Набережные Челны слабо справляются с развитием стрит-арт движения. Город критически отстает не только от Казани, но и от Альметьевска. Нет единой стратегии, точек роста для развития, не вовлекаются креативные и художественные объединения, все муралы в городе похожи, да и автор у них, в основном, один и тот же. К такому выводу пришли в клубе урбанистов при НГПУ. Теперь здесь думают над решением проблемы.
Детальное исследование муралов провела студентка Лилия Шакирова. Текст оказался в распоряжении Chelny-biz.ru. Какие муралы появились на фасадах Челнах за последние годы, можно посмотреть здесь.
Она проанализировала стрит-арт движения Казани, Набережных Челнов и Альметьевска. Сравнивала муралы на предмет символизма, смысловой нагрузки, целеполагания, идентификации и эстетики. Сравнение получилось не в пользу Челнов.
«Негативный опыт создания муралов на территории города привел к тому, что жители перестали серьезно воспринимать арт-объекты. Они вошли в повседневную жизнь горожан, но стали терять свои истинные значения. Администрация, молодежные креативные центры, художественные объединения не выражали никаких инициатив по поводу развития стрит-арт объектов. Ситуация усугубляется тем, что автором большинства муралов является один человек. Это создает отсутствие разнообразия, муралы практически стали копиями с одним стилем для всех работ», - пишет автор.
Лилия Шакирова опросила студентов вузов от 18 до 25 лет. Интересовалась, почему направление прижилось в других городах, но не получило признания в Челнах. Почти половина опрошенных ответила, что город нуждается в муралах. Они согласились, что объекты облагораживают городское пространство и привлекают внимание к общественным и политическим проблемам. 13% ответили отрицательно - говорили, что город представляет собой «маленькую детскую страну с негативной атмосферой, в которой отсутствуют современные арт-рисунки». Почти все сказали о том, что необходимо увеличить число стрит-арт объектов и создать новые площадки для них.
«Развитие стрит-арт направления в промышленном городе Набережные Челны необходимо. Появление и развитие таких площадок может стать точкой притяжения многих новых идей. С помощью стрит-арт работ необходимо подчеркнуть исторический контекст, чтобы наследие известного города строителей «КАМАЗа», возможно, стало его брендовой составляющей. Благодаря муралам в Набережных Челнах могли бы преобразовываться огромные монотонные серые панели многих промышленных сооружений и жилых домов. Большое количество красочных элементов увеличит престиж города и привлечет внимание молодежи к действительно важным общественным проблемам», - полагает Шакирова.
Челны начали проявлять себя в стрит-арте с 2014 года. За последние годы появилось больше десятка муралов. Главная концепция – сохранение исторического наследия и создание бренда города. Автор вспомнила примеры с изображением ребенка на доме 26/08 («жители тогда раскритиковали картину, посчитав пугающей»), рабочего на доме 4/14 и грузовик «КАМАЗ-мастер» в 9-м комплексе поселка ГЭС. При этом концепции соответствовали только два последних.
Лидером в исследовании ожидаемо стала Казань. В столице есть единая стратегия стрит-арта, ее закрепил недавно созданный институт развития. Сотрудничество выстроили с Санкт-Петербургским институтом исследования стрит-арта. В Альметьевске с 2017 года действует пятилетняя паблик-арт-программа «Сказки о золотых яблоках», реализуемая командой уже упомянутого вуза из Петербурга. Проект призван сохранить бренд города как нефтяной столицы Татарстана.
Зябовский архитектор
Гамбарыч
Про
Про
Вадим
Мураловед3000