Руководящий блок «КАМАЗа» в прошлом веке пользовался, в основном, служебными автомобилями отечественного производства, но уже в 90-е впервые стали появляться топовые на то время иномарки. Например, первого президента предприятия Николая Беха в разные периоды возили на «Волге», Mercedes, Volvo и Toyota.
Архивные документы о служебном автопарке предприятия в период с начала 1980-х до половины 1990-х опубликовал музей «КАМАЗа».
Согласно приказу от 1982 года служебные машины предназначались гендиректору, директорам, их заместителям, руководителям аппарата и секретарю парткома. Выделялись, в основном, ГАЗ-24 «Волга», на которые определили лимит содержания от 5 тысяч до 8 тысяч рублей в год. Но были и «Москвичи», «Жигули» и «УАЗы».
Документ также утверждал лимиты на служебные легковушки в пределах ассигнований, которые выделял тогда Минавтопром. Прописывал меры по усилению контроля за использованием машин строго по назначению и по лимитам. Авто, согласно документу, должны были сосредоточить в транспортном управлении и создать для них отдельную колонну, организовать площадку для техобслуживания и ремонта, утвердить штатное расписание для водителей, организовать учет за расходами.Высвободившиеся машины тогда было поручено передавать в торгующие организации для продажи населению или списывать с баланса по техсостоянию. Уже спустя более 10 лет в аналогичном документе от 1993 года появилась отметка, что оставшиеся после распределения машины надо было реализовать рабочим через фонд социальной помощи. Тогда уже гендирекции доставались иномарки – например, президента предприятия возили на Volvo и Toyota. Остальные начальники ездили на отечественных легковых автомобилях, среди которых также попадались машины «ГАЗ», «ВАЗ», «ИЖ», «УАЗ», «РАФ» и прочие. Некоторым доставались, впрочем, и иномарки Nissan.
Уже в 1995 году, согласно документам, на балансе «КАМАЗа» находились 700 служебных легковых автомобилей. За Бехом, например, тогда были закреплены Mercedes и БМВ-750. Первый замгендиректора Борисов, вице-президенты Костин и Комм, другие первые лица предприятия ездили на Volvo. Остальные передвигались преимущественно на машинах отечественного производства.
В приказе этого года сообщалось о ростах расходов на служебный транспорт.
«Несмотря на резкое снижение программы производства, за последние годы установилась устойчивая тенденция роста служебного легкового автотранспорта. Одновременно с ростом количества автомобилей растут и затраты на их содержание и эксплуатацию» - говорится в документе. В целях снижения расходов тогда утверждали списки закрепленных машин, а некоторым подразделениям и вовсе поручили пересчитать автопарк согласно нормативам и сократить «избыточные» машины, передав их на реализацию сотрудникам через ФСП. Высвободившихся сотрудников приказ предписывал сократить.
Фото: Музей КАМАЗа