22:24, 19 Февраля
Еще новости
Подробно

Как на «КАМАЗе» в годы перестройки цеха сдавали в аренду под кооперативы

15.12.2024, 07:00

35 лет назад на «КАМАЗе» появилась организация арендаторов производственного объединения – практически через полтора года, как в СССР приняли закон о кооперации. Арендаторы «КАМАЗа» – это взращенные «перестройкой» кооператоры. Первые кооперативы в Набережных Челнах были созданы в марте 1987 года. К декабрю их было – 47, а к концу 1988 года – уже 363, в которых работало 5 915 человек. На «КАМАЗе» же к 1 января 1989 года было создано 116 производственных кооперативов. А позже здесь был создан Совет по работе с кооператорами, рассказывает канал «История «КАМАЗа». 

К примеру, на станкостроительном заводе (РИЗ был разделен на инструментальный и станкостроительный) был создан кооператив «Шильна» по сбору картофеля. Были Среди прочего кооперативы на «КАМАЗе» возникали и на участках по производству товаров народного потребления.

По идее разработчиков закона аренда рассматривалась как путь выхода из экономического кризиса и объединения рабочего класса в большой стране. В газете «Рабочий КАМАЗа» от 30 августа 1989 года Николай Бех, гендиректор автогиганта, открыто заявлял, что аренда среди прочего «даст нам возможность сократить 10 тысяч человек, в основном управленцев, и решить многие проблемы завода, например, перейти на двухсменный график работы». 

По истечении времени стоит признать, что создание кооперативов на камазовских заводах – большая ошибка. Открытие на территории «КАМАЗа» малых предприятий не объединило камазовцев. Попытки создания на базе крупных заводов ассоциации кооперативов и малых предприятий ни к чему хорошему не привели. Наоборот, поддержка кооперативов и организации арендаторов повлекло за собой возрастание социальной напряженности в трудовых коллективах, вела к созданию мошеннических и преступных схем по разворовыванию имущества Камского автомобильного завода в 1990-х годах.        

В целом в России признали модель для предприятий неудачной. Компании в итоге ничего не получали, тратили свои оборотные средства, а страна не получала необходимых ей налогов. Это приводило к ухудшению финансирования социальной сферы.

Комментарии
15.12.2024, 14:14

Шакуров А. М.

То что , с подачи комбайнера, который занял высокий пост государстве , была глубоко ошибочны, даже преступно ошибочный. Пошло разграбления заводов, с так называемой бартером, ушлые , которые у себя в ведомости, министерстве или другие профильные хозяйства подняли цены на привозимые товары и товары ширпотреб. Камаз сложное производства, очень много смежных производства, не смогли быстро реагировать на происходящий процесс. Да еще многим.проходимсам, в виде нач. цехов предоставлена была открыть кооперативы, который сам. создавал, был не гласным членом, который первый очередь обеспечивался материалами, инструментами, смазочными материалами. Еще вне заводов создавались кооперативы мойщики окон, витражи , фонари , которые получали по тем деньгам , рабочие по800-1000 рублей, теперь прикиньте организаторы двое, ато трое больше. А, мы строители АБК получали 250-300рублей, это в месяц , если по10 рублей закрыли в день, это была отличный заработок. Это происходила на КАМАЗе, а по стране сколько была этих фантиков, вот так зарезали многих заводов и фабрик.
15.12.2024, 19:30

Константин

а, сейчас, по другому?