Следственный комитет завершил расследование уголовного дела на бывшего ректора КФУ Ильшата Гафурова. Об этом пишет «Коммерсантъ». Гафурова связывают с убийством елабужского бизнесмена Айдара Исрафилова в 1999 году.
Следователи пришли к выводу, что убийц из Набережных Челнов подстрекал к расправе над елабужским «авторитетом» именно Ильшат Гафуров. Но свою вину мужчина не признает. Он поясняет, что, будучи мэром Елабуги, действительно пытался призвать к порядку Айдара Исрафилова, заставляя его, например, соблюдать правила пожарной безопасности в подконтрольных заведениях и оплачивать стоимость аренды. Однако, по его словам, их споры с бизнесменом никак не могли стать поводом для покушения.
Защита Гафурова же настаивает на том, что уголовное преследование является незаконным, так как не было отменено решение прокуратуры, признавшей его непричастным к этому же преступлению. За 23 года, прошедших после убийства, данный факт был предметно изучен предшественницей сегодняшнего СКР — прокуратурой. После заявления Исрафилова о том, что его хотят убить члены конкурирующей группировки «29-й комплекс», мэр Елабуги Гафуров стал одним из свидетелей по делу. Члены следственной группы под руководством начальника следственного отдела прокуратуры Набережных Челнов Азата Зиятдинова допросили и потерпевшего о его взаимоотношениях с городской властью, и Гафурова, задав ему те же самые вопросы.
Показания потерпевшего и свидетеля оказались в целом похожими, и Зиятдинов признал Гафурова непричастным к подготовке покушения - «в связи с отсутствием в его действиях состава преступления». Постановление вынесли в апреле 2002 года, когда нанятый лидерами «29-го комплекса» киллер все же застрелил Исрафилова в Москве. Уже после убийства «авторитета» по поручению следователя Зиятдинова повторно допросили свидетеля Гафурова в рамках второго дела (об убийстве). Тогда ему также не предъявили претензий.
Кроме того, рассматривалась версия, что в «отказном» постановлении прокуратуры в апреле 2002 года мог расписаться вовсе не руководитель следственной группы Зиятдинов. Следствие назначило почерковедческую экспертизу: усомнились в идентичности образцов подписей 2022 и 2002 годов. Защита, в свою очередь, заказала экспертное сравнение всех «старых» подписей Азата Зиятдинова, сохранившихся в материалах масштабного уголовного дела «29-го комплекса». Независимые эксперты признали подлинность постановления. Согласно их выводам, за 20 лет подпись любого человека могла существенно поменяться, а вот в рамках одного уголовного дела следователь, скорее всего, расписывался одинаково.
Защита в итоге посчитала, что следствие должно было сначала отменить «оправдывающее» ректора постановление прокуратуры Набережных Челнов. А поскольку оно этого не сделало, уголовное преследование Ильшата Гафурова, как и его 14-месячное содержание под стражей, является незаконным.
В связи с этим адвокат обратился с жалобой в Мосгорсуд. Однако доводы защиты приняты не были. Почему суд не принял доводы защиты, станет понятно из мотивировочной части решения, которое стороны пока не получили.
Фото: business-gazeta.ru