуатировать этот кран и в технике хоть что-то понимают.
– Что обязательно должен включать в себя процесс производства грузоподъемного оборудования?
– В производстве кранов очень важен технический контроль на каждом этапе: соответствие чертежам, тип стали, твердость после закалки, качество сварных швов и т.д. Затем делается контрольная сборка и только потом монтаж у клиента. В нашей компании мы обязательно испытываем кран с грузом, вес которого на 25% превышает максимальную грузоподъемность крана, проводим динамические испытания с перегрузом на 10%. Так заказчик будет спокоен и уверен в его безопасности. Плюс мы используем в производстве только новые комплектующие. И работники все опытные и квалифицированные, мы сами взращиваем себе специалистов. У нас три монтажные бригады, плюс одна на обслуживании. Нужен еще обслуживающий персонал, т.к. клиенты, наконец, стали понимать, насколько регулярное техобслуживание и постоянный мониторинг состояния кранов выгоднее, чем покупка нового оборудования.
«МЫ БЕРЕМСЯ ЗА НЕСТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ, КОТОРЫХ НЕ НАЙТИ В КАТАЛОГАХ»
– Расскажите подробнее про техобслуживание кранов, что оно дает заказчику?
– Это как техобслуживание автомобиля: если вовремя не менять узлы, масла, не следить за электрикой и тормозами, то они встанут в самый неподходящий момент. У вас отгрузка, а кран не работает – все производство встало. Для компаний это оборачивается убытками в сотни тысяч и даже миллионы. Чтобы этого избежать, и заключают договор на модернизацию и техобслуживание. Специалисты доведут кран до надежного рабочего состояния и будут отслеживать его работу, и до поломок дело не дойдет. Если кран используется всего пару раз за день, то ТО достаточно делать раз в год. Для кранов, которые работают в три смены, необходим мониторинг состояния хотя бы раз в месяц. Зная, какой кран у клиента, и какие у него могут быть проблемы, мастер приезжает уже с готовым решением.
– Что еще сегодня ТПК «Промышленная безопасность» предлагает заказчикам?
– За те 20 лет, которые я работаю с грузоподъемным оборудованием, мы научились решать любой вопрос. Наши клиенты – не только конечные потребители, но и проектные, строительные и подрядные организации, а также дилеры, которые продвигают нашу продукцию по всей России. У нас можно найти всю линейку кранов, получить полный комплекс услуг по модернизации, капитальному ремонту и техническому обслуживанию кранов, подкрановых путей, ремонт спецтехники, техническое освидетельствование и полную диагностику оборудования.
Мы также беремся за нестандартные решения, которых не найти в каталогах. Это позволяет клиенту значительно сэкономить при строительстве производственного помещения. Ведь каждый метр высоты крана влечет за собой рост самого здания, а это лишние строительные материалы, потерянное время и дальнейшие затраты на отопление. Поэтому хоть такое решение и стоит чуть дороже, экономия превышает эти расходы в десятки и сотни раз.
– Какой самый необычный кран вам приходилось разрабатывать?
– Наша гордость – кран для обслуживания самолета ТУ-160 «Белый лебедь», ракетоносца сверхзвукового бомбардировщика. Длина крана – 64 метра, грузоподъемность – 10 тонн. Проектировали мы его для нашего постоянного партнера Казанского авиационного завода. Затем там же построили кран длиной 96 метров с грузоподъемностью 32 тонны. На это у нас ушел почти год.
Также мы работаем с такими крупными клиентами, как «КАМАЗ», «Нижнекамскнефтехим», подразделения «ТАТНЕФТЬ», «Тапроф», «Ростар», НЧТЗ. Поставляем оборудование под собственной торговой маркой «ТАТКРАН» по всей России. В планах выйти на страны СНГ и ближайшего зарубежья.
«ЧТОБЫ СТАТЬ ЛУЧШИМИ, БУДЕМ ДЕЛАТЬ БЫСТРЕЕ, ДЕШЕВЛЕ И КАЧЕСТВЕННЕЕ»
– Ильнар Ильдарович, вот компания ваша называется ТПК «Промышленная безопасность», а бренд – «ТАТКРАН»? Не возникает ли путаницы?
– Первая наша компания вообще называлась ООО Челнинский экспертный центр «Промышленная безопасность» и занималась экспертизой кранов, лифтов, спецтехники и пр. После экспертизы у клиента часто возникала необходимость в ремонте крана, так у нас пришла идея создать ремонтные бригады. Примерно в 2008 году стали заниматься монтажом чужих кранов, создали ООО «Промышленная безопасность», а вскоре вышли на собственное производство, создав ООО ТПК «Промышленная безопасность». Но мы не просто производили оборудование – каждый кран совершенствовали и делали лучше предыдущего. И так в 2016 году мы зарегистрировали собственный бренд «ТАТКРАН». Хотели переименовать и компанию, но выяснилось, что на рынке в Челнах уже есть фирма с таким названием, которая входила в структуру Набережночелнинского кранового завода.
А еще в 2016 году вышло постановление Кабмина РТ, которое запрещает использовать в названии компаний слово «Тат». Чтобы получить разрешение, надо выполнить три условия: быть крупнейшим налогоплательщиком в регионе, занимать доминирующее положение на рынке определенного товара, представлять Татарстан на мировом рынке. И мы идем к тому, чтобы соответствовать всем критериям.
– А как же конкуренты?
– Самым крупным конкурентом в Челнах для нас был НЧКЗ. Да и конкурентами нас сложно назвать – они специализировались на специальных кранах, и масштаб производства у них больше. В какой-то степени мы ориентировались на этот завод, стремились догнать и перегнать его. И потеря такого сильного завода не есть хорошо – это расслабляет. Здравая конкуренция делает компании сильнее.
В целом по республике и России есть достойные конкуренты. И чтобы стать лучшими, мы будем делать быстрее, дешевле и качественнее наших коллег. Это вроде бы несовместимые вещи, но выигрывают именно те, кто умеет балансировать между этими тремя составляющими.
– Каковы дальнейшие планы компании?
– Быть, как минимум, лидером-производителем в России, а как максимум, стать известными за рубежом. Мы постоянно занимаемся разработкой идеальных кранов: экономически выгодными, быстро изготавливаемыми и надежными. Для этого ведем серьезную конструкторскую и научно-изыскательскую деятельность. У нас есть конструкторский отдел, который занимается исключительно улучшением продукции. Второй конструкторский отдел уже внедряет в производство все новые разработки. Это позволяет нам развиваться и делать нашу продукцию все лучше и лучше.
Екатерина Смолякова
Партнерский материал
Местный
Антон