Почему жители поселений на месте будущих Набережных Челнов вынуждены были бежать с насиженных мест в середине 17-го века и почему царь велел построить крепость от нападения калмыков, рассказал историк Владимир Ермаков. Он же привел данные о строительстве крепости, которая получила название Чалнинский городок, в книге «Челнинская история».
«Более-менее подробное описание Чалнинского городка оставили нам Семен Карев (в 1651 г.) и Михаил Змеев (в 1652 г.), - цитирует историк. - Первый из них принимал непосредственное участие в строительстве крепости, так как ему, помимо других дел, было велено «зделать в городе Чалнах на государеву пороховую казну и на пушечные пищальные запасы погреб и онбар». Из описания Михаила Змеева и подьячего Ивана Арапова мы узнаем: «Чалнинский городок новорублен в тарасы (бревенчатые ящики, установленные на земле и набитые внутри плотно утрамбованным грунтом. Из них составлялись стены крепостей, а также валы, которые так и назывались — тарасными), намощен, покрыт драницами. На нем загородя перила, мерою городок в длину сто сажен, а поперег шездесят сажен. А в вышину городок и с перилы две сажени. Поперег мосту сажень бес полу-аршина. Стоит на горе над Камою, около города з дву сторон ров копан невелик. А около рва надолбы (надолб - деревянное укрепление, состоявшее из заостренных дубовых стояков, вбитых в землю сплошной стеной и наклоненных в сторону вероятного появления противника).
Располагалась крепость на Мысовской (Элеваторной) горе, откуда открывался отличный обзор во все стороны.
«Крепость была защищена деревянными стенами, - следует из книги. - Имелось шесть деревянных же башен, четыре из которых были глухие, а двое в середине — проездные. Башни были закрыты шатрами. Размер башенной стены составлял четыре сажени, а в вышину — четыре сажени с аршином (без учета высоты шатра). В проездных башнях было двое ворот. Каждые из них имели свое название — по имени икон, висевших над ними. В переписной книге Чалнинского новорубленного городка об этом говорилось так: «А в нем двои ворота: одне на Каму реку, словут Спасские. А на воротах в городе образ святых жен мироносец. А за городом на тех же воротах Деисус Спас Вседержитель да Пречистая Богородица, да Иван Предтеча. А другие ворота словут Архангельские. А на воротах в городе образ Пречистыя Богородицы Казанские, а за городом на тех же воротах образ грозного воеводы архистратига Михаила. Все образы на празелени...» Ворота эти имели замки, а для надежности запирались еще и брусьями. От проездной башни через ров отходило три моста, каждый шириной в сажень без полуаршина. Небезынтересно рассмотреть и обустройство самого Чалнинского городка. Там имелась «изба хлебная» да «погреб государев казенной дубовой с выходом». Рассчитан был погреб для хранения государевой денежной и пороховой казны. Размером он был «трех сажен без лохти», крыт дерном. Хранились в нем вооружение и боеприпасы — шесть затинных пищалей (небольших пушек), пуд пороха для них, два пуда пороха мушкетного (для ручных пищалей), шесть пудов свинца, пятьсот пушечных ядер. Погреб надежно запирался на несколько замков.
В крепости располагался амбар, а в нем «знамя стрелецкое дороги зеленые, на нем крест вышит». Имелись также изба тюремная, изба караульная у Спасских ворот, хоромная изба приказного чиновника, клеть, баня с предбанником. Судя по документам, в крепости находился монастырь. Там располагалась деревянная церковь Пречистыя Богородицы Казанские, «да в той же церкви предел собор архистратига Михаила и протчих бесплотных». Видимо, по названию этого храма и икон, хранившихся в нем, монастырь так и назывался — Казанский Богородицкий.
Мысли с утра